Решение б/н РЕШЕНИЕ № 08-01-484 и предписание по жалобе ИП действия за... от 21 сентября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 08-01-484
21 сентября 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Дунина А.А |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
Алышова А.Е. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в отсутствие представителей подателя жалобы - индивидуального предпринимателя «…» (далее – ИП «…».) – на заседание Комиссии не явились, уведомлен надлежащим образом,
в присутствии представителя заказчика – администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области - «…» (по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП «…». действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (извещение № 0151300029018000009), начальная (максимальная) цена контракта 6 062 550 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП «…»с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области.
Суть жалобы ИП «…». заключается в следующем.
1. В разделе внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия банковской гарантии единой информационной системы (далее – ЕИС) указано, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе предоставляется участников закупки в виде денежных средств. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с письмом Минфина России от 25 июня 2018 г. № 24-06-08/43650 «О вступлении в силу положений Федеральных Законов от 31.12.2017 № 504-ФЗ и № 505-ФЗ», требования к договору специального счета для обеспечения заявок на участие в электронном аукционе вступят в силу с 1 июля 2018 г., однако будут применяться после даты начала функционирования новых электронных площадок (1 октября 2018 г.).
2. В Плане графике заказчика, указан срок окончания выполнения работ - 2018 год.
Однако в сведениях о финансовом сопровождении закупки указано, что сумма планируемых платежей на 2019 год составляет – 5 107 900 руб. 00 коп., а на 2020 год – 954 650 руб. 00 коп
3. Документация электронного аукциона содержит проект контракта, в котором заказчик установил, что оплата производится заказчиком единовременным платежом на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, в срок не более 30 (тридцать) дней с даты подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ (этапа), оформленного по прилагаемой форме (приложение № 3 к Контракту). Оплата производится заказчиком на основании представленных Подрядчиком счета, счета-фактуры и при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.
Податель жалобы считает, что условия проекта контракта в части представления по окончанию выполненных работ счет-фактуры противоречат требованиям действующего законодательства, а именно, ввиду того, что ИП «…». не является плательщиком НДС.
4. В позиции «Щебень» перечня товаров и материалов, используемых при выполнении работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области установлено, что содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, в щебне из гравия и валунов должно быть до 15 включительно.
По мнению подателя жалобы, ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» (далее - ГОСТ 8267-93) не предусматривает щебень с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, до 15 включительно.
5. В требованиях к товарам и материалам, используемым при выполнении работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области, заказчиком были установлены требования, сведения о которых допускается возможным предоставить, по мнению ИП «…»., только после проведения испытаний.
На жалобу ИП «…»от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.
1. Согласно нормам действующего законодательства Новосибирской области все действия по размещению закупок осуществляются только через систему государственной информационной системы в сфере закупок Новосибирской области (далее - ГИСЗ НСО). Информация с ГИСЗ НСО поступает на ЕИС и у заказчиков отсутствуют функция корректировки поступившей в ЕИС с ГИСЗ НСО информации.
Указанная в извещении о проведении электронного аукциона и размещенная непосредственно в ЕИС информация по порядку предоставления обеспечения заявок на участие в электронном аукционе поступила в ЕИС указанным способом.
В связи с отсутствием возможности откорректировать данную информацию, заказчиком было разработано извещение о проведении электронного аукциона в форме отдельного файла, который также был размещен в ЕИС.
Так согласно п. 7 извещения указана следующая информация:
«Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок:
Обеспечение заявки на участие в аукционе предоставляется участником закупки в виде денежных средств.
Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации*.
* С учетом переходных положений, установленных ч. 10.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а также п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе» до начала функционирования операторов новых электронных площадок, определенных в соответствии с ч. 3 ст. 24.1 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона вносит денежные средства на лицевой счет участника закупки, открытый для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе на счете оператора электронной площадки, указанного в п. 9 документации о проведении настоящего аукциона».
Аналогично установлено п. 7 документации электронного аукциона.
2. 19.08.2018 года заказчиком была объявлена закупка на выполнение подрядных работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области, начало выполнения работ по которой было установлено – с даты заключения контракта, срок окончания выполнения работ – не позднее 30 календарных дней с даты начала работ. Указанная информация о сроках выполнения работ идентична информации плана – графика.
Но уже в ходе размещения данной закупки лимиты бюджетного финансирования заказчика на 2018 год были изменены, в связи с чем, заказчик принял решение о внесении изменений в закупку уже на этапе ее размещения.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Заказчик, не имея возможности оплатить выполненные в полном объеме работы в течение установленного Законом о контрактной системе срока, обязан установить сроки выполнения работ именно таким образом, чтобы у заказчика имелась возможность оплатить выполненные работы в течение регламентированного ст. 34 Закона о контрактной системе срока.
В связи с изложенным, заказчик изменил срок выполнения работ для обеспечения соблюдения требований ст. 34 Закона о контрактной системе, однако скорректировать информацию в плане – графике уже на этапе размещения закупки невозможно.
3. В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее – Постановление Правительства РФ № 1137) счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления счетов-фактур, содержащих НДС. На основании п. 2 р. 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ № 1137 в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись «без НДС».
4. Заказчик считает, что в описании объекта закупки содержится необходимая информация об объекте закупки с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки.
Также заказчик указал показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям. При этом, указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Все указанные характеристики указаны в соответствии с требованиями технических регламентов, ГОСТ и т.д.
5. Документация об электронном аукционе содержит следующие положения:
«Формулировки «не более», «не менее», «более», «менее», «(с)выше», «ниже», «до», «св.», знаки «+», «>=», «-», «±», «<=», могут быть использованы при описании показателей в случае, если применение данных формулировок предусмотрено техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, с обязательной ссылкой на такой регламент. В отношении показателей, предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, участником закупки в первой части заявки должны быть указаны максимальные и (или) минимальные значения, в виде одного значения показателя или в виде диапазона значений показателей. Если в «Описании объекта закупки» указан товар, у которого технические, функциональные (потребительские свойства) и качественные характеристики должны соответствовать указанным в описании объекта закупки техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (далее - ГОСТ), то участник закупки должен указать конкретные показатели предлагаемого товара соответствующие ГОСТ, указанному в описании объекта закупки».
Таким образом, положения документации не обязывают участников закупки иметь товар, используемый при выполнении работ, в наличии при подаче заявки на участие в закупке, так как достаточно обратится к ГОСТ, указанному в описании объекта закупки, и указать показатели товара и их значения в соответствии с указаниями данного ГОСТ.
Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в п. 7 извещения и документации электронного аукциона указано, что денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, под знаком звездочка (*) имеется сноска о том, что учетом переходных положений, установленных ч. 10.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, а также п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе» до начала функционирования операторов новых электронных площадок, определенных в соответствии с ч. 3 ст. 24.1 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона вносит денежные средства на лицевой счет участника закупки, открытый для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе на счете оператора электронной площадки, указанного в п. 9 документации о проведении настоящего аукциона.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в данных действиях заказчика не усматривается нарушение законодательства о контрактной системе, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускается размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в ходе размещения данной закупки лимиты бюджетного финансирования заказчика на 2018 год были изменены, в связи с чем, заказчик принял решение о внесении изменений в закупку уже на этапе ее размещения, однако скорректировать информацию в плане – графике уже на этапе размещения закупки оказалось невозможно, что повлекло за собой нарушение ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе, довод жалобы нашел свое подтверждение.
3. В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее – Постановление Правительства РФ № 1137) счет-фактура без НДС, заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления счетов-фактур, содержащих НДС. На основании п. 2 р. 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ № 1137 в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись «без НДС».
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
4. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что требования, установленные к характеристикам по позиции «Щебень» в перечне товаров и материалов, используемых при выполнении работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области, установлены заказчиком в полном соответствии с ГОСТ 8267-93. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
5. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что документация об электронном аукционе содержит следующее положения:
«Формулировки «не более», «не менее», «более», «менее», «(с)выше», «ниже», «до», «св.», знаки «+», «>=», «-», «±», «<=», могут быть использованы при описании показателей в случае, если применение данных формулировок предусмотрено техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, с обязательной ссылкой на такой регламент. В отношении показателей, предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, участником закупки в первой части заявки должны быть указаны максимальные и (или) минимальные значения, в виде одного значения показателя или в виде диапазона значений показателей. Если в «Описании объекта закупки» указан товар, у которого технические, функциональные (потребительские свойства) и качественные характеристики должны соответствовать указанным в описании объекта закупки техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (далее - ГОСТ), то участник закупки должен указать конкретные показатели предлагаемого товара соответствующие ГОСТ, указанному в описании объекта закупки».
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что положения документации не обязывают участников закупки иметь товар, используемый при выполнении работ, в наличии при подаче заявки на участие в закупке, для указания показателей по характеристикам, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, нет необходимости проводить испытания, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «…». действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (в части довода жалобы № 2).
2. Признать заказчика нарушившим требования п. 12 ч. 21 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок с требованием об аннулировании проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-250
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
21 сентября 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Дунина А.А |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
Алышова А.Е. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
на основании своего решения №08-01-484 от 21.09.2018 по жалобе индивидуального предпринимателя «…»на действия заказчика - администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Заказчику прекратить нарушать ч. 12 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а именно, прекратить размещение в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, когда такие извещения, документация, содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках. Для устранения нарушения заказчику аннулировать проведение электронного аукциона на выполнение подрядных работ по благоустройству ул. Солнечная в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (извещение № 0151300029018000009).
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 10.10.2018 с приложением подтверждающих документов.