Решение №054/01/18.1-1080/2021 жалоба ООО «Новая энергетика» (вх. №9010э от 24.05.2021) на ... от 2 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1080/2021

02 июня 2021 г.                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Новая энергетика» (вх. №9010э от 24.05.2021) на действия МУП г. Новосибирска «Электросеть» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по замене кабельной линии 10кВ от ТП-5027 до ТП-5057, замене кабельной линии 0,4 кВ от ТП-5057 до ВРУ-0,4 кВ жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 3 (№32110203889),

 

в присутствии представителей ООО «Новая энергетика» <...> (по доверенности от 28.05.2021), МУП г. Новосибирска «Электросеть» <...> (по доверенности от 14.08.2020), <...> (по доверенности от 14.08.2020), <...>(по доверенности от 14.08.2020),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ООО «Новая энергетика» (вх. №9010э от 24.05.2021) на действия МУП г. Новосибирска «Электросеть» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по замене кабельной линии 10кВ от ТП-5027 до ТП-5057, замене кабельной линии 0,4 кВ от ТП-5057 до ВРУ-0,4 кВ жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 3 (№32110203889).

Заявитель сообщает следующее.

Заказчиком опубликованы извещение и документация о проведении конкурса на выполнение работ по замене кабельной линии 10кВ от ТП-5027 до ТП-5057, замене кабельной линии 0,4 кВ от ТП-5057 до ВРУ-0,4 кВ жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 3.

Имея намерение заключить договор и выполнить работы в соответствии с условиями конкурсной документации, ООО «Новая энергетика» (далее – Заявитель) подана заявка на участие в данной закупке, идентификационный номер 4.

В соответствии с протоколом № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 1 от 13.05.2021 (далее – итоговый протокол) заявка получила итоговый рейтинг 64,43 балла, второй порядковый номер:

 

Рейтинг по критерию «Цена контракта»

Ra4 = (6522976,21 -4364274)/ 6522976,21 }х 100

Ra3=33,09х0,30 = 9,93

Рейтинг по критерию Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки Rd4

Значимость данного критерия составляет 50 %

Rd3=75,0 х 3 : 3 х 0,5 = 37,5

Рейтинг по критерию Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)». Значимость данного критерия составляет 20 % » Rc4

Rc3=(70+30) х 3 : 3 х 0,2 = 20

Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема С1

(величина значимости показателя 70%)

100 х 0,7 = 70

Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (величина значимости показателя 30%)

100 х 0,3 = 30

Итоговый рейтинг

Rитог4 = Ra4 * 0,30 + Rd4* 0,50 + Rc4*0,20 

9,93 + 37,5 + 20 = 67,43

 

Комиссией по осуществлению закупок при оценке заявки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» допущены нарушения норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), а также Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Электросеть» (ред. от 31.03.2021) (далее – Положение о закупке), которые влекут нарушение прав и законных интересов Заявителя как участника закупки в силу следующего.

Согласно пункту 18 документации по указанному нестоимостному критерию оценки и сопоставления заявок заказчиком установлено:

«Значимость данного критерия составляет 50 % (пятьдесят процентов).

Для оценки заявок на участие в конкурсе по данному критерию устанавливается следующий показатель: «Качество работ» (Cкi)

Содержание: Лучшим предложением по показателю «качество работ» признается предложение участника, заполненное в соответствии с Приложением № 3 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг на участие в конкурсе, которое наиболее подробно и объективно раскрывает сведения о качестве выполняемых работ, описание методики выполнения работ, процедур, обеспечивающих выполнение работ с надлежащим качеством.

При отсутствии соответствующей информации в заявке участника конкурса такому участнику конкурса начисляется 0 баллов по данному показателю.

Порядок оценки: Оценка производится экспертным путем для каждой заявки отдельно, сравнивая между собой «качество работы», представленное в заявках на участие в конкурсе.

Предложение участников конкурса оцениваются по следующим основаниям, при этом для указанного показателя «качество работ» устанавливается следующая шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений:

0 баллов - в заявке отсутствует описание предстоящей работы;

Предельное значение 10 баллов - в заявке предоставлено формальное без детализации описание методики выполнения работ предстоящей работы;

Предельное значение 40 баллов - в заявке предоставлено формальное описание предстоящей работы со средней степенью детализации и проработанности методики выполнения работ, плана-графика работ, системы контроля качества, качественных характеристики выполняемых работ;

Предельное значение 70 баллов - в заявке предоставлено формальное описание предстоящей работы с повышенной степенью детализации и проработанности методики выполнения работ, плана-графика работ, системы контроля качества, качественных характеристики выполняемых работ;

Предельное значение 100 баллов – в заявке предоставлено развернутое описание предстоящей работы.

Формальное описание предполагает копирование технического задания.

Элементы развернутого описания:

-  наличие детальной методики выполнения поставленной задачи;

- наличие детального и обоснованного плана-графика работ с ожидаемыми результатами;

- описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки;

- содержание плана-графика, позволяющее однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ;

- описание качественных характеристик выполняемых работ (в том числе путем включения в описание нормативных документов (СНиП, СП, ГОСТ и т.д.);

- другое;

Для расчета рейтинга заявки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (присужденных баллов) - оценка в баллах, получаемая участником конкурса по результатам оценки по критерию оценки, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.

Количество баллов присваивается заявкам экспертным способом в соответствии с решением каждого из членов комиссии.».

По указанному критерию заявке ООО «Новая энергетика» присвоено 75 баллов
(с учетом значимости 37,5 баллов в итоговом рейтинге).

Во-первых, такое значение (75 баллов) попросту не предусмотрено установленной в документации шкалой предельных величин, во-вторых, в итоговом протоколе не содержится обоснование присвоения именно такой оценки, ввиду чего Заявитель был вынужден направить Заказчику запрос о разъяснении результатов конкурса.

На данный запрос получено обоснование, суть которого сводится к следующему: «отсутствует описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки».

Заявитель в корне не согласен с таким выводом закупочной комиссии, поскольку в составе заявки приложен файл по Форме № 1, предусмотренной документацией, в котором подробно, объективно, развернуто, с повышенной степенью детализации и проработанности отражена информация по указанному параметру:

 

Пункт 18.

Элементы развернутого описания:

-  описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки;

ГОСТ 1.1–2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.

ГОСТ 12.0.007–2009 ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.

ГОСТ 12.0.230–2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования.

ГОСТ 16504–81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

ГОСТ Р 1.2–2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

ГОСТ Р 1.4–2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5–2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ Р 1.8–2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения.

ГОСТ Р 54934–2012/OHSAS Системы менеджмента безопасности труда. Требования.

ГОСТ Р ИСО 9004–2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

ГОСТ Р ИСО 14001–2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ ISO 9001–2011 Системы менеджмента качества. Требования.

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства».

СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

Р НОСТРОЙ 2.35.2-2011 Система менеджмента качества. Руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2008 в строительных организациях.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В нарушение указанных принципов и положений Закона № 223-ФЗ конкурсной комиссией субъективно и небеспристрастно осуществлена оценка и сопоставление заявок участников по рассматриваемому критерию, об этом свидетельствует не только оценка заявки ООО «Новая энергетика», но и остальных 3 участников (помимо победителя, которому присвоен максимальный балл по данному критерию). Если бы мы получили, как полагается, высший балл (или хотя бы 95%) по рассматриваемому критерию, то наша организация была бы признана победителем.

Причем, изначально в порядок оценки заявок заложены такие формулировки («наиболее подробно и объективно раскрывает сведения о качестве выполняемых работ», «со средней степенью детализации и проработанности», «с повышенной степенью детализации и проработанности»), которые позволяют закупочной комиссии принимать решение на свое усмотрение, предвзято, поскольку являются неизмеримыми, необъективными, что не служит целям выявления лучших условий исполнения договора, а направлено на достижение победы «нужного» участника.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о закупке открытый конкурс – это форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу пункта 9.6.2 Положения о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией на основании настоящего Положения.

Кроме того, в заявке заявителя предложена цена контракта: 4 364 274 руб., что составляет на 33% меньше, чем начальная (максимальная) цена договора, тогда как лицо, признанное итоговым протоколом победителем конкурса, готово выполнить закупаемые работы за 5 500 000 руб. (таким образом, в случае заключения договора с заявителем будет достигнута экономия средств на сумму более 2 млн. руб. от первоначальной цены).

Следовательно, обжалуемые действия комиссии не только нарушают законодательство о закупках и о защите конкуренции, напрямую затрагивая права и законные интересы участника закупки, но и приведут (могут привести) к неэффективному использованию денежных средств.

2. Помимо изложенного, итоговый протокол от 13.05.2021 размещен в открытом доступе с нарушением сроков (17.05.2021).

Так, в части 12 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закреплено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Аналогичное положение указано в пункте 9.6.6 Положения о закупке: протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе размещается в единой информационной системе не позднее чем через 3 дня со дня подписания.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

МУП г. Новосибирска «Электросеть» представило следующие возражения на жалобу ООО «Новая энергетика».

ООО «Новая энергетика» обратилось с жалобой на действия заказчика при проведении открытого конкурса № 1 на выполнение работ по замене кабельной линии ЮкВ от ТП-5027 до ТП-5057, замене кабельной линии 0,4 кВ от ТП-5057 до ВРУ- 0,4 кВ жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого,3.

МУП г. Новосибирска «Электросеть» не согласно с жалобой по следующим основаниям:

  1. В положениях жалобы подателем жалобы указано: «во-первых, такое значение (75 баллов) попросту не предусмотрено установленной в документации шкалой предельных величин...»

В отношении данного положения заказчик может сказать следующее:

В документации об открытом конкурсе п. 18 «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе», подпункт 2.1 «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» указано: предложение участников кон-курса оцениваются по следующим основаниям, при этом для указанного показателя «качество работ» устанавливается следующая шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений:

0 баллов - в заявке отсутствует описание предстоящей работы;

Предельное значение 10 баллов - в заявке предоставлено формальное без детализации описание методики выполнения работ предстоящей работы;

Предельное значение 40 баллов - в заявке предоставлено формальное описание предстоящей работы со средней степенью детализации и проработанности методики выполнения работ, плана-графика работ, системы контроля качества, качественных характеристики выполняемых работ;

Предельное значение 70 баллов - в заявке предоставлено формальное описание предстоящей работы с повышенной степенью детализации и проработанности методики выполнения работ, плана-графика работ, системы контроля Качества, качесгвенных характеристик выполняемых работ;

Предельное значение 100 баллов - в заявке предоставлено развернутое описание предстоящей работы.

Согласно Толковому словарю Ушакова слово «предельный» означает «являющийся пределом, последней степенью, границей чего-нибудь, крайний». Согласно существующему толкованию слов «предельное значение» (например: https://dic.academic.ru/ ) - указанное в документации наибольшее или наименьшее допустимое значение характеристики.

Соответственно, заказчиком в документации в отношении показателя «Качество работ» установлены наибольшие допустимые значения характеристики.

При этом установлен Порядок оценки: Оценка производится экспертным путем для каждой заявки отдельно, сравнивая между собой «качество работы», представленное в заявках на участие в конкурсе.

Соответственно, в отношении развернутого описания установлено наибольшее допустимое значение - 100 баллов.

  1. Далее «во-вторых, в итоговом протоколе не содержится обоснование присвоения именно такой оценки»...

Согласно Положению о закупках, п. 9.6.5. «По результатам оценки и сопоставления заявок, допущенных к участию в конкурсе, комиссия по закупкам на основании установленных критериев выбирает победителя конкурса, заявке которого присваивается первый номер, а также участника, заявке которого присваивается второй номер. Соответствующее решение оформляется протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе».

Помимо информационных сведений о дате, фамилий, имен, отчеств членов комиссии по закупкам, наименовании и номере конкурса, перечня участников, заявки которых оценивались и сопоставлялись, в него включаются следующие сведения:

5) результаты оценки заявок на участие в конкурсе, с указанием решения закупочной комиссии о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок;

Указание об обосновании присвоения именно такой оценки не предусмотрено Положением о закупках.

К заявке приложен файл по Форме № 1, предусмотренной документацией, в котором подробно, объективно, развернуто, с повышенной степенью детализации и проработанности отражена информация по указанному параметру:

В отношении данного положения заказчик может сказать следующее:

В соответствии с п. 18 документации об открытом конкурсе «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе», подпунктом 2.1 «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»:

Для оценки заявок на участие в конкурсе по данному критерию устанавливается следующий показатель: «Качество работ» (Сki)

Содержание: Лучшим предложением по показателю «качество работ» признается предложение участника, заполненное в соответствии с Приложением №3 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг на участие в конкурсе, которое наиболее подробно и объективно раскрывает сведения о качестве выполняемых работ, описание методики выполнения работ, процедур, обеспечивающих выполнение работ с надлежащим качеством.

Порядок оценки: Оценка производится экспертным путем для каждой заявки отдельно, сравнивая между собой «качество работы», представленное в заявках на участие в конкурсе.

При этом, установлено предельное значение 100 баллов для случая, если в заявке предоставлено развернутое описание предстоящей работы.

Элементы развернутого описания:

  • наличие детальной методики выполнения поставленной задачи;
  • наличие детального и обоснованного плана-графика работ с ожидаемыми результатами;
  • описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки;
  • содержание плана-графика, позволяющее однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ;
  • описание качественных характеристик выполняемых работ (в том числе путем включения в описание нормативных документов (СНиП, СП, ГОСТ и т.д.);
  • другое;

В заявке ООО «Новая энергетика» в Приложении № 3 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг «Сведения о работах», пункт 2. «Описание предстоящей работы по замене кабельной линии 10кВ от ТП-5027 до ТП-5057, замене кабельной линии 0,4 кВ от ТП-5057 до ВРУ- 0,4 кВ жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого,3.», условий выполнения», подпункт 2 «описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки» комиссией установлено отсутствие в вышеуказанном разделе описания применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки, что послужило основанием для снижения количества баллов за показатель «Качество работ».

Описание — это форма, которую используют для подробной характеристики предметов или явлений.

В разделе заявки ООО «Новая энергетика» «описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки» указан просто перечень ГОСТ, СП и СНИП, причем часть из них является недействующими, например:

- ГОСТ Р 1.2-2004 «СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

- ГОСТ Р 1.8-2004 «Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения»;

- ГОСТ Р 54934-2012/OHS AS 18001:2007 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАС-НОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ»;

- ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ»;

- ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»;

- ГОСТ ISO 9001-2011 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА» - Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено;

- СП 48.13330.2011 «ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»;

(Информация взята с сайта https://docs.cntd.ru/ - Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов).

Обращаясь к наименованию показателя «описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки» видно, что одним из моментов является словосочетание «... применительно к предмету закупки».

Предметом закупки является «Выполнение работ по замене кабельной линии ЮкВ от ТП-5027 до ТП-5057, замене кабельной линии 0,4 кВ от ТП-5057 до ВРУ-0,4 кВ жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 3».

При рассмотрении наименований действующих нормативно-правовых документов, приведенных участником в данном разделе, хорошо видно, что данное положение «... применительно к предмету закупки» не раскрыто участником закупки.

- ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения;

- ГОСТ Р 12.0.007-2009 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию;

- ГОСТ 16504-81 «ИСПЫТАНИЯ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. Основные термины и определения;

- ГОСТ Р 1.5-2012 СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

Согласно Своду правил «Организация строительства» видами контроля могут быть:

- входной контроль полученной рабочей документации;

- входной контроль применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования;

- операционный контроль в ходе выполнения строительно-монтажных работ в полном объеме;

- контроль качества результатов строительно-монтажных работ (приемочный контроль) по завершении строительно-монтажных работ;

- освидетельствование выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ (скрытые работы) в полном объеме;

- освидетельствование ответственных строительных конструкций и участков систем инженерно-технического обеспечения в полном объеме;

- апробация, испытания и пусконаладка инженерно-технических систем и оборудования;

- комплексные испытания инженерных систем при приемке завершенного строительством объекта застройщиком (заказчиком).

Ничего из вышеперечисленного нет в заявке участника закупки: ни описания применяемой в организации системы контроля качества, ни указания видов контроля, тем более применительно к предмету закупки.

Документацией об открытом конкурсе предусмотрено содержание критерия: «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»:

Значимость данного критерия составляет 50 % (пятьдесят процентов).

Для оценки заявок (предложений) по каждому показателю используется 100- балльная шкала.

Для оценки заявок на участие в конкурсе по данному критерию устанавливается следующий показатель: «Качество работ» (Сki).

Содержание: лучшим предложением по показателю «качество работ» признается предложение участника, заполненное в соответствии с Приложением №3 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг на участие в конкурсе, которое наиболее подробно и объективно раскрывает сведения о качестве выполняемых работ, описание методики выполнения работ, процедур, обеспечивающих выполнение работ с надлежащим качеством.

Как видно из наименования показателя «Качество работ» для заказчика является значимым именно наличие применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки.

Система контроля - совокупность средств контроля, исполнителей и определенных объектов контроля, взаимодействующих по правилам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Наличие системы контроля качества свидетельствует о том, что строительная организация с высокой долей вероятности способна профессионально, качественно и в установленные договорными обязательствами сроки выполнить свою работу в соответствии с проектной, технологической документацией и условиями договора, соблюдая безопасные условия труда и требования к охране окружающей среды.

Так как участник закупки не предоставил описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки, то закупочной комиссией было принято решение о снижении количества баллов по данному критерию.

Рядом положений Градостроительного Кодекса предусмотрена необходимость осуществления контроля качества лицом, осуществляющим строительство.

Например, ст.52, п.6:

Лицо, осуществляющее строительство, обязано ... обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Ст.53, п.4:

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство ... должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.

Для обеспечения выполнения требований Градостроительного Кодекса РФ по строительному контролю в каждой строительной организации должна быть разработана, внедрена и функционировать система контроля качества строительных работ, соответствующая специфике деятельности организации.

У участника закупки ООО «Новая энергетика» в составе заявки отсутствует описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки, что послужило основанием для снижения количества баллов за показатель «Качество работ».

  1. Таким образом, комиссией произведена оценка заявок в соответствии с положениями конкурсной документации.
  2. Рассматриваемые требования предъявлены на основании потребности заказчика, который, в свою очередь, проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата - оказанных услуг в том виде, качестве, порядке и объеме, на который он обоснованно рассчитывал. Соответственно, при определении будущего контрагента заказчик не лишен возможности установления таких оценочных критериев, которые объективно будут выявлять участника, наиболее соответствующего всем требованиям Заказчика. При этом установленные заказчиком критерии оценки не представляют преимущественного положения какому-либо конкретному субъекту, а равно не приводят к ограничению круга потенциальных участников.

Необходимо отметить, что Заявителем не приведено доказательств, свидетельствующих о том, что «комиссией заказчика субъективно и небеспристрастно осуществлена оценка и сопоставления заявок, но и остальных 3 участников».

Установленный порядок оценки по спорному показателю однозначен и администрируем, а также предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки - это наглядно видно из приложения № 5.

  1. По второму доводу жалобы «Помимо изложенного, итоговый протокол от 13.05.2021 размещен в открытом доступе с нарушением сроков (17.05.2021)».

В соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Электросеть», утвержденного директором МУП «Электросеть» Ю.В. Рахмановым 25 декабря 2020 г., протокол оценки и сопоставления заявок размещается в единой информационной системе не позднее чем через 3 дня со дня подписания (п. 9.6.6.).

Согласно статье 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, протокол оценки и сопоставления заявок размещен в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

19.04.2021г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110203889 о проведении МУП г. Новосибирска «Электросеть» открытого конкурса на выполнение работ по замене кабельной линии 10кВ от ТП-5027 до ТП-5057, замене кабельной линии 0,4 кВ от ТП-5057 до ВРУ-0,4  кВ жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 3.

Открытый конкурс проводился в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

МУП г. Новосибирска «Электросеть» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке, утвержденным директором МУП г. Новосибирска «Электросеть» 31.03.2021г.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» целями регулирования настоящего Федерального закона являются, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016. Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых:

 - требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В п.п. 2.1 п. 18 конкурсной документации изложен следующий порядок оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»:

«Значимость данного критерия составляет  50 % (пятьдесят процентов).

Для оценки заявок (предложений) по каждому показателю используется 100-балльная шкала.  

Для оценки заявок на участие в конкурсе по данному критерию устанавливается следующий показатель: «Качество работ» (Cкi)

Содержание:  Лучшим предложением по показателю «качество работ» признается предложение участника, заполненное в соответствии  с Приложением №3 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг на участие в конкурсе, которое наиболее подробно и объективно раскрывает сведения о качестве выполняемых работ,  описание методики выполнения работ, процедур, обеспечивающих выполнение работ с надлежащим качеством.

При отсутствии соответствующей информации в заявке участника конкурса такому участнику конкурса начисляется 0 баллов по данному показателю.

Порядок оценки: Оценка производится экспертным путем для каждой заявки отдельно, сравнивая между собой «качество работы», представленное в заявках на участие в конкурсе.

Предложение участников конкурса оцениваются по следующим основаниям, при этом для указанного показателя «качество работ» устанавливается следующая шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений:

0 баллов - в заявке отсутствует описание предстоящей работы;

Предельное  значение 10 баллов - в заявке предоставлено формальное без детализации описание методики выполнения работ предстоящей работы;

Предельное  значение 40 баллов - в заявке предоставлено формальное описание предстоящей работы со средней степенью детализации  и проработанности методики выполнения работ, плана-графика работ, системы контроля качества, качественных характеристики выполняемых работ;

Предельное  значение 70 баллов - в заявке предоставлено формальное описание предстоящей работы с повышенной степенью детализации  и проработанности методики выполнения работ, плана-графика работ, системы контроля качества, качественных характеристики выполняемых работ;

Предельное  значение 100 баллов – в заявке предоставлено развернутое описание предстоящей работы.

Формальное описание предполагает копирование технического задания.

Элементы развернутого описания:

-  наличие детальной методики выполнения поставленной задачи;

- наличие детального и обоснованного плана-графика работ с ожидаемыми результатами;

- описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки;

- содержание плана-графика, позволяющее однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ;

- описание качественных характеристик выполняемых работ (в том числе путем включения в описание нормативных документов (СНиП, СП, ГОСТ и т.д.);

- другое;

Для расчета рейтинга заявки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (присужденных баллов) - оценка в баллах, получаемая участником конкурса по результатам оценки по критерию оценки, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.

Количество баллов присваивается заявкам экспертным способом в соответствии с решением каждого из членов комиссии.

После присуждения баллов каждым членом комиссии по показателю «Качество работ» определяется среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по указанному показателю, по следующей формуле:

 

САi=   (B i1 +   B i2 +…….+ B ik      )/ k,

•          где:

•          САi – среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемый i-й заявке (предложению) по указанному показателю;

B i – Балл присуждаемый заявке (предложению) участника конкурса одним членом конкурсной комиссии по показателю;

k – число членов конкурсной комиссии, присутствующих при оценке и сопоставлении заявок участников конкурса».

Критерий оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» не является основанием отказа в допуске к участию в конкурсе и не является препятствием для подачи заявки, в связи с чем ограничение круга участников исключено. При этом конкурсная документация содержит порядок оценки заявок по данному критерию с указанием предельного значения баллов.

Из пояснений заказчика следует, что рассматриваемый критерий установлен в целях привлечения к исполнению договора контрагентов с надлежащим образом функционирующей системой контроля качества строительных работ. Критерий применяется в равной мере ко всем участникам закупки. Таким образом, данный критерий не ограничивает доступ к участию в торгах, но позволяет отобрать участника, наиболее отвечающего потребностям заказчика.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 1 от 13.05.2021г. закупочная комиссия оценила заявку ООО «Новая энергетика» и присвоила рейтинг по критерию Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки Rd4 следующим образом Rd3=75,0 х 3 : 3 х 0,5 = 37,5.

Комиссией Новосибирского УФАС России рассмотрены заявки участников закупки, в частности, Приложение №3 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурснй документации.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ООО «Новая энергетика» в своей заявке не изложило описание применяемой в организации системы с указание видов контроля применительно к предмету закупки контроля качества. Заявителем перечислены нормативно-технические документы, касающиеся данного вопроса. При этом в заявке ООО «ГГС- Термо», признанного победителем, содержится подробное описание применяемой в организации системы контроля качества с указанием видов контроля применительно к предмету закупки.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о правомерности действий конкурсной комиссии заказчика при присвоении баллов участникам закупки и признании по результатам оценки и сопоставления заявок победителем ООО «ГГС- Термо». Признаков ограничения конкуренции не выявлено.

При этом Комиссия Новосибирского УФАС России принимает довод заказчика относительно правомерности присвоения заявителю по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» 75 баллов, учитывая, что порядком присвоения баллов установлены не фиксированные, а предельные значения значимости показателей оценки. До подачи заявки ООО «Новая энергетика» с жалобой на положения документации в антимонопольный орган не обращалось, заказчику запрос о разъяснении порядка оценки заявок не направляло, что свидетельствует о том, что Обществу был понятен порядок оценки заявок и начисления баллов.

Кроме того, с учетом положения ст. 193 ГК РФ размещение итогового протокола осуществлено в установленный срок.

Таким образом, закупочной Комиссией заказчика не допущено нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Новая энергетика» (вх. №9010э от 24.05.2021) на действия МУП г. Новосибирска «Электросеть» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по замене кабельной линии 10кВ от ТП-5027 до ТП-5057, замене кабельной линии 0,4 кВ от ТП-5057 до ВРУ-0,4 кВ жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 3 (№32110203889) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны