Решение №08-01-517 Решение №08-01-517 по жалобе АО «Санаторий «Красноярское Заг... от 28 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-517

«22» декабря 2015 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

Швалов А.Г.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Сухоплюев Д.В.

- заместитель начальника отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьев А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителя АО «Санаторий «Красноярское Загорье»:

"..."– (по доверенности),

в присутствии представителей ГУ – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ:

«…» – (по доверенности);

«…» – (по доверенности);

«…» – (по доверенности),

рассмотрев жалобу АО «Санаторий «Красноярское Загорье» на действия ГУ – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ при проведении открытого конкурса № 0251100003815000398,

УСТАНОВИЛА:

04.12.2015г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса №0251100003815000398.

В Новосибирское УФАС России обратилось АО «Санаторий «Красноярское Загорье» с жалобой на действия ГУ – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ при проведении открытого конкурса № 0251100003815000398.

Суть жалобы сводится к следующему.

Податель жалобы утверждает, что в приложении № 2 к разделу II «Информационная карта открытого конкурса» установлены требования к участникам данной закупки. Одним из незаконных требований, по мнению подателя жалобы, является оценка опыта участника закупки по следующему показателю: «Оказанной услугой сопоставимого характера и объема считаются исполненные контракты по оказанию услуг, соответствующих услугам, указанным в Техническом задании, по одному государственному контракту, с ценой контракта не менее 1 550 000 рублей и количеством путевок не менее 40 штук, по которым оказаны услуги по медицинской реабилитации застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, проживающим в городе Новосибирске и в   Новосибирской области и при отсутствии письменных жалоб на качество услуг по медицинской реабилитации».

Податель жалобы просит учесть, что критерий «опыт работы»  оценивается исходя из рейтинга в 60 баллов, при отсутствии такого опыта участник закупки получает «0» баллов, что существенно снижает конкурентоспособность заявки.

Податель жалобы сообщил, что планирует подать заявку на участие в данном открытом конкурсе по четырем лотам: №1, 6, 10, 12. По мнению подателя жалобы, для обеспечения реального участия в торгах, чтобы получить изначально равные шансы с участниками торгов, с учетом установленного порядка оценки заявки по показателю «Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема», необходимо снизить начальную (максимальную) цену контракта на 24 %.

Податель жалобы просит обратить внимание, что в п.п.4.2 Раздела III «Техническая часть» конкурсной документации указано следующее: «4.2. Организация, оказывающая санаторно-курортные услуги при проведении медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеет возможность оказания стационарной специализированной медицинской помощи по «профпатологии»».

Податель жалобы утверждает, что в предмет контракта входит оказание именно санаторно-курортных услуг, следовательно, представляется необоснованным предъявление заказчиком завышенных/необоснованных требований к участникам закупки, соответствие которым не является необходимым для оказания услуг, указанных в Лоте №1, 6, 10, 12.

Следовательно, для оказания услуг по санаторно-курортному лечению считает, что наличие «профпатологии» в объеме лицензированной медицинской помощи при санаторно- курортном лечении при наличии врача - профпатолога достаточно для выполнения требований заказчика к качеству медицинских услуг.

По мнению АО «Санаторий «Красноярское Загорье», в данном случае имеет место ограничение конкуренции путем установления необоснованных условий и требований к участникам аукциона (ст. 17 Закона «О защите конкуренции»).

Такое необоснованное лишение баллов по показателю 1 «Качество предлагаемых услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц ....» (не соответствие положениям по п.п.4.2. Раздела III Техническая часть ) приведет к занижению рейтинга заявки санатория (20 баллов из 100 баллов возможных), что альтернативно необходимости снижения предлагаемой цены участником еще на 4%.

С учетом изложенного, податель жалобы утверждает, что документация заказчика не соответствует требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.

На жалобу АО «Санаторий «Красноярское Загорье» поступили возражения от ГУ – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, в которых сообщается следующее.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 и ч.1 ст. 50 Закона в разделе II «Информационная карта открытого конкурса» конкурсной документации установлены единые и дополнительные требования к участникам открытого конкурса, предъявляемые в равной мере ко всем участникам открытого конкурса. Иных требований, установленных к участникам открытого конкурса в конкурсной документации, не содержится.

В приложении № 2 к разделу II «Информационная карта открытого конкурса» конкурсной документации указаны критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе согласно п.9 ч.1 ст. 50 Федерального закона № 44-ФЗ. Ряд требований, ограничивающих количество участников открытого конкурса в приложении 2 к разделу II «Информационная карта открытого конкурса» конкурсной документации заказчик не устанавливал.

В соответствии с ч.8 ст.32 Федерального закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников открытого конкурса товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила) заказчик в конкурсной документации установил следующие критерии оценки: Стоимостной критерий - «Цена контракта»; Нестоимостной критерий - «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Пунктом 10 вышеуказанных Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что при оценке заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупки заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценок заявок по нестоимостным критериям оценки Заказчик вправе установить предельно необходимое минимальное или максимальной количественное значение квалификационных характеристик.

Закупка услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляется Заказчиком ежегодно, в основном, для одних и тех же граждан г. Новосибирска и Новосибирской области. Потребность определяется на основании программ реабилитации пострадавшего, разрабатываемых ежегодно главными бюро медико­-социальной экспертизы по Новосибирской области на основании результатов проведения медицинской реабилитации. Целью медицинской реабилитации является восстановление утраченных функций пораженного организма полностью либо частично, возврат к труду или снижение степени инвалидности.

Заказчик утверждает, что для анализа эффективности оказанных услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний г. Новосибирска и Новосибирской области, их сопоставимости с предметом осуществления закупки не возможно использовать опыт санаторно-курортной организации по проведению медицинской реабилитации застрахованных лиц других областей, так как сведения о состоянии здоровья, диагнозы и лечение индивидуальны и не могут быть применены к другому застрахованному лицу.

В связи с этим заказчик в конкурсной документации установил, что оказанной услугой сопоставимого характера и объема считаются исполненные контракты по оказанию услуг, соответствующих услугам, указанным в техническом задании, по одному государственному контракту, с ценой контракта не менее 1 550 000 рублей и количеством путевок не менее 40 штук, по которым оказаны услуги по медицинской реабилитации застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, проживающим в городе Новосибирске и в Новосибирской области и при отсутствии письменных жалоб на качество услуг по медицинской реабилитации.

Установленный показатель 2 «Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема» позволяет проанализировать и оценить преемственность результатов лечения в динамике, определить эффективность получаемого поэтапного лечения застрахованными лицами. Данный показатель не ограничивает конкуренцию и не приводит к ограничению числа участников закупки, а лишь повлияет на рейтинг заявки и применяется только для оценки заявок на участие в конкурсе. Заказчик утверждает, что требование о наличии у участников конкурса опыта работы с Государственным учреждением - Новосибирским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации заказчиком не устанавливалось. Преимущественные условия участия в торгах отдельным участникам закупки заказчик так же не устанавливал.

В разделе III «Техническая часть» конкурсной документации п. 4.2. «Организация, оказывающая санаторно-курортные услуги при проведении медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеет возможность оказания стационарной специализированной медицинской помощи по «профпатологии» является описанием одной из качественных характеристик объекта закупки и не является требованием к участникам закупки, ни в коей мере не ограничивает конкуренцию.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» специализированная медицинская помощь оказывается врачами - специалистами и включает в себя также медицинскую реабилитацию, оказывается в стационарных условиях.

Заказчик просит учесть, что при соответствии лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, медицинские и иные организации имеют возможность заявлять любой вид работ (услуг) из Перечня работ и услуг составляющего медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2012 года № 291).

При установлении в конкурсной документации Показателя 2. «Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема» заказчиком были учтены следующие особенности осуществления закупок. В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на медицинскую реабилитацию застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, целевая статья расходов планируется исходя из количества застрахованных лиц г. Новосибирска и Новосибирской области, имеющих рекомендации в программе реабилитации пострадавшего (далее - ПРП). Учет конкретных застрахованных лиц, нуждающихся в медицинской реабилитации по профилю заболеваний ведется в электронном виде в ЕИИС «Соцстрах» в подсистеме «Возмещение вреда» по сведениям ПРП.

При оформлении ПРП Главное бюро МСЭ по Новосибирской области в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии с Государственным учреждением - Новосибирским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда) сведения из ПРП о рекомендованной медицинской реабилитации каждого гражданина, прошедшего освидетельствование, передаются в электронном виде и письменной форме в Отделение Фонда. В свою очередь сведения о проведенной медицинской реабилитации предоставляются в Главное бюро МСЭ, для разработки последующей ПРП.

Таким образом, обеспечивается последовательность, комплектность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамического наблюдения и контроля за эффективностью проводимой медицинской реабилитации.

В 2016 году в медицинской реабилитации согласно сведений из ПРП нуждается 1605 застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний г. Новосибирска и Новосибирской области, для которых закупка услуг будет осуществляться путем проведения открытого конкурса для 1180 человек и аукциона в электронном виде для 425 человек.

Таким образом, в виду отсутствия обмена данными между территориальными органами Фонда и отсутствия согласия застрахованных лиц других регионов на обработку их персональных данных, опыт работы иных исполнительных органов Фонда учесть не представляется возможным.

Заказчик просит учесть следующее. По результатам проведённых конкурентных процедур за три предшествующих года Отделение Фонда с победителями заключило 61 Контракт. Из них 39 отвечают условию, что оказанной услугой сопоставимого характера и объема считаются исполненные контракты по оказанию услуг, соответствующих услугам указанным в Техническом задании, по одному государственному контракту, с ценой контракта не менее 1 550 000 рублей и количеством путевок не менее 40 штук, по которым оказаны услуги по медицинской реабилитации застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, проживающим в городе Новосибирске и в Новосибирской области и при отсутствии письменных жалоб на качество услуг по медицинской реабилитации. Санаторий «Краснозерский» имеет 5 контрактов с ценой не менее 1 550 000 рублей и количество путевок не менее 40 штук, санаторий «Тараскуль» - 5 контрактов, санаторий «ПАРУС» - 9 контрактов, санаторий «Ключи» - 5 контрактов, санаторий «Омский» - 6 контрактов, санаторий «Топаз» - 1 контракт, санаторий «Туманный» - 5 контрактов, санаторий «Кристалл» - 3 контракта.

Заказчик считает, что предельно необходимое минимальное количественное значение квалифицированных характеристик, установленное заказчиком с целью сокращения объема документов, представляемых для подтверждения квалификации, не препятствует участнику подготовить и подать заявку на участие в конкурсе в соответствии с требованиями документации, не ограничило круг участников конкурса и не нарушило требования ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ.

Также заказчик считает необходимым принять во внимание, что большинство победителей открытых конкурсов на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Отделением Фонда в период с 2012 г. по 2015 год в лицензиях на осуществление медицинской деятельности имеют вид деятельности при оказании специализированной стационарной медицинской помощи «профпатология»: Санаторий «Туманный» Республика Хакасия, санаторий «Топаз» Кемеровская область, санаторий «Барнаульский» Алтайский край, санаторий «Тараскуль» Тюменская область, санаторий «ПАРУС» НСО, санаторий «Краснозерский» НСО, санаторий «Ключи» Томская область, санаторий «Омский» Омская область, санаторий «Тинаки» Астраханская область, санаторий «Кристалл» г. Анапа. Только в лицензиях двух санаториев «Лесная поляна» и «Красноярское Загорье» отсутствует вид медицинской деятельности по «профпатологии» при оказании специализированной медицинской помощи.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В приложении № 2 к разделу II «Информационная карта открытого конкурса» заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.

Так по критерию оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен показатель 2. «Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема». Заказчиком по данному показателю буквально указано следующее: «При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника по оказанию услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний сопоставимого характера и объема за период с 2012 по 2014 года. Оказанной услугой сопоставимого характера и объема считается исполненные контракты по оказанию услуг, соответствующих услугам, указанным в Техническом задании, по одному государственному контракту, с ценой контракта не менее 1 550 000 рублей и количеством путевок не менее 40 штук, по которым оказаны услуги по медицинской реабилитации застрахованным лицам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, проживающим в городе Новосибирске и в   Новосибирской области и при отсутствии письменных жалоб на качество услуг по медицинской реабилитации».

В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Федерального закона № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1085 от 28.11.2013г., показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в том числе по показателю «Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема», не противоречит Федеральному закону № 44-ФЗ и Постановлению Правительства РФ № 1085 от 28.11.2013г., т.к. указанные нормативные акты не устанавливают ограничений, какой опыт участников закупки оценивать можно, а какой нельзя. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет, каким образом и по каким показателям будет оцениваться опыт участников закупок. Данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

В п.4.2 технического задания конкурсной документации указано, что организация, оказывающая санаторно-курортные услуги при проведении медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеет возможность оказания стационарной медицинской помощи по «профпатологии». В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона № 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Данный вид деятельности является лицензируемым.

С учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик установил требование о необходимости оказания стационарной медицинской помощи по направлению – «профпатология» исходя из фактических потребностей заказчика. Во внимание также был принят тот факт, что достаточное количество санаториев в России имеют соответствующую лицензию. Таким образом, нельзя сделать вывод, что указанное требование заказчика ограничивает конкуренцию.

С учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о необоснованности указанного довода подателя жалобы.     

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки  открытого конкурса установлено следующее.

В приложении № 2 к разделу II «Информационная карта открытого конкурса» заказчиком установлен, в том числе, порядок оценки по такому критерию как – «Качество предлагаемых услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги». Согласно данному порядку при не соответствии предложения участника открытого конкурса в отношении объема закупки всем положениям раздела III «Техническая часть», участник закупки получает 0 баллов, при частичном несоответствии техническому заданию участник закупки получает от 20 до 70 баллов. В соответствии с п.18.3 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе отклоняется, если участник конкурса, подавший её, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. Данное положение конкурсной документации соответствует ч.3 ст.53 Федерального закона № 44-ФЗ. С учетом изложенного, заказчиком установлен порядок оценки по критерию «Качество предлагаемых услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги» в нарушение положений ст.53 Федерального закона № 44-ФЗ. Однако, данное нарушение фактически не может привести к каким-либо вредным последствиям, в связи с тем, что фактически оцениваться по данному критерию будут исключительно допущенные заявки участников закупки, т.е. соответствующие всем требованиям конкурсной документации. Таким образом, все допущенные заявки участников закупки в соответствии с указанным порядком оценки по данному показателю должны будут получить равное количество баллов – 100.   

В связи с тем, что указанное нарушение фактически не может повлиять на результаты открытого конкурса, Комиссия Новосибирского УФАС России считает возможным не выдавать заказчику предписание об отмене закупки.  

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 и п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «Санаторий «Красноярское Загорье» на действия ГУ – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ при проведении открытого конкурса № 0251100003815000398 необоснованной;

2. Признать заказчика нарушившим ст.53 Федерального закона № 44-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны