Решение №08-01-622 Решение №08-01-622 по жалобе ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» на дей... от 18 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-622

 

18 декабря 2018 года                                                                                  г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от заказчика – ГБУЗ НСО "ГКБ №1" – «…» (по доверенности), «…» (по доверенности);

в отсутствие представителей:

от подателя жалобы: ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» - не явились, уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» на действия заказчика – ГБУЗ НСО "ГКБ №1" при проведении электронного аукциона № 0351300072218000422 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Йопромид, начальная (максимальная) цена контракта 988200,00 рублей, размещен в ЕИС 12.11.2018,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО "ГКБ №1" при проведении электронного аукциона № 0351300072218000422 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Йопромид.

Суть жалобы ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» заключается в следующем.

Описание объекта закупки содержит требования, которые, как полагает ООО «Торговый дом «ВИАЛ», являются излишними и ничем не обоснованными.

№ п/п

Международное непатентованное наименование или группировочное (химическое) наименование

Характеристики товара

Кол-во

Ед.

изм

  1.  

Йопромид

Раствор для инъекций 300 мг йода/мл, 100 мл

Период выведения через почки в течение 12 часов не менее 93% от введенной дозы.

Показания к применению: усиление контрастности изображения при проведении компьютерной томографии, артериографии и венографии, включая внутривенную/внутриартериальную цифровую субтракционную ангиографию; внутривенную урографию, эндоскопическую ретроградную холангиопанкреатографию, артрографию и исследования других полостей тела.

Отсутствие ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом.

60 000

мл

 

  1. По оценкам ООО «Торговый дом «ВИАЛ», такой показатель как период частичного выведения препарата сам по себе недостаточен для использования в качестве показателя выведения лекарств из организма, поскольку показатель периода выведения в течение 12 часов 93% дозы лекарственного препарата не будет отражать истинную картину ожидаемых изменений элиминации (выведения) лекарственного препарата.

По мнению ООО «Торговый дом «ВИАЛ», заказчик в описании объекта закупки не обосновал невозможность описания лекарственного препарата иным способом.

  1. Инструкция по медицинскому применению лекарственных препаратов ТН Ультравист и ТН Йопромид указывает на необходимость применения рентгеноконтрастного препарата «с осторожностью» в отношении лиц, страдающих рядом заболеваний. В разделе «противопоказания» инструкции лекарственных препаратов ТН Йопромид и ТН Ультравист не указаны противопоказания для его применения для групп пациентов: пожилой возраст; больные с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом.

Податель жалобы полагает, что в описании объекта закупки установлено требование об отсутствии ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом у закупаемого препарата с МНН «Йопромид», влекущее ограничение числа участников закупки, без представления в документации надлежащего обоснования.

  1. Податель жалобы полагает, что указание в обосновании описания объекта закупки на верхний предел разрешенной температуры хранения препарата в комнатных условиях не более 30 °C, не является правомерным.

На жалобу ООО «Торговый дом «ВИАЛ» от заказчика - ГБУЗ НСО "ГКБ №1" поступили следующие пояснения.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 ст. 98 ФЗ № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств главным при диагностике пациентов является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.

С целью исключения опасности для жизни и здоровья пациента врач при применении лекарственных препаратов руководствуется инструкцией по медицинскому применению, в которой отражены особенности препарата, включая его фармакокинетику (раздел клинической фармакологии, изучающий процессы всасывания, распределения, связывание с белками, биотрансформации и выведения лекарственных средств в организме).

  1. Требование к периоду выведения препарата из организма (через 12 часов выделяется 93% от всей дозы) заказчик считает существенным, поскольку оно устанавливается с целью обеспечения безопасности пациентов в процессе проведения исследований.

В связи с тем, что все контрастные вещества могут иметь нефротический эффект вследствие прямого токсичного влияния на клетки почечных канальцев и развития ишемии мозгового вещества почек, увеличение времени полувыведения контрастного препарата - это дополнительный риск возникновения КИН (контраст-индуцированная нефропатия). Чем быстрее выводится препарат, тем более безопасной является диагностика.

ГБУЗ НСО «ГКБ №1» указан крайне важный параметр (период выведения через 12 часов 93% от всей дозы) с точки зрения безопасности пациента.

  1. Требование об отсутствии ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом обусловлено необходимостью использования закупаемого товара для оказания высокотехнологичной медицинской помощи при поступлении пациента в ЛПУ без необходимости проведения дополнительной диагностики с целью снижения риска побочных реакций для отдельных групп пациентов в зависимости от анамнеза.

Изучив доводы подателя жалобы, пояснения заказчика - ГБУЗ НСО «ГКБ № 1», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом «и» ч. 5 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1380 от 15 ноября 2017 г. «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Особенности описания лекарственных препаратов), при описании объекта закупки не допускается указывать характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.

В соответствии с п. 6 Особенностей описания лекарственных препаратов описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" п. 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом, документация о закупке должна содержать: а) обоснование необходимости указания таких характеристик; б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

  1. Описание объекта закупки содержит следующее обоснование требований к показателю «период выведения в течение 12 часов 93% дозы лекарственного препарата».

«Препарат обладает коротким периодом выведения (в течение 12 часов не менее 93 % от введенной дозы), что позволяет в случае необходимости проводить повторное исследование в течение одних суток, а также уменьшить риск развития контраст-индуцированной нефропатии вследствие уменьшения, по сравнению с аналогами, времени прямого токсического влияния на почечную ткань».

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что обоснование, содержащееся в документации об электронном аукционе, являлось достаточным для подтверждения отсутствия у заказчика возможности описать необходимый заказчику лекарственный препарат иным образом с учетом собственного опыта применения его в терапии.

  1. Описание объекта закупки содержит следующее обоснование требований об отсутствии ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом.

«С учетом профиля и специфики деятельности нашего учреждения, оказывающего скорую и неотложную медицинскую помощь большому количеству пациентов с нарушениями сознания (травма, инсульты, инфаркты, алкогольная и наркотическая интоксикация и др.), важным является достижение наилучшего диагностического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций при использовании рентгеноконтрастного препарата у таких больных. Наша практика показывает, что наиболее оптимальным для этих целей является препарат Йопромид, который может применяться у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом, обеспечивая большую безопасность, чем его аналоги, у пациентов с возможным наличием вышеуказанных патологических состояний».

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в ситуациях потребности в срочной диагностике с применением рентгеноконтрастирующего вещества и в связи с высоким уровнем ответственности медицинского учреждения за жизнь и здоровье пациентов, и одновременной невозможностью полной диагностики состояния здоровья только поступивших в учреждение пациентов, в том числе, на предмет индивидуальных противопоказаний, медицинское учреждение обязано учесть максимально возможное количество факторов, которые могут причинить вред здоровью и жизни пациентов. Таким образом, требование об отсутствии ограничений для применения у пациентов с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом является обоснованным.

  1. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод ООО «Торговый дом «ВИАЛ» относительно неправомерности установления требований к верхнему допустимому пределу температурного режима хранения не выше 30 °C не может быть расценен как обоснованный, поскольку требование к температурному режиму хранения не предъявлено. Одно лишь указание на возможность хранения при комнатной температуре не выше 30 °C, содержащееся в обосновании установления некоторых показателей в описании объекта закупки, Комиссией Новосибирского УФАС России не расценивается как требование, так как в описании объекта закупки оно в виде требования не присутствует.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок участников, были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с п.п. в п. 5 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.

Описание объекта закупки содержит требование к раствору для инъекций 300 мг йода/мл, 100 мл.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата – 100 мл. не является минимальным для данного препарата. Указанный препарат выпускается, в том числе в объемах 10 мл., 20 мл., 50 мл.

Часть 6 Особенностей указывает на возможность содержания в описании объекта закупки характеристик, предусмотренных подпунктами «в» - «и» п. 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты, но, при этом, документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик.

Обоснования к требованию об объеме наполнения первичной упаковки в документации не содержится.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что, в связи с тем, что в документации об электронном аукционе отсутствует обоснование установления вышеуказанного требования, заказчик нарушил ч. 6 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, ч. 5 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380.

Указанные нарушения по данной закупке ранее были зафиксированы при рассмотрении Комиссией Новосибирского УФАС России жалобы ООО «Торговый дом «ВИАЛ» на положения документации 26.11.2018г.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Новосибирского УФАС России выдала предписание № 08-02-203 об устранении нарушений ФЗ № 44-ФЗ.

Комиссия Новосибирского УФАС России, установив повторно в описании объекта закупки наличие требования к объему наполнения первичной упаковки без обоснования иной возможности описать лекарственный препарат, считает, что требования предписания № 08-02-203 в указанной части не были исполнены.

Таким образом, в действиях главного врача ГБУЗ НСО «ГКБ №1» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» на действия заказчика – ГБУЗ НСО "ГКБ №1" при проведении электронного аукциона № 0351300072218000422 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Йопромид необоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим ч. 6 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, п. 5 Постановлением Правительства РФ №1380 от 15 ноября 2017 г. «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц заказчика.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            А.Г. Швалов

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                       С.Н. Растворцев

 

 

 

М.А. Можейкин

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-320

18 декабря 2018 года                                                                                 г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения № 08-01-622 от 18.12.2018г. по жалобе ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ВИАЛ» на действия заказчика – ГБУЗ НСО "ГКБ №1" при проведении электронного аукциона № 0351300072218000422 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: Йопромид, начальная (максимальная) цена контракта 988200,00 рублей, размещен в ЕИС 12.11.2018,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику – ГБУЗ НСО «ГКБ № 1» необходимо:

 

  1. Прекратить нарушение ч. 6 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, п. 5 Постановлением Правительства РФ №1380 от 15 ноября 2017 г. «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно, прекратить указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата раствора для инъекций без надлежащего обоснования установления такого требования в документации о закупке;
  2. Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением № 08-01-622 от 18.12.2018г. и настоящим предписанием.
  3. Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе 0351300072218000422 в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.

 

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии заказчика – ГБУЗ НСО «ГКБ № 1» необходимо:

 

Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.

 

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 15.01.2019г. с приложением подтверждающих документов.

 

Оператору электронной торговой площадки – обеспечить возможность исполнения требований решения Комиссии Новосибирского УФАС России № 08-01-622 от 18.12.2018г. и настоящего предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание:

Согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            А.Г. Швалов

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                        С.Н. Растворцев

 

 

 

                                                                                                                      М.А. Можейкин

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны