Решение №08-01-54 РЕШЕНИЕ № 08-01-54 и предписание по жалобе ООО «УниМастер» н... от 24 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-54

«16» марта 2017 года                                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьев А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «УниМастер», уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителя государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр детского (юношеского) технического творчества «Автомотоцентр» (далее – заказчик, ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр»): <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «УниМастер» на действия ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр» при проведении запроса котировок на техническое обслуживание, ремонт и периодическое освидетельствование установок автоматической пожарной сигнализации (извещение                        № 0351200019517000004), начальная (максимальная) цена контракта 163 410,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «УниМастер» с жалобой на действия ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр» при проведении запроса котировок на техническое обслуживание, ремонт и периодическое освидетельствование установок автоматической пожарной сигнализации (извещение № 0351200019517000004).

Суть жалобы заключается в следующем. Податель жалобы считает, что положения извещения о проведении запроса котировок нарушают законодательство о контрактной системе в сфере закупок.

Объектом данного запроса котировок являются техническое обслуживание, ремонт и периодическое освидетельствование установок автоматической пожарной сигнализации. При этом, заказчик в описании объекта закупки также указал, что требуется монтаж дополнительного оборудования (15 извещателей и 150 м кабеля) и работы по разработке проектной документации.

Согласно п.1.5 РД 009-02-96 техобслуживание и планово-предупредительный ремонт установок пожарной автоматики включают в себя проведение плановых профилактических работ, устранение неисправностей и проведение текущего ремонта, оказание помощи заказчику в вопросах правильной эксплуатации. Работы по монтажу дополнительного оборудования, разработке проектов в данные услуги не входят.

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от заказчика поступили пояснения, в которых заказчик согласился с доводами подателя жалобы.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 ФЗ № 44-ФЗ), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.2 ст.42 ФЗ № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В письме ФАС России № СП/70746/15 от 10.12.2015г. указано, что согласно ч.3 ст.17 ФЗ № 135-Ф3 при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что документ «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт. РД 009-02-96» утвержден некой МА «Системсервис», введен Приказом МА «Системсервис» от 25.09.1996 № 25, не опубликован в официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов РФ и не носит общеобязательного нормативного характера.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика заявил, что техническое обслуживание, ремонт и периодическое освидетельствование установок автоматической пожарной сигнализации необходимо выполнять на объекте капитального строительства, используемом для образовательной деятельности.

Заказчик в описании объекта закупки также указал, что требуется монтаж дополнительного оборудования (15 извещателей и 150 м кабеля) и работы по разработке проектной документации.

В ст.1 ГрК РФ указано, что капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполняемых работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В ч.4 ст.48 ГрК РФ указано, что виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно ч. 5 ст. 48 ГрК РФ лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц. В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Согласно ч.13 ст.48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливается Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Постановлением Правительства РФ от 16.01.2008г. №87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» утверждено положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Пунктом 26 указанного положения установлены требования к Разделу 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности».

Согласно п.1 ст.46 ФЗ от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» средства пожарной автоматики предназначены для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и объектов. Средства пожарной автоматики включают в себя, в том числе, извещатели пожарные.

Согласно ст.83 ФЗ от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Приказом Минрегионразвития РФ № 624 от 30.12.2009г. утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Пунктом 10 раздела 2 данного перечня установлено, что наличие у лица свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального строительства требуется при осуществлении работ по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» определен перечень работ, проводимых при капитальном ремонте, в числе которых присутствует устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления.

Из изложенного, следует, что в объект данной закупки включены не только работы по техобслуживанию, ремонту и периодическому освидетельствованию установок автоматической пожарной сигнализации, но и работы по их капитальному ремонту и разработке проектной документации. Комиссия Новосибирского УФАС России считает недопустимым формирование объекта закупки таким образом, поскольку объект закупки содержит в себе технологически и функционально не связанные между собой виды работ, в том числе, для выполнения которых действующим законодательством установлено саморегулирование и получение различных разрешающих допусков. Таким образом, доводы подателя жалобы нашли свое подтверждение. Заказчик нарушил п.1 ч.1 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно ч.3 ст.7 ФЗ № 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим ФЗ № 44-ФЗ и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Установлено, что заказчик в печатной форме извещения, сформированной в единой информационной системе, указал дату окончания срока подачи заявок 16.03.2017г. в 9-00 часов. При этом, в извещении, размещенном заказчиком в виде электронного файла в единой информационной системе, заказчик указал дату окончания срока подачи заявок 15.03.2017г. в 18-00 часов. Таким образом, заказчик, в нарушение ч.3 ст.7 ФЗ № 44-ФЗ, разместил в единой информационной системе недостоверные сведения относительно срока подачи заявок, что могло ввести в заблуждение участников закупки.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ заказчик обязан установить требования к форме заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

В силу п.5 ч.3 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций котировочная заявка должна содержать декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Установлено, что заказчик осуществляет данную закупку у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом, заказчик, в нарушение п.2 ч.1 и п.5 ч.3 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ, не установил в извещении о проведении данного запроса котировок требования к форме котировочной заявки о представлении в заявке декларации о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с ч.3 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) предложение о цене контракта;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ № 44-ФЗ, или копии таких документов;

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ;

6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 ФЗ № 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.

В силу норм ч.4 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ требовать от участника запроса котировок представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ информации и документов, не допускается.

Установлено, что заказчик в форме котировочной заявки затребовал у участников закупки не предусмотренные ч.3 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ сведения, а именно, о юридическом адресе, об ИНН (не указано чей ИНН требуется), номере контактного телефона, об адресе электронной почты, ФИО руководителя, ФИО ответственного за выполнение условий контракта. Указанными действиями заказчик нарушил требования ч.4 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 ФЗ № 44-ФЗ) требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

В силу п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п.15 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчик, в нарушение п.1 ч.1 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ, не установил требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также не установил требования о представлении копии такой лицензии.

В связи с тем, что в силу ч.6 ст.74 ФЗ № 44-ФЗ изменение объекта закупки не допускается, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что устранение вышеуказанных нарушений возможно исключительно путем аннулирования данной закупки.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «УниМастер» на действия ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр» при проведении запроса котировок на техническое обслуживание, ремонт и периодическое освидетельствование установок автоматической пожарной сигнализации (извещение № 0351200019517000004) обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 и ч.3 ст.33, ч.3 ст.7, п.2 ч.1 и п.5 ч.3 ст.73, ч.4 ст.73, п.1 ч.1 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд с требованием об аннулировании определения поставщика.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-81

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

16 марта 2017 года                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьев А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-54 от 16.03.2017г. по жалобе ООО «УниМастер» на действия ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр» при проведении запроса котировок на техническое обслуживание, ремонт и периодическое освидетельствование установок автоматической пожарной сигнализации (извещение № 0351200019517000004),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок заказчику необходимо:

1.Прекратить нарушение п.1 ч.1 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить включать в объект одной закупки функционально и технологически не связанные между собой работы;

2.Прекратить нарушение ч.3 ст.7 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить размещать в единой информационной системе недостоверные сведения относительно срока подачи заявок;

3.Прекратить нарушение п.2 ч.1 и п.5 ч.3 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций прекратить не требовать в котировочной заявке декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям;

4.Прекратить нарушение ч.4 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать в котировочной заявке не предусмотренные частью 3 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ сведения;

5.Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, при закупке посредством запроса котировок работ, подлежащих лицензированию, прекратить не устанавливать требования к участникам закупки о наличии у них соответствующей лицензии, а также прекратить не требовать представления копии такой лицензии;

6. определение поставщика (исполнителя, подрядчика).

Связанные организации

Связанные организации не указаны