Решение №054/01/18.1-2372/2019 жалоба ООО «АППОМЕД» на действия заказчика торгов Акционерно... от 27 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-2372/2019

27 ноября 2019 года                                                                                                 г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

....

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Аптечки первой помощи отраслевые медицинские» (далее – ООО «АППОМЕД») на действия заказчика торгов Акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств гражданской обороны (извещение № 31908446819 на сайте http://zakupki.gov.ru),

в отсутствие представителей заявителя – ....

в присутствии ...

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «АППОМЕД» на действия заказчика торгов АО «РЭС» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств гражданской обороны (извещение № 31908446819 на сайте http://zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

Извещение № 31908446819 от 28.10.2019 года о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств гражданской обороны опубликовано на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок по адресу в сети Интернет http://zakupki.gov.ru и официальном сайте электронной площадки АО «ЕЭТП» по адресу в сети Интернет http://com.roseltorg.ru.

Наименование закупки: поставка средств гражданской обороны.

Дата начала срока подачи заявок: 28.10.2019 года.

Дата и время окончания подачи заявок: 07.11.2019 года в 17:00.

Дата подведения итогов: 21.11.2019 года.

Начальная (максимальная) цена договора: 618 231,45 рублей с НДС.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 года № 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае: осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ и пунктом 2.4.2 положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «РЭС» и его дочерних и зависимых обществ (далее – Положение о закупке) при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ при закупке товаров не допускается необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 7.3.6.2 Положения о закупке предусмотрено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования, влекущие за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Заявитель считает, что документации о закупке противоречит вышеуказанным требованиям Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ и Положения о закупке, а именно:

Одним из предметов закупки является противогаз ИП-4МК с регенеративным патроном РП-7Б. Согласно приложению № 2 к документации запроса котировок данный товар должен соответствовать ГОСТ 12.4.292-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Изолирующие самоспасатели с химически связанным или сжатым кислородом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов» (далее – ГОСТ 12.4.292-2015).

Частью 1 ГОСТ 12.4.292-2015 предусмотрено, что данный стандарт распространяется на изолирующие самоспасатели с химически связанным или сжатым кислородом, предназначенные для экстренной защиты органов дыхания в непригодной для дыхания атмосфере при эвакуации или в ожидании помощи, и устанавливает требования к самоспасателям, методам их испытаний, маркировке и правилам отбора образцов.

Противогазы и самоспасатели являются принципиально разными типами средств индивидуальной защиты, в отношении которых применяются свои отдельные специфические требования. Закупаемые противогазы не входят в область распространения ГОСТ 12.4.292-2015 и подтверждение их соответствия требованиям данного стандарта не представляется возможным.

Из сертификата соответствия и паспорта противогаза ИП-4МК с регенеративным патроном РП-7Б следует, что он не относится к такому типу средств индивидуальной защиты, как самоспасатели и к нему не применимы требования ГОСТ 12.4.292-2015.

Таким образом, заказчик устанавливает в отношении товара заведомо невыполнимое требование, которое препятствуют участию в запросе котировок, исключая конкуренцию при его проведении и ограничивая число участником конкурентной закупки. В действиях заказчика усматриваются признаки нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ и пункта 7.3.6.2 Положения о закупке.

2. В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 7.6.2.3 Положения о закупке запрос разъяснений документации о закупке может быть направлен Организатору процедуры не позднее 1-го рабочего дня до дня окончания подачи заявок. Организатор процедуры обязан ответить на полученный запрос в сроки, достаточные для учета полученных разъяснений потенциальными участниками.

30.10.2019 года ООО «АППОМЕД» в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ и Положением о закупке был направлен запрос о предоставлении разъяснений документации о конкурентной закупке (прилагается), в том числе касающийся доводов, изложенных в пункте 1 настоящей жалобы.

По состоянию на дату окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок разъяснения документации о закупке заказчиком не предоставлены, что позволяет судить о нарушении норм части 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ и пункта 7.6.2.3 Положения о закупке.

В своих возражениях АО «РЭС» сообщило следующее.

АО «РЭС» полагает жалобу ООО «АППОМЕД» необоснованной ввиду следующих обстоятельств.

1. АО «РЭС» не допущено ограничения конкуренции, поскольку из содержания закупочной документации однозначно следует, что в предмет закупки входят противогазы, а не самоспасатели.

В соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Закупочная документация АО «РЭС» соответствует приведенным требованиям. В частности, согласно пунктам № 3 и № 6 приложения № 1 к извещению о проведении конкурентной в разделе «Наименование товаров + технические характеристики» указан противогаз ИП-4МК с регенеративным патроном РП-7Б.

Таким образом, прямо указано точное наименование закупаемого товара - противогаз с регенеративным патроном.

Аббревиатура «ИП» означает наименование и вид закупаемого товара «Изолирующий противогаз». При использовании изолирующего противогаза человек обеспечивается пригодным для дыхания воздухом или газовой смесью из источника, не зависящего от окружающей атмосферы (то есть представляет собой устройство с компрессорной коробкой (НПБ 309-2002. Техника пожарная. Приборы для проверки дыхательных аппаратов и кислородных изолирующих противогазов (респираторов) пожарных. Общие технические требования. Методы испытаний, утвержденные приказом ГУГПС МЧС России от 30.12.2002 года № 53)).

4МК - тип изолирующего противогаза, определяющий время непрерывного действия в минутах, вес противогаза в килограммах, температуру эксплуатации (приложение № 17 к приказу Минтопэнерго РФ от 16.06.1998 года № 208, приложение № 2 к приказу Минэнерго РФ от 11.12.2000 года).

Аббревиатура «РП» означает регенеративный патрон, 7Б - тип данного регенеративного патрона.

Таким образом, раздел «Наименование товаров + технические характеристики» приложения № 1 к извещению о проведении конкурентной закупки содержит:

1) точное наименование предмета закупки (противогаз с регенеративным патроном),

2) состав предмета закупки (противогаз и регенеративный патрон, ГОСТ 12.4.292- 2015 не предусматривает наличие в конструктивном составе самоспасателей регенеративных патронов);

3) основные характеристики предмета закупки (вид, тип противогаза, тип регенеративного патрона).

Данные сведения позволяют участнику закупки однозначно понять:

- заказчику не требуются самоспасатели,

- какие именно противогазы необходимы заказчику.

В свою очередь АО «РЭС», исходя только из приведенных сведений, имеет возможность оценить поступившие предложения на соответствие заявленным потребностям.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что закупочная документация может вводить потенциальных участников процедуры в заблуждение.

Ссылка на ГОСТ 12.4.292-2015 содержится в разделе «Дополнительные технические характеристики» приложения № 1 к извещению в результате технической ошибки. При этом раздел «Наименование товаров + технические характеристики» содержит достаточные и конкретные критерии, которым должен соответствовать товар, соответствие участника данным критериям может быть установлено объективно (без отсылок к разделу «Дополнительные технические характеристики»). Соответственно, предложение участника должно соответствовать, прежде всего, приведенным основным характеристикам.

При таких обстоятельствах очевидно, что в рассматриваемом случае ГОСТ 12.4.292-2015 не может применяться заказчиком при оценке предложений участников, поскольку фактически не содержит дополнительных технических характеристик, которые могли бы уточнить основные.

Тем более, несоответствие заявок участников требованиям ГОСТ 12.4.292-2015 не может являться основанием для их отклонения, поскольку согласно пункту 1 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2016 года), подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, техническая ошибка, содержащаяся в документации о закупке, не должна приводить к отклонению участника закупки (приведенные разъяснения могут быть применены в рассматриваемом деле по аналогии закона).

Более того, согласно пункту 2.8 извещения, а также примечанию, которое содержится в приложении № 1 к извещению, по пунктам № 3 и № 6 приложения № 1 допускается представление замен/аналогов или эквивалентов по техническим характеристикам, не ухудшающим заявленные.

Таким образом, исходя из данного условия, потенциальные участники закупки вправе не соблюдать требования раздела «Дополнительные технические характеристики» приложения № 1, содержащего ссылку на ГОСТ 12.4.292-2015, поскольку самоспасатели, в отличие от противогазов, являются одноразовыми средствами индивидуальной защиты органов дыхания (что в сравнении очевидно ухудшает их технические характеристики).

На основании изложенного, в рассматриваемом случае АО «РЭС» не допущено ограничения конкуренции.

Правовая позиция АО «РЭС» согласуется с положениями сложившейся судебной практики, согласно которой сами по себе неточности, обнаруженные контролирующим органом в аукционной документации, не могут служить безусловным основанием для вывода об ограничении прав потенциальных участников закупки, в случае, если смысл и значение закупаемых товаров ясны и понятны (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2019 года № Ф09-8812/18 по делу № А50-17248/2018).

2. Довод о том, что имеющаяся в закупочной документации ссылка на ГОСТ 12.4.292-2015 ограничила число участников закупочной процедуры, опровергается поступившими в ходе процедуры предложениями, в том числе предложением ООО «АППОМЕД».

Вопреки приведенному доводу, в рамках рассматриваемой закупочной процедуры поступило два предложения: ООО «АППОМЕД» (заявитель жалобы) и АО «ТД «ТРАКТ».

Данные предложения подтверждают, что информация, содержащаяся в разделе «Наименование товаров + технические характеристики» приложения № 1 к извещению о проведении конкурентной закупки, является достаточной для понимания предмета закупки, а именно того, что АО «РЭС» требуются противогазы, а не самоспасатели.

В частности, оба участника представили идентичные сертификаты соответствия ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» в отношении противогазов изолирующих ИП-4МК и патронов регенеративных РП-7Б для одноразового применения в изолирующем противогазе ИП-4МК. В составе заявок обоих участников отсутствуют какие-либо документы в отношении самоспасателей, что дополнительно подтверждает определенность предмета закупки.

Таким образом, права ООО «АППОМЕД» и иных потенциальных участников закупки не нарушены. Также отсутствуют основания полагать о будущем нарушении прав участников закупки при оценке их предложений, исходя из доводов, изложенных в разделе 1 настоящих возражений.

3. Довод о том, что АО «РЭС» не предоставило разъяснения на запрос ООО «АППОМЕД» от 30.10.2019 года, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В частности, 01.11.2019 года соответствующие разъяснения закупочной документации были размещены на электронной торговой площадке.

В соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ при проведении конкурентной закупки в электронной форме размещение в единой информационной системе разъяснений документации о конкурентной закупке обеспечивается оператором электронной площадки.

Рассматриваемый запрос котировок проводился на электронной торговой площадке оператора электронных торгов Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» roseltorg.ru (далее - АО «ЕЭТП»), Порядок работы на данной ЭТП, в том числе автоматизированный порядок направления разъяснений закупочной документации с ЭТП на ЕИС посредством соответствующего функционала площадки, регламентирован Руководством пользователя.

Разъяснения закупочной документации по запросу ООО «АППОМЕД» были размещены АО «РЭС» на электронной торговой площадке 01.11.2019 года, что подтверждается представленными в материалы дела скриншотами с ЭТП.

В соответствии с пунктом 6.2.1 Руководства пользователя АО «ЕЭТП» файл с разъяснениями направляется в ЕИС автоматически при подписании разъяснений Заказчиком в личном кабинете ЭТП. В личном кабинете ЕИС разъяснения подписывать не требуется.

Исходя из содержания Руководства пользователя АО «ЕЭТП», а также положений статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ, у организатора закупки отсутствует возможность непосредственного размещения в ЕИС разъяснений на запрос участника. Технически данная функция в ЕИС не предусмотрена по закупкам, проводимым в электронной форме, разъяснения размещаются только путем интеграции ЭТП с ЕИС.

Таким образом, на основании части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ обеспечение размещения в ЕИС разъяснений закупочной документации осуществлялось непосредственно АО «ЕЭТП» посредством интеграции в ЕИС разъяснений, которые АО «РЭС» разместило на ЭТП.

На основании уведомления Новосибирского УФАС России о поступлении жалобы ООО «АППОМЕД» АО «РЭС» направило запрос ЭТП о причине неразмещения в ЕИС разъяснений.

В ответ на данный запрос АО «ЕЭТП» подтвердило, что 01.11.2019 года АО «РЭС» разместило на ЭТП запрошенные разъяснения закупочной документации. Однако данные разъяснения не были интегрированы в ЕИС, поскольку регистрационные данные АО «РЭС», содержащиеся на ЭТП (в частности, КПП), не совпадали с данными, содержащимися в ЕИС (письмо АО «ЕЭТП» исх. №Е1178-19 от 12.11.2019 года).

В результате проведенной АО «РЭС» проверки установлено следующее.

31.10.2019 года (параллельно с проводимым запросом котировок) специалистами АО «РЭС» были актуализированы в ЕИС регистрационные сведения в отношении АО «РЭС», в том числе КПП. Данные сведения сохранены в ЕИС в 16-45 час. по новосибирскому времени, что подтверждается скриншотом.

В соответствии с пунктом 4.1.1.3 Руководства пользователя АО «ЕЭТП» для актуализации аналогичных сведений на ЭТП АО «РЭС» необходимо было пройти процедуру переаккредитации.

Ввиду того, что работа по изменению регистрационных сведений на ЕИС была завершена 31.10.2019 года за 15 мин. до окончания рабочего дня, переаккредитация на ЭТП проводилась специалистом АО «РЭС» на следующий рабочий день 01.11.2019 года.

Переаккредитация была завершена 01.11.2019 года в 16-13 час. по новосибирскому времени.

Таким образом, в то время, когда на ЭТП были размещены разъяснения на запросы ООО «АППОМЕД» (01.11.2019г. в 15-52 час. и 16-04 час.), процедура переаккредитации АО «РЭС» на ЭТП еще не была завершена, в связи с чем ЭТП не интегрировала разъяснения закупочной документации в ЕИС.

Учитывая, что обеспечение размещения в ЕИС разъяснений закупочной документации является обязанностью ЭТП, которая располагает соответствующим автоматизированным функционалом, АО «ЕЭТП» не могло не быть известно о том, что интеграция не была выполнена.

При этом согласно части 6 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ в течение одного часа с момента размещения информация, связанная с осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, должна быть размещена в единой информационной системе.

Переаккредитация АО «РЭС» была завершена в 16-13 час., то есть через 21 минуту после размещения на ЭТП разъяснений на первый запрос и через 9 минут после размещения на ЭТП разъяснений на второй запрос.

Таким образом, у ЭТП оставалось достаточное количество времени (в пределах одного часа) для интеграции разъяснений в ЕИС после первой неуспешной попытки. Однако соответствующие меры не были предприняты.

На основании изложенного, АО «РЭС» добросовестно разместило на ЭТП разъяснения закупочной документации для их последующей интеграции в ЕИС посредством автоматизированного функционала площадки. При таких обстоятельствах  отсутствуют основания возлагать на АО «РЭС» ответственность за невыполнение ЭТП возложенных на нее в силу закона обязанностей.

Правовая позиция АО «РЭС» согласуется с положениями сложившейся судебной практики, в частности, постановлением АС Центрального округа от 31.10.2018 года по делу № А08-10409/2017.

Права ООО «АППОМЕД» в любом случае нарушены не были, поскольку запрашиваемые разъяснения были размещены на ЭТП, об их размещении участник был уведомлен по электронной почте.

Согласно представленной АО «ЕЭТП» информации на электронную почту ООО «АППОМЕД», указанную в Личном кабинете данного участника на ЭТП, было направлено почтовое уведомление о размещении разъяснений на его запросы.

Таким образом, участник имел беспрепятственную возможность своевременно ознакомиться с содержанием данных разъяснений, в связи с чем их отсутствие (по независящим от АО «РЭС» причинам) в ЕИС не могло повлечь нарушение принципа информационной открытости закупки, а также прав ООО «АППОМЕД».

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

28.10.2019 года АО «РЭС» опубликовало извещение № 31908446819 на сайте http://zakupki.gov.ru о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств гражданской обороны.

Перечень закупаемых позиций содержится в Приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок. Одним из предметов закупки является противогаз ИП-4МК с регенеративным патроном РП-7Б. При этом в Приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок содержится указание на дополнительные технические характеристики – соответствие товара  ГОСТ 12.4.292-2015.

ГОСТ 12.4.292-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Изолирующие самоспасатели с химически связанным или сжатым кислородом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов» распространяется на изолирующие самоспасатели с химически связанным или сжатым кислородом (далее - самоспасатели), предназначенные для экстренной защиты органов дыхания в непригодной для дыхания атмосфере при эвакуации или в ожидании помощи, и устанавливает требования к самоспасателям, методам их испытаний, маркировке и правилам отбора образцов.

Противогазы ИП-4МК с регенеративным патроном РП-7Б не входят в область распространения ГОСТ 12.4.292-2015, следовательно, подтверждение их соответствия требованиям данного стандарта не представляется возможным.

Таким образом, информация, содержащаяся в извещении № 31908446819, не позволяет достоверно определить закупаемый заказчиком товар и требования к нему.

30.10.2019 года ООО «АППОМЕД» был направлен запрос о предоставлении разъяснений документации о конкурентной закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

АО «РЭС» не опубликовало разъяснения в ответ на указанный запрос в установленный законодательством срок в единой информационной системе.

При этом необходимо отметить, что 01.11.2019 года соответствующие разъяснения закупочной документации были размещены на электронной торговой площадке. В соответствии с пунктом 6.2.1 Руководства пользователя АО «ЕЭТП» файл с разъяснениями направляется в ЕИС автоматически при подписании разъяснений Заказчиком в личном кабинете ЭТП.

АО «ЕЭТП» сообщило, что данные разъяснения не были интегрированы в ЕИС, поскольку регистрационные данные АО «РЭС», содержащиеся на ЭТП (в частности, КПП), не совпадали с данными, содержащимися в ЕИС, в связи с проведением актуализации в ЕИС регистрационных сведений. В то время, когда на ЭТП были размещены разъяснения на запросы ООО «АППОМЕД», процедура переаккредитации АО «РЭС» на ЭТП еще не была завершена, в связи с чем ЭТП не интегрировала разъяснения закупочной документации в ЕИС. Таким образом, отсутствие разъяснений закупочной документации на ЕИС обусловлено технической ошибкой.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «АППОМЕД» на действия заказчика торгов АО «РЭС» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств гражданской обороны (извещение № 31908446819 на сайте http://zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать заказчику торгов АО «РЭС» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны