Решение №08-01-615 Решение №08-01-615 по жалобам ООО «Антон», ООО ПСК «Инженерн... от 13 декабря 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 08-01-615
«13» декабря 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии; |
Алышова А.Е. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Антон», уведомлено надлежащим образом,
в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО ПСК «Инженерные сети», уведомлено надлежащим образом,
в присутствии представителя подателя жалобы – ООО «АвтоСпецСервис»: […] (по доверенности),
в присутствии представителя администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области: […] (по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО «Антон», ООО ПСК «Инженерные сети» и ООО «АвтоСпецСервис» на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству водозаборной скважины, модульной установки водоподготовки и водопроводной сети в с. Толмачево Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300052518000011), начальная (максимальная) цена контракта 22 623 340,00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Антон», ООО ПСК «Инженерные сети» и ООО «АвтоСпецСервис» с жалобами на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Суть жалоб ООО «Антон», ООО ПСК «Инженерные сети» заключается в следующем.
Податели жалоб считают, что при осуществлении данной закупки заказчик допустил нарушения законодательства о контрактной системе.
В соответствии с проектом контракта срок выполнения работ составляет 30 дней с даты заключения контракта. При этом, в соответствии с проектом организации строительства проектной сметной документации срок выполнения работ составляет 168 дней. Податели жалоб считают, что заказчик незаконно сократил срок выполнения работ, в том числе, с учетом СНиП 1.04.03-85.
На основании изложенного ООО «Антон», ООО ПСК «Инженерные сети» просят выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Суть жалобы ООО «АвтоСпецСервис» сводится к следующему.
Для материала номер <...> горячекатаная арматурная сталь установлены следующие требования. Временное сопротивление разрыву не ниже чем шестьдесят кгс/мм2. Марка стали требуется 32Г2Рпс/25Г2С.
В соответствии с п. 2.6 ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия», установленого в описании объекта закупки для данного материала, для стали марки 25Г2С класса А-III (А400) допускается снижение временного сопротивления до 560 МПа (57 кгс/мм2). В связи с тем, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, участник должен указать значение в соответствии с ГОСТ (стандартом).
Учитывая, что п.2.6 ГОСТ 5781-82 для стали марки 25Г2С допускается применение минимального значения 57 кгс/мм2 вместо 60 кгс/мм2, указанного в описании объекта закупки, установленное заказчиком значение является недостоверной информацией по отношению к требованиям ГОСТ, которая вводит участников в заблуждение, позволяя заполнить в заявке значения (показатели), не соответствующие ГОСТ.
Установленное заказчиком минимальное значение показателя входит в диапазон значений только для одной из двух предложенных к выбору марок стали и не является минимальным значением для другой марки стали в соответствии с установленным ГОСТ.
Для материала номер <...> станция водоподготовки установлено требование к максимально допустимому напряжению сети для фильтра безреагентного обезжелезивания больше чем триста семьдесят В.
Согласно ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) напряжение сети переменного тока составляет 220В, 380/400В, 1кВ, 6кВ, 25кВ, 110кВ, 220кВ.
Указанное требование «должно быть больше чем 370В», не соответствует требованиям ГОСТ. Заказчик установил нестандартный показатель, при этом, в документации отсутствует обоснование для установления нестандартного показателя, что не соответствует статье 33 ФЗ 44-ФЗ.
Для материала номер <...> мастика кровельная горячая в описании объекта закупки установлено требование к минимальной прочности сцепления между двумя слоями рулонного материала.
ГОСТ 2889-80 распространяется на битумную кровельную горячую мастику, представляющую собой однородную массу, состоящую из битумного вяжущего и наполнителя, и используемую в горячем состоянии. То есть, мастика - это жидкий (полужидкий) материал (масса), затвердение которого происходит вследствие испарения растворителя мастики.
Следует отметить, что ввиду жидкого состава мастика поставляется в емкостях. Следовательно, для данного материала в заявке не может быть представлено значение для рулонного материала, установленное заказчиком в описании объекта закупки.
По позиции бетон тип 1 заказчик установил требование о его соответствии ГОСТ 26633-2015. При этом, установлено требование о выборе вяжущего материала только с учетом ГОСТ 10178/ГОСТ 22266/ГОСТ 31108.
В соответствии с п.4.6.1 ГОСТ 26633-2015 в качестве вяжущих материалов следует применять цементы, соответствующие требованиям ГОСТ 10178, ГОСТ 22266, ГОСТ 31108, ГОСТ 33174 и [2]. С учетом библиографии ГОСТ 26633-2015 под обозначением [2] подразумевается ГОСТ Р 55224-2012. Заказчик не предоставил возможности выбрать вяжущие материалы в соответствии с ГОСТ 33174 и ГОСТ Р 55224-2012.
Для материала номер <...> агрегат описания объекта закупки установлены следующие требования. Коэффициент полезного действия (КПД) выше чем пятьдесят %. Тип агрегата требуется электронасосный центробежный скважинный погружной. Назначение - требуется подъем воды из скважины. Номинальная подача - должно быть больше чем двадцать четыре м3/ч. Диаметр - должно быть меньше чем сто девяносто три мм. Номинальный напор выше чем пятьдесят три м. Номинальная мощность электродвигателя выше чем пять целых четыре десятых кВт.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 10428-89 для данного товара установлено: подача 25м3/ч, напор 55м, коэффициент полезного действия %, не менее 51.
Следовательно, в описании объекта закупки заказчик установил значения подачи, КПД и напора меньше, чем установлено ГОСТ.
Для материала номер <...> горячекатаная арматурная сталь установлены следующие требования. Тип длины должно быть мерная/немерная /мерная с немерными. Значение длины стержня не меньше чем шесть и не более чем двенадцать. Следовательно, заказчик в описании объекта закупки не предусматривает наличие стержней от 3 до 6 м. Однако в соответствии с п. 1.13 ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия» в партии стержней немерной длины допускается наличие стержней длиной от 3 до 6 м не более 7% от массы партии.
Кроме изложенного, податель жалобы считает, что заказчик объединил инструкцию по заполнению заявки с описанием объекта закупки, что нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобы от заказчика поступили следующие возражения.
Относительно срока выполнения работ заказчик сообщил, что 30 дней с момента заключения контракта – приемлемый срок, исходя из потребностей заказчика. При этом, согласно СНиП 1.04.03-85 нормы продолжительности строительства, в том числе нормы продолжительности подготовительного периода и монтажа оборудования, являются максимально допустимыми значениями времени. В связи с этим, срок выполнения работ, предусмотренный проектной документацией, является максимально допустимым сроком.
Относительно требований к снижению временного сопротивления по позиции горячекатаной арматурной стали заказчик сообщил, что установил требования в соответствии с параметрами ГОСТ 5781-82.
Относительно требований к максимально допустимому напряжению сети для фильтра безреагентного обезжелезивания станции водоподготовки заказчик сообщил, что не устанавливал требований о соответствии товара ГОСТ 29322-2014.
Относительно требований к мастике заказчик сообщил, что данное требование относится к клеющей способности мастики между двумя рулонными материалами, а не к рулонной мастике.
Относительно требований к компонентам бетона заказчик сообщил, что предоставил возможность выбора вяжущего материала из трёх видов, предусмотренных ГОСТ.
Относительно требований по позиции № 90 «агрегат» заказчик сообщил, что не установил требований о его соответствии ГОСТ.
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
При рассмотрении жалоб ООО «Антон» и ООО ПСК «Инженерные сети» установлено следующее.
В соответствии с п.2 ст.42 и ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки и документация об электронном аукционе должны содержать сроки завершения работ.
В соответствии с извещением, документацией, проектом контракта срок выполнения работ составляет 30 дней с даты заключения контракта. При этом, в соответствии с проектом организации строительства проектной сметной документации срок выполнения работ составляет 168 дней.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что согласно приложению СНиП 1.04.03-85 нормы продолжительности строительства, в том числе нормы продолжительности подготовительного периода и монтажа оборудования, являются максимально допустимыми значениями времени. Следовательно, заказчик вправе самостоятельно определить срок выполнения работ, исходя из своих объективных потребностей в пределах норм продолжительности строительства, предусмотренных СНиП. Невозможность выполнения работ, предусмотренных объектом данной закупки, подателями жалобы не подтверждена документально.
С учетом изложенного, доводы подателей жалоб не нашли своего подтверждения.
При рассмотрении жалобы ООО «АвтоСпецСервис» установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что при выполнении работ используются определенные товары (материалы).
В соответствии с п.1 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Для материала горячекатаная арматурная сталь установлены следующие требования. Временное сопротивление разрыву не ниже чем шестьдесят кгс/мм2. Марка стали требуется 32Г2Рпс/25Г2С.
Согласно п. 2.6 ГОСТ 5781-82 механические свойства арматурной стали должны соответствовать нормам, указанным в таблице 8 данного ГОСТ. В соответствии с таблицей 8 ГОСТ 5781-82 предел текучести стали класса A-III(A400) не менее 390 Н/мм2. Временное сопротивление разрыву стали класса A-III(A400) не менее 60 кгс/мм2; Относительное удлинение не менее 14%.
П. 2.6 ГОСТ 5781-82 также предусматривает, что для стали марки 25Г2С класса A-I I I (А400) допускается снижение временного сопротивления до 560 МПа (57 кгс/мм2) при пределе текучести не менее 405 МПа (41 кгс/мм2), относительном удлинении не менее 20%.
Из изложенного следует, что заказчик установил требования по данной позиции с учетом значений, установленных стандартом, и не противоречащие ему. Данный довод жалобы не обоснован.
В описании объекта закупки к станции водоподготовки установлены следующие требования. Максимальное допустимое напряжение сети для фильтра безреагентного обезжелезивания должно быть больше чем триста семьдесят В.
Согласно ГОСТ 29322-2014 напряжение сети переменного тока составляет 220В, 380/400В, 1кВ, 6кВ, 25кВ, 1 ЮкВ, 220кВ.
Довод заказчика о том, что им не установлено требование о соответствии станции водоподготовки ГОСТ 29322-2014, не может быть принят в качестве обоснованного, поскольку ГОСТ 29322-2014 устанавливает единые требования к электросети в РФ, а не к подключаемому к сети оборудованию. Таким образом, невозможно использование станции водоподготовки с максимально допустимым напряжением сети для фильтра безреагентного обезжелезивания в диапазоне от 370 до 380 В (не включительно). Заказчик установил нестандартный показатель, по которому в документации не содержится обоснование. Данный довод жалобы нашел свое подтверждение. Заказчик нарушил п.2 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.
По позиции мастика кровельная горячая заказчиком установлено требование к минимальной прочности сцепления между двумя слоями рулонного материала. В документации не установлено требование о соответствии мастики ГОСТ 2889-80. При этом, с учетом возражений заказчика, представляется, что данное требование установлено к клеющей способности мастики между двумя рулонными материалами. Таким образом, данный довод жалобы не обоснован.
По позиции бетон тип 1 заказчик установил требование о его соответствии ГОСТ 26633-2015. При этом, установлено требование о выборе вяжущего материала только с учетом ГОСТ 10178/ГОСТ 22266/ГОСТ 31108.
В соответствии с п.4.6.1 ГОСТ 26633-2015 в качестве вяжущих материалов следует применять цементы, соответствующие требованиям ГОСТ 10178, ГОСТ 22266, ГОСТ 31108, ГОСТ 33174 и [2]. С учетом библиографии ГОСТ 26633-2015 под обозначением [2] подразумевается ГОСТ Р 55224-2012.
В соответствии с п.1 ГОСТ 33174 данный стандарт распространяется на цементы, изготавливаемые на основе портландцементного клинкера нормированного состава и применяемые для бетонов покрытий и оснований автомобильных дорог (далее - цементы), и устанавливает требования к цементам и их компонентам.
В свою очередь, ГОСТ Р 55224-2012 устанавливает технические требования к специальным цементам, применяемым в транспортном строительстве, классы прочности и типы по вещественному составу в зависимости от назначения цемента с учетом классификации и методов испытаний цементов, установленных в ГОСТ 30515, ГОСТ 31108 и ГОСТ 30744, соответственно.
Из изложенного следует, что с учетом объекта данной закупки заказчик обоснованно исключил возможность участника закупки выбрать вяжущий материал для бетона по ГОСТ 33174 и ГОСТ Р 55224-2012. Таким образом, данный довод не обоснован.
Относительно довода подателя жалобы, касающегося требований документации по позиции № 90 «агрегат», Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в документации отсутствуют требования о его соответствии ГОСТ 10428-89. В связи с этим, данный довод жалобы ничем не подтвержден.
Относительно материала горячекатаная арматурная сталь Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
В документации установлено следующее требование. Тип длины - должно быть мерная/немерная /мерная с немерными. Значение длины стержня не меньше чем шесть и не более чем двенадцать.
В соответствии с п. 1.13 ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия» в партии стержней немерной длины допускается наличие стержней длиной от 3 до 6 м не более 7% от массы партии. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик не установил требования к определенной партии стали. Заказчик вправе определить свои потребности, с учетом параметров, предусмотренных стандартом. При этом, у заказчика отсутствует обязанность предоставить возможность участнику закупки использовать товар с любыми характеристиками, предусмотренными стандартом. Данному требованию описания объекта закупки соответствует товар, предусмотренный стандартом. Таким образом, данный довод подателя жалобы не обоснован.
Относительно довода подателя жалобы, касающегося объединения описания объекта закупки и инструкции по заполнению первой части заявки, Комиссия Новосибирского УФАС Росси установила, что инструкция по заполнению первых частей заявок не содержит каких-либо требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, а лишь разъясняет порядок представления сведений в первых частях заявок, а также выделена в отдельный подраздел документации об электронном аукционе. Таким образом, данный довод подателя жалобы не обоснован.
Кроме изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что согласно инструкции по заполнению заявок в случае, если параметры товаров со стандартами становятся известными по результатам проведения испытаний, то участник закупки вправе представить значения, предусмотренные стандартами.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобы ООО «Антон» и ООО ПСК «Инженерные сети» на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству водозаборной скважины, модульной установки водоподготовки и водопроводной сети в с. Толмачево Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300052518000011) необоснованными.
- Признать жалобу ООО «АвтоСпецСервис» на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству водозаборной скважины, модульной установки водоподготовки и водопроводной сети в с. Толмачево Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300052518000011) частично обоснованной (в части требований к напряжению электросети).
- Признать заказчика нарушившим п.2 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.
- Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.Г. Швалов |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
А.М. Заргаров
А.Е. Алышова |
ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-317
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
«13» декабря 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии; |
Алышова А.Е. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения №08-01-615 от 13.12.2018г. по жалобам ООО «Антон», ООО ПСК «Инженерные сети» и ООО «АвтоСпецСервис» на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству водозаборной скважины, модульной установки водоподготовки и водопроводной сети в с. Толмачево Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300052518000011),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчику необходимо:
- Прекратить нарушение п.2 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в документации о закупке заведомо неисполнимые требования, в том числе к максимально допустимому напряжению сети для фильтра безреагентного обезжелезивания станции водоподготовки не соответствующие требованиям к стандарту напряжении электросети в РФ;
- Внести изменения в аукционную документацию в соответствии с решением № 08-01-615 от 13.12.2018г. и настоящим предписанием;
- Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ.
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд аукционной комиссии необходимо отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ООО «РТС-тендер» обеспечить возможность исполнения решения №08-01-615 от 13.12.2018г. и настоящего предписания заказчиком и аукционной комиссией.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику необходимо сообщить в адрес Новосибирского УФАС России до 09.01.2019г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Зам. председателя Комиссии А.М. Заргаров
Член Комиссии А.Е. Алышова