Решение №08-01-53 Решение №08-01-53 по жалобе ООО «Агроресурсы» с жалобой на д... от 10 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-53

«02» марта 2016 года                                                                                                                    г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьев А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей подателя жалобы – ООО «Агроресурсы»: «…» (по доверенности), «…»  (по доверенности),

в присутствии представителей ГКУ НСО «УКСис»: «…» (по доверенности), «…» (по доверенности),

в отсутствие представителей заказчиков, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Агроресурсы» на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис» при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку мяса говядины с номером извещения 0851200000615007344, начальная (максимальная) цена контракта 4 052 436,50 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Агроресурсы» с жалобой на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис» при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку мяса говядины.

Суть жалобы заключается в следующем. ООО «Агроресурсы» подало заявку на участие в данном конкурсе с ограниченным участием. Решением единой комиссии заявка ООО «Агроресурсы» признана несоответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным в конкурсной документации. В протоколе предквалификационного отбора указано, что заявка ООО «Агроресурсы» не соответствует дополнительным требованиям, а именно, в заявке не представлены документы о приемке поставленного товара, что не соответствует п.8 и п.п. з) п.п. 16.1.1 конкурсной документации и ч. 6 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ.

Податель жалобы не согласен с указанным решением аукционной комиссии, поскольку ООО «Агроресурсы» в заявке представило копию договора № 3 от 04.08.2015г. и копии товарных накладных по данному договору.

На основании изложенного, ООО «Агроресурсы» просит выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

На жалобу от уполномоченного учреждения поступили возражения, в которых указано следующее.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее Постановление Правительства №99), к перечню случаев, перечисленных в ст.56 ФЗ № 44-ФЗ, относятся оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500000 рублей.

При этом, в п.6 Постановления Правительства № 99 установлены дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Между тем, п.6 Постановления Правительства № 99 предусмотрено, что соответствие участников закупки дополнительным требованиям подтверждается определенными документами, а именно: копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Указанные выше требования продублированы в п.п. з) п. 16.1.1 конкурсной документации.

При рассмотрении заявки ООО «Агроресурсы» единая комиссия установила, что данным участником в составе заявки представлена копия договора № 3 от 04.08.2015г. на сумму 3 393 000,00 рублей и копии товарных накладных по данному договору на сумму 1 017 030,80 рублей.

Таким образом, заявка подателя жалобы не соответствует дополнительным требованиям, установленным действующим законодательством и конкурсной документацией.

На основании изложенного, уполномоченное учреждение просит признать жалобу ООО «Агроресурсы» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.1 ч.2 ст.56 ФЗ № 44-ФЗ заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.56 ФЗ № 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения ФЗ № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с ч.4 ст.56 ФЗ № 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Часть 5 ст.56 ФЗ № 44-ФЗ требует, что извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 ФЗ № 44-ФЗ, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 ст.56 ФЗ № 44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупки.

Согласно ч.6 ст.56 ФЗ № 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.

Согласно п.3 ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Пунктом 1 Постановления Правительства №99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению №2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением №2 к данному Постановлению.

В ч.6 приложения 2 данного Постановления указано, что при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей участник закупки должен обладать опытом исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

При этом, в составе заявки необходимо представить копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что в составе заявки ООО «Агроресурсы» представлена копия договора № 3 от 04.08.2015г. на сумму 3 393 000,00 рублей и в качестве (документов) о приемке поставленного товара представлены копии товарных накладных № 608 от 02.11.15г., № 620 от 05.11.2015г., №634 от 10.11.15г., № 636 от 11.11.15г., № 639 от 17.11.15г., № 641 от 18.11.15г., № 646 от 24.11.15г., № 651 от 02.12.15г., № 664 от 08.12.15, № 678 от 15.12.15г. на общую сумму 1 017 030,80 рублей.

Исходя из норм Постановления Правительства №99, документы о приемке поставленного товара должны свидетельствовать о полном исполнении контракта (договора). Представленные копии товарных накладных не свидетельствуют о полном исполнении договора № 3 от 04.08.2015г. Более того, только в товарной накладной № 608 от 02.11.15г. указано, что она относится к договору № 3 от 04.08.2015г. Во всех остальных указано в качестве основания – «основной договор». Таким образом, не представляется возможным отнести все товарные накладные, кроме № 608 от 02.11.15г., к договору № 3 от 04.08.2015г.

Вместе с тем, представитель подателя жалобы на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представил копию дополнительного соглашения № 1 от 31.12.2015г. к договору № 3 от 04.08.2015г., заключенного с МАУ «Цех полуфабрикатов» о том, что в договор №3 от 04.08.2015г. внесены изменения в виде уменьшения цены договора до 2 472 503, 20 рублей и копию справки № 9 от 01.03.2016г., выданной МАУ «Цех полуфабрикатов» о том, что договор №3 от 04.08.2015г. исполнен ООО «Агроресурсы» на сумму 2 472 503, 20 рублей.

Таким образом, на основании изложенного, с учетом требований ФЗ № 44-ФЗ, Постановления Правительства № 99 и конкурсной документации, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что заявка ООО «Агроресурсы» обоснованно не допущена к участию в конкурсе, довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно ч.3 ст.56 ФЗ № 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения ФЗ № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.8 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

В соответствии с ч.7 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно извещению и конкурсной документации дата окончания срока подачи заявок 10.02.2016г. 15:00 часов. При этом, согласно п.20 конкурсной документации дата окончания срока предоставления разъяснений конкурсной документации 10.02.2016г. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом норм ст.191 ГК РФ, последним днем подачи запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации является 04.02.2016г., в связи с чем уполномоченное учреждение обязано предоставить разъяснения на такой запрос до 08.02.2016г. (включительно). Таким образом, уполномоченное учреждение, установив дату окончания срока предоставления разъяснений конкурсной документации 10.02.2016г., нарушило ч.7 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.1 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В конкурсной документации заказчики установили требования к таким показателям мяса, как консистенция, запах, состояние жира, состояние сухожилий. Кроме того, установлены требования о соответствии продукции соответствующим ГОСТ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 ФЗ № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно п.2 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.

Уполномоченное учреждение в п.16.1.4 конкурсной документации установило требование к конкурсной заявке о представлении в ней предложения о качестве поставляемого товара, о цене контракта, а также предлагаемой цены единицы товара и наименовании страны происхождения товара. При этом, конкурсная документация не содержит сведений о том, какие показатели товаров, указанные в описании объекта закупки, относятся к качеству товаров и должны быть представлены в заявках в обязательном порядке.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что только согласно форме 3 «конкурсное предложение», указанной в конкурсной документации, участники закупки в своих заявках должны указать конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным в описании объекта закупки. При этом, форма 3 «конкурсное предложение» заявки является рекомендуемой, но не обязательной (п.16.2 конкурсной документации «Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе»).

Таким образом, уполномоченное учреждение однозначно не установило требования к описанию предложений участников конкурса, нарушив п.1 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ.

Указанное нарушение могло ввести в заблуждение участников закупки.

Однако Комиссия Новосибирского УФАС России считает целесообразным не выдавать предписание уполномоченному учреждению, поскольку все участники закупки представили сведения в своих заявках в полном соответствии с описанием объекта закупки.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Агроресурсы» на действия комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис» при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку мяса говядины с номером извещения 0851200000615007344 необоснованной.
  2. Признать уполномоченное учреждение нарушившим ч.7 ст.50 и п.1 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных производств.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны