Решение №054/01/18.1-191/2024 в отношении АО «Советская Сибирь» от 29 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-191/2024

 

29.01.2024                                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «НЕОКОМ-СБ» (вх. №93/24 от 09.01.2024) на действия АО «Советская Сибирь» при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427),

в присутствии представителей АО «Советская Сибирь» <...> (по доверенности №Т5-2024 АМР); <...> (по доверенности №Т5 -2024 АМБ), в отсутствие представителя ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «НЕОКОМ-СБ» (вх. №93/24 от 09.01.2024) на действия АО «Советская Сибирь» при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427).

Заявитель сообщает следующее.

ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» 18.12.2023 года на площадке МТС Фабрикант приняло участие в торгах №3142754 (ЕИС №32313097427), заказчиком которых выступало Акционерное общество «Советская Сибирь».

26.12.2023 года на площадке был опубликован протокол комиссии Заказчика, в котором ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» признано вторым, а победителем стало ООО ЧОП "ОРИОН-С".

Несмотря на то, что заявителем предложена цена меньше на 1 279 967, 28 рублей, чем у победителя, комиссия по квалификационным параметрам признало выше указанную компанию победителем торгов.

Заявитель считает, что данный тендер и его документация были проведены с нарушением действующего законодательства РФ: квалификационные требования к претенденту были составлены дискриминационно по отношению к другим претендентам, а именно:

  1. Согласно п.п.2.2.2 претендент, в нарушении требований Закона РФ 185-ФЗ «О защите конкуренции...», должен предоставить подтверждение опыта охраны объектов площадью не менее 70 000 м2 за период с 2019-2023 годов, что явно не соответствует критериям квалификации, установленных в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), а также соответствующих разъяснениях ФАС и подтвержденных судебной практикой. При этом вес данного критерия составил 40 баллов или 40%. Таким образом, данный критерий устанавливался специально под претендента ООО ЧОП "ОРИОН-С", который согласно данных КОНТУР ФОКУС ранее заключал с Заказчиком контракты по данным объектам.
  2. Согласно п.п.2.2.4 претендент был обязан предоставить доказательства положительной репутации (благодарственные письма, грамоты), при этом документы заявителя, приложенные к заявке, были оценены в ноль баллов. Заявитель считает, что данный критерий также противоречит действующему законодательству, так как указанные документы не могут свидетельствовать, что Общество не имеет положительной репутации.
  3. Согласно п.п.2.2.5 претендент должен был предоставить подтверждение наличия 60% лицензированных охранников, которые будут заступать на объект. Данные требования также не являются законными и противоречат действующему законодательству. Заявителем были предоставлены документы по данному критерию, однако комиссия по неизвестным причинам оценила их на ноль баллов.
  4. Согласно п.п.2.2.6 у претендента должна быть собственная связь. Заявителем были предоставлены документы (договор с ГКУ ГРКЧ по НСО о выделении радио частоты и договор с Оператором сотовой связи), однако комиссия в нарушении действующего законодательства, оценила данный критерий на ноль баллов.

 

ОАО «Советская Сибирь» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу (вх. №574/24 от 16.01.2024).

  1. Применяемые заказчиком при проведении закупки показатели расчета количества баллов по спорным критериям, соответствуют положениям Законов № 223-Ф3 и № 135-Ф3: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не предусматривает каких-либо законодательных ограничений в части установления критериев оценки и порядка присвоения рейтинга участникам закупки при проведении такой оценки.

Согласно положениям п.п. 9, 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно положениям п. 19.2. ст. 3.4 Закона № 223-Ф3, в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Согласно положениям п. 10 ст. 3.2. Закона № 223-Ф3, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Из выше изложенного следует, что величина значимости критерия оценки «Квалификация участников закупки» устанавливается закупочной документацией заказчика. Также в Извещении о проведении закупки «Многолотовое ПДО №3142754», опубликованным на ЭТП Фабрикант от 18.12.2023, указаны нормативные рамки закупки, как неконкурентной по 223-ФЗ, с указанием в наименовании закупки, что услуги охраны требуются, именно производственных площадок предприятия, с территорией не менее 70000 м. кв. Для оценки заявок претендентов в п.п.2.2.2 раздела закупочной документации «Критерии оценки» заказчик просит предоставить документы о наличии опыта охраны, именно, производственных предприятий за последние пять лет.

Утверждение, что данный критерий устанавливался специально под претендента ООО ЧОП «ОРИОН-С» на основании того, что ранее с ним уже были заключены договоры, необоснованным: закупка услуг охраны в декабре 2023 года проводилась ещё для 4-х удаленных производственных участков АО «Советская Сибирь» в городах Сибирского федерального округа, и там победителями стали другие контрагенты. Кроме того, в представленных договорах претендента ООО «НЕОКОМ-СБ» прослеживается та же ситуация, на протяжении нескольких лет контракты заключаются с одними и теми же заказчиками, считаем, что эта практика достаточно распространена и не нацелена ни на кого конкретного из претендентов.

  1. Подкритерий п.п.2.2.4 «Подтверждение положительной деловой репутации (грамоты, благодарственные письма)». Претендентом ООО «НЕОКОМ-СБ» не представлены данные документы.
  2. Подкритерий п.п.2.2.5 «Сведения о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки (наличие удостоверений охранников и отметки о их работе в данном ЧОП)». Претендентом ООО «НЕОКОМ-СБ» было предоставлено подтверждение на 3-х человек (условия подкритерия: от 0 до 7 - 0 баллов, от 7 и выше - 15 баллов). Также претендентом был предоставлен список сотрудников в виде отчета за 3-й квартал 2023 года (для Росгвардии), но не подтвержденный электронной подписью.
  3. Подкритерий п.п.2.2.6 «Наличие собственной системы связи. Должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров». В приложенных распечатках архивов договоров претендента видно, что указанных в жалобе договоров (ГКУ ГРКЧ по НСО о выделении радио частоты и Оператор сотовой связи) нет, эти договоры не предоставлены.

Исходя из сказанного, все четыре оспариваемых Заявителем требования: во-первых, полностью соответствуют действующему законодательству и, во-вторых, не выполнены им, что и привело к снижению его нестоимостных критериев оценки и в результате к общему снижению до второго занятого их заявкой по результатам рассмотрения места.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

ОАО «Советская Сибирь» объявлено о проведении закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427).

Дата начала срока подачи заявок 18.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 22.12.2023 14:00.

На участие поступили 2 заявки: ООО «Орион-С» и ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ».

По результатам оценки заявок ООО ЧОП «Орион-С» присвоено 100 баллов, ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ» присвоено 25 баллов.

Критерии оценки заявок установлены в приложении №4 к закупочной документации.

Одним из критериев оценки заявок является квалификация участников.

№ п/п

Подкритерий

Баллы

 

2.2.1

Количество лет работы на рынке по оказанию услуг охраны

от 0 до 10 баллов

от 0 до 10 лет

0 баллов

от 10 лет и выше

10 баллов

 

 

2.2.2

Наличие опыта физической охраны производственных предприятий с территорией не менее 70000 м. кв., за период с 2019–2023гг., которые должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров. Количество таких договоров может быть любым, но не менее 6-ти (стоимость договоров указывать не обязательно). Указать номер, дату договора, наименование Заказчика, предмет договора, сроки исполнения договора, объем услуг по договору (количество и адреса объектов), акты выполненных работ.

от 0 до 40 баллов

от 0 до 70000 м. кв.

0 баллов

от 70000 м. кв. и выше

40 баллов

 

2.2.3

Готовность охраны к работе с системами охранной и пожарной сигнализации на охраняемых объектах. Должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров

от 0 до 15 баллов

отсутствие опыта

0 баллов

наличие опыта

15 баллов

 

2.2.4

Подтверждение положительной деловой репутации (грамоты, благодарственные письма)

от 0 до 10 баллов

От 0 до 2

0 баллов

От 2 и выше

10 баллов

 

 

2.2.5

Сведения о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки (наличие удостоверений охранников и отметки о их работе в данном ЧОП);

от 0 до 15 баллов

От 0 до 7

0 баллов

От 7 и выше

15 баллов

2.2.6

Наличие собственной системы связи. Должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров.

от 0 до 10 баллов

отсутствие

0 баллов

наличие

10 баллов

Итого максимальное количество баллов 100

Исходя из сведений, содержащихся в протоколе работы закупочной комиссии по процедуре «Многолотовое ПДО» извещение №3142754 от 25.12.2023 ООО ЧОП «НЕОКОМ –СБ» присвоено о баллов по следующим подкритериям квалификации участника закупки:

  1. Наличие опыта физической охраны производственных предприятий с территорией не менее 70000 м. кв., за период с 2019–2023гг., которые должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров. Количество таких договоров может быть любым, но не менее 6-ти (стоимость договоров указывать не обязательно). Указать номер, дату договора, наименование Заказчика, предмет договора, сроки исполнения договора, объем услуг по договору (количество и адреса объектов), акты выполненных работ.
  2. Подтверждение положительной деловой репутации (грамоты, благодарственные письма).
  3. Сведения о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки (наличие удостоверений охранников и отметки о их работе в данном ЧОП.
  4. Наличие собственной системы связи. Должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров.

Квалификация участников закупки (опыт работы, деловая репутация, обеспеченность кадрами и пр.) подтверждается соответствующими документами. Деловая репутация участника закупки - оценка участника закупки контрагентами, потребителями; представление партнеров об участнике закупки, благоприятствующее его деятельности и учитываемое в условиях хозяйствования; «доброе имя» участника закупки.

Положительную деловую репутацию участника закупки формируют положительные отзывы заказчиков об исполнении контрактов (договоров) на услуги охраны, а также отсутствие судебных разбирательств и/или претензий со стороны заказчика(-ов) в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением контрактов (договоров) на оказание услуг.

Положительная деловая репутация участника закупки подтверждается приложением документов, в том числе почетных грамот, благодарственных писем, отзывов и т.п. документов о надлежащем исполнении обязательств по договорам оказания услуг, срок действия которых истек, за предшествующий трехлетний период дате опубликования извещения о проведении данной закупки.

Не предоставление в составе заявки на участие в закупке таких сведений и документов не является основанием отказа в допуске к участию в МПДО.

Вместе с тем участникам закупки необходимо принять к сведению, что оценке по настоящему показателю подлежат только те сведения, в отношении которых в составе заявки на участие в МПДО представлены подтверждающие документы.

В случае отсутствия в составе заявки участника закупки вышеуказанных сведений и/или копий документов участнику закупки по оцениваемому показателю присваивается 0 баллов.

Новосибирское УФАС России, рассмотрев материалы заявки ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ», становило, что заявителем не представлено в составе своей заявки договоров о наличии собственной связи документы,  подтверждение положительной деловой репутации (грамоты, благодарственные письма). Следовательно, закупочная комиссия заказчика правомерно выставила ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» 0 баллов по данному критерию.

ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» представлены сведения о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки на 3-х сотрудников, что соответствует оценке в 0 баллов.

Что касается обжалования ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» законности установления АО «Советская Сибирь» таких критериев оценки заявок, как   «наличие опыта физической охраны производственных предприятий с территорией не менее 70000 м. кв., за период с 2019–2023гг.», которые должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров; предоставление сведений о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки, необходимо учитывать следующее.

Таким образом, комиссия Новосибирского УФАС России действия заказчика при оценке заявок на участие в закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427), признает правомерными.

В соответствии с письмом ФАС России №ИА/3655/18 от 23.01.18 по правилам 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона №223, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

При этом, ФАС России обращает внимание, что нарушение установленного частью 11 статьи 3 Закона №223 срока, не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона №223.

Учитывая изложенное, жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

Жалоба ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ» поступила в Новосибирское УФАС России 09.01.2024 и была принята к рассмотрению.

ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ» до окончания срока подачи заявок не обжаловал положения закупочной документации, подал заявку, согласившись с условиями заказчика. Следовательно, доводы заявителя о законности установления критериев оценки заявок, не могут быть предметом настоящего рассмотрения (указанная позиция подтверждается определением Верховного суда РФ №305-ЭС21-20460 №12.11.2021 по делу №А40-158687/2020).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «НЕОКОМ-СБ» (вх. №93/24 от 09.01.2024) на действия АО «Советская Сибирь» при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны