Решение №054/01/18.1-1259/2020 жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (... от 9 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1259/2020

09 июля 2020 года                                                                                                  г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

…..

рассмотрев жалобуОбщества с ограниченной ответственностью  «Монолит» (вх. № 11643э от 29.06.2020 года) на действия заказчика Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объекта (извещение № 32009120820),

в присутствии:

….

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью  «Монолит» (вх. № 11643э от 29.06.2020 года) на действия заказчика Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объекта (извещение № 32009120820).

 

 

Заявитель сообщил следующее.

В нарушение пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчик при сравнении ценовых предложений участников, нарушив требования Российского законодательства, не предоставил заявке Заявителя (ценовому предложению) приоритет, предоставляемый в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» и п.7 Приложения № 2 к информационной карте «порядок оценки и сопоставления заявок» Документации о закупке.

Согласно п.7 Приложения № 2 к информационной карте «порядок оценки и сопоставления заявок» и п.2 постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложение о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по критериям оценки «Цена договора или цена за единицу продукции» производится по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 (пятнадцать) процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке (предоставление приоритета).

Согласно п 5.1.10. Документации о закупке отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам осуществляется на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), либо на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

При этом, из статьи 706 ГК РФ следует, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Так как ни в закупочной документации, ни в проекте договора Заказчиком не было установлено требование о выполнении работ подрядчиком лично, любой участник закупки после заключения договора с заказчиком имеет полное право привлечь для выполнения работ по договору иностранные лица (организации).

Согласно пп. «б» п. 10 Приложения №2 к информационной карте «порядок оценки и сопоставления заявок» приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, в том числе, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами.

В связи с вышеизложенным, для получения приоритета, предусмотренного п.2 постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925, подрядчик должен не только согласно п 5.1.10. Документации о закупке быть зарегистрированным в Российской Федерации, но и заявить о непривлечении им для выполнения работ иностранных лиц (либо о привлечении иностранных лиц в объеме менее 50%).

Для получения вышеуказанного приоритета организация Заявителя во второй части заявки заявила о том, что все используемые при выполнении работ товары (строительные материалы) будут только российского происхождения, работы будут выполнены российскими лицами.

Согласно протоколу №446-20 от 16.06.2020г., размещенному на официальном сайте 19.06.2020г., вышеуказанный приоритет организации предоставлен не был, так как закупочной комиссией к сравнению была принята поданная данной организацией цена, без уменьшения на 15%.

В результате неправомерных действий закупочной комиссии заявка Заявителя не получила первое место (проиграла).

Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» представил следующие возраженияпо существу рассматриваемого вопроса.

В соответствии с поданной жалобой Заявитель не согласен с решением Закупочной комиссии филиала, отраженным в Итоговом протоколе оценки и сопоставления заявок № 446-20 от 16.06.2020г., и считает, что при подведении итогов рассмотрения ценовых предложений участников закупки к заявке участника № 405224 (ООО Монолит) должны быть применены условия предоставления приоритета в соответствии с п.7 приложения №2 к информационной карте, на основании п.2 постановления Правительства РФ № 925 от 16.09.2016г. «О приоритете товаров Российского происхождения, работ, услуг, выполняемых оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

При этом заявитель жалобы сообщает о том, что для получения вышеуказанного приоритета во второй части заявки указал информацию о применении строительных материалов только российского происхождения при выполнении работ. 

Заказчик торгов не согласен с данными доводами Заявителя по следующим основаниям.

При рассмотрении заявок участников учтены требования п. 5 постановления Правительства РФ № 925 от 16.09.2016г., в частности подпункта е (условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц)).

Все участники закупки являются резидентами Российской Федерации (подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц).

В соответствии с Приложением №2 к Информационной карте в составе закупочной документации указан исчерпывающий перечень случаев, когда приоритет не предоставляется, а именно:

(10)     Приоритет не предоставляется в следующих случаях:

а.  закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с единственным участником закупки (пп. 11.8.1(10) Положения о закупке);

б.  в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, в том числе о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр радиоэлектронной продукции, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в.  в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами; в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной единый реестр радиоэлектронной продукции;

В соответствии с п. (10) пп. «в» Приложения №2 к информационной карте, приоритет не предоставлялся Заявителю, т.к. в заявках участников не содержалось предложений о поставке товаров, услуг иностранного происхождения.

В отношении участника, занявшего I рейтинговое место в закупке, участник регистрационный № 405312 (ООО «Радикал») - декларировал в составе Приложения 1 к первой части заявки от 20.05.2020 г. № 33 «Наименование страны происхождения поставляемых товаров - Россия». Данному участнику также в соответствии с п.п. (10) в. приоритет не предоставлялся.

Таким образом, при рассмотрении заявок и подведении итогов участники закупки находились в одинаково равных условиях.

Подробная информация о начислении рейтинговых баллов указана в приложении № 2 к Итоговому протоколу оценки и сопоставления заявок № 446-20 от 16.06.2020 г. без учета отражения условий приоритетности заявок (ценовых предложений).

При проведении закупок Филиалом соблюдаются принципы Федерального закона №223-Ф3 при ведении закупочной деятельности.

На основании вышеизложенного, Заказчик считает доводы жалобыООО «Монолит» необоснованными.

 

В дополнение Общество с ограниченной ответственностью  «Монолит» пояснило следующее.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 16.09.2016г. № 925 (в ред. от 10.07.2019) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее также - постановление) приоритет работ, выполняемых российскими лицами, по отношению к работам, выполняемым лицами иностранными, установлен «по умолчанию», с учетом п. 8 названного постановления.

Вторая часть заявки ООО «Монолит» содержит положение о том, что все предполагаемые к использованию товары (строительные материалы) будут российского происхождения, работы будут выполнены только российскими лицами. Само по себе указание на это обстоятельство уже означает наличие у соискателя права на получение приоритета в соответствии с п. 1 названного выше постановления.

В случае предоставления Заказчиком приоритета оценка должна была бы производиться по предложенной ООО «Монолит» цене договора, сниженной на 15%. Сниженная на 15% цена, предложенная ООО «Монолит», составила бы 12 134 449 рублей, что меньше цены, предложенной участником, которому присвоен первый рейтинговый номер.

Из обжалуемого протокола и приложения № 2 к протоколу не усматривается предоставления приоритета ООО «Монолит», что не позволило организации стать победителем закупки.

Кроме того, как следует из ответа Заказчика (организатор торгов) от 07.07.2020г., приоритет ООО «Монолит» не был предоставлен со ссылкой на п/п «в» п. (10) Приложения № 2 к Информационной карте в составе закупочной документации - в заявке не содержалось предложений о поставке товаров, услуг иностранного происхождения. Аналогичное основание для отказа в предоставлении приоритета содержится в п/п «в» п. 6 постановления.

Заявитель полагает, что применение Заказчиком данного основания является необоснованным, поскольку все участники закупки являются резидентами Российской Федерации, а это основание для отказа предусмотрено на случаи участия и выполнения работ иностранными лицами, претендующими на предоставление аналогичного приоритета согласно п.8 указанного постановления. Поскольку все участники закупки являлись российскими, то основание для отказа, предусмотренное п/п «в» п. (10) - незаконно. Следовательно, применению подлежал п. 1 постановления, уже установивший право на приоритет, с учетом п/п «б» п. 6 постановления (от противного). То есть, если в заявке содержатся сведения о том, что товары и работы российского происхождения, ООО «Монолит» полагает, что Заказчик должен был предоставить приоритет либо обосновать отказ, но с применением иного основания для отказа.

Из ответа Заказчика от 07.07.2020 также не следует, что участник с первым рейтинговым местом также соответствует критериям предоставления приоритета, установленным п. (7) Приложения № 2 к информационной карте. Данный участник указал только на российское происхождение товаров (при том, что закупкой является выполнение работ, а не поставка товара), информация о выполнении работ только российскими лицами отсутствует. Учитывая, что закупочная документация и договор не содержат условия о выполнении работ подрядчиком лично, а также не содержат требований к субподрядчикам (соисполнителям) в части страны происхождения, такой участник вправе привлечь для исполнения договора иностранных лиц, поэтому данному участнику не может быть предоставлен приоритет на основании пп. «б» п. 10 Приложения № 2 к информационной карте «Порядок оценки и сопоставления заявок», приоритет не предоставляется в случае если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, в том числе, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

29.04.2020 года заказчиком Филиалом ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова»опубликовано извещение № 32009120820на сайте www.zakupki.gov.ru о проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объекта.

Филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова»осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех".

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона является, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

Согласно п. 3 ч. 10 ст. 4Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно п. 5.1.10 Документации о закупкена выполнение работ по реконструкции объектаотнесение участника закупки к российским или иностранным лицам осуществляется на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), либо на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

В соответствии с п. 10 Приложения №2 к Информационной картеприоритет не предоставляется в следующих случаях:

а.  закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с единственным участником закупки (пп. 11.8.1(10) Положения о закупке);

б.  в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, в том числе о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр радиоэлектронной продукции, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в.  в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами; в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной единый реестр радиоэлектронной продукции.

Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства от 16.09.2019 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В соответствии с Итоговым протоколом № 446-20 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 16.06.2020 года заявки ООО «Промстройинжиниринг», ООО «Монолит» и ООО «Радикал» соответствуют  требованиям, установленными закупочной  документацией.При оценке заявок было принято решение признать победителем и заключить договор с ООО «Радикал».

В соответствии с пп. «е» п. 5 Постановления № 925условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке условия отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 17.04.2017 № Д28и-1629 по вопросу о подпунктах "б" и "в" пункта 6 Постановления № 925приоритет не предоставляется в случаях, если все заявки на участие в закупке содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами либо все заявки на участие в закупке содержат предложения о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Таким образом, поскольку все участники закупки являютсярезидентами Российской Федерации (подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц) и все заявки на участие в закупке содержали предложения о поставке товаров российского происхождения, закупочная комиссия правомерно не предоставила приоритет участникам конкурса.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова»при проведении торгов не усматривается нарушений действующего законодательства по порядку и организации торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью  «Монолит» (вх. № 11643э от 29.06.2020 года) на действия заказчика Филиала ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объекта (извещение № 32009120820)необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны