Решение №054/06/49-621/2023 жалоба ООО «НПО СОЮЗ-К» на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦОД... от 10 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/49-621/2023

 

10 апреля 2023 года                                                                                                            г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «НПО СОЮЗ-К» на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623001601 на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, начальная (максимальная) цена контракта 28 463 333 руб. 33 коп.,

    

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «НПО СОЮЗ-К» с жалобой на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623001601 на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Суть жалобы ООО «НПО СОЮЗ-К» заключается в следующем.

1. По результатам рассмотрения заявок участников закупки заявка участника закупки ООО «НПО СОЮЗ-К» была признана не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. В обоснование принятого решения единая комиссия указала следующее: заявка участника закупки не содержит номера реестровых записей из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, что не соответствует п.5 ч.1 ст.43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и пп.1 п. 3 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; участник закупки предоставил обеспечение заявки на участие в закупке в качестве независимой гарантии, которая не соответствует п.2 ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе.

ООО «НПО СОЮЗ-К» считает, что данное отклонение заявки является незаконным ввиду следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление Правительства РФ № 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

В пункте 10 Постановления Правительства РФ № 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным данным постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация: номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.

В своей заявке ООО «НПО СОЮЗ-К» задекларировало страну происхождения товара (Российская Федерация), представило выписку из реестра российской промышленной продукции на предлагаемый к поставке товар – систему измерительную с автоматической фотовидеофиксацией многоцелевую «ПРИЗМА-М» (реестровая запись № 2361\1\2021), а также описание типа средств измерений.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заявка ООО «НПО СОЮЗ-К» полностью соответствует требованиям извещения о закупке.

2. При подаче заявки на участие в электронном аукционе ООО «НПО СОЮЗ-К» в качестве обеспечения заявки представило обеспечение независимую банковскую гарантию с номером реестровой записи 01Q25402570056230018.

Согласно ч.4 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной ст.45 данного Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Дата окончания срока подачи заявок по закупке № 0851200000623001601 – 28.03.2023. При этом, срок действия представленной независимой гарантии – с 27.03.2023 по 26.04.2023.

В соответствии п.6 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарный месяц - период времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня. Календарный месяц имеет наименование и порядковый номер в календарном году.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, окончание срока действия независимой банковской гарантии должно быть не ранее чем 24.04.2023.

На основании изложенного, ООО «НПО СОЮЗ-К» считает, что представленная независимая банковская гарантия соответствует требованиям п.2 ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе и отклонение заявки по данному пункту является нарушением прав ООО «НПО СОЮЗ-К».

3. Податель жалобы считает неправомерным требование заказчика в части установления запрета на допуск иностранного программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 1236), поскольку из описания объекта закупки и условий проекта контракта не следует, что при поставке комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения должна осуществляться установка какого-либо программного обеспечения и/или отдельная передача прав на него заказчику. В поставляемых в рамках исполнения контракта комплексах предустановлено встроенное программное обеспечение, что не требует в дальнейшем установки программного обеспечения для их эксплуатации. Указанное подтверждается письмом ФАС России от 30.12.2022 № ПИ/118987/22.

4. В описании объекта закупки установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам закупаемого товара:

 

Пределы допустимой погрешности измерений скорости ТС:

- в диапазоне до 100 км/ч включительно, км/ч

- в диапазоне свыше 100 км/ч, % от измеряемой величины.

км/ч

Не более ± 2

Не более ± 2

 

По мнению подателя жалобы, из описания объекта закупки не представляется возможным определить единицу измерения пределов допустимой погрешности измерений скорости ТС – в % или км/ч, что является нарушением положений п.3 ч.2 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с описанием объекта закупки заказчику необходимо товар с годом выпуска не ранее 2023 года.

Вместе с тем, ООО «НПО СОЮЗ-К» считает, что указанное требование не относится к качественным, техническим, эксплуатационным и функциональным характеристикам товара. Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе.

ГКУ НСО «УКСис» и ГКУ НСО «ЦОДД» в возражениях на жалобу ООО «НПО СОЮЗ-К» в полном объеме поддержали основания отклонения заявки ООО «НПО СОЮЗ-К», а также заявили следующее.

1. Запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ № 1236, установлен в извещении об осуществлении закупки на основании решения и предписания Комиссии Новосибирского УФАС России от 06.07.2022 № 054/06/14-1190/2022, а также постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу № А45-24243/2022.

Таким образом, на момент осуществления данной закупки у ГКУ НСО «УКСис» отсутствовали правовые основания для неисполнения данного судебного акта.

Кроме того, письмо ФАС России от 30.12.2022 № ПИ/118987/22 распространяет свое действие на закупки, предметом которых являются камеры видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением, тогда как в данном случае объектом закупки являются комплексы фотовидеофиксаций нарушений правил дорожного движения, которые представляют собой сложное комплексное оборудование, содержащее программную часть.

ООО «НПО СОЮЗ-К» в составе заявки были представлены сведения из реестра российского программного обеспечения, что является подтверждением соответствия Постановлению Правительства РФ № 1236.

2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки в извещении о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В описании объекта закупки заказчик указал, в том числе, следующие требования к характеристикам закупаемого товара:

 

Наименование показателя товара

Единица измерения

Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются точные цифровые или иные параметры

Обоснование характеристики

Пределы допустимой погрешности измерений скорости ТС:

- в диапазоне до 100 км/ч включительно, км/ч

- в диапазоне свыше 100 км/ч, % от измеряемой величины.

км/ч

Не более ± 2

Не более ± 2

ГОСТ Р 57144-2016

 

Таким образом, пределы допустимой абсолютной погрешности измерений скорости ТС указаны заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 57144-2016.

В п.5.4 ГОСТ Р 57144-2016 указано, что пределы допустимой погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должны превышать: ± 2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, ± 2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств;

Таким образом, по мнению ГКУ НСО «УКСис» и ГКУ НСО «ЦОДД», указанный заказчиком показатель соответствует п.5.4 ГОСТ Р 57144-2016. Кроме того, наименования показателей также установлены в описании объекта закупки и в каждом показателе конкретизировано где имеется ввиду «км/ч», а где «%». Участнику необходимо указать в заявке только значения указанных показателей.

При этом, значения показателей, которые участнику необходимо указать в заявке, не предусматривают необходимость включения каких-либо единиц измерения, достаточно по каждому показателю указать: «не более ± 2».

3. Установление заказчиком требования к году выпуска закупаемого оборудования обусловлено потребностью заказчика в более новом, современном оборудовании. На заседании Комиссии представители заказчика заявили, что указанное требование установлено в соответствии с п.6.6.2 ГОСТ Р 57144-2016, согласно которому срок службы технических средств автоматической фотовидеофиксации должен быть не менее пяти лет.

При этом, требование к году выпуска закупаемого товара не указано в таблицах с требованиями к техническим характеристикам товара, следовательно, в заявке не требуется указание участником закупки конкретного показателя года выпуска товара.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

По мнению ГКУ НСО «УКСис» и ГКУ НСО «ЦОДД», указанные положения Закона о контрактной системе нарушены не были, Заказчик в соответствии с Законом о контрактной системе определил для себя товар, который будет соответствовать его потребностям.

На основании изложенного, заказчик и уполномоченное учреждение считают, что положения извещения о закупке не противоречат требованиям действующего законодательства.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчиком в рамках данной закупки был установлен код ОКПД 2 – 26.20.30.000 «Устройства автоматической обработки данных прочие», который включен в перечень российской радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 878).

Так, в извещении о проведении закупки установлены ограничения на допуск товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка участника закупки должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Как следует из п.3(1) Постановления Правительства РФ № 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами «а» - «в» п.3 данного постановления, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию:

  • номер реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
  • номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий).

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что вышеуказанные требования были установлены в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с пп. «а» п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Как следует из п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Изучив заявку ООО «НПО СОЮЗ-К», Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что участник закупки в заявке представил выписку из реестра российской промышленной продукции (реестровая запись № 2361\1\2021, дата внесения в реестр: 02.09.2021). Вместе с тем, участником закупки не был представлен номер реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции, как это установлено Постановлением Правительства РФ № 878, следовательно, единой комиссией уполномоченного учреждения правомерно было принято решение об отклонении заявки подателя жалобы, поскольку ООО «НПО СОЮЗ-К» не были выполнены требования извещения о закупке, законодательства о контрактной системе. Довод жалобы не нашел подтверждения.

При этом, ссылка подателя жалобы на положения Постановления Правительства РФ № 616 не может быть принята к рассмотрению, поскольку в рамках данной закупки запрет на допуск товаров иностранного происхождения, предусмотренный указанным Постановлением, установлен не был.

2. Согласно п.5 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 данного Федерального закона.

В соответствии с ч.1, ч.4 ст.44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в закупке. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной ст.45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.

В соответствии с п.3 ст.192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

В извещения об осуществлении закупки установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в процедуре: 28.03.2023 08:00 (МСК+.4). Таким образом, срок действия независимой гарантии должен заканчиваться не ранее чем 27.04.2023.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ООО «НПО СОЮЗ-К» представило в качестве обеспечения заявки независимую гарантию со сроком действия с 27.03.2023 по 26.04.2023, что не соответствует ч.4 ст.44 Закона о контрактной системе.

Ссылка подателя жалобы на необходимость применения положений Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» не может быть признана Комиссией состоятельной, поскольку п.6 ст.2 указанного закона раскрывает определение календарного месяца – периода времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня – указывающего на количество календарных дней в календарных месяцах. Так, календарный год включает февраль, который (в зависимости от года) может состоять из минимального количества дней – 28 и иных календарных месяцев с максимальным количеством дней – 31.

В соответствии с п.7 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе.

Согласно п.2 ч.6. ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 ст.45 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что единая комиссия правомерно приняла решение об отклонение заявки ООО «НПО СОЮЗ-К» на основании п.7 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе. Довод жалобы не подтверждён.

3. Доводы жалобы №№ 3-5 фактически содержат указание на обжалование положений извещения об осуществлении закупки. Вместе с тем, согласно п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Срок окончания подачи заявок согласно извещению об осуществлении закупки – 28.03.2023, между тем, жалоба была подана 03.04.2023. Таким образом, срок обжалования положений извещения об осуществлении закупки истек.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, при проверке обоснованности доводов жалобы №№ 3-5, а также всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «НПО СОЮЗ-К» на действия заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623001601 на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны