Заключение №054/10/5-1888/2022, 17248/22 обращение Акционерного общества «Новосибирский приборостроит... от 18 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

054/10/5-1888/2022

18 ноября 2022 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев посредством ВКС обращение Акционерного общества «Новосибирский приборостроительный завод» (далее – АО «НПЗ») (вх. № 17248/22 от 31.10.2022 г.) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Автоматические системы безопасности» (далее – ООО «АСБЕЗ»), с которым договор от 04.04.2022 № 64/1158-22 расторгнут в одностороннем порядке в связи с односторонним отказом заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции, от исполнения договора в связи с уклонением ООО «АСБЕЗ» от исполнения своих обязательств по договору,

в присутствии <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение АО «НПЗ» (вх. № 17248/22 от 31.10.2022 г.)  о включении сведений об ООО «АСБЕЗ» (630039, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Автогенная, дом 126, офис 303, ОГРН: 1145476052941, Дата присвоения ОГРН: 21.04.2014, ИНН: 5405494847, КПП: 540501001) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работу, услуг отдельными видами юридических лиц».

Сведения о лице, в отношении которого принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

  1. Наименование юридического лица с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора - ООО «Автоматические системы безопасности»;
  2. Сведения о месте нахождения юридического лица:

страна – Россия;

почтовый индекс – 630039;

наименование единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта, улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса – Российская Федерация, 630039, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Автогенная, дом 126, офис 303;

3. Идентификационный номер налогоплательщика: 5405494847;

4. Дата заключения ненадлежащим образом исполненного договора – 04.04.2022 (номер договора – 64/1158-22);

5. Сведения о договоре № 68С/64/2283-22:

наименование товаров (работ, услуг) – изготовление планов эвакуации;

код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) – 58.11.16.000, 18.12.19.190;

валюта договора – российский рубль;

цена договора – 49 600 рублей;

дата окончания исполнения договора: 31.05.2022.

дата расторжения договора – 15.10.2022.

АО «НПЗ» сообщило следующее.

Заказчик – АО «НПЗ» (ОГРН 1115476008889; ИНН 5402534361; адрес: 630049, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 179/2), в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по основанию подпункта 6.6.2(39) Единого положения о закупке Государственной корпорации «РОСТЕХ» и на основании решения руководителя заказчика о проведении закупки у единственного поставщика от 14.06.2022 № 2283, заключило с Подрядчиком – ООО «АСБЕЗ» (ОГРН 1145476052941; ИНН 5405494847; адрес: 630039, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Автогенная, д. 126, офис 303) договор № 64/1158-22 от 04.04.2022 г. на изготовление планов эвакуации, цена договора: 49 600 руб. (ОКВ - 643 RUB), метод расчета НМЦ - метод сопоставления рыночных цен (анализ рынка), дата окончания исполнения договора: 31.05.2022 г., ОКПД2: 58.11.16.000, 18.12.19.190.

АО «НПЗ» в рабочем порядке обращалось в адрес ООО «АСБЕЗ» с запросами разъяснений по срокам исполнения договора, но подрядчик фактически игнорировал обращения заказчика и уклонился от исполнения своих обязательств, так и не приступив к исполнению договора.

В связи с существенным нарушением условий договора со стороны ООО «АСБЕЗ» (существенное нарушение срока поставки, подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора), руководствуясь п. 2 ст. 405, п. 1 ст. 450.1, п. 3 ст. 708, п. 2 ст. 715 ГК РФ, АО «НПЗ» уведомило подрядчика о расторжении договора № 64/1158-22 от 04.04.2022 г.

Учитывая положения п. 3 ст. 54 и ст. 165.1 ГК РФ и дату поступления уведомления АО «НПЗ» в адрес подрядчика (РПО 63004962027401), договор с ООО «АСБЕЗ» считается расторгнутым с 15.10.2022 г.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты ввиду одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

АО «НПЗ» входит в состав оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р признано стратегической организацией, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.11.2008 № 873 и приказом Государственной корпорации «Ростехнологии» включена в состав холдинговой компании АО «Швабе» Государственной корпорации «Ростех».

АО «Швабе» и ГК «Ростех» состоят в санкционных списках, утвержденных Управлением по контролю над иностранными активами Министерства финансов США в соответствии с Указом Президента США 13662 о блокировке собственности дополнительных лиц, способствующих ситуации на Украине.

ООО «АСБЕЗ» представило следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса.

Между ООО «АСБЕЗ» и АО «НПЗ» был заключен договор №64/1158-22 от 04.04.2022 г. ООО «АСБЕЗ» выполняло работы по разработке и изготовлению планов эвакуации. Фактически и практически работа делится на три этапа: создание макета, согласование и изготовление.

На первом этапе создается макет плана эвакуации в электронном виде на основании данных заказчика, а именно от заказчика ООО «АСБЕЗ» получает:

-           актуальную планировку объекта;

-           расположение эвакуационных выходов;

-           указание мест размещения необходимых элементов (пожарные краны, огнетушители, кнопки пожарной автоматики, эл. щиты);

-           указание места размещения самого плана эвакуации (это важная информация, которая влияет на ориентацию планировки и выбор исполнения - книжный/альбомный);

-           название объекта, адрес, этаж, ФИО подписанта;

-           стратегию эвакуации (проще говоря, кто из какого помещения через какой эвакуационный выход покидает объект в случае пожара).

На этом этапе задача ООО «АСБЕЗ» разместить данную информацию в соответствии с требованием ГОСТ 34428-2018 (п. 9.3.9), с учетом ссылок на другие ГОСТ.

От получения всей этой информации зависит срок подготовки макетов и их качество.

ООО «АСБЕЗ» не может в данном случае ничего выдумывать - использует только информацию заказчика.

Из содержания первого этапа видно, что без участия и заинтересованности заказчика невозможно разработать правильные макеты.

На втором этапе заказчик проверяет актуальность информации в электронных макетах и при необходимости вносит корректировки или дает согласие на распечатку этих макетов.

На третьем этапе ООО «АСБЕЗ» распечатывает макеты, наносит их на фотолюминесцентный материал.

После заключения договора Заказчик передал ООО «АСБЕЗ» планировки и настоятельно попросил посетить объекты, для которых необходимо выполнить планы эвакуации, аргументируя это тем, что планировки неактуальные, а на проведенные реконструкции новых планировок нет.

При этом условиями договора выезд на объект не был предусмотрено, но так как у ООО «АСБЕЗ» есть данная практика, то ООО «АСБЕЗ» дало согласие.  В свою очередь, учитывая стрессовую обстановку с материалами для нужд ООО «АСБЕЗ» и текущую нагрузку в период с февраля по июнь 2022 года, незамедлительно осуществить выезд на объект было проблематично, т.к. это повлекло бы остановку на время выезда всех работ по созданию макетов и задержку в исполнении всех текущих заказов. Но до окончания срока договора выезд на объекты АО «НПЗ» был осуществлен. Результативность выезда была практически нулевой, т.к. доступ ко многим помещениям был закрыт либо невозможен в связи с особенностями режима работы на объекте. По результатам осмотра было установлено, что несоответствие некоторых планировок было около 50%, и чтобы сделать корректировки необходимо достаточное количество времени и доступ ко всем помещениям. Для Общества стало очевидным, что необходимо еще не раз посетить объект, чтобы собрать актуальную информацию для изготовления качественных планов эвакуации. С назначением даты очередного выезда на режимный объект возникли вновь те же проблемы, от заказчика не поступало ни писем, ни звонков некоторое время, что для Общества означало его готовность к ожиданию. В июле месяце состоялось общение с заказчиком, после чего была составлена таблица по результатам первого посещения объекта, и написано письмо о том, что произносилось устно еще до момента заключения договора. Текст письма подтверждает, что ООО «АСБЕЗ» ни в коем случае не игнорировало договор с АО «НПЗ»

На данное письмо был получен ответ - «Добрый день. Направляйте макеты на согласование и другие схемы - мы нанесем все необходимые обозначения». Данный ответ явно выражал отсутствие взаимопонимания. От заказчика требовалось передать ООО «АСБЕЗ» хотя бы актуальные планировки. Макеты, которые были уже готовы, ООО «АСБЕЗ» не отправило, т.к. согласование выполненных работ необходимо вести пересылкой полного комплекта, а также из опасений, что макеты будут отправлены, а договор будет расторгнут.

Таким образом, ООО «АСБЕЗ» признает, что до окончания срока действия договора работы в полном объеме выполнены не были, по причине того, что от ООО «АСБЕЗ» требовалось то, что самим договором не предусмотрено, а именно, выезд на объект заказчика. Также ООО «АСБЕЗ» сообщает, что обращения заказчика ООО «АСБЕЗ» не игнорировало, подтвердить это сложно, т.к. все общение было посредством телефонных разговоров и двух писем, инициатором первого из которых было ООО «АСБЕЗ». Услугу, которую оказывало ООО «АСБЕЗ», невозможно было выполнить без непосредственного участия и содействия заказчика. ООО «АСБЕЗ» не получило необходимой информации и вынуждено было самостоятельно ее собирать и проверять, что практически не позволило ООО «АСБЕЗ» приступить к первому этапу работ из-за отсутствия необходимой информации.

АО «НПЗ» дополнительно сообщило следующее.

При заключении договора от 04.04.2022 № 64/1158-22 подрядчику был передан пакет документации (эскизы планов эвакуации) в электронном виде, посредством передачи съемного носителя информации «флэшки». На указанном носителе содержались эскизы необходимых планов эвакуации, которые подрядчик должен был изготовить по договору, в количестве 20 штук.

Документально подтвердить факт передачи вышеуказанной документации подрядчику не представляется возможным, поскольку никаких передаточных документов не составлялось. Вместе с тем, подрядчик ООО «АСБЕЗ» не отрицает факт передачи указанной документации, что следует из его письменных пояснений, приобщенных к материалам дела.

Кроме того, выезд на осмотр помещений АО «НПЗ» для целей сопоставления их с эскизами планов, переданных Подрядчику последним, был осуществлен только 30.05.2022, тогда как срок изготовления планов эвакуации согласно п. 4.1. договора был согласован сторонами не позднее 31.05.2022.

Также среди файлов имеется скриншот из программы СКУД (контроль входа-выхода в организацию), который подтверждает факт приезда подрядчика только 30.05.2022.

На основании вышеизложенного, при наличии соответствующих оснований, АО «НПЗ» просит рассмотреть вопрос о включении общества с ограниченной ответственностью «Автоматические системы безопасности» (ООО «АСБЕЗ») в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ООО «АСБЕЗ» дополнительно представило следующие пояснения.

После самостоятельного сбора той информации, которую удалось получить, были подготовлены макеты на основании данной информации. Они не были отправлены заказчику по следующим причинам:

-           согласование макетов удобнее проводить полным «пакетом» макетов, исключает путанность и ускоряет внесение изменений, смысла согласовывать по отдельности нет, т.к. изготавливаются планы одной партией;

-           после ответа заказчика на наше письмо, стало очевидно, что недопонимание не исчерпано, т.к. текст письма подразумевал, что нам направят исходные данные (именно в первую очередь нужны были актуальные планировки), но нас попросили отправить планировки, хотя они есть у заказчика, но с неактуальными планировками, и ему нужно было только рукописно (если нет возможности предоставить план БТИ) внести изменения в планировке и на основании этих данных мы бы сделали чертеж в эл. виде, который использовали бы для составления макетов планов;

-           не видя, со стороны заказчика содействия в получении необходимых исходных данных, и при наличии недопонимания возникло опасение, что договор будет расторгнут, а макетами воспользуются.

При заключении договора ООО «АСБЕЗ» не было известно о том, что Общество становится участником закупки у единого поставщика. ООО «АСБЕЗ» старается не участвовать в госзакупках, т.к. оплата по факту выполненных работ крайне неудобна, поскольку материалы не отпускаются в долг. В 2022 году ООО «АСБЕЗ» отработали несколько договоров по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», но при их заключении ООО «АСБЕЗ» изначально знало об этом. Если бы ООО «АСБЕЗ» обладало данной информацией, то направляло бы официальные письма заказчику с просьбой/требованием предоставить исходные данные для выполнения работ.

Рассмотрев представленные документы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Между АО «НПЗ» и ООО «АСБЕЗ» заключен договор на изготовление планов эвакуации № 64/1158-22 от 04.04.2022 на основании решения руководителя заказчика о проведении закупки у единственного поставщика от 14.06.2022 № 2283 в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 1.1 договора на изготовление планов эвакуации № 64/1158-22 от 04.04.2022 заказчик поручает, а подрядчик обязуется за плату выполнить работы по изготовлению планов эвакуации по Спецификации, которая является неотъемлемой частью договора и составляется сторонами на основании заявки Заказчика.

 В силу раздела 3 договора на изготовление планов эвакуации № 64/1158-22 от 04.04.2022 подрядчик обязан:

3.1.1. Согласовать электронный макет плана эвакуации, в количестве, согласно п. 1.1 данного Договора, с заказчиком путем предоставлениях их в электронном исполнении.

3.1.2. Обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при передаче товара, возникших по вине исполнителя, за свой счет.

3.1.3. Обеспечить выполненные работы гарантийным сроком, равным одному году с момента подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ.

3.2. Исполнитель вправе:

3.2.1. Привлечь третьих лиц для выполнения отдельных видов работ по настоящему договору. Привлечение соисполнителей не влечет изменение Цены договора.

3.2.2. Запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения в рамках договора.

3.2.3. Получать от Заказчика содействие в соответствии с условиями договора.

3.3. Заказчик обязан:

3.3.1. Проверить макет плана эвакуации, представленный в электронном виде на соответствие действительности. В случае, если макет предоставлен без ошибок, верно и в удовлетворительной форме, а также соответствует государственным стандартам, нормам и правилам, дать согласие на единоразовую распечатку макета в типографии, в количестве, согласно п. 1.1 данного договора.

3.3.2. Оплатить стоимость работ, в размере и на условиях, предусмотренных данным Договором.

Согласно п. 4.1 договора на изготовление планов эвакуации № 64/1158-22 от 04.04.2022 срок изготовления планов эвакуации до 31.05.2022, подрядчик обязан предоставить заказчику акт выполненных работ в 2-х экземплярах на бумажном носителе в последний день оказания услуги.

При этом условиями данного договора не предусмотрен выезд исполнителя на объект для проведения осмотра помещений для составления макетов плана эвакуации.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика подтвердил факт того, что переданные ООО «АСБЕЗ» эскизы планов эвакуации не содержали актуальную информацию о планировке помещений и требовали корректировки. При этом указал, что представители Исполнителя приехали на осмотр за один день до окончания срока исполнения работ, а при проведении осмотра доступ был обеспечен во все необходимые помещения.

В свою очередь Комиссия Новосибирского УФАС России оценив условия заключенного договора приходит к выводам о том, что в обязательства ООО «АСБЕЗ» по договору не входило проведение каких-либо осмотров, а также корректировка эскизов планов эвакуации. Заказчик должен был предоставить Исполнителю актуальную информацию о планировке помещений, на основании которой у него имелась бы возможность составить макеты планов эвакуации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае возможно применение по аналогии правовой позиции, сформулированной в Определениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12, от 12.07.2013 № ВАС-8371/13, согласно которой включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителях) является санкцией за недобросовестное поведение участника, выражающееся в намеренном и умышленном неисполнении своих договорных обязательств.

При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение лицом обязательств по договору, которое предполагает недобросовестное поведение.

Неисполнение лицом обязательств по договору может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения.

По смыслу действующего законодательства ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечивать защиту заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении договоров (контрактов). В то же время включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Нарушение участником закупки своих обязательств при исполнении договора при отсутствии у него умышленного, виновного и недобросовестного намерения уклониться от их исполнения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

В данном случае действительно ООО «АСБЕЗ» до окончания срока действия договора работы в полном объеме выполнены не были, однако, исходя из представленных Комиссии Новосибирского УФАС России пояснений и доказательств следует, что в действиях ООО «АСБЕЗ» не усматривается намеренное, недобросовестное и умышленное уклонение от исполнения договора, поскольку его неисполнение обусловлено, в том числе, независящими от ООО «АСБЕЗ» обстоятельствами.

Также при рассмотрении материалов учтены пояснения ООО «АСБЕЗ» о том, что Общество не имело умысла уклониться от исполнения договора, работы по договору были выполнены частично по эскизам, в отношении которых не требовалась корректировка, в подтверждение чего были представлены макеты планов эвакуации.

Согласно сведениям из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об ООО «АСБЕЗ» ранее не включались Федеральной антимонопольной службой в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с изложенным, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в действиях ООО «АСБЕЗ» отсутствует умышленное уклонение от исполнения договора и выполнения принятых по нему обязательств.

При таких обстоятельствах, оценивая все имеющиеся факты, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что на основании вышеизложенного, невозможно сделать вывод о недобросовестности ООО «АСБЕЗ» при исполнении договора в рамках данной закупки.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 5.3.4. Положения о ФАС России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 331 от 30.06.2004 года, пунктом 7.10.  Положения о территориальном органе ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России № 649/15 от 23.07.2015 года, Постановлением Правительства Российской Федерации № 1211 от 22.11.2012 года,

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Признать имеющиеся материалы недостаточными для внесения сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «Автоматические системы безопасности» (630039, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Автогенная, дом 126, офис 303, ОГРН: 1145476052941, Дата присвоения ОГРН: 21.04.2014, ИНН: 5405494847, КПП: 540501001) в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Заключение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны