Решение №054/01/18.1-191/2024 в отношении АО «Советская Сибирь» от 29 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№054/01/18.1-191/2024
29.01.2024 г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...>
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «НЕОКОМ-СБ» (вх. №93/24 от 09.01.2024) на действия АО «Советская Сибирь» при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427),
в присутствии представителей АО «Советская Сибирь» <...> (по доверенности №Т5-2024 АМР); <...> (по доверенности №Т5 -2024 АМБ), в отсутствие представителя ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «НЕОКОМ-СБ» (вх. №93/24 от 09.01.2024) на действия АО «Советская Сибирь» при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427).
Заявитель сообщает следующее.
ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» 18.12.2023 года на площадке МТС Фабрикант приняло участие в торгах №3142754 (ЕИС №32313097427), заказчиком которых выступало Акционерное общество «Советская Сибирь».
26.12.2023 года на площадке был опубликован протокол комиссии Заказчика, в котором ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» признано вторым, а победителем стало ООО ЧОП "ОРИОН-С".
Несмотря на то, что заявителем предложена цена меньше на 1 279 967, 28 рублей, чем у победителя, комиссия по квалификационным параметрам признало выше указанную компанию победителем торгов.
Заявитель считает, что данный тендер и его документация были проведены с нарушением действующего законодательства РФ: квалификационные требования к претенденту были составлены дискриминационно по отношению к другим претендентам, а именно:
- Согласно п.п.2.2.2 претендент, в нарушении требований Закона РФ 185-ФЗ «О защите конкуренции...», должен предоставить подтверждение опыта охраны объектов площадью не менее 70 000 м2 за период с 2019-2023 годов, что явно не соответствует критериям квалификации, установленных в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), а также соответствующих разъяснениях ФАС и подтвержденных судебной практикой. При этом вес данного критерия составил 40 баллов или 40%. Таким образом, данный критерий устанавливался специально под претендента ООО ЧОП "ОРИОН-С", который согласно данных КОНТУР ФОКУС ранее заключал с Заказчиком контракты по данным объектам.
- Согласно п.п.2.2.4 претендент был обязан предоставить доказательства положительной репутации (благодарственные письма, грамоты), при этом документы заявителя, приложенные к заявке, были оценены в ноль баллов. Заявитель считает, что данный критерий также противоречит действующему законодательству, так как указанные документы не могут свидетельствовать, что Общество не имеет положительной репутации.
- Согласно п.п.2.2.5 претендент должен был предоставить подтверждение наличия 60% лицензированных охранников, которые будут заступать на объект. Данные требования также не являются законными и противоречат действующему законодательству. Заявителем были предоставлены документы по данному критерию, однако комиссия по неизвестным причинам оценила их на ноль баллов.
- Согласно п.п.2.2.6 у претендента должна быть собственная связь. Заявителем были предоставлены документы (договор с ГКУ ГРКЧ по НСО о выделении радио частоты и договор с Оператором сотовой связи), однако комиссия в нарушении действующего законодательства, оценила данный критерий на ноль баллов.
ОАО «Советская Сибирь» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу (вх. №574/24 от 16.01.2024).
- Применяемые заказчиком при проведении закупки показатели расчета количества баллов по спорным критериям, соответствуют положениям Законов № 223-Ф3 и № 135-Ф3: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не предусматривает каких-либо законодательных ограничений в части установления критериев оценки и порядка присвоения рейтинга участникам закупки при проведении такой оценки.
Согласно положениям п.п. 9, 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно положениям п. 19.2. ст. 3.4 Закона № 223-Ф3, в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.
Согласно положениям п. 10 ст. 3.2. Закона № 223-Ф3, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Из выше изложенного следует, что величина значимости критерия оценки «Квалификация участников закупки» устанавливается закупочной документацией заказчика. Также в Извещении о проведении закупки «Многолотовое ПДО №3142754», опубликованным на ЭТП Фабрикант от 18.12.2023, указаны нормативные рамки закупки, как неконкурентной по 223-ФЗ, с указанием в наименовании закупки, что услуги охраны требуются, именно производственных площадок предприятия, с территорией не менее 70000 м. кв. Для оценки заявок претендентов в п.п.2.2.2 раздела закупочной документации «Критерии оценки» заказчик просит предоставить документы о наличии опыта охраны, именно, производственных предприятий за последние пять лет.
Утверждение, что данный критерий устанавливался специально под претендента ООО ЧОП «ОРИОН-С» на основании того, что ранее с ним уже были заключены договоры, необоснованным: закупка услуг охраны в декабре 2023 года проводилась ещё для 4-х удаленных производственных участков АО «Советская Сибирь» в городах Сибирского федерального округа, и там победителями стали другие контрагенты. Кроме того, в представленных договорах претендента ООО «НЕОКОМ-СБ» прослеживается та же ситуация, на протяжении нескольких лет контракты заключаются с одними и теми же заказчиками, считаем, что эта практика достаточно распространена и не нацелена ни на кого конкретного из претендентов.
- Подкритерий п.п.2.2.4 «Подтверждение положительной деловой репутации (грамоты, благодарственные письма)». Претендентом ООО «НЕОКОМ-СБ» не представлены данные документы.
- Подкритерий п.п.2.2.5 «Сведения о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки (наличие удостоверений охранников и отметки о их работе в данном ЧОП)». Претендентом ООО «НЕОКОМ-СБ» было предоставлено подтверждение на 3-х человек (условия подкритерия: от 0 до 7 - 0 баллов, от 7 и выше - 15 баллов). Также претендентом был предоставлен список сотрудников в виде отчета за 3-й квартал 2023 года (для Росгвардии), но не подтвержденный электронной подписью.
- Подкритерий п.п.2.2.6 «Наличие собственной системы связи. Должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров». В приложенных распечатках архивов договоров претендента видно, что указанных в жалобе договоров (ГКУ ГРКЧ по НСО о выделении радио частоты и Оператор сотовой связи) нет, эти договоры не предоставлены.
Исходя из сказанного, все четыре оспариваемых Заявителем требования: во-первых, полностью соответствуют действующему законодательству и, во-вторых, не выполнены им, что и привело к снижению его нестоимостных критериев оценки и в результате к общему снижению до второго занятого их заявкой по результатам рассмотрения места.
Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
ОАО «Советская Сибирь» объявлено о проведении закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427).
Дата начала срока подачи заявок 18.12.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 22.12.2023 14:00.
На участие поступили 2 заявки: ООО «Орион-С» и ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ».
По результатам оценки заявок ООО ЧОП «Орион-С» присвоено 100 баллов, ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ» присвоено 25 баллов.
Критерии оценки заявок установлены в приложении №4 к закупочной документации.
Одним из критериев оценки заявок является квалификация участников.
№ п/п |
Подкритерий |
Баллы |
2.2.1 |
Количество лет работы на рынке по оказанию услуг охраны |
от 0 до 10 баллов |
от 0 до 10 лет |
0 баллов |
|
от 10 лет и выше |
10 баллов |
|
2.2.2 |
Наличие опыта физической охраны производственных предприятий с территорией не менее 70000 м. кв., за период с 2019–2023гг., которые должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров. Количество таких договоров может быть любым, но не менее 6-ти (стоимость договоров указывать не обязательно). Указать номер, дату договора, наименование Заказчика, предмет договора, сроки исполнения договора, объем услуг по договору (количество и адреса объектов), акты выполненных работ. |
от 0 до 40 баллов |
от 0 до 70000 м. кв. |
0 баллов |
|
от 70000 м. кв. и выше |
40 баллов |
|
2.2.3 |
Готовность охраны к работе с системами охранной и пожарной сигнализации на охраняемых объектах. Должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров |
от 0 до 15 баллов |
отсутствие опыта |
0 баллов |
|
наличие опыта |
15 баллов |
|
2.2.4 |
Подтверждение положительной деловой репутации (грамоты, благодарственные письма) |
от 0 до 10 баллов |
От 0 до 2 |
0 баллов |
|
От 2 и выше |
10 баллов |
|
2.2.5 |
Сведения о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки (наличие удостоверений охранников и отметки о их работе в данном ЧОП); |
от 0 до 15 баллов |
От 0 до 7 |
0 баллов |
|
От 7 и выше |
15 баллов |
|
2.2.6 |
Наличие собственной системы связи. Должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров. |
от 0 до 10 баллов |
отсутствие |
0 баллов |
|
наличие |
10 баллов |
|
Итого максимальное количество баллов 100 |
Исходя из сведений, содержащихся в протоколе работы закупочной комиссии по процедуре «Многолотовое ПДО» извещение №3142754 от 25.12.2023 ООО ЧОП «НЕОКОМ –СБ» присвоено о баллов по следующим подкритериям квалификации участника закупки:
- Наличие опыта физической охраны производственных предприятий с территорией не менее 70000 м. кв., за период с 2019–2023гг., которые должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров. Количество таких договоров может быть любым, но не менее 6-ти (стоимость договоров указывать не обязательно). Указать номер, дату договора, наименование Заказчика, предмет договора, сроки исполнения договора, объем услуг по договору (количество и адреса объектов), акты выполненных работ.
- Подтверждение положительной деловой репутации (грамоты, благодарственные письма).
- Сведения о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки (наличие удостоверений охранников и отметки о их работе в данном ЧОП.
- Наличие собственной системы связи. Должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров.
Квалификация участников закупки (опыт работы, деловая репутация, обеспеченность кадрами и пр.) подтверждается соответствующими документами. Деловая репутация участника закупки - оценка участника закупки контрагентами, потребителями; представление партнеров об участнике закупки, благоприятствующее его деятельности и учитываемое в условиях хозяйствования; «доброе имя» участника закупки.
Положительную деловую репутацию участника закупки формируют положительные отзывы заказчиков об исполнении контрактов (договоров) на услуги охраны, а также отсутствие судебных разбирательств и/или претензий со стороны заказчика(-ов) в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением контрактов (договоров) на оказание услуг.
Положительная деловая репутация участника закупки подтверждается приложением документов, в том числе почетных грамот, благодарственных писем, отзывов и т.п. документов о надлежащем исполнении обязательств по договорам оказания услуг, срок действия которых истек, за предшествующий трехлетний период дате опубликования извещения о проведении данной закупки.
Не предоставление в составе заявки на участие в закупке таких сведений и документов не является основанием отказа в допуске к участию в МПДО.
Вместе с тем участникам закупки необходимо принять к сведению, что оценке по настоящему показателю подлежат только те сведения, в отношении которых в составе заявки на участие в МПДО представлены подтверждающие документы.
В случае отсутствия в составе заявки участника закупки вышеуказанных сведений и/или копий документов участнику закупки по оцениваемому показателю присваивается 0 баллов.
Новосибирское УФАС России, рассмотрев материалы заявки ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ», становило, что заявителем не представлено в составе своей заявки договоров о наличии собственной связи документы, подтверждение положительной деловой репутации (грамоты, благодарственные письма). Следовательно, закупочная комиссия заказчика правомерно выставила ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» 0 баллов по данному критерию.
ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» представлены сведения о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки на 3-х сотрудников, что соответствует оценке в 0 баллов.
Что касается обжалования ООО ЧОП «НЕОКОМ СБ» законности установления АО «Советская Сибирь» таких критериев оценки заявок, как «наличие опыта физической охраны производственных предприятий с территорией не менее 70000 м. кв., за период с 2019–2023гг.», которые должны подтверждаться копиями исполненных или действующих договоров; предоставление сведений о квалификации 60% от общего числа планируемых к привлечению работников участника закупки, необходимо учитывать следующее.
Таким образом, комиссия Новосибирского УФАС России действия заказчика при оценке заявок на участие в закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427), признает правомерными.
В соответствии с письмом ФАС России №ИА/3655/18 от 23.01.18 по правилам 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона №223, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
При этом, ФАС России обращает внимание, что нарушение установленного частью 11 статьи 3 Закона №223 срока, не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона №223.
Учитывая изложенное, жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.
Жалоба ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ» поступила в Новосибирское УФАС России 09.01.2024 и была принята к рассмотрению.
ООО ЧОП «НЕОКОМ-СБ» до окончания срока подачи заявок не обжаловал положения закупочной документации, подал заявку, согласившись с условиями заказчика. Следовательно, доводы заявителя о законности установления критериев оценки заявок, не могут быть предметом настоящего рассмотрения (указанная позиция подтверждается определением Верховного суда РФ №305-ЭС21-20460 №12.11.2021 по делу №А40-158687/2020).
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «НЕОКОМ-СБ» (вх. №93/24 от 09.01.2024) на действия АО «Советская Сибирь» при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов на производственных площадках предприятия АО «Советская Сибирь», расположенных в г. Новосибирск по двум адресам: ул. Немировича-Данченко, 104; ул. Толмачевское шоссе, 21 (№ в ЕИС 32313097427) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.