Решение №054/05/18-566/2020 в отношении ИП Мещеряковой А. В. от 23 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №054/05/18-566/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июня 2020 г

Решение в полном объеме изготовлено «03» июля 2020 г.                   г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев материалы дела по факту получения заявителем – абонентом номера: +<...> с абонентского номера: +<...> телефонного звонка, с признаками нарушения ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» (далее - Закона «О рекламе»),

в отсутствие:

- заявителя – абонент номера: +<...> (не явился);

- ИП Мещеряковой А. В. (не явилась, уведомлена надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 2282э от 11.02.20г.) по факту получения заявителем – абонентом номера: +<...> с абонентского номера: +<...> телефонного звонка следующего содержания: «…Приглашаем вас на бесплатную проверку автомобиля по сорока двум пунктам. Мы проведем  полную инспекцию вашего автомобиля  с выдачей протокола проверки нашего сервис центра. хотите узнать подробности? – нажмите 1. Хотите чтобы мы перезвонили вам позже? - нажмите 2. Если не интересует данное предложение – нажмите 3…», с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе».

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона «О рекламе» (далее - Закона «О рекламе»), под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч.1 ст.18 Закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Как сообщается заявителем, им такого согласия какому-либо лицу не давалось. Следовательно, данное обстоятельство указывает на признаки нарушения ч.1 ст.18 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований ч. 1 ст.18 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель (ч. 7 ст.38 Закона «О рекламе»).

Согласно ст.3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с материалами, имеющимися в распоряжении Новосибирского УФАС России,  оператором связи абонента: +<...>, является ПАО «МегаФон», оператором связи абонента: +<...>, является ПАО «ВымпелКом».

Как сообщило ПАО «ВымпелКом» (вх.№3799 от 05.03.20г.), абонентом номера: +<...> является ИП Мещерякова А.В. (ИНН 772420143457) на основании Договора об оказании услуг связи «Билайн» №735583880.

В материалы дела поступил Отзыв на Определение о возбуждении дела от 27.03.2020г. (вх№ 7835э от 07.05.20г.), в силу которого, информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

Также ИП Мещрякова А.В. поясняет, что в целях сбора статистических данных и выявления потребностей жителей города и области было принято решение произвести опрос среди граждан, и произведен обзвон потенциальных клиентов; ведение статистического учета по количеству привлеченных клиентов; ряд других действий. Для целей проведения опроса был разработан скрипт телефонного звонка, в котором предусмотрена идентификация абонента, а также получение устного согласия на продолжение разговора и получение информации. С гражданами, которые отказались от получения информации, диалог тут же прекращался. Кроме того, доносимая информация, по мнению ИП Мещряковой А.В.,  не является рекламной, поскольку не содержит определенные в законодательстве необходимые признаки. Целью совершения указанного звонка является получение статистических данных, что не является рекламой.

Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает доводы ИП Мещеряковой А.В. об отсутствии в действиях лица нарушения рекламного законодательства, на основании следующего.

Согласие необходимо получить в случае предоставления рекламной информации лицу, следовательно, лицом, осуществившим звонок, изначально предполагалось ведение диалога с целью предоставления рекламной информации о неком объекте.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает доводы ИП Мещряковой А.В. касающиеся того, что данное сообщение не является рекламой, в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Указанная в заявлении информация, направляемая посредством телефонного звонка, содержит сведения об услугах сервисного авто-центра обобщенного характера. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на адресацию конкретному абоненту, представляют интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом, как было указано заявителем, в распоряжении ИП Мещеряковой А.В. отсутствует согласие заявителя на получение рекламной информации от лица, что нарушает требования ч.1 ст. 18 Закона «О рекламе».

Таким образом, рекламораспространителем рекламы, не имеющим надлежащим образом полученного согласия абонента: +<...> на распространение информации следующего содержания: «…Приглашаем вас на бесплатную проверку автомобиля по сорока двум пунктам. Мы проведем  полную инспекцию вашего автомобиля  с выдачей протокола проверки нашего сервис центра. хотите узнать подробности? – нажмите 1. Хотите чтобы мы перезвонили вам позже? - нажмите 2. Если не интересует данное предложение – нажмите 3…», является ИП Мещерякова А.В.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать информацию, распространенную на абонентский номер <...> <...> 05.02.2020г. в 15:10  путем совершения звонка с абонентского номера: + <...> следующего содержания: «…Приглашаем вас на бесплатную проверку автомобиля по сорока двум пунктам. Мы проведем  полную инспекцию вашего автомобиля  с выдачей протокола проверки нашего сервис центра. хотите узнать подробности? – нажмите 1. Хотите чтобы мы перезвонили вам позже? - нажмите 2. Если не интересует данное предложение – нажмите 3…»,  ненадлежащей рекламой,

а индивидуального предпринимателя Мещерякову Арину Владимировну (ИНН 772420143457) нарушившим требования ч.1 ст. 18 Закона «О рекламе», согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Выдать ИП Мещеряковой А.В. (ИНН 772420143457) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны