Решение №054/06/33-555/2023 жалоба ООО «УралМедМаркет» на действия заказчика – ГБУЗ НСО ... от 3 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-555/2023

 

03 апреля 2023 года                                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в отсутствие …

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «УралМедМаркет» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Купинская ЦРБ» при проведении электронного аукциона № 0351300154023000043 на поставку медицинских перчаток, начальная (максимальная) цена контракта 807 118 руб. 00 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «УралМедМаркет» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Купинская ЦРБ» при проведении электронного аукциона № 0351300154023000043 на поставку медицинских перчаток.

Суть жалобы ООО «УралМедМаркет» заключается в следующем.

1. Податель жалобы считает, что в п.1, п.3 - п.5 описания объекта закупки установлены избыточные требования к характеристикам закупаемого товара: на упаковке должна содержаться информация о требуемых характеристиках товара.

ГОСТ Р 52239-2004 «Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора» устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных хирургических одноразовых перчаток из каучукового латекса, предназначенных для защиты пациента и медицинского работника от взаимного заражения во время проведения хирургических операций.

В разделе 8 «Маркировка» ГОСТ Р 52239-2004 установлен необходимый перечень информации, который должен содержаться на упаковке товара. При этом, по мнению подателя жалобы, указанный раздел предусматривает исчерпывающий перечень информации, который должен содержаться на упаковке или иных опознавательных элементах, в который, в свою очередь, не входит информация о содержании компонентов во внутренней поверхности перчаток.

На основании изложенного, ООО «УралМедМаркет» считает, что указанные требования к маркировке на упаковке медицинского изделия нарушают требования п.1 ч.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

2. По мнению подателя жалобы, что в п.3, п.4 описания объекта закупки установлены избыточные требования к характеристикам закупаемого товара: манжета снабжена валиком.

Положениями ГОСТ Р 52239-2004 установлено, что манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик. Вместе с тем, податель жалобы считает, что указание в описании объекта закупки характеристики, не предусмотренной указанным государственным стандартом, ограничивает круг потенциальных участников закупки, что является нарушением положений ст.33.

ГБУЗ НСО «Купинская ЦРБ» в своих возражениях на жалобу ООО «УралМедМаркет» заявило следующее.

1. На официальном сайте Росстандарта опубликована информация о параметрах ГОСТ, подлежащих обязательному применению. Так, в отношении медицинских перчаток указано:

Пункт 6.2 ГОСТ Р 52238-2004 и ГОСТ Р 52239-2004 (герметичность).

Пункт 6.3 ГОСТ Р 52238-2004 и ГОСТ Р 52239-2004 (прочностные характеристики).

Пункт 6.4 ГОСТ Р 52238-2004 и ГОСТ Р 52239-2004 (стерильность).

Таким образом, заказчик считает, что медицинские перчатки должны соответствовать лишь указанным выше пунктам государственных стандартов, остальные пункты носят рекомендательный характер, этот перечень может быть расширен в зависимости от потребности заказчика. В связи с чем, требование к содержанию увлажняющего компонента и указание информации о нем на упаковке не противоречит положениям ГОСТ и не ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, в ГОСТ Р ИСО 15223-1-2021 «Изделия медицинские. Символы, применяемые при маркировании на медицинских изделиях, этикетках и в сопроводительной документации. Часть 1. Основные требования Раздел 5 Символы» указано что, когда это целесообразно, информация, необходимая для правильного использования, должна быть указана на медицинском изделии, на его упаковке или в сопроводительной документации, в том числе, с помощью соответствующих символов.

Согласно п.4 ГОСТ Р 52239-2004, ГОСТ Р 52238-2004 перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ РИСО 10993-13.

Материалом изготовления любой продукции являются вещества, которые в процессе производства продукции не исчезают полностью и придают продукции определенные свойства. Именно о таких материалах и характеристиках имеется указание в описании объекта закупки, информация о таких материалах, согласно ГОСТ, должна быть указана на упаковке.

В разделах 8 указанных выше ГОСТ отмечено, что упаковка перчаток должна содержать, помимо прочих данных, сведения об использованном материале.

Информация о материалах на упаковке значительно облегчает процесс приемки перчаток по качественным характеристикам, так как информация от производителей является достоверной.

При формировании извещения о закупке заказчиком был проведен анализ рынка на наличие перчаток с данными характеристиками, в результате которого установлено, что установленным заказчиком требованиям соответствуют товары различных производителей:

 

N п/п

Наименование товара

Производитель

1

Перчатки хирургические из латекса гевеи,

Mercator Medical, Индия РУ ФСЗ

WRP Asia Pacific Sdn Bhd, Малайзия РУ ФСЗ 2010/07613

Heliomed Handelsges m.b.H.,Австрия,

Ansell Healthcare Europe NV. Бельгия, РУ ФСЗ

2

Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные

Yixing НВМ Latex Production Co., Ltd., Китай, РУ РЗН 2013/1220 от 06.12.2017

Mercator Medical, Индия

РУ ФСЗ 2012/13338 от 29.11.2012

ООО

«ГРУНДЛАГЕ», Россия, РУ N РЗН 2017/5568 от 15.06.2017 г

 

3

Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные

Ansell Healtlicare Europe NV. Бельгия, РУ ФСЗ

2009/05492 от 11.11.2013

Yixing HBM Latex Production Co., Ltd., Китай, РУ P3H 2013/1220 от 06.12.2017

ООО

«ГРУНДЛАГЕ», Россия, РУ N РЗН 2017/5568 от 15.06.2017

Ansell Healthcare Europe NV. Бельгия, РУ ФСЗ 2009/05492 от 11.11.2013

 

2. По позициям 3-4 описания объекта закупки заказчику необходимы хирургические перчатки с характеристикой: манжета с валиком, по позиции 5 – хирургические перчатки с характеристикой: манжета армированная снабжена валиком или с валиком и ярко-выраженной адгезивной полосой.

При этом, в описании объекта закупки заказчиком было указано обоснование установления указанных требований характеристикам товара. В частности, манжета с валиком необходима для надежной фиксации и предотвращения пережимания предплечья и скатывания.

Кроме того, указанные типы обработки края манжеты прямо предусмотрены положениями национальных стандартов.

Согласно разделам 3, 4 ГОСТ 52238 манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик (валик).

Армированная манжета представляет собой чередование толстых участков латекса с тонкими участками латекса. Эти линии параллельны манжете, благодаря чему армированная манжета исключает риск скатывания перчатки при проведении длительных операций.

Согласно п.3.7 методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях», утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 02.09.2016 медицинские перчатки различаются по способу обработки края манжеты:

  • манжета с обрезанным краем (с полосой против скольжения и без нее);
  • край манжеты закатан в валик (с полосой против скольжения и без нее).

Таким образом, п.3.7 Методических рекомендаций предусмотрено, что перчатки по способу обработки края манжеты бывают 4 видов:

1)           манжета с обрезанным краем без адгезивной полосы/полосы против скольжения;

2)           манжета с обрезанные краем с адгезивной полосой/полосой против скольжения;

3)           манжета закатана в венчик (в валик) с адгезивной полосой/полосой против скольжения;

4)           манжета закатана в венчик (в валик) без адгезивной полосы/полосы против скольжения.

Таким образом, заказчиком выбран вариант исполнения перчаток, прямо предусмотренный положениями системы национальной стандартизации.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «УралМедМаркет», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

1. В пунктах 1, 3 - 5 описания объекта закупки установлены дополнительные требования к характеристикам закупаемого товара: на упаковке должна содержаться информация об увлажнителе/на упаковке должна содержаться информация о требуемых характеристиках товара.

Разделами 8 ГОСТ Р 52238-2004, ГОСТ Р 52238-2004 установлены следующие требования к маркировке перчаток.

8.2.1. Упаковка стерильных перчаток.

На единичной упаковке стерильных перчаток должны быть указаны следующие данные:

а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;

б) использованный материал;

в) слова «ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ» или «ГЛАДКИЕ», «ОПУДРЕННЫЕ» или «НЕОПУДРЕННЫЕ»;

г) размер;

д) при обработке опудривающим веществом необходимо указать, что перед использованием перчаток следует стерильно удалить опудривающее вещество;

е) номер партии;

ж) слова «ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ», а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;

з) слова «СТЕРИЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРОВАНА ПРИ ЦЕЛОСТНОСТИ УПАКОВКИ»;

и) слово «ОДНОРАЗОВЫЕ»;

к) слова «ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ»;

л) слова «Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию».

8.2.2. Упаковка нестерильных перчаток

На упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:

а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;

б) использованный материал;

в) слова «ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ» или «ГЛАДКИЕ», «ОПУДРЕННЫЕ» или «НЕОПУДРЕННЫЕ»;

г) размер;

д) номер партии;

е) слово «ОДНОРАЗОВЫЕ»;

ж) слово «НЕСТЕРИЛЬНЫЕ»;

з) слова «ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ»;

и) слова «ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ», а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;

к) слова «Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию».

8.3. Групповая упаковка содержит определенное количество единичных упаковок перчаток одинакового размера, обеспечивающих безопасное транспортирование и хранение. Групповые упаковки должны быть маркированы в соответствии с 8.2.1 или 8.2.2 с указанием количества пар перчаток и дополнительными инструкциями для хранения.

Таким образом, ГОСТ Р 52238-2004, ГОСТ Р 52238-2004 предусмотрены закрытые перечни данных, которые должны быть указаны на упаковке перчаток.

В своих пояснениях заказчик указал на то, что требование о содержании на упаковке информации о требуемых характеристиках товара указывает о необходимости указания на упаковке сведений об использованном материале, что предусмотрено, в том числе, пп. б п. 8.2.1 ГОСТ Р 52238-2004, ГОСТ Р 52238-2004.

Вместе с тем, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, из данного требования не представляется возможным однозначно определить какие именно характеристики перчаток должны быть указаны на упаковке, в частности, из указанного прямо не следует, что на упаковке должна быть представлена информация об использованном материале, предусмотренная соответствующими стандартами.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что установление требования относительно указания на упаковке перчаток информации об увлажнителе/информации о требуемых характеристиках товара (для однозначной идентификации товара) не содержит надлежащее обоснование. Таким образом, довод жалобы нашел подтверждение.

2. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в п.3, п.5 описания объекта закупки заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам закупаемого товара: манжета с валиком, манжета снабжена валиком.

ГОСТ Р 52238-2004 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация» устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных хирургических одноразовых перчаток из каучукового латекса, предназначенных для защиты пациента и медицинского работника от взаимного заражения во время проведения хирургических операций.

В соответствии с п.3.4 ГОСТ Р 52238-2004 установлено, что манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик.

Согласно п.3.7 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях» медицинские перчатки различаются по способу обработки края манжеты:

  • манжета с обрезанным краем (с полосой против скольжения и без нее);
  • край манжеты закатан в валик (с полосой против скольжения и без нее).

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что при установлении в описании объекта закупки указанного требования к манжете перчатки заказчиком не были нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы не подтвержден.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлено иное нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в позициях 1, 2 описания объекта закупки заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к длине перчатки: не менее 240 мм (для защиты предплечья).

При этом, п.6.1 ГОСТ Р 52239-2004 установлена минимально допустимая длина перчаток размера М – не менее 230 мм (позиция 1 описания объекта закупки); минимально допустимая длина перчаток размеров S, M, Lне менее 220 мм (позиция 2 описания объекта закупки). Таким образом, поскольку заказчиком включены в описание объекта закупки требования к значениям длины перчаток, не соответствующие положениям ГОСТ Р 52238-2004, ГОСТ Р 52239-2004, заказчиком нарушены положения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение допущено заказчиком при установлении требования к длине перчатки по позициям 3 – 5 описания объекта закупки: не менее 280 мм (для дополнительной защиты предплечья – позиция 3 описания объекта закупки), не менее 300 мм (для дополнительной защиты предплечья – позиция 4 описания объекта закупки), не менее 280 мм (для дополнительной защиты предплечья – позиция 5 описания объекта закупки).

ГОСТ содержит несколько значений вариации размеров перчаток по длине. При этом, п.6.1 ГОСТ Р 52238-2004 установлена минимально допустимая длина перчаток размера 7,5 (позиция 3 описания объекта закупки) – не менее 270 мм, минимально допустимая длина перчаток размера 6 (позиция 4 описания объекта закупки) – не менее 260 мм, минимально допустимая длина перчаток размера 6,5 (позиция 5 описания объекта закупки) – не менее 260 мм.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «УралМедМаркет» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Купинская ЦРБ» при проведении электронного аукциона № 0351300154023000043 на поставку медицинских перчаток частично обоснованной (обоснован довод № 1).

2. Признать заказчика – ГБУЗ НСО «Купинская центральная районная больница» нарушившим положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны