Решение №141/16 РЕШЕНИЕ и предписание по делу 141/16 в отношении Общества с ... от 16 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 141/16

Резолютивная часть решения оглашена «21» февраля 2017 г

Решение в полном объеме изготовлено «10» марта 2017 г.                                      г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина,

члены Комиссии: Е.А. Скоп– главный специалист-эксперт отдела рекламы

                               В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,                             

            рассмотрев дело № 141/16, возбужденное по факту распространения в июле 2016г. на станции метрополитена «Красный проспект» (1 путь) г. Новосибирска информации следующего содержания:

           «Хватит это таскать! Продукты с доставкой на дом! Extreme shop.ru интернет-гипермаркет. ООО «Экстрим Стиль», г. Новосибирск, ул. Советская, 64, офис 210. гос.peг. № 003451748», с признаками нарушения:

- ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,

в присутствии:

заявитель – физическое лицо «…» (не явился, уведомлен надлежащим образом), 

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «МИР» - <...>(доверенность  от 06.02.2017 г.),

- ООО «Версаль» - представитель не явился (уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

         В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступили заявления от физического лица (вх. № 3452э от 25.07.16г., вх. № 6913 от 28.07.16г.) по факту размещения в июне - июле 2016г. на станции метрополитена «Красный проспект» (1 путь) г. Новосибирска информации следующего содержания:

         «Хватит это таскать! Продукты с доставкой на дом! Extreme shop.ru интернет-гипермаркет. ООО «Экстрим Стиль», г. Новосибирск, ул. Советская, 64, офис 210. гос.peг. № 003451748», с признаками нарушения Закона о рекламе.

         Заявитель, указывает, что в рассматриваемой рекламе дистанционной продажи усматриваются признаки нарушения ст. 8 Закона о рекламе, поскольку нет обязательных сведений о лице, оказывающем такую услугу.

         По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

         Согласно материалам дела, рассматриваемая реклама размещалась ООО «МИР» на основании Договора № М1368 от 06.07.2016 г., Приложения № 1, №А,  к указанному договору от 06.07.2016 г., заключенного с ООО «Версаль».

         В соответствии с условиями указанного договора, исполнитель (ООО «МИР») обязан оказывать заказчику (ООО «Версаль») услуги по размещению рекламы, в том числе путем предоставления оригинал макета рекламного материала для дальнейшего согласования не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала периода размещения.

         Заказчик самостоятельно определяет информационное содержание рекламных материалов, подлежащих размещению.

         Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение обязательств, возложенных на них  Законом о рекламе (с. 5.6 Договора от 06.07.2016 г.).

          Во исполнение указанного договора также ООО «МИР» были представлены: Акты № М368/1-1 от 31.07.2016 г., № М368/1/1П от 31.07.2016 г., согласно которым стороны друг к другу претензий не имели; платежные документы; макет рассматриваемой рекламы, в которой отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу закона.

                Также Обществом представлены письменные пояснения, согласно которым 06.07.2016 г. ООО «МИР» (Исполнитель, рекламораспространитель) заключило с ООО «Версаль» (Заказчик, рекламодатель) договор по размещению рекламно-информационных материалов Заказчика в Новосибирском метрополитене с приложениями, являющимися неотъемлемой частью договора, а именно: Приложение № А, Приложение № 1, Приложение № 1/1П.

В силу п.2.3.3, указанного Договора, Заказчик самостоятельно определяет информационное содержание рекламных материалов, подлежащих размещению, и предоставляет Исполнителю оригинал-макет в установленные Договором сроки (п.2.1.1.). Исполнитель организует печать полученных от Заказчика макетов и их размещение на указанных в Договоре местах. Следовательно, самостоятельно вносить изменения в макет Заказчика Исполнитель не имеет права.

Согласно Приложению № 1/1П от 08.07.2016 г. Заказчик предоставил для печати макет, который был размещен в период с 12.07.2016 г. по 31.07.2016 г. на станции метрополитена «Красный проспект»  (Приложение № 1 к Договору).

В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ, директором ООО «Версаль» и ООО «Экстрим Стиль» является <...>, следовательно, она как рекламодатель несет ответственность за предоставленную информацию о возглавляемых ею юридических лицах.

Кроме того, Общество указывает, что в силу п.5.7. Договора, Заказчик обязуется  самостоятельно урегулировать все возможные претензии государственных органов и третьих лиц, связанные с несоответствием рекламного материала действительности и других нарушений нормативных актов Российской Федерации о рекламе.

        Также, согласно представленным пояснениям Общества, распространенная ООО «МИР» реклама не является публичной офертой, поскольку согласно ст. 437 Гражданского кодекса РФ, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты.

        Поскольку предложение о заключении договора, направленное неопределенному кругу лиц, офертой не признается, оно не связывает лицо, от имени которого предложение размещено или направлено. Данный текст не содержит всех существенных условий договора, в связи с чем, по мнению Общества, не может рассматриваться как дистанционная продажа, не влечет договорных обязательств и гражданско-правовых последствий, и не может причинить вред конкретному потребителю.

          20.01.2017 г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО «Версаль» пояснил, что в тексте рассматриваемой рекламы был указан номера бланка свидетельства о государственной регистрации Общества. Ошибка произошла по вине сотрудника, который в данный период времени не работает в Обществе.

        21.02.2017 г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО «МИР» не согласилась с наличием нарушения требований ст. 8 Закона о рекламе и указал, что допустимо к написанию как сокращенная аббревиатура ОГРН (от основной государственный регистрационный номер <...> так и полное – государственный регистрационный номер <...> В тексте данной рекламы Обществом был использован второй вариант написания.

        По мнению Общества, ООО «МИР» не были нарушены требования ст. 8 Закона о рекламе. В данном случае, как указывает представитель, нарушен п.20 ч. 3 ст. 5 Закона о реклам, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара. Ответственность за нарушение данной нормы возложена на рекламодателя, в связи с чем производство по делу следует прекратить.

         Комиссия Новосибирского УФАС России, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу об ошибочности позиции ООО «МИР» в связи со следующим.

         Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, согласно п.2 ст. 3 Закона о рекламе, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

          Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3 ст.3 Закона о рекламе).

          В соответствии с «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007г. №612  (далее – Правила), продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

         Согласно пункту 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

В силу п. 3 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.         

В п. 2 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Согласно пункту 4 названной статьи, при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

        Согласно статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», дистанционным способом продажи является такой способ, когда договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

              П. 9 Правил установлено, что продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме информацию (для импортных товаров - на русском языке) включающую, в том числе, наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

          В соответствии с пунктом 17 Правил, организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

         В данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения описания товара и фотоснимков, на Интернет-сайте, указанном в рекламе.

        Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации одним из объектов рекламирования является реклама товара при дистанционном способе продажи.

         Государственный регистрационный № 003451748, указанный в рассматриваемой рекламе, является номером бланка свидетельства о государственной регистрации ООО «Версаль».

               В силу требований ст. 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

        В рассматриваемом рекламном объявлении отсутствуют информация, обязательная для указания в силу закона – основной государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, оказывающего услугу по доставке товаров дистанционным способом их продажи, что является нарушением ст. 8 Закона о рекламе.

               В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ст.8 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

               На рассмотрение данного дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО «Версаль» не явился, отзыв не представил.

         Согласно ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.         

        В данном случае ООО «Версаль» является рекламодателем рассматриваемой рекламы, ООО «МИР» - рекламораспространителем.

       Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается. 

        Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО «МИР», Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»  №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

          1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Версаль» (ИНН 5404465152; юридический адрес: 630078, г. Новосибирск, пл.Карла Маркса, д. 3) и Общество с ограниченной ответственностью «МИР» (ИНН 5406780640; юридический адрес: 630123, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 232/1) нарушившими требования:

- ст. 8 Закона о рекламе: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,

          а информацию, размещенную в июле 2016г. на станции метрополитена «Красный проспект» (1 путь) г. Новосибирска следующего содержания:

         «Хватит это таскать! Продукты с доставкой на дом! Extreme shop.ru интернет-гипермаркет. ООО «Экстрим Стиль», г. Новосибирск, ул. Советская, 64, офис 210. гос. peг. № 003451748», ненадлежащей рекламой.      

        2. Выдать ООО «Версаль» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 

        3. Выдать ООО «МИР» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. 

        4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 01- 141/16

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

10 марта 2017 г.                                                                                                                  г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина,

члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы

                                          В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,                              

            на основании своего решения от 10 марта 2017 г. по делу № 141/16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в июле 2016г. на станции метрополитена «Красный проспект» (1 путь) г. Новосибирска, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

           1. Обществу с ограниченной ответственностью «Версаль» (ИНН 5404465152; юридический адрес: 630078, г. Новосибирск, пл. Карла Маркса, д. 3) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением требований: ст. 8 Закона о рекламе: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе информацию следующего содержания:

           «Хватит это таскать! Продукты с доставкой на дом! Extreme shop.ru интернет-гипермаркет. ООО «Экстрим Стиль», г. Новосибирск, ул. Советская, 64, офис 210. гос.peг. № 003451748».

          2. ООО «Версаль» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 апреля 2017 г.

       В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны