Решение №08-01-479 Решение №08-01-479 по жалобе ООО «КузбассИнвестСтрой» на дей... от 7 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-479

30 ноября 2015 года                                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный-специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьёв А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии

в присутствии представителя подателя жалобы – ООО «КузбассИнвестСтрой»: «…»(по доверенности),

в присутствии представителя Верхне-Обского Бассейнового Водного Управления Федерального агентства водных ресурсов: «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «КузбассИнвестСтрой» на действия аукционной комиссии Верхне-Обского БВУ Федерального агентства водных ресурсов при проведении электронного аукциона на расчистку, углубление и спрямление русла р. Иша в районе с. Чоя и с. Гусевка Республики Алтай (извещение № 0151100011115000005), начальная (максимальная) цена контракта 19 487 070,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «КузбассИнвестСтрой» с жалобой на действия аукционной комиссии Верхне-Обского БВУ Федерального агентства водных ресурсов при проведении электронного аукциона на расчистку, углубление и спрямление русла р. Иша в районе с. Чоя и с. Гусевка Республики Алтай (извещение № 0151100011115000005).

Суть жалобы заключается в следующем. Податель жалобы указывает что согласно информации, размещенной в Реестре контрактов, у Участников электронного аукциона: ООО «СпецТехСтрой», ИП Павленко Юлии Зуфаровны, ООО «Тепловодресурс», ООО ГРУППА КОМПАНЙ «АСПЕКТ», отсутствует опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе, при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цена лота), на право заключить который проводится закупка.   

Таким образом, податель жалобы считает, что у указанных участников не могут быть документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям – копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ и вторые части их заявок допущены не правомерно к участию в электронном аукционе.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.

В документации об аукционе в электронной форме «Расчистка, углубление и спрямление русла р. Иша в районе с. Чоя и с. Гусевка Республики Алтай» в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О федеральной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона о контрактной системе) согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление) к участникам закупки установлено дополнительное требование - наличие опыта работы, связанного с предметом контракта.

Условием подтверждения соответствия участников закупки дополнительным требованиям установлено «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка» и представление «копий (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ».

В Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 не устанавливается требование к наличию у участника закупки опыта исполнения только государственных контрактов и муниципальных контрактов.

В ходе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе единая комиссия Верхне-Обского БВУ по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (далее – Комиссия) оценивала заявки участников электронного аукциона по наличию опыта работы, связанного с предметом контракта (пункт 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе).

Заявки участников электронного аукциона ООО «СпецТехСтрой», ИП Павленко Юлия Зуфаровна, ООО «Тепловодресурс», ООО ГРУППА КОМПАНИЙ «АСПЕКТ», содержат копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, отвечающих дополнительным требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме.

Общество с ограниченной ответственностью «КузбассИнвестСтрой» не может располагать информацией о финансово-хозяйственной деятельности участников закупки и представляет в жалобе в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области заведомо недостоверную информацию об отсутствии у участников электронного аукциона опыта исполнения работы.

Таким образом, заказчик просит признать жалобу ООО «КузбассИнвестСтрой» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Заказчик в п.11 аукционной документации установил требование к участникам закупки и составу второй части заявки в соответствии с п.3 ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ №99 от 04.02.2015 г., в частности, о наличии у участников  закупки опыта работы, связанного с предметом контракта. При этом, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №99 от 04.02.2015 г. в документации установлена группа работ, по которой участники закупки обязаны представить копии контрактов, подтверждающих наличие опыта работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, а именно, работ строительных по объектам, не являющимся объектами капитального строительства.

Объектом данной закупки является выполнение работ по расчистке, углублению и спрямлению русла р. Иша в районе с. Чоя и с. Гусевка Республики Алтай.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в составе второй части заявки ИП Павленко Юлия Зафаровна представила копию договора №2/08 от 25.04.2014 г. на выполнение работ по капитальному ремонту  противоналедных дамб на реках Чаганка, Тамба-Суу, Чуя протяженностью 3,8 км в с. Кош-Агач Кош-Агачского района республики Алтай. Также ООО «Тепловодресурс» представило копию муниципального контракта №14 на капитальный ремонт дамбы р. Сема с. Шебалено. Дамбы являются гидротехническими сооружениями, соответственно, согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, дамбы являются объектами капитального строительства. Таким образом, представленные документы подтверждают опыт работ на объектах капитального строительства, в то время как заказчик установил требование о наличии опыта выполнения работ на объектах, не являющихся объектами капитального строительства, тем самым данные договор и контракт не соответствуют требованию аукционной документации, установленному в п.11.

Также Комиссией Новосибирского УФАС России были рассмотрены вторые части заявок ООО «СпецТехСтрой», ООО ГРУППА КОМПАНИЙ «АСПЕКТ» и ООО «КузбассИнвестСтрой». ООО «СпецТехСтрой» представило договор субподряда №02суб/2533/2014 от 11.12.2014 г. на выполнение работ по устройству временной объездной дороги: Дополнительные строительно-монтажные работы на временных мостах и временной подъездной дороге в Онгудайском районе на автомобильной дороге Черга – Беш-Озек – Усть-Кан – Талда – Карагай – граница Казахстана с подъездом Талда – Тюнгур (природный парк «Белуха») на участке км 168 – км 170 подъезда. При этом, указанные в данном договоре виды работ группе соответствуют видам работ, являющимся объектом закупки, цена данного договора составляет 5 972 475 руб. 84 коп., что составляет более 20 процентов начальной (максимальной цены) договора. ООО ГРУППА КОМПАНИЙ «АСПЕКТ» представило контракт № ВФ-7/ АСПКТ от 30.12.2013 г. по расчистке русла р. Койниха, указанные в данном контракте виды работ соответствуют видам работ, являющимся объектом закупки, цена данного договора составляет 10 563 426 руб. 84 коп., что составляет более 20 процентов начальной (максимальной цены) договора. ООО «КузбассИнвестСтрой» представило государственный контракт 2013 г. по расчистке русла р. Тула г. Новосибирск (3 участок), указанные в данном контракте виды работ соответствуют видам работ, являющимся объектом закупки, цена данного договора составляет 19 900 000 руб., что составляет более 20 процентов начальной (максимальной цены) договора. Таким образом, данные договор и контракты, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, полностью соответствуют требованиям п.3 ч.2 ст.31 ФЗ №44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу частично обоснованной.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик в аукционной документации указал, что осуществляет данную закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является ограничением при проведении закупки в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ. Однако заказчик в печатной форме извещения, в форме извещения, формируемом на официальном сайте закупок, а также в информационной карте аукционной документации указал ограничение в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ как в графе «ограничения в определении поставщика» так и в графе «преимущества».

Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона № 44-ФЗ преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ № 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно п.4 ч.3 ст. 49, п.5 ч.5 ст.63 и п.6 ч.1 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ в извещениях о проведении аукциона, открытого конкурса и запроса котировок указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ № 44-ФЗ.

Нормы указанных статей корреспондируют со статьями 28, 29 и 30 ФЗ № 44-ФЗ. Статьи 28, 29 и 30 являются специальными нормами ФЗ № 44-ФЗ, предусматривающими порядок предоставления преимуществ и установления ограничений в закупках.

Статьи 28 и 29 ФЗ № 44-ФЗ прямо предусматривают предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.

В свою очередь, статья 30 ФЗ № 44-ФЗ прямо предусматривает установление в извещениях об осуществлении закупок ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч.3 и ч.8 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ). Положения статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ не содержат норм о предоставлении каких-либо преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. Данное обстоятельство связано с тем, что в случае установления ограничения участия в закупке по статье 30 ФЗ № 44-ФЗ, ее участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. В связи с этим, предоставление преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям перед этими же участниками закупки является абсурдным. Таким образом, предоставление преимуществ, не предусмотренных статьей 30 ФЗ № 44-ФЗ, является деянием, противоречащим нормам ФЗ № 44-ФЗ.

Более того, статьи ФЗ № 44-ФЗ, регламентирующие порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок (ст.51, ст.66, ст.73), предусматривают представление в заявках документов, подтверждающих получение преимуществ только по статьям 28, 29 ФЗ № 44-ФЗ. При этом, в данных статьях установлено требование о предоставлении в заявке участника закупки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ.

Совокупность указанных норм свидетельствует о невозможности предоставления преимуществ в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ и указание о возможности предоставления преимуществ вводит участников закупок в заблуждение, не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.

Части 5 и 6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ устанавливают требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием в контракте объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Данные положения не предусматривают каких – либо преимуществ субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям перед другими участниками закупки, а трактуют условие исполнения заключенного контракта в части привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Согласно ч.2 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Согласно ч.11 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ № 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ № 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п.2 Приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015г. «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы» планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Согласно п.5 указанного Приказа размещение плана-графика на официальном сайте по форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом N 761/20н, осуществляется с учетом следующих положений:

2) в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются:

е) в столбце 6:

предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона № 44-ФЗ (при наличии таких преимуществ);

информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, либо об установлении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ (при наличии таких ограничений или требований).

Таким образом, с учетом совокупности вышеуказанных норм действующего законодательства о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. С учетом вышеуказанных обязательных особенностей размещения планов-графиков на официальном сайте заказчики при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций указывают информацию об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 ФЗ № 44-ФЗ. А при наличии преимуществ указывают преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ № 44-ФЗ. Таким образом, заказчик нарушил ст.30 ФЗ № 44-ФЗ.

 Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 и п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «КузбассИнвестСтрой» на действия аукционной комиссии Верхне-Обского БВУ Федерального агентства водных ресурсов при проведении электронного аукциона на расчистку, углубление и спрямление русла р. Иша в районе с. Чоя и с. Гусевка Республики Алтай (извещение № 0151100011115000005) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, аукционную комиссию нарушившей требования ст.69 ФЗ №44-ФЗ.
  3.  Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в  сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-487

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

30 ноября 2015 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный-специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

 

Соловьёв А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

 

на основании своего решения № 08-01-479 от 30.11.2015г. по жалобе ООО «КузбассИнвестСтрой» на действия аукционной комиссии Верхне-Обского БВУ Федерального агентства водных ресурсов при проведении электронного аукциона на на расчистку, углубление и спрямление русла р. Иша в районе с. Чоя и с. Гусевка Республики Алтай (извещение № 0151100011115000005),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии Верхне-Обского БВУ Федерального агентства водных ресурсов необходимо:

  1. Прекратить нарушение п. 1 ч.6 ст.69 Федерального закона №44-ФЗ, а именно, прекратить признавать вторые части аукционных заявок соответствующими, если они не соответствуют требованиям аукционной документации.
  2. Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
  3. Повторно провести процедуру рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0151100011115000005.

Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить возможность исполнения предписания аукционной комиссией.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания Верхне-Обскому БВУ Федерального агентства водных ресурсов необходимо сообщить в адрес Новосибирского УФАС России до 14.12.2015г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны