Решение №054/05/24-1972/2020 в отношении ИП Казаковой О.О. и ООО «Рекламные технологии» от 30 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 054/05/24-1972/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» октября 2020 г

Решение в полном объеме изготовлено «02» ноября 2020 г.                   г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев дело № 054/05/24-1972/2020, возбужденное по факту распространения в августе 2020г. в городе Новосибирске рекламы следующего содержания: «Солярий от 14 руб/мин  Депиляция от 100 р  Скидка 10%   213 28 06 studio_olnas Ленина 12, офис 307…», с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), 

в отсутствии: заявителя - физического лица - (не явился),

в присутствии:

- представителя ООО «Рекламные технологии» <...> (доверенность № 80 от 01.11.2019г.)

- ИП Казаковой О.О. (паспорт),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 15057э от 18.08.2020г.) по факту размещения в августе 2020г. в городе Новосибирске, на рекламном щите, расположенном возле дома по адресу: г. Новосибирск, ул.Ленина, д.5 (ИНО 17925, 1824-1), рекламы следующего содержания: «Солярий от 14 руб/мин  Депиляция от 100 р  Скидка 10%   213 28 06 studio_olnas Ленина 12, офис 307…», с признаками нарушения законодательства о рекламе.

В результате рассмотрения заявления, Новосибирским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматривая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы. Объектом рекламирования выступает студия Olnas и предлагаемые её услуги: солярий, депиляция и наращивание ресниц.

Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н, проведение депиляции является медицинской услугой (A14.01.012). Таким образом, рассматриваемая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом, такому предупреждению должно быть отведено не менее пяти процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Данное предупреждение в рассматриваемой рекламе отсутствует, что указывает на признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России, ООО «Рекламные технологии» сообщило, что рассматриваемая реклама была размещена на основании Договора на оказание услуг по распространению Рекламно-информационных материалов наружной рекламы № 31/07/2020 РТ от 31.07.2020г., заключенного с ИП Казаковой Ольгой Олеговной. Согласно Приложения №1/А от 31.07.2020г. к указанному Договору рекламная информация размещалась с 01.08.2020г. по 31.08.2020г. на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленина, 5, ул. Советская, 33 (с индексом 1824-1).

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламе является ИП Казакова О.О., рекламораспространителем - ООО «Рекламные технологии».

В ответ на Определение о возбуждении дела от 15.10.2020г., ООО «Рекламные технологии» представлен отзыв (вх. № 19270э от 28.10.2020г.), согласно которому в рекламируемой студии оказываются следующие услуги: солярий, сахарная депиляция, восковая депиляция, наращивание ресниц.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон №323-ФЗ) установлено, что медицинские услуги представляют собой медицинские вмешательства или их комплекс, выполняемые для лечения, диагностики заболеваний, профилактики, медицинской реабилитации. Медицинские услуги оказываются медицинскими работниками, имеющими соответствующую квалификацию, в медицинских организациях (а также индивидуальными предпринимателями), имеющими соответствующую лицензию на медицинскую деятельность. При этом медицинская деятельность осуществляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.

Пунктом 5 ст. 2 Закона №323-ФЗ установлено, что медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

Полный перечень медицинских услуг дан в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н (ред. от 05.03.2020) "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг". В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг сахарная депиляция, восковая депиляция, солярий, а также наращивание ресниц не являются медицинскими услугами, то есть это простые бытовые услуги.

В организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками.

Согласно п. 7 ст. 24 Закона «О рекламе» реклама исключительно медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Так как рассматриваемый банер не содержит рекламу медицинских услуг (рекламируются бытовые услуги), предупредительная надпись (о наличии противопоказаний рекламируемой медицинской услуги и необходимости проконсультироваться со специалистом) не требуется. Таким образом, по мнению ООО «Рекламные технологии», рассматриваемая реклама соответствует действующему законодательству.

ИП Казакова О.О. также представила отзыв на Определение о возбуждении дела (вх. № 19275 от 28.10.2020г.), согласно которому изготовление рекламы было заказано ООО «Рекламные технологии». Рекламный макет был отправлен на проверку юристу ООО «Рекламные технологии», и после утверждения, согласован сторонами. Медицинской деятельности ИП Казакова О.О. не занимается, соответствующих лицензий не имеет.

Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает доводы ООО «Рекламные технологии» на основании следующего.

Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В рассматриваемой рекламе не содержится сведений о том, какой вид депиляции проводится в рекламируемом салоне. Указано одно слово: «депиляция».

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н, проведение депиляции является медицинской услугой (A14.01.012).

При этом, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными познаниями.

Рядовой потребитель, не обладающий специальными познаниями, ознакомившись с рассматриваемой информацией, видит рекламу услуг депиляции, являющихся медицинскими, в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг. Так, заявитель обратился в Новосибирское УФАС России с заявлением именно потому, что принял рассматриваемую рекламу за рекламу, в том числе, медицинской услуги.

Таким образом, поскольку указанная в рекламе услуга (депиляция) является медицинской, а предупреждение о наличии противопоказаний к её применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов отсутствовало, рассматриваемая реклама нарушает требования ч.7 ст. 24 Закона «О рекламе».

Следовательно, ООО «Рекламные технологии» и ИП Казакова О.О. нарушили требования указанной нормы.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»  №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать информацию, распространенную в августе 2020г. в городе Новосибирске, на рекламном щите, расположенном возле дома по адресу: г. Новосибирск, ул.Ленина, д.5 (ИНО 17925, 1824-1), рекламы следующего содержания: «Солярий от 14 руб/мин  Депиляция от 100 р  Скидка 10%   213 28 06 studio_olnas Ленина 12, офис 307…», ненадлежащей рекламой, а

ИП Казакову О.О. (ОГРНИП: 315547600109040, ИНН: 540536466794),

ООО «Рекламные технологии» (630099, город Новосибирск, улица Депутатская, дом 46, подъезд 3, этаж 8 офис 79, ОГРН: 1025402492059, Дата присвоения ОГРН: 26.12.2002, ИНН: 5406225935, КПП: 540601001)

нарушившими требования ч. 7 ст. 24 Закона «О рекламе», согласно которой реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

  1. Выдать ИП Казаковой О.О. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 
  2. Выдать ООО «Рекламные технологии» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны