Решение №144/15 Решение и предписание по делу № 144/15 в отношении физическо... от 17 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 144/15
Резолютивная часть решения оглашена «20» апреля 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено «05» мая 2015 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело № 144/15, возбужденное факту размещения на стр. 32 СМИ «Соседи. Хроники местных событий» № 26/488 от 03.07.2015 г. информации о похоронных услугах, с признаками нарушения:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в отсутствии: заявителя – представитель ООО «СибЭКОС» не явился (уведомлен надлежащим образом), представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Т<...> <...><...>,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение ООО «СибЭКОС» (вх. № 6727 от 22.07.2015 г.) по факту размещения рекламной информации в СМИ о похоронных услугах, с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе.
Как указывается в обращении, компания «Похоронный Дом Ангел» разместила, рекламное объявление в рекламной газете «Соседи», согласно которому данная организация оказывает ритуальные услуги, а именно полный комплекс услуг по погребению от 12 500 рублей, а так же делается поправка к цене в конце рекламного объявления «Цена с учетом льготы для неработающих пенсионеров», с нарушениями требований ФЗ «О рекламе», а именно, является недостоверной и вводит потребителя в заблуждение.
Комиссией Новосибирского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела по указанным фактам установлено следующее.
На стр. 32 журнала «Соседи» № 26/488 от 3 июля 2015 года, размещена информация следующего содержания:
«Полный комплекс услуг для похорон от 12500 руб. * /Круглосуточная бесплатная консультация по вопросам организации похорон или кремации: т. 380-94-77 / *- цена с учетом льготы для неработающих пенсионеров / Ангел похоронный дом».
В соответствии с п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация является рекламной, поскольку привлекает внимание потребителей к ритуальным услугам, полному комплексу от 12500 рублей, льготам, предоставляемым пенсионерам, что в полной мере соответствует понятию «реклама».
Общие требования к рекламе установлены в ст. 5 Закона о рекламе, в которой предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу п.4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно ч.7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно ст. 9 Федеральному закону № 8-ФЗ, супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Данные услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Таким образом, по смыслу Федерального закона № 8-ФЗ, на безвозмездной основе гражданам, указанным в Законе гарантирован перечень определенных услуг.
Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Понятие существенной информации не содержится в Законе о рекламе, но из смысла ч. 7 ст. 5 указанного Закона следует, что реклама должна содержать не все сведения о конкретном рекламном товаре, а лишь его существенные составляющие. Краткость содержания рекламы допустима, но при условии, что реклама не создает ошибочного представления о рекламируемом товаре и порядке его приобретения (пользования) в целях привлечения интереса потребителей.
Поскольку в материалах дела отсутствует подтверждение рассматриваемой рекламной информации не сообщается о том, что входит в полный комплекс рекламируемых ритуальных услуг по заявленной в рекламе цене, какие существенные льготы пенсионерам предоставляются, то умалчивание такой информации вводит потребителей в заблуждение, искажает смысл рекламы и способна обмануть ожидания потребителей от неверного ее истолкования.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствует о нарушении п. 4 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Ответственность за несоблюдение требований ч.ч. 3 и 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель (ч.7 ст.38 ФЗ «О рекламе»). Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ч.5 ст.3 ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с материалами дела, согласно пояснениям ООО «Ангел» (вх. № 9571 от 16.10.2016 г.), в сентябре 2015 г. в Интернете, а также в СМИ Обществом была обнаружена размещенная от имени организации реклама, но в качестве телефона для связи был указан личный телефонный номер сотрудника Общества - специалиста по организации похорон Т<...> <...><...>.
Обществом представлено заявление гр. Т<...> <...><...> и Приказ о расторжении трудового договора № 1 от 14.09.2016 г.
При этом Обществом не подтверждено наличие в прайс-листе услуг по цене, указанной в рекламе 12500 рублей.
Согласно ответу на запрос ООО «Юнитмедиа» (рекламораспространитель СМИ «Соседи. Хроники местных событий»), информация компании Похоронный дом «Ангел» размещалась на основании Договора № С-77.06/15 оказания услуг от 26.06.2015 г., заключенного с гр. Т<...> <...><...>. Обществом также был представлен макет рекламы, согласованный сторонами, Счет-фактура № 101130/01 от 03.07.2015 г., Акт сдачи-приемки рекламной информации от 26.06.2015 г.
20.04.2016 г. на рассмотрения дела Комиссией Новосибирского УФАС России Т<...> <...><...> или его представитель не явился, отзыв или документальных доказательств заявленной в рекламе информации, не представил.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать Т<...> <...><...> нарушившим требования:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
а информацию, размещенную на стр. 32 СМИ «Соседи. Хроники местных событий» № 26/488 от 03.07.2015 г. размещалась информация следующего содержания:
«Полный комплекс услуг для похорон от 12500 руб. * /Круглосуточная бесплатная консультация по вопросам организации похорон или кремации: т. 380-94-77 / *- цеца с учетом льготы для неработающих пенсионеров / Ангел похоронный дом», ненадлежащей рекламой.
2. Выдать Т<...> <...><...> предписания об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ № 144/15
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
05 мая 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Е.А. Скоп – главный специалист-эксперт отдела рекламы,
В.Ю. Строгин – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 05 мая 2016 г. по делу № 144/15 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной на стр. 32 журнала «Соседи» № 26/488 от 3 июля 2015 года и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Т<...> <...> <...> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением:
- п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, в том числе рекламы следующего содержания:
«Полный комплекс услуг для похорон от 12500 руб. * /Круглосуточная бесплатная консультация по вопросам организации похорон или кремации: т. 380-94-77 / *- цена с учетом льготы для неработающих пенсионеров / Ангел похоронный дом».
2. Т<...> <...> <...> представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 27 мая 2016 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.