Решение №08-01-634 Решение № 08-01-634 по жалобе ООО «Контракт» на действия А... от 21 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-634

«21» декабря 2018 года                                                                                                   г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя  Комиссии;

Алышова А.Е.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Контракт», уведомлено надлежащим образом,

в отсутствие представителей Алтайского краевого суда, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на действия Алтайского краевого суда при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания Алтайского краевого суда (извещение № 0317100000618000118), начальная (максимальная) цена контракта 3 979 692,44 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Контракт» с жалобой на действия Алтайского краевого суда при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания Алтайского краевого суда.

Суть жалобы ООО «Контракт» сводится к следующему.

По мнению подателя жалобы, срок подачи заявок сокращён заказчиком, что является нарушением ч.3 ст.63 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» (далее - ФЗ № 44-ФЗ).

Заказчик не установил требование к участникам закупки, предусмотренное п.11 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, что является нарушением данной нормы.

В документации об электронном аукционе незаконно установлено требование к составу и содержанию аукционной заявки о представлении в ней декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

Заказчик установил требования к показателям мастики пастообразной, которые могут стать известными только по результатам проведения определенных испытаний.

В проекте контракта отсутствует обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, что является нарушением п.2 ч.13 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ.

Кроме изложенного, податель жалобы сообщил, что заказчик установил в проекте контракта размеры штрафов для сторон только при цене контракта от 3 миллионов до 50 миллионов рублей.

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от заказчика поступили следующие возражения.

Заказчик считает, что срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не сокращён, поскольку участник закупки вправе подать заявку, начиная со дня опубликования извещения в единой информационной системе.

Относительно довода подателя жалобы, касающегося требований к показателям мастики, заказчик сообщил, что данные требования были установлены в целях использования качественного материала.

Относительно положений проекта контракта заказчик сообщил, что при выявлении в нём нарушений допустимо внести изменения в контракт при его заключении.

Относительно остальных доводов подателя жалобы заказчик сообщил, что при выявлении противоречий в документации о закупке и действующего законодательства следует считать положения законодательства преобладающими.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Извещение о проведении данного электронного аукциона размещено в единой информационной системе 29.11.2018г. Окончание срока подачи заявок заказчиком установлено на 14.12.2018г. в 8:30 часов.

Согласно ст.191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Из изложенного следует, что срок подачи заявок завершился в 8:30 часов пятнадцатого дня со дня, следующего за днём размещения извещения в единой информационной системе, что фактически сократило срок, предусмотренный законом, и привело к нарушению ч.3 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод подателя жалобы обоснован.

В соответствии с ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе содержит, в том числе требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п.11 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки об отсутствии у них ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьёй 30 ФЗ № 44-ФЗ установлено ограничение участия в закупках для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Такое ограничение предусмотрено заказчиком при осуществлении данной закупки. При этом, в документации отсутствует требование к участникам закупки об отсутствии у них ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, что является нарушением п.11 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод подателя жалобы нашёл свое подтверждение.

В соответствии с ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ документов и информации, не допускается.

Законодательством о контрактной системе не предусмотрено установление требования к аукционной заявке о представлении в ней декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией. Несмотря на это, заказчик в п.4.2 аукционной документации установил требование к заявке о представлении в ней такой декларации. Тем самым заказчик нарушил ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, довод подателя жалобы обоснован.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В описании объекта закупки установлено требование к таким характеристикам мастики пастообразной, как прочность сцепления с основанием, гибкость на брусе, водопоглощение, относительное удлинение при разрыве, водонепроницаемость при давлении, теплостойкость.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные показатели мастики пастообразной могут стать известными только по результатам проведения определенных испытаний.

В документации об электронном аукционе установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей товаров.

При этом, в документации об электронном аукционе не указан какой - либо стандарт на данный товар.

Согласно п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, заказчик, установив требования к показателям товара, которые, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, становятся известными по результатам испытаний, нарушил п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод жалобы обоснован.

Согласно п.2 ч.13 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. В проекте контракта данное условие отсутствует. Довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения, поскольку данное условие должно быть включено в контракт, а не в проект контракта.

В соответствии с ч.4 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствия с ч.4 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч.7 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствия с ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Данными правилами предусмотрены различные размеры штрафов для заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за нарушения законодательства о контрактной системе в зависимости от цены контракта, в том числе менее 3 миллионов рублей, от 3 до 50 миллионов рублей. При проведении электронного аукциона цена контракта может быть снижена ниже 3 миллионов рублей. При этом, проект контракта данной закупки содержит размеры штрафов для заказчика и исполнителя только при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей. При этом, цена контракта, предложенная победителем данного электронного аукциона, составляет менее 3 миллионов рублей. Довод подателя жалобы обоснован.

Кроме того, установлено, что п.5.3 и п.5.6 проекта контракта содержит порядок расчета пени за просрочку исполнения обязательств по контракту с использованием ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. Однако в настоящее время в соответствии с ч.7 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ и п.10 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, необходимо применять ключевую ставку Центрального Банка РФ.

Изложенные положения документации содержат нарушения ч.4, ч.7, ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ, п.10 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной  системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что на участие в данном электронном аукционе подано 4 заявки. По результатам проведения аукциона достигнуто существенное снижение цены контракта - на 25,1 %. Победителем аукциона предложена цена контракта 2 984 768,94 рублей.

В связи с изложенным, в соответствии с п.3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014г., Комиссия Новосибирского УФАС России считает возможным не выдавать предписание об отмене результатов закупки. Комиссия Новосибирского УФАС России считает возможным установление надлежащих условий об ответственности сторон в контракте при его заключении.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия Алтайского краевого суда при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания Алтайского краевого суда (извещение № 0317100000618000118) частично обоснованной (обоснована в части всех доводов, кроме довода, касающегося п. 2 ч.13 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ).
  2. Признать заказчика нарушившим ч.3 ст.65, п.11 ч.1 ст.31, ч.6 ст.66, п.1 ч.1 ст.33, ч.4, ч.7, ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ, п.10 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
  3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

А.Г. Швалов

 

 

Заместитель председателя Комиссии

 

 

Член Комиссии

 

 

 

А.М. Заргаров

 

 

А.Е. Алышова

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-329

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

«21» декабря 2018 года                                                                                                             г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии;

Алышова А.Е.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-634 от 21.12.2018г. по жалобе ООО «Контракт» на действия Алтайского краевого суда при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания Алтайского краевого суда (извещение № 0317100000618000118),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику:

  1. Прекратить нарушение ч.3 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить сокращать срок подачи заявок;
  2. Прекратить нарушение п.11 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, при установлении ограничений, предусмотренных ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, прекратить не устанавливать требование к участникам закупки, предусмотренное п.11 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ;
  3. Прекратить нарушение ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать в заявке представление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
  4. Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к характеристикам товаров, конкретные показатели которых становятся известными по результатам испытаний или прекратить требовать в заявке такие показатели в конкретных значениях;
  5. Прекратить нарушение ч.4, ч.7, ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ и п.10 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, а именно, при заключении контракта установить размеры штрафов для сторон, в том числе, при цене контракта менее 3 миллионов рублей, исключить применение ставки рефинансирования Центрального Банка России при расчете пени за просрочку, включить положения о необходимости использования ключевой ставки Центрального Банка России.

 

 

 

 

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок оператору электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» необходимо:

Обеспечить возможность исполнения решения №08-01-634 от 21.12.2018г. и настоящего предписания заказчиком.

 

 

 

Заказчику необходимо исполнить требования настоящего предписания в срок до 09.01.2019г.

 

 

 

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику необходимо сообщить в адрес Новосибирского УФАС России до 09.01.2019г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

А.Г. Швалов

 

 

Заместитель председателя Комиссии

 

 

 

Член Комиссии

 

 

 

А.М. Заргаров

 

 

 

А.Е. Алышова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны