Решение №054/06/31-443/2024 в отношении ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерва... от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-443/2024

14 марта 2024 года                                                                                                 г.    Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское У ФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

на основании поручения ФАС России о рассмотрении обращения гр-ки Арзумановой Б.Э., содержащего информацию о нарушении ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме № 0351100004921000002 на ремонтно-реставрационные работы с приспособлением  для современного использования Большого зала  Новосибирской

государственной консерватории имени М.И. Глинки законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское У ФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения гр-ки Арзумановой Б.Э., содержащего информацию о нарушении ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме № 0351100004921000002 на ремонтно-реставрационные работы с приспособлением для современного использования Большого зала Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В поручении указано на необходимость проверки данной закупки по следующим обстоятельствам.

  1. Согласно документации о закупке к участникам закупки установлены требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, gc-^r к.

товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — постановление Правительства РФ № 99). При этом, по результатам рассмотрения заявки ООО «РСК-РЕНЕССАНС» ФАС России установлено, что в составе заявки отсутствует разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, предусмотренное позицией 1(1) приложения №1 к постановлению Правительства РФ № 99.

  1. В порядке оценки заявок участников закупки установлено требование к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки.
  2. Кроме того, ФАС России установлено, что согласно пункту 9.8 проекта контракта общая стоимость возможной к начислению неустойки ограничена ценой контракта.

В адрес Новосибирского У ФАС России ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки» представило пояснения следующего содержания.

По вопросу отсутствия в составе заявки на участие в закупке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного постановлением Правительства РФ № 99, заказчик пояснил, что пункт 1 (1) дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 99 и раздел 7 тома 2 конкурсной документации содержат перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • копия исполненного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223), на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия;
  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон №402-ФЗ), и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В заявке участника закупки № 110216198 представлена информация и документы об исполнении 4-х контрактов (договоров), в том числе, контракт от 17.09.2019 № 40 ЭА/19 на выполнение реставрационных работ с целью приспособления для современного использования памятника архитектуры федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета. Большой зрительный зал» на сумму 389 414 911,09 руб. (далее - контракт № 40).

Выдача разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия осуществляется на основании ст. 51 и ст. 55 ГрК РФ в случае проведения работ на объекте культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, при условии обязательного получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществления государственного строительного надзора, а также проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия выдается соответствующим органом охраны объекта культурного наследия.

При отсутствии влияния видов работ, предусмотренных проектной документацией на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, на характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию не выдается.

Подтверждением законности проведенных работ по изменению площади и (или) количества помещений, объема объекта культурного наследия при соблюдении вышеуказанных условий является акт приемки выполненных работ в соответствии с Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840 «Об утверждении состава и порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы».

По мнению заказчика, работы, выполненные по контракту, не оказывали влияние на характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, следовательно, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию не требовалось.

Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданный Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 13.03.2020 № 364-04/44 и предусмотренный Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840 содержится в составе заявки № 110216198.

По вопросу о порядке оценки заявок заказчик сообщил следующее. В разделе 11 тома 2 конкурсной документации определен порядок оценки заявок в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении конкурса, а также установлены величины значимости каждого критерия оценки заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и Порядком оценки заявок, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Подпунктом 11.2.1 подраздела 11.2 тома 2 конкурсной документации установлено, что при оценке заявок по показателю № 2 нестоимостного критерия оценивается общее количество заключенных и исполненных контрактов (договоров) (в рублях), предметом которых является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки, со всеми изменениями и приложениями. Вышеуказанные контракты (договоры) должны быть исполнены не ранее чем за 4 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. Цена каждого представленного участником закупки контракта (договора) должна составлять не менее 10 ООО ООО руб.

Установленные критерии оценки выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющих потребности заказчика, с учетом конкретных особенностей рынка, объекта закупки, условий контракта.

Установление заказчиком минимального предела цены контракта при оценке по критерию «Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта» не противоречит Закону о контрактной системе и не может ограничивать конкуренцию, так как не является требованием к участнику закупки.

По вопросу начисления неустойки, предусмотренной в проекте контракта, заказчик сообщил, что пунктом 9.8 проекта контракта, содержащейся в томе 4 конкурсной документации, предусмотрено: общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Данная формулировка содержалась в п. 11 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 в редакции, действовавшей до внесения изменений, предусмотренных п. 11 Постановления Правительства от 02.08.2019 № 1011, которые вступили в силу с 14.08.2019.

Проект контракта для проведения данной закупки был подготовлен ООО «ТДО» в рамках исполнения договора от 24.05.2021 № И-009 (далее - договор № И-009).

В соответствии с техническим заданием по договору № И-009 ООО «ТДО» обязалось подготовить проект документации для проведения закупки, в том числе, проект контракта. Услуги по договору№ И-009 были оказаны в полном объеме и приняты заказчиком.

При исполнении контракта от 09.08.2021 № Ф.2021.007 на проведение ремонтно - реставрационных работ с приспособлением для современного использования Большого зала Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, заключенного по результатам закупки, пеня подрядчику не выставлялась, штрафы не начислялись.

Заказчик полагает, что формулировка пункта 9.8 проекта контракта не оказала влияния на результат исполнения контракта, а также на оплату выполненных по контракту работ.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского У ФАС России пришла к следующим выводам.

  1. Пункт 1 (1) дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 99 и раздел 7 тома 2 конкурсной документации содержит перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
  • копия исполненного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Закона о контрактной системе, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом № 223, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия;
  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона №402-ФЗ, и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Комиссией Новосибирского У ФАС России установлено, что в заявке участника закупки № 110216198 предоставлена информация и документы об исполнении 4-х контрактов (договоров) в том числе, контракт № 40 на выполнение реставрационных работ с целью приспособления для современного использования памятника архитектуры федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета. Большой зрительный зал» на сумму 389 414 911,09 руб.

Выдача разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия осуществляется на основании ст. 51 и ст. 55 ГрК РФ в случае проведения работ на объекте культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, при условии обязательного получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществления государственного строительного надзора, а также проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия выдается соответствующим органом охраны объекта культурного наследия.

При отсутствии влияния видов работ, предусмотренных проектной документацией на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, на характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию не выдается.

Подтверждением законности проведенных работ по изменению площади и (или) количества помещений, объема объекта культурного наследия при соблюдении вышеуказанных условий является акт приемки выполненных работ в соответствии с Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840 «Об утверждении состава и порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы».

Работы, выполненные по контракту, не оказывали влияние на характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (в подтверждение заказчиком представлена копия акта определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации от 02.12.2018г.), следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского У ФАС России, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию не требовалось.

Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданный Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 13.03.2020 № 364-04/44 и предусмотренный Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840, содержится в составе заявки № 110216198.

Таким образом, в данном случае нарушений законодательства о контрактной системе не усматривается.

  1. В силу п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусмотрена возможность установления заказчиком минимального предела цены контракта при оценке по критерию «Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта».

В разделе 11 тома 2 конкурсной документации определен порядок оценки заявок в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении конкурса, а также установлено предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и Порядком оценки заявок, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Подпунктом 11.2.1 подраздела 11.2 тома 2 конкурсной документации установлено, что при оценке заявок по показателю № 2 нестоимостного критерия оценивается общее количество заключенных и исполненных контрактов (договоров) (в рублях), предметом которых является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки, со всеми изменениями и приложениями. Вышеуказанные контракты (договоры) должны быть исполнены не ранее чем за 4 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. Цена каждого представленного участником контракта (договора) должна составлять не менее 10 000 000 руб.

Заказчиком в адрес Новосибирского УФАС России не представлено документов и сведений, подтверждающих необходимость установления заказчиком минимального предела цены контракта при оценке по критерию «Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта» - не менее 10 000 000 руб.

Таким образом, заказчиком нарушены требования постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок,

окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе (данная позиция указана, в том числе, в решении ФАС России от 11.07.2022 28/06/105- 2134/2022).

В данных действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.30 Ко АП РФ.

  1. Пунктом 9.8 проекта контракта, содержащегося в томе 4 конкурсной документации, предусмотрено: общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Закупка № 0351100004921000002 размещена в ЕИС 29.06.2021г.

Согласно п. 11 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042, общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Согласно п. 12 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1042, общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, положения проекта контракта не соответствуют п.п. 11, 12 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042.

Заказчиком допущено нарушение ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.

В данных действиях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного 4.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по факту совершения административных правонарушений, предусмотренных ч.1.4, ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, истек.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать заказчика - ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки» нарушившим ч.8 ст.32, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч.8 ст.32, п. 11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны