Решение №08-01-429 Решение № 08-01-429 по жалобе ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действи... от 9 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-429

 

30 октября 2015 года                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- и.о. зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (уведомлено надлежащим образом),

в отсутствие представителей заказчика – муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» муниципального образования города Бердска (уведомлено надлежащим образом),

в присутствии представителей уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области (далее - Минстрой НСО): «…» (по доверенности «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия заказчика – муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» муниципального образования города Бердска и уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении открытого конкурса на капитальный ремонт МАУ ДК «Родина» г. Бердска (извещение № 0151200006015000364), начальная (максимальная) цена контракта 118 606 860,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» с жалобой на действия заказчика – муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» муниципального образования города Бердска и уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении открытого конкурса на капитальный ремонт МАУ ДК «Родина» г. Бердска (извещение № 0151200006015000364).

Суть жалобы заключается в следующем.

ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» обжалует следующие положения конкурсной документации.

Пункт 5.3.6 проекта контракта устанавливает требование о соответствие применяемых материалов ТУ: «Гарантировать, что качество строительных материалов, оборудования и комплектующих изделий, применяемых для строительства будет соответствовать спецификациям, указанным в проекте, государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество». По мнению подателя жалобы, технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п., следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя, и указание на ТУ в документации об аукционе является нарушением ФЗ № 44-ФЗ.

Пункт 3.1 проекта контракта упоминает НДС, который включается в цену контракта. Заказчиком, по мнению подателя жалобы, не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Срок выполнения работ, согласно пункту 4.2 проекта контракта, заканчивается 01.09.2016г., но при этом срок действия контракта заканчивается только 31.12.2016г. (пункт 13.2 проекта контракта). ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» считает срок действия контракта необоснованно завышенным и обременительным для  участников, которые несут дополнительные затраты на обеспечение банковской гарантии.

Кроме того, податель жалобы полагает, что заказчиком в конкурсной документации должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015г. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», поскольку объектом закупки являются строительные работы, включенные в код 45 ОКПД, при этом начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей.

ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» полагает, что заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд».

Кроме того, по мнению ООО «СТРОЙТЕХГРУПП», описание объекта закупки содержит указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности, а именно, по пункту № 171 Раздела 15. «Вентшахта № 1»: «антисептическая обработка деревянных конструкций составом «Пирилакс».

На жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» от уполномоченного органа – Минстроя НСО поступили возражения, в которых указано следующее. Уполномоченный орган не согласен с доводами подателя жалобы в силу следующего.

В п.5.3.6 проекта контракта содержится требование о соответствии качества строительных материалов, оборудования и комплектующих изделий, применяемых для строительства, государственным стандартам, техническим условиям, при этом технические условия относятся к указанным в документации ГОСТам, например, ГОСТ 22233-2001 «Профили прессованные из алюминиевых сплавов для светопрозрачных ограждающих конструкций. Технические условия», ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия».

В случае, если участник закупки является налогоплательщиком НДС в соответствии с ч.1 ст.143 НК РФ, то он выделяет 18% от цены контракта, а в случае, если участник закупки не является налогоплательщиком НДС, он не выделяет НДС из цены контракта.

ФЗ № 44-ФЗ не содержит требований, предъявляемых к сроку действия контракта. При установлении в проекте контракта срока его действия необходимо принимать во внимание предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки поставки товаров, завершения работ и оказания услуг, а также сроки выполнения иных обязательств по контракту (приемки и оплаты товаров, работ, услуг, а также выполнения гарантийных обязательств).

Постановление Правительства РФ № 99 от 04.02.2015г. не устанавливает дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения открытого конкурса.

В соответствии со ст.11 ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации. Проектная документация, размещенная на официальном сайте, получила положительное заключение государственной экспертизы и разработана в соответствии с действующим законодательством, в том числе, ФЗ № 261-ФЗ. Таким образом, внесение изменений в проектную документацию может повлиять на безопасность объекта капитального строительства. В проектной документации установлены требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений.

Позиция № 171 Раздела 15 «Вентшахта № 1» «антисептическая обработка деревянных конструкций составом «Пирилакс» относится к ведомости объемов работ, согласно инструкции по заполнению заявки, не подлежат указанию в заявке параметры товаров, показатели которых содержатся в проектно-сметной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих материалов не установлены заказчиком в разделе «Описание объекта закупки (требования к качеству материалов (товаров)).

На основании изложенного, Минстрой НСО просит признать жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.5.3.6. проекта контракта, подрядчик обязан гарантировать, что качество строительных материалов, оборудования и комплектующих изделий, применяемых для строительства, будет соответствовать спецификациям, указанным в проекте, государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество. При этом в проекте контракта и в конкурсной документации в целом отсутствует указание на определенные номера технических условий конкретных производителей. Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

В п.3.1 проекта контракта конкурсной документации указано: «Стоимость работ по настоящему контракту составляет ___ руб.__ коп. (__ руб. __ коп), в том числе налог на добавленную стоимость – 18% ___ руб. __ коп. ( __ руб. __ коп)». Поскольку ФЗ № 44-ФЗ не устанавливает специальных правил формирования начальной (максимальной) цены контракта для лиц, в отношении которых установлены специальные налоговые режимы, Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, также не содержат таких правил, у заказчика отсутствуют правовые основания для указания в проекта контракта и конкурсной документации особенностей для потенциальных участников закупки, в отношении которых действуют какие-либо специальные налоговые режимы. Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Довод ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» относительно срока действия контракта, превышающего срок выполнения работ, не нашел своего подтверждения, поскольку в соответствии со ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, при этом договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что в срок действия контракта входит не только предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки поставки товаров, завершения работ и оказания услуг, а также сроки выполнения иных обязательств по контракту (приемки и оплаты товаров, работ, услуг, а также выполнения гарантийных обязательств).

Довод подателя жалобы относительно установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015г. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», в связи с тем, что объектом закупки являются строительные работы, включенные в код 45 ОКПД, при этом начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей, не нашел своего подтверждения, поскольку постановление Правительства № 99 от 04.02.2015г. не устанавливает дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения открытого конкурса.

В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Кроме того, ст.11 ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.

Проектная документация, размещенная на официальном, получила положительное заключение государственной экспертизы и разработана в соответствии с действующим законодательством, в том числе ФЗ № 261-ФЗ. Таким образом, внесение изменений в проектную документацию может повлиять на безопасность объекта капитального строительства.

В размещенной проектной документации содержатся мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов, а именно, в разделе 11.1 проектной документации.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что позиция № 171 Раздела 15 «Вентшахта № 1» «антисептическая обработка деревянных конструкций составом «Пирилакс» относится к ведомости объемов работ. Согласно инструкции по заполнению заявки, не подлежат указанию в заявке параметры товаров, показатели которых содержатся в проектно-сметной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих материалов не установлены заказчиком в разделе «Описание объекта закупки (требования к качеству материалов (товаров)). Перечень товаров (материалов), используемых при выполнении работ, содержащийся в описании объекта закупки, не содержит позиции «Пирилакс», таким образом, заказчиком не установлено каких-либо требований к использованию именно этого материала, исходя из чего отсутствует необходимость установления в конкурсной документации эквивалентности данного материала. Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного открытого конкурса, было выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В п.18.2 конкурсной документации содержится инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе, в которой указано, в том числе, следующее: «При описании характеристики товара (показателей для определения соответствия) участник закупки вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено параметрами товара».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация должна, в том числе, содержать предусмотренные ст.51 ФЗ № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Исходя из содержащейся в конкурсной документации инструкции по заполнению заявки нельзя однозначно установить, по каким показателям участники закупки должны указать в составе заявки дискретные показатели, а по каким допустимо указание диапазона характеристик. С учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что инструкция по заполнению заявки данного открытого конкурса способна ввести участников закупки в заблуждение относительно состава и содержания заявки на участие в открытом конкурсе, что нарушает п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ.

Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия Новосибирского УФАС России в соответствии с п.3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» считает целесообразным предписание заказчику и уполномоченному органу о внесении изменений в конкурсную документацию не выдавать.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» на действия заказчика – муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» муниципального образования города Бердска и уполномоченного органа – Министерства строительства Новосибирской области при проведении открытого конкурса на капитальный ремонт МАУ ДК «Родина» г. Бердска (извещение № 0151200006015000364) необоснованной.
  2. Признать заказчика и уполномоченный орган нарушившими п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны