Определение №054/01/10-967/2021 в отношении ООО «Новосибирскоблгаз» от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 054/01/10-967/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

28 мая 2021 года                                                                                                          г. Новосибирск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России поступили обращения департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, прокуратуры г. Бердска по вопросу приостановления ООО «Новосибирскоблгаз» исполнения обязательств по поставке сжиженного углеводородного газа (вх. № 4880 от 25.03.2021 г., 4945э от 25.03.2021 г., 5238 от 30.03.2021 г.), в результате рассмотрения которых установлено следующее.

ООО «Новосибирскоблгаз» на основании заключенных договоров поставки газа осуществляет поставку сжиженного углеводородного газа потребителям, проживающим в многоквартирных домах по адресам: г. Новосибирск, ул. Советская, д. 58, ул. Достоевского, д. 7, г. Бердск, ул. Ленина, д. 92, 96, 106, 108, 110, 116, 130, 134, ул. Кирова, д. 1, д. 5, ул. К. Маркса, д. 45.

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, урегулированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 (далее – Правила поставки газа).

Согласно п. 2 Правил № 549 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется, в том числе, исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.

Согласно пп. 22 «а» Правил № 549 поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.

В соответствии с п. 45 Правил № 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях:

а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа;

б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки;

в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд;

г) использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре;

д) поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям;

е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.

При этом согласно п. 46 Правил № 549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

В соответствии с п. 47 Правил № 549 подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях:

а) авария в газораспределительной сети;

б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;

в) техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.

В марте 2021 г. ООО «Новосибирскоблгаз» приостановило исполнение обязательств по поставке СУГ потребителям, проживающим в домах по адресам: г. Новосибирск, ул. Советская, 58, ул. Достоевского, 7, г. Бердск, ул. Ленина, 106, 108, 110, 116, 130, 134, ул. Кирова, 1, 5 путем отключения групповых резервуарных установок, снабжающих указанные многоквартирные дома сжиженным углеводородным газом, что подтверждается информацией, представленной департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, прокуратурой г. Бердска, представленными прокуратурой письмами администрации г. Бердска и потребителей газа, а также представленными ООО «Новосибирскоблгаз» служебными записками от 13.03.2021 г., 16.03.2021 г.

Согласно пояснениям ООО «Новосибирскоблгаз», приостановление исполнения обязательств по поставке СУГ потребителям, было вызвано аварийной ситуацией, из-за которой временно было невозможно продолжить поставку.

Подача газа была приостановлена прибывшей аварийной службой ООО «Новосибирскоблгаз», поскольку было установлено, что давления газа и объема газа в резервуарах недостаточно для поддержания безопасной и бесперебойной работы. В сложившихся условиях аварийная служба ООО «Новосибирскоблгаз» приостановила поставку газа.

Давление в резервуарных установках упало по причине того, что у ООО «Новосибирскоблгаз» отсутствовал СУГ в необходимом количестве для заполнения резервуарных установок, а также денежные средства на его приобретение, в связи с тем, что последние 3 года ООО «Новосибирскоблгаз» ведет деятельность в убыток, поскольку в связи со значительным и продолжительным ростом оптовых цен на СУГ, закупочные цены на газ превышают заложенные тарифом, установленным Департаментом по тарифам Новосибирской области.

ООО «Новосибирскоблгаз» сообщает, что предпринимало меры по разрешению данной ситуации, а именно еще до момента аварийной приостановки поставки газа ООО «Новосибирскоблгаз» обращалось в уполномоченные органы в целях получения субсидий. Однако ввиду наличия установленного Законом порядка, предприятие лишено возможности повлиять на ускорение процедуры получения субсидии.

Убытки и аварийная приостановка поставки СУГ была также вызвана отсутствием оплаты со стороны потребителей. Задолженность по домам, относящимся к данным групповым установкам, составляет 1 127 748,06 руб., а задолженность всех потребителей СУГ ООО «Новосибирскоблгаз» составляет более 30 000 000 руб.

По сообщению ООО «Новосибирскоблгаз», 25 марта 2021 г. газоснабжение потребителей было восстановлено.

Согласно пояснениям ООО «Новосибирскоблгаз» соответствии с п. 47 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549, в подобных ситуациях допускается приостановление подачи газа без предварительного уведомления абонентов.

ООО «Новосибирскоблгаз» пояснило, что не направляло в адрес потребителей уведомления заказными письмами, что предусмотрено п. 46 Правил № 549, однако Обществом были размещены объявления в местах общего доступа и на информационных досках, а также направлены уведомления в органы местного самоуправления.

В результате анализа представленной информации, антимонопольный орган приходит к выводу, что рассматриваемая ситуация не может быть квалифицирована как аварийная и не требующая в соответствии с п. 47 Правил № 549 уведомления потребителей о приостановлении подачи газа, так как нехватка СУГ для обеспечения бесперебойного газоснабжения потребителей возникла в связи с действиями Общества.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в отношении каждого объекта систем газоснабжения постоянно осуществляется прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф.

Являясь поставщиком СУГ для населения, ООО «Новосибирскоблгаз» обязано осуществлять поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа. Следовательно, осуществляя закупку СУГ, в том числе, в условиях убыточности, возникающей в связи с закупкой газа по ценам, превышающим тариф на газ, установленный для населения, Общество имело возможность спрогнозировать отсутствие СУГ в необходимом количестве.

Кроме того, ООО «Новосибирскоблгаз» признало, что причиной приостановления подачи СУГ потребителям, является также наличие у потребителей задолженности. При этом ООО «Новосибирскоблгаз» не представило в ответ на запрос антимонопольного органа перечень потребителей с указанием адресов и периодов задолженности, указав, что данная информация в ООО «Новосибирскоблгаз» отсутствует, так как не является обязательным к составлению и хранению документом в организации.

Однако, исходя из п. 45, 46 Правил № 549 поставщик газа вправе приостановить исполнение обязательств по поставке газа в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд, при условии предварительного направления абоненту уведомления по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

В рассматриваемом случае со стороны ООО «Новосибирскоблгаз» указанные уведомления потребителям не направлялись, что свидетельствует о нарушении Обществом п. 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549.

Рассматриваемые действия ООО «Новосибирскоблгаз» привели к ущемлению интересов неопределённого круга граждан - потребителей услуг по газоснабжению.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона), при совершении хозяйствующими субъектами актов недобросовестной конкуренции (пункт 9 статьи 4, статьи 14.1 - 14.8 Закона).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Аналитическим отчетом ОТ и ФР Новосибирского УФАС России установлено наличие признаков доминирующего положения ООО «Новосибирскоблгаз» на рынке услуг по поставке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок на территории Новосибирской области.

Таким образом, действия ООО «Новосибирскоблгаз», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по поставке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок на территории Новосибирской области, по приостановлению исполнения обязательств по поставке СУГ потребителям, проживающим в домах по адресам: г. Новосибирск, ул. Советская, 58, ул. Достоевского, 7, г. Бердск, ул. Ленина, 106, 108, 110, 116, 130, 134, ул. Кирова, 1, 5, без предварительного уведомления потребителей, предусмотренного п. 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549, содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 85 от 24.05.2021 г. о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Новосибирскоблгаз» части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 054/01/10-967/2021 к рассмотрению на 28 июня 2021 г. в 11-00 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова 3, кабинет 915.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 054/01/10-967/2021 в качестве ответчика – Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» (ИНН 5433168404, юридический адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, населенный пункт в районе с. Толмачево, Новосибирская газонаполнительная станция, почтовый адрес: 633102, г. Обь, ул. Строительная, 3, а/я 46).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 054/01/10-967/2021 в качестве заявителей:

департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 1);

прокуратуру г. Бердска (633003, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Первомайская, д. 66).

4. ООО «Новосибирскоблгаз» в срок до 22 июня 2021 г. представить в Новосибирское УФАС России:

4.1. Объяснения по существу дела.

4.2. Справку о сумме выручки, полученной в 2020 г. на рынке услуг по поставке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок на территории Новосибирской области.

4.3. Иные имеющиеся документы и сведения по существу дела (при наличии).

Явка представителей ответчика по делу с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.

В связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой и на основании указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и письма ФАС России от 19.03.2020 № ПЗ/21986/20 стороны по делу уведомляются о проведении заседания 28 июня 2021 года в 11 часов 00 минут по делу № 054/01/10-967/2021 путём использования систем видеоконференцсвязи (далее – ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в работе комиссии Новосибирского УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: <...> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

О возможности обеспечения связи сторонам сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания Комиссии) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

В случае неявки лиц участвующих в деле или их представителей, дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны