Решение №08-01-68 Решение №08-01-68 по жалобе ООО «Джодас Экспоим» на действия... от 23 марта 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 08-01-68
17 марта 2016 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Джодас Экспоим» (уведомлено надлежащим образом),
в присутствии представителя заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Государственный Новосибирский областной клинический диагностический центр» (далее – ГБУЗ НСО «ГНОКДЦ»): «…» (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО «Джодас Экспоим» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКДЦ» при проведении электронного аукциона на поставку рентгеноконтрастного средства (извещение № 0351200015416000030), начальная (максимальная) цена контракта 961 992,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Джодас Экспоим» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКДЦ» при проведении электронного аукциона на поставку рентгеноконтрастного средства (извещение № 0351200015416000030).
Суть жалобы заключается в следующем. По мнению ООО «Джодас Экспоим», в соответствии с документацией об аукционе в электронной форме объектом закупки является лекарственный препарат международного непатентованного наименования «Йопромид» со следующими ограничивающими количество участников закупки характеристиками:
- Отсутствие ограничений для групп пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом.
- Период выведения через почки в течение 12 часов после использования 93% от введенной дозы.
- Верхний предел разрешенной температуры хранения не менее 30 ºС.
ООО «Джодас Экспоим» считает, что заказчик, устанавливая данные требования к характеристикам товара, которым соответствует единственный из зарегистрированных в Российской Федерации препаратов – «Ультравист» производства Байер Шеринг Фарма АГ/Германия, ограничивает количество участников закупки (в том числе и производителей взаимозаменяемых по МНН препаратов).
На основании изложенного, ООО «Джодас Экспоим» просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО «Джодас Экспоим» от заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКДЦ» поступили возражения, в которых указано следующее.
Заказчик установил требование к лекарственному препарату об отсутствии ограничений для групп пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом, поскольку данные группы пациентов являются часто встречающимися, кроме того, данное требование делает безопасным применение препарата в группе необследованных пациентов, с возможным наличием вышеуказанных патологических состояний.
Заказчиком установлено требование к лекарственному препарату о периоде выведения через почки в течение 12 часов после использования 93% от введенной дозы, поскольку данное требование имеет принципиальное значение для оценки возможного интервала времени выполнения снимков сосудов и тканей после введения контрастного средства, определения времени повторного введения контрастного средства при возникшей клинической необходимости
Требование к температурному режиму хранения установлено заказчиком, поскольку подготовленный к исследованию препарат может какое-то время находиться в диагностическом кабинете, где температурный режим может превышать 25 ºС.
Указанные требования для заказчика являются существенными, поскольку установлены с целью обеспечения безопасности пациентов в процессе проведения исследований.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с письмом ФАС России №АК/28644/15 от 09.06.2015г. одним из наиболее типичных примеров ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых харастеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе, предъявление требований к температурному режиму хранения препарата.
Заказчиком в описании объекта закупки аукционной документации по позициям с МНН «Йопромид» установлены требования к температурному режиму хранения препарата, а именно, «Верхний предел разрешенной температуры хранения – не менее 30 ºС». Таким образом, заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ по данным позициям установлено требование, способное ограничить количество участников закупки, данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение.
Более того, нахождение подготовленного препарата «какое-то» время в диагностическом кабинете не является стадией процесса хранения. Таким образом, указанный довод заказчика не может быть принят в качестве обоснований для установления данного требования.
Доводы подателя жалобы относительно установления заказчиком в аукционной документации требований к лекарственному препарату с МНН «Йопромид», которым соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием «Ультравист», об отсутствии ограничений для групп пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом, о периоде выведения через почки в течение 12 часов после использования 93% от введенной дозы, не нашли своего подтверждения, поскольку нельзя однозначно сказать, являются ли установленные требования к лекарственным препаратам терапевтически не значимыми, заказчиком обоснована необходимость установления вышеуказанных требований, кроме того, письмо ФАС России №АК/28644/15 от 09.06.2015г., на которое ссылается податель жалобы, не содержит указания, что вышеуказанные требования являются терапевтически не значимыми и приводящими к ограничению количества участников закупки.
Довод подателя жалобы относительно позиции ФАС России, содержащейся в письме № АД/6345/16 от 03.02.2016г., не может быть принят во внимание, поскольку данное письмо отражает позицию ФАС России относительно вопроса взаимозаменяемости лекарственных препаратов, имеющих международное непатентованное наименование «Глатимера ацетат», в лекарственной форме «раствор для подкожного введения» с разными дозировками 20 мг/мл, 40 мг/мл, в ответ на обращение ЗАО «БИОКАД».
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона, были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчиком в п.15.2.3 аукционной документации установлено требование к составу и содержанию второй части заявки о представлении декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктами 1-5 части 13 настоящей документации об электронном аукционе, однако в п.1 ч.13 документации установлено требование в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, представление декларации о соответствии которому действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, заказчиком нарушена ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ.
Кроме того, заказчиком не установлено требование к составу и содержанию второй части заявки о представлении декларации о соответствии участника закупки требованию, предусмотренному п.9 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Таким образом, заказчиком нарушен п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ.
Заказчиком в инструкции по заполнению второй части заявки установлено, что для целей реализации пункта 14 документации в части установления ограничений и условий допуска лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289, участником аукциона в составе заявки обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанные в подпункте 15.2.8. Однако в аукционной документации п.п.15.2.8 отсутствует, а данные документы указаны в п.п.15.2.7. Таким образом, инструкция по заполнению второй части заявки содержит недостоверную информацию, способную ввести в заблуждение участников закупки, что нарушает п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Джодас Экспоим» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКДЦ» при проведении электронного аукциона на поставку рентгеноконтрастного средства (извещение № 0351200015416000030) частично обоснованной.
- Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.66, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ.
- Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-58
об устранении нарушения законодательства в сфере закупок
17 марта 2016 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Газизов М.М. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения №08-01-68 от 17.03.2016г. по жалобе ООО «Джодас Экспоим» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКДЦ» при проведении электронного аукциона на поставку рентгеноконтрастного средства (извещение № 0351200015416000030),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок заказчику – ГБУЗ НСО «ГНОКДЦ» необходимо:
- Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в описании объекта закупки требования, ограничивающие количество участников закупки, в частности, прекратить устанавливать требования к температурному режиму хранения препаратов.
- Прекратить нарушение п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, устанавливать требование о представлении во второй части заявки декларации о соответствии участника закупки требованию, предусмотренному п.9 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, прекратить указывать недостоверную информацию в инструкции по заполнению заявки.
- Прекратить нарушение ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать представление в заявке документов, не предусмотренных действующим законодательством.
- Внести изменения в документацию об электронном аукционе № 0351200015416000030 в соответствии с решением № 08-01-68 от 17.03.2016г. и настоящим предписанием.
- Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок аукционной комиссии заказчика необходимо:
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке ООО «РТС-тендер» обеспечить возможность исполнения решения № 08-01-68 от 17.03.2016г. и настоящего предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику сообщить в адрес Новосибирского УФАС России в срок до 05.04.2016г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.