Решение №054/06/48-523/2023 жалоба ООО «ЭНЕРГИЯ» на действия уполномоченного учреждения ... от 30 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/48-523/2023

 

«30» марта 2023 года                                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «ЭНЕРГИЯ» на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623001274 на выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей ст. Безменово Черепановского района Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 30 887 953,58 руб,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Энергия» с жалобой на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623001274 на выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей ст. Безменово Черепановского района Новосибирской области.

Суть жалобы ООО «Энергия» заключается в следующем.

По результатам рассмотрения заявок участников закупки заявка ООО «Энергия» была признана не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. В обоснование принятого решения аукционная комиссия указала следующее: несоответствие участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), в соответствии с ч.1.1, ч.2 и ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе (несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признаками утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 2571), установленным в извещении об осуществлении закупки и п.4.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке).

Податель жалобы считает, что заявка ООО «Энергия» была подана в соответствии с установленными в извещении о закупке требованиями, следовательно, действиями аукционной комиссии были нарушены законные права и интересы ООО «Энергия».

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Энергия» сообщило следующее.

Для подтверждения опыта выполнения работ и соответствия дополнительным требованиям к участникам закупки ООО «Энергия» направило оператору электронной площадки в порядке, предусмотренном ч. 12 ст. 24.2 Закона о контрактной системе, следующие документы:

- копия договора № 60/22 на выполнение работ по реконструкции первичных отстойников, аэротенков, вторичных отстойников 1 очереди: сооружения - вторичного отстойника 1 очереди, инв. №29270 (отстойник №9) с ценой договора 13 543 353,00 рублей, заключенный с МУП г. Новосибирска «Горводоканал».

- дополнительное соглашение № 1 от 23.11.2022 с корректировкой цены договора 13 090 445,61 рублей.

- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, КС-3.

- письмо от 24.02.2023 о невыдаче разрешения на ввод в эксплуатацию в соответствии с градостроительной деятельностью.

Уполномоченное учреждение считает, что представленные участником закупки ООО «Энергия» в составе заявки документы не подтверждают опыт выполнения работ по позиции 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ № 2571, поскольку в соответствии с установленными требованиями участник закупки должен обладать опытом исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. Представленный ООО «Энергия» договор по реконструкции первичных отстойников, аэротенков, вторичных отстойников 1 очереди: сооружения - вторичного отстойника 1 очереди, инв. №29270 (отстойник №9) не подтверждает опыт выполнения работ по реконструкции линейного объекта на основании следующего.

Согласно п. 42, 51 «ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80). Государственный стандарт Союза ССР. Канализация. Термины и определения» отстойник сточных вод – это сооружение для осаждения в сточных водах взвешенных веществ. Аэротенк для очистки сточных вод – это сооружение для биологической очистки сточных вод с аэрацией воздухом.

В соответствии с п.10 ст.1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно п.10.1 ст.1 ГрК РФ под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, исходя из положений ГрК РФ, работы по реконструкции первичных отстойников, аэротенков не являются работами по реконструкции линейного объекта.

Кроме того, согласно позиции 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ № 2571 при подтверждении у участника закупки опыта выполнения работ цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей.

НМЦК настоящей закупи составляет 30 887 953,58 рублей (т.е. 50% - 15 443 976,79 рублей). При этом, участник закупки предоставил договор на сумму 13 090 445,61 рублей, что составляет менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на заключение контракта по которой проводится закупка.

Кроме того, участником закупки не был представлен акт приемки объекта капитального строительства.

В соответствии с положениями абз. 6 пп. «г» п.3 Постановления Правительства РФ № 2571 к акту приемки объекта капитального строительства относятся, в том числе, акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам № КС-11, № КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Допускается направление в соответствии с Законом о контрактной системе предусмотренных приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» договоров, актов приемки объекта капитального строительства без приложения к ним проектной документации (если проектная документация является приложением к таким договорам, актам).

При этом, из п.2.4, 4.9.1 договора, представленного в составе заявки, следует, что сдача подрядчиком и приемка заказчиком законченного объекта осуществляются в сроки, определенные пунктом 3.4 договора, и оформляются подписанием акта о приеме-сдаче объекта. Однако данный документ не был представлен.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, содержащихся в приложении к Постановлению Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией формы № КС-14 является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).

Таким образом, в соответствии с требованиями абз. 6 пп. «г» пункта 3 Постановления Правительства РФ№ 2571 участник закупки должен предоставить акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам № КС-11, № КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения.

Вместе с тем, ООО «Энергия» также не был представлен акт приемки законченного строительством объекта.

На основании изложенного, уполномоченное учреждение считает, что участник закупки ООО «Энергия» был правомерно признан несоответствующим на основании п.3 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, поскольку не подтвердил свое соответствие дополнительным требованиям по позиции 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ №2571, п. 4.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её содержанию.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «Энергия», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.

В соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению Правительства РФ № 2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 данного приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дорог, участник закупки должен обладать следующим опытом выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 данной графы данной позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 данной графы данной позиции, должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» данной позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» данной позиции:

1) раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что указанные требования содержатся в п.3.1 извещения об осуществлении закупки, а также в п.4.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её содержанию.

Изучив заявку участника закупки ООО «Энергия», Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что обществом в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 2571, были представлены следующие документы:

- копия договора № 60/22 на выполнение работ по реконструкции первичных отстойников, аэротенков, вторичных отстойников 1 очереди: сооружения - вторичного отстойника 1 очереди, инв. №29270 (отстойник №9) с ценой договора 13 543 353,00 рублей, заключенный с МУП г. Новосибирска «Горводоканал».

- дополнительное соглашение № 1 от 23.11.2022 с корректировкой цены договора 13 090 445,61 рублей.

- акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, КС-3.

- письмо от 24.02.2023 о невыдаче разрешения на ввод в эксплуатацию в соответствии с градостроительной деятельностью.

Согласно п.10.1 ст.1 ГрК РФ под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно п.42, п.51 «ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80). Государственный стандарт Союза ССР. Канализация. Термины и определения» отстойник сточных вод – это сооружение для осаждения в сточных водах взвешенных веществ. Аэротенк для очистки сточных вод – это сооружение для биологической очистки сточных вод с аэрацией воздухом.

«СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», утвержденный приказом Минстроя России от 25.12.2018 №860/пр (далее - СП 32.13330.2018), также содержат понятия отстойников и аэротенков.

Согласно п.9.2.4.1 СП 32.13330.2018 сооружения осветления сточных вод следует применять на очистных сооружениях городских сточных вод, начиная с небольших, для производственных сточных вод при любой производительности. Для этого используются первичные отстойники, механические процеживатели, а для производственных сточных вод и их смеси с бытовыми - масло-, жиро-, нефтеловушки, гидроциклоны, флотаторы и др.

Пунктом 9.2.9.1 СП 32.13330.2018 предусмотрено, что для отделения очищенной воды от активного ила (биопленки) следует использовать сооружения для илоотделения: вторичные отстойники, осветлители со взвешенным слоем осадка, флотационные установки, мембранные модули и др.

В соответствии с п.9.2.7.1 СП 32.13330.2018 аэротенки (непрерывно работающие сооружения аэробной биологической очистки со свободноплавающим илом) допускается применять как в виде отдельно расположенных сооружений, так и в виде комбинированных установок, где аэротенки совмещены с илоотделителями или другими сооружениями (аэротенки - отстойники, аэротенки - биофильтры, мембранные биореакторы и др.).

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что представленный в составе заявки ООО «Энергия» договор по реконструкции первичных отстойников, аэротенков, вторичных отстойников 1 очереди: сооружения - вторичного отстойника 1 очереди, инв. №29270 (отстойник №9) не подтверждает опыт выполнения работ по реконструкции линейного объекта. Кроме того, цена данного договора 13 090 445,61 рублей, что составляет менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки № 0851200000623001274.

Вместе с тем, как было указано выше, в соответствии с положениями позиции 8 приложения к Постановлению Правительства РФ № 2571 в качестве информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, участники закупки должны представить акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Между тем, в соответствии с абз. 6 пп. «г» п. 3 Постановления Правительства РФ № 2571 к предусмотренному приложением в графе «Информации и документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям» акту приемки объекта капитального строительства относятся, в том числе, акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам № КС-11, № КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, поскольку участником закупки ООО «Энергия» не были представлены документы в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению Правительства РФ № 2571, а также документы, предусмотренные абз. 6 подп. «г» п.3 Постановления Правительства РФ № 2571, аукционной комиссией уполномоченного учреждения при принятии решения о несоответствии заявки ООО «Энергия» требованиям Постановления Правительства РФ № 2571, извещения о закупке не были нарушены положения действующего законодательства. Довод жалобы не нашел подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Пунктом 2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений данного Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют данному Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.

При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что обоснование принятого аукционной комиссией уполномоченного учреждения, содержащееся в протоколе подведения итогов, должно быть достаточным и исчерпывающим, не должно требовать дополнительных уточнений.

Кроме того, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что заполнение электронной формы протокола подведения итогов закупки допускает (помимо выбора основания отклонения заявки в соответствии с ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе) указание текстового обоснования причины отклонения заявки.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона заявка ООО «Энергия» была отклонена аукционной комиссией уполномоченного учреждения на основании несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, в соответствии с ч.1.1, ч.2 и ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе (несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ № 2571, установленным в извещении об осуществлении закупки и п. 4.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке).

Комиссии антимонопольного органа конкретное обоснование отклонения заявки стало известно только из возражений уполномоченного учреждения при рассмотрении жалобы.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в нарушение положений п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе аукционная комиссия уполномоченного учреждения не указала в протоколе подведения итогов закупки надлежащее обоснование отклонения заявки участника.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Энергия» на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623001274 на выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей ст. Безменово Черепановского района Новосибирской области необоснованной.

2. Признать в действиях уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» нарушение положений п.2 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны