Решение №08-01-631 Решение №08-01-631 по жалобе ООО «Гарант» на действия админи... от 19 декабря 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 08-01-631
«19» декабря 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии; |
Алышова А.Е. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Гарант», уведомлено надлежащим образом,
в присутствии представителя администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области: […] (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «Гарант» на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству модульной установки водоподготовки в с. Красноглинное Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300052518000012), начальная (максимальная) цена контракта 6 768 180,00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Гарант» с жалобой на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству модульной установки водоподготовки в с. Красноглинное Новосибирского района Новосибирской области.
Суть жалобы ООО «Гарант» сводится к следующему.
Извещение о проведении электронного аукциона не содержит порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению.
Срок выполнения работ, предусмотренный в плане-графике, и срок выполнения работ, предусмотренный извещением о проведении электронного аукциона, противоречат друг другу.
В описании объекта закупки установлены императивные требования о наличии у участника закупки сертификатов соответствия на все товары, используемые при выполнении работ.
Из описания объекта закупки не ясно каким образом необходимо указывать сорт извести негашеной, поскольку в документации указано «сорт должно быть один». При этом, в ГОСТ 9179-77 предусмотрена известь «первого», «второго» и «третьего» сорта.
В документации об электронном аукционе установлено требование к расчетной массе труб ПЭ 100, SDR 17, которое не соответствует ГОСТ 18599-2001.
В описании объекта закупки установлено требование к размеру полного открытия люка, которое не соответствует ГОСТ 3634-99.
В документации об электронном аукционе установлено требование о соответствии болтов ГОСТ 7798-70, который распространяется на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
В описании объекта закупки установлены требования к показателям пакли, которые становятся известными по результатам испытаний. Кроме того, установлено требование о том, что в качестве материалов пропитки пакли должны быть сильные антисептики, при этом, не ясно как определить показатели данной характеристики.
На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу от заказчика поступили следующие возражения.
Заказчик сообщил, что аукционная документация содержит порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению.
По мнению заказчика, срок выполнения работ, предусмотренный в плане-графике, и срок выполнения работ, предусмотренный извещением о проведении электронного аукциона, не противоречат друг другу.
Заказчик пояснил, что в документации отсутствуют требования о наличии у участника закупки сертификатов соответствия на все товары, используемые при выполнении работ.
Относительно требований к сортам извести заказчик сообщил, что ГОСТ 9179-77 предусматривает сорта «1», «2», «3». В документации установлено требование к сорту извести «один» в соответствии с ГОСТ.
Относительно довода жалобы, касающегося труб ПЭ 100, SDR 17, заказчик пояснил, что установил требования в соответствии с ГОСТ 18599-2001.
Относительно требований к болтам об их соответствии ГОСТ 7798-70 заказчик сообщил, что, по его мнению, законодательство не содержит запретов на применение данного стандарта вне рамок государственного оборонного заказа.
Относительно требований к полному открытию люка заказчик сообщил, что указанный в описании объекта закупки параметр содержится в локальном сметном расчете и ГОСТ.
Относительно требований к пакле заказчик сообщил, что, по его мнению, требования документации соответствуют законодательству и коммерческие предложения содержат такие характеристики.
Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 7 и 8 ст.42 ФЗ № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом), размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Документацией об электронном аукционе предусмотрены размеры обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта. При этом, извещение о проведении данного электронного аукциона (форма ЕИС) не содержит порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, что является нарушением пунктов 7 и 8 ст.42 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод подателя жалобы обоснован.
Согласно п.2 ч.3 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ планы-графики должны содержать, в том числе периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Согласно плану-графику начало выполнения работ – со дня, следующего за днём заключения контракта, окончание выполнения работ – не позднее 30 календарных дней со дня, следующего за днём заключения контракта. Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации – окончание срока выполнения работ – с момента заключения контракта в течение 30 дней. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России, с учетом норм ст.191 Гражданского кодекса РФ, никаких противоречий в сроках выполнения работ, указанных в плане-графике и иных документах закупки, не усматривает. Довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.1 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно п.1.1 описания объекта закупки все используемые материалы должны иметь сертификат соответствия, а при необходимости и разрешение Ростехнадзора на их применение. Все поставляемые материалы и оборудование должны соответствовать ГОСТам, ТУ и подтверждаться соответствующими сертификатами/декларациями, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими их качество. Комиссия Новосибирского УФАС России, с учетом возражений заказчика, считает, что в документации отсутствуют императивные требования к наличию у используемых товаров (материалов) сертификатов соответствия, а также отсутствуют обязательные требования к аукционной заявке о представлении в ней таких документов. Данный довод не нашел своего подтверждения.
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В описании объекта закупки установлено требование о соответствии воздушной извести ГОСТ 9179-77. При этом, указано, что сорт извести должен быть «один».
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что таблица 1 ГОСТ 9179-77 предусматривает сорта извести: 1, 2, 3. Из изложенного следует, что заказчику необходима известь сорта 1, как и указано в ГОСТ 9179-77. Противоречия описания объекта закупки и стандарта отсутствуют. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
В описании объекта закупки установлено требование к плотности полиэтилена труб ПЭ 100, SDR 17 с номинальным наружным диаметром 110 мм при температуре 23 градуса – не ниже, чем 930 кг/м3 при расчетной массе 2,16 кг. Также установлено требование о соответствии труб ГОСТ 18599-2001. В таблице 2 ГОСТ 18599-2001 установлен порядок расчета массы 1 м. труб с определенными параметрами и условиями. При этом, указано, что расчетная масса 1 метра труб составляет 2,16 кг., как и указано в описании объекта закупки. Заказчик не установил требование к массе 1 метра труб, а указал расчетную массу 1 м. труб, как и предусмотрено в ГОСТ 18599-2001. Довод подателя жалобы не обоснован.
В описании объекта закупки установлены следующие требования к люкам. Соответствие ГОСТ 3634-99, обозначение А15, тип легкие, полное открытие не ниже, чем 600 мм.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что согласно локальному сметному расчёту ЛС 02-00-02 при выполнении работ необходимо использовать люк чугунный лёгкий марки Л (А30)-В-1-60.
Согласно п.4.5 ГОСТ 3634-99 условное обозначение люка или дождеприемника должно состоять из слова «Люк» или «Дождеприемник», его типа, исполнения или нескольких исполнений, габаритных размеров лаза в сантиметрах и обозначения настоящего стандарта.
Кроме того, в ГОСТ приведён пример условного обозначения среднего люка для канализации с запорным замковым устройством и диаметром лаза 60 см - Люк С (В125) - К.2-60 ГОСТ 3634-99.
Согласно п.3 указанного стандарта полное открытие люка - диаметр круга, который может быть вписан в проем корпуса люка или дождеприемника.
Из изложенного следует, что локальный сметный расчёт предусматривает применение люков с полным открытием 600 мм. Кроме того, требование документации «не ниже, чем 600 мм» входит в диапазон, предусмотренный ГОСТ. Довод подателя жалобы не обоснован.
В описании объекта закупки установлено требование о соответствии болтов ГОСТ 7798-70, который распространяется на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит запретов на применение данного стандарта вне рамок государственного оборонного заказа. Более того, данная характеристика предусмотрена разделом 3 проектной документации. Данный довод подателя жалобы не обоснован.
В описании объекта закупки установлено требование к таким характеристикам пакли, как номинальная линейная плотность, минимальная массовая доля пропитки волокон в сухой основе, минимальная масса 1 метра, максимальное содержание костры. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные показатели пакли могут стать известными только по результатам проведения определенных испытаний.
В документации об электронном аукционе установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей товаров.
В инструкции по заполнению первой части заявки указано, что в случае, если параметры товаров становятся известными по результатам испытаний, то участник закупки вправе представить показатели, предусмотренные стандартами.
При этом, в документации об электронном аукционе не указан какой - либо стандарт на данный товар.
Согласно п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, заказчик, установив требования к показателям товара, которые, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, становятся известными по результатам испытаний, нарушил п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод жалобы обоснован.
При рассмотрении довода жалобы, касающегося того, что в качестве материала пропитки пакли должны быть сильные антисептики, заказчик представил коммерческие предложения двух различных производителей, в которых отражена данная характеристика пакли. Кроме того, значение данного показателя в соответствии с описанием объекта закупки является значением, которое не может изменяться, и подлежит указанию в заявке именно в таком виде.
Довод подателя жалобы не подтвержден.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок .
В описании объекта закупки к станции водоподготовки установлены следующие требования. Максимальное допустимое напряжение сети для фильтра безреагентного обезжелезивания должно быть больше чем триста семьдесят В.
Согласно ГОСТ 29322-2014 напряжение сети переменного тока составляет 220В, 380/400В, 1кВ, 6кВ, 25кВ, 1 ЮкВ, 220кВ.
ГОСТ 29322-2014 устанавливает единые требования к электросети в РФ, а не к подключаемому к сети оборудованию. Таким образом, невозможно использование станции водоподготовки с максимально допустимым напряжением сети для фильтра безреагентного обезжелезивания в диапазоне от 370 до 380 В (не включительно). Заказчик установил нестандартный показатель, по которому в документации не содержится обоснование. Заказчик нарушил п.2 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Гарант» на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству модульной установки водоподготовки в с. Красноглинное Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300052518000012) частично обоснованной (в части извещения о проведении электронного аукциона, в части требований к показателям пакли, которые становятся известными по результатам испытаний).
- Признать заказчика нарушившим ч.7, ч.8 ст.42, п.1, п.2 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.
- Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика по ч.4.2, ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.Г. Швалов |
ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-326
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
«19» декабря 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии; |
Алышова А.Е. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения №08-01-631 от 19.12.2018г. по жалобе ООО «Гарант» на действия администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству модульной установки водоподготовки в с. Красноглинное Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300052518000012),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчику необходимо:
- Прекратить нарушение ч.7, ч.8 ст.42 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить не указывать в извещении о проведении закупки порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению;
- Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к показателям товаров, которые становятся известными по результатам испытаний, прекратить требовать в заявке конкретные значения таких показателей;
- Прекратить нарушение п.2 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в документации о закупке заведомо неисполнимые требования, в том числе к максимально допустимому напряжению сети для фильтра безреагентного обезжелезивания станции водоподготовки, не соответствующие требованиям к стандарту напряжении электросети в РФ;
- Внести изменения в аукционную документацию в соответствии с решением №08-01-631 от 19.12.2018г. и настоящим предписанием;
- Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ.
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд аукционной комиссии необходимо отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ООО «РТС-тендер» обеспечить возможность исполнения решения №08-01-631 от 19.12.2018г. и настоящего предписания заказчиком и аукционной комиссией.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику необходимо сообщить в адрес Новосибирского УФАС России до 09.01.2019г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Зам. председателя Комиссии А.М. Заргаров
Член Комиссии А.Е. Алышова