Решение №054/06/104-35/2023 обращение заказчика - АО «Информационные спутниковые системы... от 14 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-35/2023

«14» июня 2023 года                                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского У ФАС России) в составе:

в отсутствие ….

рассмотрев обращение заказчика - АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Полимет Инжиниринг» (ИНН 2466174158, КПП 246601001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 09.12.2020 № 20/20-Ф/А-779 на выполнение комплекса работ по устройству холодильной станции оборотного водоснабжения в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной отработки элементов космических аппаратов

 

системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества в рамках государственного оборонного заказа», ИКЗ 201245203489824520100100220224399410,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика — АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Полимет Инжиниринг» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 09.12.2020 № 20/20-Ф/А-779 на выполнение комплекса работ по устройству холодильной станции оборотного водоснабжения в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной отработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества в рамках государственного оборонного заказа».

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Между АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (далее - заказчик) и ООО «Полимет Инжиниринг» (далее - исполнитель) был заключен контракт от 09.12.2020 № 20/20-Ф/А-779 (далее — договор) на выполнение комплекса работ по устройству холодильной станции оборотного водоснабжения в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной отработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества в рамках государственного оборонного заказа».

В соответствии с п. 3.1 контракта, исполнитель должен был выполнить работы не позднее 140 (ста сорока) дней с даты заключения договора - то есть до 28.04.2021.

В установленный контрактом срок исполнителем работы не выполнены.

В связи с нарушением ООО «Полимет Инжиниринг» условий контракта, АО «РЕШЕТНЁВ» направляло в адрес ООО «Полимет Инжиниринг» требования о выполнении договорных обязательств и выставлении штрафных санкций: № 765- 1/716 от 12.10.2022, № 765-1/717 от 12.10.2022.

Уведомлений со стороны ООО «Полимет Инжиниринг» о наличии препятствий для выполнения работ и невозможности выполнения работ в срок по независящим от исполнителя причинам и о приостановке работ в соответствии со ст. 716, 719 ГК РФ в адрес заказчика не представлено.

Пунктом 7.3 контракта установлено, что отсутствие извещения стороны или несвоевременное извещение стороны о наступлении обязательств непреодолимой силы лишает не известившую сторону права ссылаться на действие непреодолимой силы, как на причину неисполнения своих обязательств по договору. Факт наступления обстоятельств непреодолимой силы должен быть подтвержден документально Торгово-промышленной палатой РФ.

Уведомлений, предусмотренных п. 7.3 контракта от исполнителя в адрес заказчика также не поступало.

Согласно пп. «а» п. 6.5 контракта, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора в случае, предусмотренном ГК РФ, в том числе, если исполнитель задерживает исполнение своих обязательств по договору на срок более 30 дней заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке расторгнуть настоящий договор полностью или частично без возмещения исполнителю каких-либо расходов или убытков, вызванных расторжением договора путем направления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и потребовать от исполнителя возврата денежных средств, перечисленных исполнителю по договору. В этом случае исполнитель обязан в 5-дневный срок с даты вступления в силу решения заказчика об отказе от исполнения договора вернуть сумму, перечисленную заказчиком исполнителю по договору, а также проценты из расчета 1/300 действующей на дату осуществления возврата платежей ключевой ставки ЦБ РФ за

каждый день. Указанные проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату со дня зачисления соответствующих платежей на расчетный счет исполнителя (включительно) до дня возврата указанных платежей заказчику (включительно).

В связи с тем, что обязательства по контракту исполнителем не исполнены, а просрочка исполнения является значительной и составила 756 дней, заказчиком 24.05.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта с момента его размещения в единой информационной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение размещено в единой информационной системе 24.05.2023.

В течение 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщиком не были устранены недостатки, послужившие поводом для принятия заказчиком решения. Решение вступило в силу 05.06.2023, контракт считается расторгнутым с 05.06.2023.

ООО «Полимет Инжиниринг» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах неисполнения обязательств по контракту сообщило следующее.

Главным основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта заказчик в письме исх. № 765-1/424 от 24.05.2023 указывает нарушение подрядчиком сроков проведения комплексной работы по устройству холодильной станции оборотного водоснабжения в корпусе № 1, предусмотренной пунктом 3.1. контракта.

Вместе с тем, в ходе подготовительных работ при реализации контракта, подрядчик обнаружил несоответствие проектов 5281-ИОС2 и 5281-ИОС7 в виде неучтенных в технической документаций работ, и, как следствие, необходимость проведения дополнительных работ и потребность корректировки проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы в установленном градостроительным законодательством порядке, о чем сообщил заказчику письмом № 1 от 14.01.2021.

Данные замечания были рассмотрены службами заказчика и преданы генеральному проектировщику письмом № 778-4/77 от 20.01.2021 для рассмотрения и устранения замечаний в установленном порядке в случае необходимости.

Генеральный проектировщик внес изменения в проектную документацию в технической части, направив для рассмотрения том.5.2 5281-ИОС2 и том 5.7 5281-ИОС7 по накладной № 79 от 27.04.2021 в адрес заказчика.

Поскольку проектная документация по объекту проходила обязательную государственную экспертизу в установленном градостроительным законодательством порядке, имеет положительное заключение на проектную документацию и результаты инженерных изысканий, то любые изменения, которые вносятся в данную документацию, должны быть утверждены заказчиком с учетом исполнения требований ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

До момента утверждения изменений в установленном порядке, выполнение работ по контракту было невозможным, что подтверждается письмом заказчика № 779- 4/770 от 28.04.2021. Данным письмом заказчик уведомил ООО «Полимет Инжиниринг» о невозможности производства работ на объекте до момента утверждения изменений в соответствующих разделах проектной документации.

  1. на основании измененной проектной документации между заказчиком и ООО «Полимет Инжиниринг» было заключено дополнительное соглашение к контракту №20/20-Ф/А от 19.12.2020, которым было утверждено Техническое задание к контракту с учётом внесённых в проектную документацию изменений.

После рассмотрения представленной в адрес подрядчика измененной проектной документации было выявлено, что она предусматривает установку оборудования, поставка которого, в условиях введения антироссийских санкций со стороны иностранных государств, невозможна. Об этих обстоятельствах ООО «Полимет Инжиниринг» в своих письмах исх. № 31 от 18.07.2022, исх. № 69 от 01.09.2022, исх. № 74 от 14.09.2022, исх. № 94 от 26.10.2022 неоднократно сообщало в адрес заказчика. Подрядчиком были предложены варианты оборудования российского производства аналогичные по своим техническим характеристикам.

  1. в результате рассмотрения и согласования заказчиком предложенных изменений, было разработано и направлено в адрес подрядчика техническое решение № 45 на замену оборудования.

В настоящий момент проектная документация 5281-ИОС2 и 5281-ИОС7 откорректирована согласно Техническому решения № 45 от 05.12.22 и 20.12.2022 и передана на проверку в проектную организацию АО «Сибпромпроект», что подтверждается письмом исх. № 151-1 от 20.12.2022. Вместе с тем, для выполнения работ, предусмотренных контрактом, проектная документация должна быть передана подрядчику, чего до настоящего времени заказчиком сделано не было.

Выставленные заказчиком в адрес подрядчика штрафные договорные санкции в связи с нарушением срока исполнения обязательств за период, в который работы были приостановлены по инициативе заказчика по независящим от подрядчика причинам, общество считает необоснованными.

Подрядчиком ООО «Полимет Инжиниринг» были предприняты все зависящие от него действия, направленные на своевременное исполнение всех условий контракта №20/20-Ф/А от 09.12.2020 на выполнение комплекса работ по устройству холодильной станции оборотного водоснабжения в корпусе № 1. Вместе с тем, подрядчик не располагает возможностью повлиять на обстоятельства, не зависящие от него, в частности, ускорить взаимодействие с третьими липцами, от которых зависит согласование проектной документации. Наличие перечисленных факторов значительным образом замедляет исполнение контракта.

В адрес заказчика подрядчиком было направлено письмо исх. № 96 от 02.06.2023, в котором сообщается о том, что по состоянию на 02.06.2023 в адрес ООО «Полимет Инжиниринг» не поступала проектная документация, отсутствие которой делает невозможным выполнение работ, предусмотренных контрактом, в связи с чем заказчику предлагается рассмотреть вопрос о дальнейшей целесообразности исполнения всех контрактных обязательств с обеих сторон.

Таким образом, на сегодняшний день подрядчиком предприняты все зависящие от него действия, направленные на своевременное исполнение контракта. Не предоставление в течении длительного времени в адрес подрядчика корректной согласованной проектной документации, в соответствии с которой необходимо выполнить работы в рамках контракта, сделало невозможным соблюдение сроков выполнения работ, как следствие, в действиях ООО «Полимет Инжиниринг» по несвоевременному выполнению работ в рамках контракта отсутствуют признаки недобросовестности.

Комиссия Новосибирского У ФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу пп. а) п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пп. б) п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. «а» названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. «а» п. 13 указанных Правил:

а)   выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б)   заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в)   поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

  • принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
  • надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Из смысла ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным

ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Комиссией Новосибирского У ФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения заказчиком контракта установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.

По факту ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.

Между АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» и ООО «Полимет Инжиниринг» был заключен контракт от 09.12.2020 № 20/20- Ф/А-779 на выполнение комплекса работ по устройству холодильной станции оборотного водоснабжения в корпусе № 1 в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной отработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества в рамках государственного оборонного заказа».

В соответствии с п. 3.1 контракта, исполнитель должен был выполнить работы не позднее 140 (ста сорока) дней с даты заключения контракта - то есть до 28.04.2021.

В установленный контрактом срок исполнителем работы не выполнены.

В связи с тем, что обязательства по договору исполнителем не исполнены, а просрочка исполнения является значительной и составила 756 дней, заказчиком 24.05.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом установлено, что в ходе выполнения работ была установлена необходимость о внесении изменений в проектную документацию. Проектная документация 5281-ИОС2 и 5281-ИОС7 откорректирована согласно Технического решения № 45 от 05.12.2022 и

  1. и передана на проверку в проектную организацию АО «Сибпромпроект», что подтверждается письмом исх.№ 151-1 от 20.12.2022. Однаковадрес подрядчикапо состоянию на 02.06.2023 проектная документация не поступала. В адрес заказчика подрядчиком было направлено письмо исх. № 96 от 02.06.2023, в котором сообщается о том, что по состоянию на
  1. в адрес ООО «Полимет Инжиниринг» не поступала проектная документация.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что

ООО  «Полимет Инжиниринг» не имело возможности выполнить работы в установленные сроки, так как выполнение работ без проектной документации невозможно. При этом общество неоднократно уведомляло заказчика.

Таким образом, сведения в отношении ООО «Полимет Инжиниринг» включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ, ч. 10 ст. 99, ст. 51, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Полимет Инжиниринг» (ИНН 2466174158, КПП 246601001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 09.12.2020 № 20/20-Ф/А-779 на выполнение

комплекса работ по устройству холодильной станции оборотного водоснабжения в корпусе №

 

  1. в рамках проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально­стендовой базы наземной отработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 201245203489824520100100220224399410, отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны