Решение № 08-01-436 РЕШЕНИЕ № 08-01-436 в отношении федерального государственног... от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-436

19 декабря 2016 года                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Строительно-монтажное управление - 24» (заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителей),

в присутствии представителя заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ: <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Строительно-монтажное управление - 24» на действия заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона на оказание услуг по погрузке, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, уничтожению медицинских отходов класса «Б», «В», «Г» (извещение № 0351100021316000576), начальная (максимальная) цена контракта 1 900 000,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Строительно-монтажное управление - 24» с жалобой на действия заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона на оказание услуг по погрузке, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, уничтожению медицинских отходов класса «Б», «В», «Г» (извещение № 0351100021316000576).

Суть жалобы заключается в следующем. По мнению ООО «Строительно-монтажное управление - 24», заказчик неправомерно установил в аукционной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии на обращение с медицинскими отходами класса «Г», поскольку данное требование  делает невозможным участие ни одной организации в процедуре определения поставщика, т.к. ни одна из заявок не может быть признана соответствующей заявленному требованию, поскольку медицинские отходы класса «Г» не являются токсикологические опасными, не подлежат сбору, хранению, обезвреживанию как токсикологически опасные отходы на том основании, что в п.1.3 СанПиН 2.1.7.1386-03 (введен Постановлением Главного санитарного врача «Об утверждении СП 2.1.7.2850-11 «Изменения и дополнения № 2 к СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления») указывается, что «Правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы». Таким образом, медицинские отходы класса «Г» не являются токсикологически опасными, следовательно, как и подчеркивается в п.2 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не относятся к отходам производства и потребления, на которые распространяется требование о лицензировании.

Заказчик предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрены действующим законодательством, а именно, требование о наличии лицензии на обращение с медицинскими отходами класса «Г», поскольку в настоящий момент такая лицензия регистрирующими органами не выдается в силу того, что законодательство не предъявляет лицензионных требований к обращению с медицинскими отходами (за исключением ртутьсодержащих медицинских отходов класса «Г» и отходов класса «Д»).

ООО «Строительно-монтажное управление - 24» также считает, что если же заказчику требуется уничтожение разных видов медицинских отходов класса «Г», т.е. включая ртутьсодержащие отходы, на обращение с которыми требуется лицензия, то совмещение в одной закупке услуг, подлежащих и не подлежащих лицензированию, нарушает антимонопольное законодательство в части несоблюдения положений ч.1 ст.17 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», т.к. не допускает к участию в закупке тех участников, которые могут оказывать услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов классов «Б», «В», «Г» (лекарственные средства с истекшим сроком годности), а минимальную часть объема по оказанию аналогичных услуг по другому роду отходов класса «Г» (ртутьсодержащих предметов) в силу необходимости лицензии не смогут. При этом очевидно, что количество медицинских отходов класса «Б» и «В» для данного лечебного учреждения в разы превышает количество медицинских отходов класса «Г».

Поэтому, по мнению подателя жалобы, в целях соблюдения антимонопольного законодательства необходимо разделить процедуры по определению поставщиков по оказанию лицензируемых и не лицензируемых услуг.

На основании изложенного, ООО «Строительно-монтажное управление - 24» просит выдать федеральному государственному бюджетному учреждению «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу ООО «Строительно-монтажное управление - 24» от заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ поступили возражения, в которых указано следующее.

Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы, поскольку считает, что заказчиком в соответствии с требованиями норм ФЗ № 44-ФЗ были правомерно установлены требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов класса «Г», а необходимость объединения в один лот услуг по погрузке, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, уничтожению медицинских отходов класса «Б», «В», «Г» является экономически целесообразным, поскольку данные услуги являются технологически и функционально связанными.

На основании изложенного, федеральное государственное бюджетное учреждение «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ просит признать жалобу ООО «Строительно-монтажное управление - 24» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом данной закупки является оказание услуг по погрузке, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, уничтожению медицинских отходов класса «Б», «В», «Г».

Согласно ч.2 ст.2 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.49 ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Согласно ч.2 ст.49 ФЗ № 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы;

3) класс «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс «Г» - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс «Д» - радиоактивные отходы.

В соответствии с ч.3 ст.49 ФЗ № 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года № 163, определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

В пункте 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлена следующая классификация медицинских отходов: «медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):

Класс «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).

Класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы.

Класс «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.

Класс «Г» - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.

Класс «Д» - радиоактивные отходы».

Медицинские отходы класса «Г» в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 подразделяются на лекарственные средства (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, отходы сырья и продукции фармацевтических производств, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.

В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, заказчику в аукционной документации в соответствии с данным объектом закупки необходимо было установить требование к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а также о представлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки данному требованию.

Исходя из изложенного, довод подателя жалобы о неправомерности установления в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на вывоз для обезвреживания или утилизации отходов класса «Г» нашел свое подтверждение, поскольку действующим законодательством данная лицензия не предусмотрена, однако предусмотрена лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, к которым относятся медицинские отходы класса «Г».

Таким образом, заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, установив требование к участникам закупки о наличии лицензии на вывоз для обезвреживания или утилизации отходов класса «Г», а также п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ, установив ненадлежащее требование к составу и содержанию второй части заявки о представлении документов, подтверждающих соответсвие участника закупки данному требованию, а именно, лицензии на деятельность по обращению с отходами или договора с организацией, где планируется обезвреживание отходов заказчика, и копии данной лицензии.

Довод подателя жалобы о том, что медицинские отходы класса «Г» не являются токсикологически опасными, не подлежат сбору, хранению, обезвреживанию как токсикологически опасные отходы на том основании, что в п. 1.3 СанПиН 2.1.7.1386-03 указано, что «Правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы», не нашел своего подтверждения, поскольку из п.1.3 СанПиН 2.1.7.1386-03 не следует, что медицинские отходы класса «Г» не являются токсикологически опасными и не относятся к 1 – 4 классам опасности.

Довод подателя жалобы о том, что заказчик в одной закупке объединил услуги, подлежащие и не подлежащие лицензированию, что нарушает антимонопольное законодательство в части несоблюдения положений ч.1 ст.17 Федерального закона 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не нашел своего подтверждения, поскольку нормы и правила СанПиН 2.1.7.1386-03 устанавливают требования к обращению с медицинскими отходами как классов «Б», «В», так и класса «Г», в соответствии с данными требованиями имеется функциональная и технологическая взаимосвязь при обращении с медицинскими отходами данных классов.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона было выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчиком в п.20 документации об электронном аукционе установлены требования к участникам закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, не только о наличии лицензии, не предусмотренной действующим законодательством, на вывоз для обезвреживания или утилизации отходов класса «Г», но и о наличии у участников закупки санитарно-эпидемиологического заключения  на соответствие СанПиН 2.1.7.1 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

Однако в соответствии с нормами действующего законодательства, а именно, ч.2 ст.40 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», данное заключение является обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, исходя из чего заказчику необходимо установить в документации требование к участникам закупки о наличии только лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

Таким образом, заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Строительно-монтажное управление - 24» на действия заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона на оказание услуг по погрузке, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, уничтожению медицинских отходов класса «Б», «В», «Г» (извещение № 0351100021316000576) частично обоснованной.

2.Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ.

3.Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-323

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

19 декабря 2016 года                                                                                                         г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения № 08-01-436 от 19.12.2016г. по жалобе ООО «Строительно-монтажное управление - 24» на действия заказчика – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона на оказание услуг по погрузке, транспортировке, обезвреживанию, утилизации, уничтожению медицинских отходов класса «Б», «В», «Г» (извещение № 0351100021316000576),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок заказчику – федеральному государственному бюджетному учреждению «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Министерства здравоохранения РФ необходимо:

1.Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.31 и п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, устанавливать надлежащие требования к участникам закупки в соответствии с объектом данной закупки, в частности, о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, исключить требования к участникам закупки о наличии санитарно-эпидемиологического заключения  на соответствие СанПиН 2.1.7.1 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», а также установить надлежащие требования к составу и содержанию второй части заявки о представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данному требованию, в том числе, исключить из требований к составу и содержанию второй части заявки требование о представлении договора с организацией, где планируется обезвреживание отходов заказчика, и лицензии данной организации.

2.Внести изменения в документацию об электронном аукционе № 0351100021316000576 в соответствии с решением № 08-01-436 от 19.12.2016г. и настоящим предписанием.

3. Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок аукционной комиссии заказчика необходимо:

Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны