Решение б/н Решение и предписание по делу 1 в отношении Департамента зем... от 5 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2017г.                                         г. Новосибирск

В полном объёме решение изготовлено 3 июля 2017г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 1, возбужденное 01.02.2017г. по признакам нарушения Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 50), Департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении Муниципального казенного учреждения г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги»  (далее – МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги»)  функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и функциями хозяйствующего субъекта, в результате чего учреждение получило возможность осуществлять деятельность в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в присутствии представителя Департамента земельный и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска - <...> (доверенность № 31/Д-05 от 09.01.2017г.), представителя Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска <...> (доверенность № 19/01-15/00782 от 13.04.2017г.), представителя Муниципального казенного учреждения г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» - <...> (доверенность от 03.03.2017г.),

УСТАНОВИЛА:

Новосибирским УФАС России в ходе рассмотрения обстоятельств, изложенных в обращении общества с ограниченной ответственностью «СибЭкос» (вх. № 8194 от 08.09.2016г.), в действиях Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска были установлены признаки нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании п. 3 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирское УФАС России приняло решение о выдаче Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

08.12.2016г.  Новосибирским УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было выдано Предупреждение № 44 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска необходимо было исключить из устава МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» положения, согласно которым учреждение совмещает функции хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления.

Предупреждение № 44 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 08.12.2016г, не было исполнено Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, о чем свидетельствует ответ департамента исх. № 31/13/00276 от 16.01.2017г.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 50) возбуждено дело № 1 от 01.02.2017г. о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ № 18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 01.02.2017г.) по признакам нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска представлены следующие пояснения по существу дела (вх. № 1928 от 06.03.2017г.).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений; установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и работы, выполняемые муниципальными учреждениями.

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, которые в соответствии с настоящим законом оказывают гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

Как следует из пункта 1.3 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 08.12.2015 № 7053 (далее - Порядок), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в том числе полномочия в области погребения и похоронного дела, осуществляет департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска и специализированная служба по вопросам похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий.

Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» (далее - МКУ «Ритуальные услуги») создано на основании постановления мэрии города Новосибирска от 27.01.2016 № 200 «О создании муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» путем изменения типа муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги».

Целью создания учреждения является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, исполнение муниципальных функций по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и исполнение муниципального задания за счет средств бюджета города Новосибирска.

Осуществление ряда функций органа местного самоуправления, внесенных в устав МКУ «Ритуальные услуги», предусмотрено Порядком.

Пунктом 3.2. Порядка, определено, что предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха, а также предоставление ниши в стене скорби осуществляется специализированной службой.

Пунктом 3.9. Порядка установлено, что каждое захоронение регистрируется в день захоронения специализированной службой в книге регистрации захоронений согласно приложению 2 к Порядку. Формирование и сохранность книги регистрации захоронений обеспечиваются специализированной службой. В течение 3 дней со дня регистрации захоронения в книге регистрации захоронений специализированная служба выдает лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, удостоверение о захоронении.

В соответствии с пунктами 5.2., 5.3 Порядка все работы на кладбищах, связан­ные с установкой (заменой) намогильных сооружений (памятников, могильных оград, /цоколей и других сооружений), производятся с предварительного письменного уведомления специализированной службы. Установка (замена) намогильных сооружений подлежит регистрации специализированной службой в книге регистрации установки намогильных сооружений согласно приложению 9 к Порядку.

Кроме того, согласно пункту 5.8. Порядка в отношении захоронений, находящихся в ненадлежащем состоянии, на которых отсутствуют сведения о погребенных и возраст которых составляет 15 и более лет, специализированная служба: организовывает осмотр состояния захоронения и намогильного сооружения, по результатам которого составляет акт осмотра состояния захоронения и намогильного сооружения; регистрирует захоронение и намогильное сооружение в книге регистрации старых захоронений и намогильных сооружений.

Таким образом, МКУ «Ритуальные услуги» выполняет социально значимую функцию органа местного самоуправления в соответствии с установленным порядком.

Федеральным закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено понятие «хозяйствующий субъект» - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

МКУ «Ритуальные услуги» является казенным учреждением. Все доходы от деятельности казенного учреждения поступают в муниципальную казну напрямую. Таким образом, МКУ «Ритуальные услуги» не подпадает под признаки хозяйствующего субъекта, поскольку, осуществляемая ею деятельность, не приносит ей доход. Следовательно, МКУ «Ритуальные услуги» не является хозяйствующим субъектом.

В части 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ установлен случай (исключение), позволяющий казенному учреждению совмещать функции орга­нов местного самоуправления и функции хозяйствующих субъектов: казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Бюджетным кодексом РФ также предусмотрено совмещение этих функций.

Так, в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, дано определение «Казенное учрежде­ние» государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов)или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В части 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, установлено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Таким образом, Гражданским кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ прямо установлены условия, при которых Казенное учреждение может осуществлять деятельность, приносящую доходы.

Оба этих условия соблюдены при создании МКУ «Ритуальные услуги»: виды деятельности приносящие доходы и право на их осуществление предусмотрены уставом МКУ «Ритуальные услуги», а весь доход от указанной деятельности поступает непосредственно в муниципальный бюджет города Новосибирска.

В связи с изложенным, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска считает, что функции, предусмотренные уставом МКУ «Ритуальные услуги» - организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения осуществляются им в рамках полномочий, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами.

На основании ходатайства Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска, Определением о привлечении в качестве ответчика по делу № 1 от 06.03.2017г. Комиссией Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела № 1 в качестве ответчика по делу Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34), к функциям которого отнесено обеспечение организации похоронного дела, ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска представлены следующие объяснения по делу (вх. № 3619 от 18.04.2017г.).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений; установлению тарифов на услуги, предоставляемых муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, которые в соответствии с настоящим законом оказывают гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

Как следует из пункта 1.3 «Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории города Новосибирска», утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 08.12.2015 № 7053, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в том числе полномочия в области погребения и похоронного дела, осуществляет департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, специализированная служба по вопросам похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий.

Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (далее - учреждение) создано в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 27.01.2016 № 200 «О создании муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» путем изменения типа муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги».

Целью создания учреждения является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, исполнение муниципальных функций по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и исполнение муниципального задания за счет средств бюджета города Новосибирска.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (пункт 3 статьи 120 Гражданского кодекса).

В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, казенное учреждение представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в целях реализации полномочий органов государственной власти или органа местного самоуправления.

В этой связи, согласно положениям статьи 161 Бюджетного кодекса, казенное учреждение имеет следующие правовые особенности:

- казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах;

- доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;

- казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального казначейства.

На основании изложенного, к муниципальным казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, цель создания которых - оказание муниципальных услуг и выполнение муниципальных функций.

Исходя из буквального прочтения статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по мнению департамента, некоммерческая организация рассматривается как хозяйствующий субъект в случае, если доходы от осуществления приносящей доход деятельности поступают в ее самостоятельное распоряжение.

Вместе с тем, в силу положений пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса, пункта 4 статьи 161 Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) казенные учреждения доходы от осуществления приносящей доход деятельности не получают. Средства от оказания ими платных услуг поступают напрямую в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и в качестве дополнительного источника финансового обеспечения деятельности государственным (муниципальным) казенным учреждениям не возвращаются.

Учитывая изложенное, департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска полагает, что факт наделения муниципального казенного учреждения правом осуществлять приносящую доход деятельность не может служить основанием для отнесения данного учреждения к хозяйствующему субъекту в смысле статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данная правовая позиция в полной мере согласуется с мнением Министерства финансов Российской Федерации, изложенным в письме от 25.03.2013 № 02-13-11/9371.

МКУ «Ритуальные услуги» является казенным учреждением. Все доходы от деятельности казенного учреждения поступают в муниципальную казну напрямую. Таким образом, учреждение не подпадает под признаки хозяйствующего субъекта, поскольку, осуществляемая ею деятельность, не приносит ей доход. Следовательно, департамент считате, что муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» не является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, Гражданским кодексом и Бюджетным кодексом прямо установлены условия, при которых казенное учреждение может осуществлять деятельность, приносящую доходы.

Эти условия соблюдены при создании МКУ «Ритуальные услуги»: виды деятельности, приносящие доходы и право на их осуществление предусмотрены уставом МКУ «Ритуальные услуги», а весь доход от указанной деятельности поступает непосредственно в муниципальный бюджет города Новосибирска.

Кроме того, в целях совершенствования системы похоронного дела в городе Новосибирске в составе управлении потребительского рынка создан отдел по организации работ и услуг в ритуальной сфере (далее - отдел). В связи с созданием указанного отдела осуществляется работа по перераспределению функций органа местного самоуправления между отделом и учреждением. По результатам, в устав учреждения будут внесены соответствующие изменения. В частности, функции, связанные с созданием, регистрацией и учетом семейных захоронений, а так же организационные, контрольные и ряд других функции переданы созданному отделу.

МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» представило следующие пояснения (вх. № 5654 от 15.06.2017г.).

В определении понятия «хозяйствующий субъект», содержащемся в п. 5. ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», указан признак - это «коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход».

МКУ «Ритуальные услуги» не соответствует этому признаку. Оно является казенным учреждением и не получает доход от осуществляемой деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Все доходы от деятельности МКУ «Ритуальные услуги» поступают в муниципальную казну г. Новосибирска напрямую. Расходы по обязательствам казенного учреждения так же несет казна.

МКУ «Ритуальные услуги» не осуществляет деятельность, приносящую ей доход, а осуществляет деятельность, приносящую доход в бюджет г. Новосибирска.

В связи с тем, что МКУ «Ритуальные услуги» не является хозяйствующим субъектом, учреждение считает, что обстоятельства рассматриваемого дела не подпадают под действие Федерального «О защите конкуренции».

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Постановлением мэрии г. Новосибирска № 200 от 27.01.2016г. «О создании Муниципального казенного учреждения г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» путем изменения типа Муниципального бюджетного учреждения г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» создано Муниципальное казенное учреждение г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (далее – МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги»). Полномочиями учредителя данного учреждения наделен Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирск.

10.03.2016 Приказом Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска утвержден Устав МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (далее – Устав).

МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» является некоммерческой организацией.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Согласно п. 2.1 Устава целью создания учреждения является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, исполнение муниципальных функций по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и исполнение муниципального задания за счет средств бюджета г. Новосибирска.

П. 2.2 Устава определяет предмет и виды деятельности МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги». Так, Устав закрепляет следующие функции органа местного самоуправления, которые осуществляет учреждение:

оказание услуг населению по погребению умерших согласно гарантированному перечню, установленному законодательством о погребении и похоронном деле;

определение фактической возможности захоронения на определенном земельном участке земли на территории кладбища, в соответствии с санитарными нормами и правилами;

предоставление участка земли (ниши стены скорби) для погребения умершего на основании письменного заявления лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего в соответствии с планом общественного кладбища г. Новосибирска;

осуществление контроля за процессом погребения;

регистрация и ведение книг регистрации захоронений;

выдача удостоверений о захоронении;

регистрация установки и замены надмогильных сооружений (надгробий);

инвентаризация захоронений кладбищ, расположенных на территории г. Новосибирска;

регистрация и учет семейных захоронений;

организация охраны территорий общественных кладбищ в г. Новосибирске;

организация и проведение организационно-хозяйственных работ и мероприятий по содержанию и благоустройству кладбищ г. Новосибирска, поддержанию общественных кладбищ в надлежащем санитарном и экологическом состоянии;

осуществление работ в сфере коммунального хозяйства, в том числе сбор и вывоз мусора  с территории общественных кладбищ г. Новосибирска транспортом Учреждения;

Кроме того, учреждение согласно Уставу осуществляет и иные виды деятельности:

осуществление услуг по погребению и перезахоронению умерших, уходу за местами захоронений;

подготовка, благоустройство и оформление места захоронения, включающее: обустройство бордюром, прокладка асфальтовой дорожки из тротуарной плитки, вырубку деревьев, выкорчевывание пней, выравнивание и планирование участков;

проведение церемонии прощания;

захоронение урны с прахом в колумбарной нише;

устройство сервисных захоронений;

захоронение праха домашних животных;

продажа ритуальных принадлежностей;

сдача лома отходов черных, цветных, металлов и других видов вторичного сырья;

осуществление услуг по содержанию охраной зоны инженерных сетей и транзитных коммуникаций на территории кладбища третьим лицам;

предоставление в аренду движимого и недвижимого имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, с согласия департамента;

получение возмещения стоимости коммунальных услуг и эксплуатационных расходов от третьих лиц.

Данные виды деятельности относятся к коммерческой деятельности и свидетельствуют о том, что МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» осуществляет функции хозяйствующего субъекта.

Согласно положениям Устава учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность. Также, учреждение строит свои отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договора. Учреждение свободно в выборе предмета и содержания договора и обязательств любых форм взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, муниципальным правовым актам г. Новосибирска и Уставу. Кроме того, согласно п. 1.6 Устава, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в департаменте финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска для учета операций со средствами бюджета города. 

Особенности правового положения казенных учреждений установлены ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая определяет, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Таким образом, МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» следует признать субъектом бюджетного процесса.

МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» признается хозяйствующим субъектом.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»).

Согласно ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, признается хозяйствующим субъектом вне зависимости от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.

Таким образом, МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, установленных действующим законодательством, уставом, следовательно, по смыслу определения, установленного в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет приносящую доход деятельность.

Данная позиция также согласуется с имеющейся судебной практикой – Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.02.2017г. по делу № А31-2970/2016.

МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» осуществляет функции органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и функции хозяйствующего субъекта путем оказания ритуальных услуг.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов, установленных Федеральным законом от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Согласно Аналитическому отчету по результатам обзора состояния конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории г. Новосибирск за период с января 2016г. по январь 2017г. продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как «ритуальные услуги». МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» является субъектом, действующим на данном рынке. Географические границы исследуемого рынка ритуальных услуг за период с января 2016г. по январь 2017г. определены территорией г. Новосибирска. Данным отчетом также установлено, что организация, совмещающая функции органа местного самоуправления с функцией хозяйствующего субъекта, находится в преимущественном положении по отношению к иным хозяйствующим субъектам, действующим на том же товарном рынке, что может привести к ограничению конкуренции.

Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, наделив МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и функциями хозяйствующего субъекта, в результате чего учреждение получило возможность осуществлять деятельность в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, нарушил ч. 1, ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения в действиях Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска нарушения антимонопольного законодательства не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49, статьей 51 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска нарушившим ч. 1, ч. 3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в наделении МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и функциями хозяйствующего субъекта, в результате чего учреждение получило возможность осуществлять деятельность в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, что приводит или может недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
  3. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства необходимо внести соответствующие изменения в Устав МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги».
  4. Прекратить рассмотрение дела № 1 в отношении Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

ПРЕДПИСАНИЕ № 41

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

3 июля 2017г.                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.07.2017г. по делу № 1, возбужденного 01.02.2017г. по признакам нарушения Департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 50), Департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 50) прекратить нарушение ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении Муниципального казенного учреждения г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги»  (далее – МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги»)  функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и функциями хозяйствующего субъекта, в результате чего учреждение получило возможность осуществлять деятельность в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. С целью исполнения настоящего предписания Департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска необходимо в срок до 25.07.2017г. внести изменения в Устав МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги»), исключив совмещение функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.
  3. Об исполнении настоящего предписания Департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска сообщить в Новосибирское УФАС России до 28.07.2017г., с приложением подтверждающих документов.-

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны