Решение №054/01/18.1-196/2020 жалоба ООО «Новосибирскоблгаз» на действия организатора торг... от 5 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-196/2020

 

05 февраля 2020 года                                                                                            г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» (далее – ООО «Новосибирскоблгаз») на действия организатора торгов Администрации города Каргата Новосибирской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, а именно объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м. (извещение №151119/0553723/01 на сайте https://torgi.gov.ru, лот №1),

в присутствии представителей:

….

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» (далее – ООО «Новосибирскоблгаз») на действия организатора торгов Администрации города Каргата Новосибирской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, а именно объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м. (извещение №151119/0553723/01 на сайте https://torgi.gov.ru, лот №1).

Заявитель сообщает следующее (вх. № 1140э от 27.01.2020 года):

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) размещено извещение № 151119/0553723/01 от 15.11.2019 (открытый конкурс), лот № 1 - право заключения договора аренды муниципального имущества, а именно объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м. (далее – Конкурс). Организатором конкурса выступила Администрация города Каргата Новосибирской области (далее – Организатор конкурса).

ООО «Новосибирскоблгаз» (далее – Заявитель, Участник) направило заявку на участие в Конкурсе.

В соответствии с протоколом № 3 от 15.01.2020 года проведена оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе на право заключения договора аренды имущества.

В пункте 5 отражены результаты оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Заявитель считает, что при определении победителя Конкурса, Организатор конкурса использовал критерии, которые не установлены в Приказе ФАС России от 10.02.2010 года № 67 (далее – Правила № 67), что привело к ограничению конкуренции.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В пункте 77 Правил № 67 установлены критерии, в соответствии с которыми производится оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 81 Правил № 67 не допускается использование иных, за исключением предусмотренных пунктами 77 и 77.1 Правил № 67, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

Основной задачей законодательства, в том числе Правил № 67, которыми установлен порядок проведения конкурсов на право заключения договора аренды муниципального имущества, является не только обеспечение максимально широкого круга участников, но и выявление в результате конкурса лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования имущества на основании критерия, установленного пунктом 77 Правил № 67.

Правила № 67 допускают, что организатор закупки может использовать критерии, которые не дословно цитируют указанные в пункте 77 Правил № 67 критерии оценки, однако соответствуют их содержанию.

В частности, организатор закупки может установить технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора. С учетом правоприменительной практики, под техническими показателями понимают те показатели, которые позволяют определить состояние объекта аренды по его функциональным, качественным и иным критериям на момент окончания срока договора аренды.

Под экономическими показателями понимают:

- величину расходов, которые необходимо нести для содержания имущества и его эксплуатации;

- величину доходов, которые можно извлекать при эксплуатации имущества,

- рыночную стоимость объекта аренды на момент окончания срока действия договора.

При этом часть критериев, которые использовал Организатор конкурса при определении победителя, не соответствуют вышеуказанным требованиям в силу следующего:

1. Критерий № 3: обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на сетях газоснабжения (время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады к месту проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварий на сетях газоснабжения).

Данный критерий не соответствует формальному и смысловому содержанию какого-либо из критериев оценки, указанных в пункте 77 Правил № 67, и не является техническими или экономическими показателями объекта договора на момент окончания срока договора.

Порядок прибытия и реагирования Аварийно-диспетчерской бригады установлен в технических актах, в том числе ГОСТ Р 54983-2012, в котором указаны сроки реагирования на аварийную ситуацию. Например, согласно пункту 10.1.3.6, выезд аварийной бригады производится не позднее 5 минут после получения аварийной заявки. В пункте 10.2.7 указано, что аварийная бригада должна прибыть на место аварии в возможно короткий срок, но не позднее, чем через 1 час после получения аварийной заявки.

Таким образом, Аварийно-диспетчерская бригада является специализированной службой, реагирующей на аварийную заявку в максимально возможный короткий срок. При этом, время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады к месту проведения аварии зависит от множества факторов, например, удаленности повреждения от нахождения Аварийно-диспетчерской бригады, напряженности дорожного движения к месту аварии, а время ликвидации зависит от объема повреждений.

Таким образом, данный критерий является субъективным, не отражает реальный срок прибытия на место аварии и ее ликвидации и не может быть оценен без определения всех фактических обстоятельств происшествия, например, места аварии, размера повреждений, погодных условий, дорожной ситуации.

Фактически, участники конкурса, при предоставлении справки о сроке реагирования Аварийно-диспетчерской бригады на аварийную заявку, указывают срок, который, по их мнению, является реальным. Однако срок реагирования напрямую зависит от конкретных обстоятельств инцидента, в связи с чем может отличаться от указанного в справке.

Следует отметить, что участник конкурса ООО «Газпром Газораспределение Томск» указал, что время прибытия на место аварии и ее ликвидации составляет 15 минут. Однако, согласно имеющимся данным, размещенным на официальном сайте ООО «Газпром Газораспределение Томск», структурное подразделение в г. Каргат расположено по адресу г. Каргат, ул. Советская, 446. Именно там размещена аварийно-диспетчерская служба ООО «Газпром Газораспределение Томск». Структурное подразделение и аварийно-диспетчерская служба Заявителя размещена там же – по адресу г. Каргат, ул. Советская, 446, в связи с чем, данный критерий не позволяет объективно оценить время прибытия бригады к месту проведения работ, что привело к неправомерно начислению итоговых баллов при подведении результатов Конкурса по спорному критерию.

2. Критерий № 5: бесперебойное предоставление услуги по транспортировке природного газа потребителям: допустимая продолжительность перерыва предоставления услуги по транспортировке в случае инцидента (время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады Арендатора по заявке)

Также как и критерий № 3, критерий № 5 является субъективным, не отражает реальный срок прибытия на место инцидента и его ликвидации, и не может быть установлен без определения всех фактических обстоятельств инцидента, например, места аварии, размера повреждений, погодных условий, напряженности дорожного движения к месту инцидента.

Более того, Организатор конкурса фактически продублировал критерии конкурса, оценивая критерии № 3 и критерий № 5 по одному параметру - по времени прибытия Аварийно-диспетчерской бригады. Данное обстоятельство привело к двойному начислению баллов по одному основанию.

Перерыв предоставления услуги по транспортировке в случае инцидента зависит не только от времени прибытия и устранения аварии административно-диспетчерской службы арендатора, но и от того, по чьей вине произошел перерыв предоставления услуги. Так, перерыв в предоставлении услуги может возникнуть в случае аварии на газораспределительной станции (ГРС) г. Каргата, которая обслуживается иным лицом – Новосибирской ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск».

Таким образом, объективно оценить продолжительность перерыва при предоставлении услуг без получения всех данных о причинах перерыва не представляется возможным, в связи с чем данный критерий не должен учитываться при оценке предложений участников конкурса.

3. Критерий № 7: опыт работы по эксплуатации газопроводов (период деятельности организации).

Организатор конкурса неправомерно применил указанный критерий оценки при определении результатов конкурса, поскольку он не соответствует по формальному и по смысловому содержанию какому-либо из критериев оценки, установленных в пункте 77 Правил № 67, что противоречит пункту 81 Правил № 67.

Более того, данный критерий не позволяет оценить технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора, поскольку из него не следует, что качественные или иные характеристики газопровода изменятся в лучшую сторону с учетом большего опыта выполнения работ по эксплуатации газопроводов.

 По данному критерию опыт работ оценивается, в том числе, путем предоставления участником соответствующей лицензии на право эксплуатирования ОПО. Однако наличие лицензии уже указывает на то, что лицо обладает необходимой квалификацией для обслуживания газопровода.

Кроме того, опыт работ, а именно дату получения лицензии, можно установить из открытых источников данных, например, ЕГРЮЛ, в связи с чем, критерий может быть применен для ограничения конкуренции путем установления критериев под определенных участников конкурса, учитывая отсутствие технической и экономической обоснованности применения данного критерия при оценке заявки.

Таким образом, применение данного критерия оценки при определении результатов конкурса не несет какой-либо экономической цели, потому что участники доказали возможность обслуживания газопровода путем предоставления соответствующей лицензии. Применение критерия № 7 приводит лишь к тому, что ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, которые получили лицензию раньше.

4. Критерий № 8: опыт работы по эксплуатации газопроводов (протяженность эксплуатируемых сетей на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе).

Организатор конкурса неправомерно применил указанный критерий оценки при определении результатов конкурса, поскольку он не соответствует по формальному и по смысловому содержанию какому-либо из критериев оценки, установленных в пункте 77 Правил № 67, что противоречит пункту 81 Правил № 67.

Критерий № 8 также не влияет на технико-экономические показатели объекта договора, поскольку не свидетельствует о том, что качественные или иные характеристики газопровода изменятся в лучшую сторону, с учетом наличия опыта эксплуатирования сетей большей протяженности. Тем более в размере, превышающем протяженность газопровода, передаваемого по договору аренды, более чем в 200 раз.

Фактически, любой участник конкурса, имеющий лицензию, обладает надлежащей квалификацией для эксплуатирования газопровода, в связи с чем, применение указанного критерия оценки при определении победителя конкурса является необоснованным и не несет какого-либо положительного экономического или технического эффекта.

Кроме того, данный критерий может использоваться организатором закупки для того, чтобы более крупный участник торгов, имеющий в эксплуатации большее количество сетей, получил дополнительные баллы при подведении итогов конкурса. Так, например, ООО «Газпром Газораспределение Томск» указало у себя на сайте, что Протяженность обслуживаемых газопроводов составляет 2402 км.

Таким образом, применение данного критерия оценки при определении результатов конкурса не несет какой-либо экономической цели, учитывая, что участники доказали возможность обслуживания газопровода путем получения соответствующей лицензии.

Применение критерия № 8 приводит лишь к тому, что ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих во владении больший объем сетей.

5. Критерии № 9: «Размер инвестиционных вложений в развитие арендуемой системы газоснабжения соответствующего муниципального района»

Данный критерий не соответствует по формальному и по смысловому содержанию какому-либо из критериев оценки, установленных в пункте 77 Правил № 67, что противоречит пункту 81 Правил № 67, в связи с чем, его применение Организатором конкурса при подсчете баллов и определении победителя является неправомерным.

Из самой формулировки критерия № 9 не усматривается, какова цель применения данного критерия при определении победителя. Не ясно, какие именно технико-экономические показатели следует достичь арендатору имущества по истечении срока аренды, с учетом того, что ранее вложенные инвестиции не свидетельствуют о том, что инвестиции будут вкладываться участником закупки в дальнейшем. Таким образом, установление данного критерии не несет какой-либо технической или экономической целесообразности.

Применение данного критерия при определении победителя торгов приводит к тому, что участники закупки, которые не обладают указанным объемом инвестиций или осуществляли инвестирование в ином муниципальном образовании, ставятся в более невыгодное положение среди тех участников конкурса, которые ранее производили инвестирование, и лишаются баллов при подсчете результатов без какого-либо экономического обоснования со стороны Организатора конкурса.

6. Критерии № 10: «Размер инвестиционных вложений в развитие системы газоснабжения Новосибирской области по группе лиц (группе кампаний)».

Данный критерий не соответствует по формальному и по смысловому содержанию какому-либо из критериев оценки, установленных в пункте 77 Правил № 67, что противоречит пункту 81 Правил № 67, в связи с чем, его применение Организатором конкурса при подсчете баллов и определении победителя является неправомерным.

Из самой формулировки критерия № 9 не усматривается, какова цель применения данного критерия при определении победителя.

Не ясно, какие именно технико-экономических показатели следует достичь арендатору имущества по истечении срока аренды, с учетом того, что ранее вложенные инвестиции не свидетельствуют о том, что инвестиции будут вкладываться участником закупки в дальнейшем, тем более в рамках всей Новосибирской области. Инвестирование в развитие системы газоснабжения других муниципальных образований Новосибирской области не связано с настоящим Конкурсом и не может вести к начислению дополнительных баллов участникам, которые осуществляли такое инвестирование.

Применение данного критерия при определении победителя торгов приводит к тому, что участники закупки, которые не обладают указанным объемом инвестиций или осуществляли инвестирование в ином регионе, ставятся в более невыгодное положение и лишаются баллов без какой-либо экономической целесообразности.

Кроме того, указание, что размер инвестиций определяется по группе лиц (группе компаний) свидетельствует об ограничении конкуренции для иных организаций, который не состоят в группе компаний.

Таким образом, вышеуказанные критерии, которые использовались Организатором конкурса при подсчете баллов для определения, не соответствуют требования нормативных актов, в том числе Правил № 67 и необоснованно ограничивают конкуренцию.

Администрация города Каргата Новосибирской области представила следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса (вх. №  1590 от 31.01.2020 года):

Администрация города Каргата Новосибирской области предоставила копии заявки Общества с ограниченной ответственностью «Новосибоблгаз», Общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Томск», копию конкурсной документации, Протокол № 1  от 30.12.2019 года вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды имущества от 30.12.2019 года, Протокол № 2 от 10.01.2020 года рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, Протокол № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды имущества.

На заседании Комиссии Администрация города Каргата Новосибирской области представила следующие возражения.

1. Проведение торгов на право заключения договоров аренды муниципальных газопроводов регулируется ФЗ «О защите конкуренции».

Во исполнение ст. 17.1. ФЗ «О защите конкуренции» Приказом ФАС России №67 от 10.02.2010 утверждены Правила проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, определяющие порядок организации и проведения конкурсов (далее по тексту - Правила).

Приложением №2 Правил для торгов на право аренды объектов газоснабжения установлена преимущественная форма в виде конкурса. Форма торгов в виде конкурса позволяет определить арендатора, который обеспечит наилучшие условия аренды муниципальных газопроводов, а именно их эксплуатацию, содержание и обслуживание. В то время, как аукцион позволяет использовать лишь ценовой критерий размера арендной платы, что никак не связано с обеспечением наилучших условий аренды.

Предметом конкурса (извещение №151119/0553723/01) является право заключения договора аренды объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области, общей протяженностью 69 513,9м. Имущество передается в аренду одним лотом.

Под наилучшими условиями аренды муниципальных газопроводов Организатор торгов понимает эксплуатацию, содержание и обслуживание газопроводов, которые в совокупности обеспечивают: сохранность муниципального имущества, газоснабжение населения, безопасность и бесперебойность подачи газа.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - ФЗ «О промышленной безопасности») газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа (3 класс опасности) и свыше 1,2 МПа (II класс опасности) относятся к категории опасных производственных объектов (далее - ОПО).Газопроводы с рабочим давлением свыше 0,005 МПа до 0,3 МПа относится к категории среднего давления, свыше 0,3 МПа до 1,2 включ. МПа - высокого.

В состав передаваемого в аренду муниципального имущества входят газопроводы низкого, среднего и высокого давления (3 класс опасности). Таким образом, в составе передаваемого имущества присутствуют, в том числе объекты, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к ОПО.

Организация газоснабжения населения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «О газоснабжении») и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения муниципального района, поселения.

Надлежащее техническое состояние, а также безопасная эксплуатация газораспределительной системы, является важнейшим фактором, имеющим социальную значимость и обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей. В связи с чем, Организатор торгов при выборе критериев обязан руководствоваться требованиями антимонопольного законодательства, а также требованиями, предъявляемыми к безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, соответствующих требованиям антимонопольного законодательства.

2. В рамках реализации региональной политики Новосибирской области, направленной на обеспечение безопасного и бесперебойного газоснабжения потребителей, Правительством Новосибирской области:

-    приняты рекомендации, направленные на поддержание газораспределительной системы Новосибирской области в нормативном состоянии, отвечающим требованиям промышленной безопасности и технического регулирования к эксплуатации объектов газоснабжения, в том числе за счет выбора арендатора, способного обеспечить наиболее высокий уровень обслуживания;

в целях осуществления мероприятий, направленных на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы газоснабжения, в

том числе, к которым отнесены муниципальные газопроводы Новосибирской области, в адреса администраций муниципальных образований для использования в работе и включения в конкурсную документацию на право заключения договоров аренды муниципальных газопроводов, направлены, согласованные министерством жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, соответствующие рекомендации при проведении муниципальных торгов в форме конкурса на право аренды муниципальных газопроводов.

3. Согласно пп. 10 п. 40 Правил, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с п. 77 Правил. В соответствии с которым, для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляется по цене договора и иным критериям, указанной в конкурсной документации. При этом указан перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора, которыми, в том числе могут быть технико-экономические показатели объекта договора, объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору.

Из приведенных норм следует, что законодатель установил определенные критерии оценки участников торгов. Из буквального толкования п. 77 Правил следует, что:

-    п. 77 Правил не содержит исчерпывающий перечень критериев, а допускает определение лучших условий исполнения договора по цене и иным критериям, указанным в конкурсной документации, по которым осуществляется оценка заявок в соответствии с порядком и правилами, установленными п. 82-88 Правил;

действующее законодательство не связывает соответствие критериев, определенных в конкурсной документации с обязательной идентичностью (с дословным цитированием) их формулировок требованиям п. 77 Правил. Определяющим значением для критериев, предусмотренных в конкурсной документации должно являться их содержательное соответствие п. 77 Правил, а не их формальное совпадение, поскольку наличие тех или иных технико-экономических показателей зависит от специфики передаваемого в аренду имущества.

Понятие «технико-экономические показатели» относится к объекту договора, используется для оценки его состояния на предмет эффективности использования и является оценочной категорией, определяемой в каждом конкретном случае применительно к рассматриваемому объекту.

В качестве критериев конкурса, направленных, по мнению Заявителя, на ограничение конкуренции и не соответствующих требованиям Правил, установлены:

  1. Обеспечение готовности к действиям по локализации или ликвидации последствий аварии на сетях газоснабжения (время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады к месту проведения работ по локализации и ликвидации последствий на аварийных сетях газоснабжения (критерий №3).

Заявленный критерий не является субъективным, а позволяет определить возможно короткий срок прибытия на место аварии и ее ликвидации, способствует более оперативному реагированию, связанному с устранением аварии, что напрямую влияет на сохранение объекта аренды — муниципальных газопроводов (предотвращение их гибели, уменьшения объема разрушения и т.п.), сохранении жизни и здоровья населения, на время возобновления подачи газа потребителям. В том числе увеличивает для потребителей показатель надёжности исполнения муниципальным образованием обязанности по организации газоснабжения населения.

Перерывы в предоставлении потребителям услут по транспортировке природного газа могут быть связаны с технологическими нарушениями, с повреждением сетей. Время восстановления зависит как от технического состояния объекта газоснабжения, так и от оперативного реагирования. Таким образом, исполнение критерия №3обеспечивает достижение уменьшения времени восстановления газоснабжения потребителей, и улучшает исполнение критериев №2 и 5.

Также обращаем внимание, что начальное значение критерия конкурса установлено 60 мин., что соответствует максимально возможному времени согласно ГОСТ Р 54983- 2012 в течение которого должна прибыть на место аварии аварийная бригада. Уменьшение начального значение критерия также в полной мере соответствует требованиям законодательства, поскольку в соответствии с указанным ГОСТ Р 54983- 2012 аварийная бригада должна прибыть в возможно короткий срок, но не позднее , чем через 1 час. Таким образом, начальное значение критерия соответствует максимально возможному времени прибытия в соответствии с требованиями законодательства, возможность уменьшения также напрямую связана с требованиями ГОСТ Р 54983-2012.

2. Бесперебойное предоставление услуги по транспортировке природного газа потребителям: допустимая продолжительность перерыва предоставления услуги по транспортировке в случае инцидента (время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады арендатора по заявке) (критерий №5).

По мнению заявителя, данный критерий фактически продублирован критерием №3. Между тем, в соответствии с разъяснениями Конкурсной документации критерий №3 предполагает предоставление документов, подтверждающих возможность обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии (в т.ч., договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, определяющие состав, комплектацию и сроки прибытия сил и средств на объект либо свидетельство участника конкурса об аттестации на право ведения аварийно-спасательных (газоспасательных) работ), критерий №5 - предоставление документов, подтверждающих наличие и сроки реагирования АДС на аварийную заявку. То есть данные критерии соотносятся как общее и частное.

Столь подробное установление критериев, обусловлено возможностью участия большего количества заявителей, что позволяет определить лучшие условия исполнения договора.

Так, например, организация, у который отсутствует собственная АДС, в момент проведения конкурса может находиться в процессе заключения/перезаключения договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием, но при этом по критерию №5 может предоставить документы, подтверждающие время реагирования на ранее принятые заявки, письмо от профессионального аварийно-спасательного формирования с указанием времени прибытия.

3.Опыт работы по эксплуатации газопроводов (период эксплуатации газопроводов участником торгов) (критерий №7).

Заявитель указывает, что организатор конкурса неправомерно применил указанный критерий оценки при определении результатов конкурса, поскольку он не соответствует по формальному и по смысловому содержанию какому - либо из критериев оценки, установленных в пункте 77 Правил, что противоречит пункту 81 Правил.

По мнению Заявителя, данный критерий не позволяет оценить технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора, поскольку из него не следует, что качественные или иные характеристики газопровода изменятся в лучшую сторону с учетом большего опыта работ по эксплуатации газопроводов.

Однако качество выполнения работ по техническому обслуживанию газораспределительной системы непосредственно сказывается на технико-экономических показателях объекта, оценивается соответствующей лицензией на право эксплуатирования ОПО, необходимой квалификацией и опыта работы (период деятельности организации). Обслуживание сетей, организациями, не имеющими должного опыта, приводит к износу и ухудшению фактического технического состояния муниципального имущества. Результатам этого является неудовлетворительное состояние муниципальных газопроводов к окончанию срока договора и необходимость внесения достаточно больших вложений в капитальный ремонт муниципального имущества за счет бюджетных средств.

4. Опыт работы по эксплуатации газопроводов (протяженность эксплуатируемых сетей участником торгов на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе) (критерий № 8).

Заявитель указывает, что организатор конкурса неправомерно применил указанный критерий оценки, поскольку он не соответствует по формальному и по смысловому содержанию какому - либо из критериев оценки, установленных в пункте 77 Правил, что противоречит пункту 81 Правил.

По мнению Заявителя. Критерии № 8 не влияет на технико-экономические показатели объекта, не свидетельствуют о том, что качественные или иные характеристики газопровода изменятся в лучшую сторону с учетом наличия опыта эксплуатирования сетей большей протяженности.

Между тем, как указывалось выше, качество выполнения работ по техническому обслуживанию газораспределительной системы непосредственно сказывается на технико-экономических показателях объекта. Поскольку обслуживание сетей, организациями, не имеющими должного опыта, приводит к износу и ухудшению фактического технического состояния муниципального имущества.

Протяженность, указанная в качестве критерия, не ставится в зависимость от арендуемого объекта, а является количественным критерием, который непосредственно влияет на опыт и качество эксплуатации газопроводов. Таким образом, довод об установлении значения критерия превышающего по протяженности протяженность сетей передаваемых в аренду является несостоятельным.

Данные критерий является технико-экономическим показателем, направленным на сохранение передаваемого в аренду муниципального имущества.

Опыт работы (период эксплуатации газопроводов участником торгов и протяженность эксплуатируемых сетей) в сфере газоснабжения позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения договора, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного исполнения договора, удовлетворения потребностей населения в надежной транспортировке газа, обеспечения высокого качества эксплуатации и технического обслуживания газопроводов.

5.         Размер инвестиционных вложений в развитие арендуемой системы газоснабжения соответствующего муниципального района (критерий №9).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 №39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Данные мероприятия направлены на повышение инвестиционной привлекательности муниципального имущества и эффективности выполнения муниципальной функции по газоснабжению населения.

Инвестиционные вложения в развитие арендуемой газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области:

-    непосредственно и напрямую связаны с увеличением возможности подключения к газоснабжению потребителей, в качестве которых выступает жители города Каргата, а также владельцы социально-значимых объектов;

-    увеличивают экономические показатели объекта договора, в том числе за счет возможности подключения новых потребителей и, соответственно, увеличения объема снабжения газом потребителей ;

-    позволяют поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить техническое обслуживание и эксплуатацию, текущий ремонт арендуемого имущества с периодичностью, установленной правилами технической эксплуатации, нести за свой счёт расходы по содержанию имущества и все другие расходы, связанные с использованием и эксплуатацией имущества, оперативно и своевременно устранять аварии, своевременно и качественно проводить ежегодные подготовительные ремонтные работы сетей. Договором аренды предусмотрена обязанность Арендатора поддерживать имущество в надлежащем, исправном техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и текущей ремонт и прочее.

Между тем, при заключении договора аренды у муниципальных образований отсутствуют гарантии выполнения данных обязанностей, а также качества их выполнения. Наличие данного критерия позволяет Организатору торгов выявить лучшие условия для поддержания объекта аренды, что напрямую связано с технико-экономическими показателями объекта аренды на момент окончания срока договора (чем больше инвестировано в объект аренды, тем лучше его технико-экономические показатели).

6. Размер инвестиционных вложений в развитие системы газоснабжения Новосибирской области по группе лиц (критерий №10).

Развитие системы газоснабжения за счет инвестиционных вложений приводит к увеличению экономических показателей объекта договора, развитию газификации поселений региона и возможности подключения новых потребителей, что непосредственно оказывает влияние на объем оказания услуг по транспортировке газа с использованием имущества, права на которое передаются по договору.

Инвестиционные вложения в развитие системы газоснабжения Новосибирской области за три года, предшествующие объявлению конкурса, показывают заинтересованность

Арендатора в развитии газификации в Новосибирской области, в частности в Каргатском районе, городе Каргат и надлежащем содержании сетей.

Кроме того, муниципальные образования при реализации программ газификации в связи с отсутствием достаточного финансирования вынуждены откладывать их реализацию на неопределенные периоды времени. Инвестиционные вложения позволяют ускорить процесс реализации программ, улучшить техническое состояние объекта аренды, увеличить при помощи его модернизации пропускную способность и, соответственно, предоставляют большему числу жителей региона возможность использовать природный ресурс для улучшения качества жизни.

Следует обратить внимание, что Решением от 17.12.2019 №054/01/18.1-2557/2019 Управления была признана необоснованной жалоба ООО «Алтайкрагазсервис» на действия Организатора торгов в части установление критериев не соответствующих требованиям Правил.

Как следует из представленных Организатором торгов материалов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru 15.11.2019 размещено информационное сообщение (извещение) о проведении Конкурса (извещение № 151119/0553723/01).

В соответствии с протоколом №1 вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в конкурсе были поданы две заявки.

В соответствии с разделом 9 Конкурсной документации победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора. Данное условие корреспондируется с п.86 Правил.

Содержащиеся в заявках на участие в конкурсе условий оцениваются конкурсной комиссией путем сравнения результатов суммирования итоговой величины

Пунктом 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Обязательным условием для признания нарушения ФЗ «О защите конкуренции» является совершение действий, приводящих к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с п. 17 ст. 4ФЗ «О защите конкуренции» ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарномрынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как указывалось выше, при проведении торгов в форме конкурса помимо цены учитываются и иные критерии. Установленные Организатором торгов критерии позволяют выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения договора, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного исполнения договора, удовлетворения потребностей населения в надежной транспортировки природного газа, обеспечения высокого качества обслуживания и эксплуатации газопроводов, для реализации которых и проводится конкурс. Установленные критерии не могут способствовать созданию преимуществ одних участников конкурса перед другими в отношении передаваемого в аренду муниципального имущества и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Не является навязанным и надуманным со стороны Организатора торгов, приняты Организатором торгов исходя из практики регионов  и доведенных рекомендаций Правительства Новосибирской области.

Также считаем необходимым отметить, что установленные критерии не являются требованиями, которым участник конкурса должен соответствовать, чтобы пройти процедуру рассмотрения заявок и быть допущенным до стадии оценки и сопоставления заявок к участникам закупки. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности соответствия критериям оценки заявок на участие в конкурсе, не свидетельствует о нарушении Организатором торгов прав этих лиц, а также об ограничении Организатором торгов потенциального числа участников конкурса.

В соответствии с протоколом №1 вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в конкурсе были поданы две заявки. При этом все участники были допущены к участию в конкурсе, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции со стороны Организатора торгов. То обстоятельство, что Заявитель не стал победителем конкурса, само по себе не свидетельствует о нарушении его прав.

Применяемый порядок расчета балов исключает субъективную оценку со стороны Организатора торгов.

Кроме того, жалоба, являющаяся предметом рассмотрения, была подана после подведения итогов проведенного конкурса. Заявитель не воспользовался правом обжаловать положения конкурсной документации, которые, по его мнению, могут нарушить его права. Подавая свою заявку на участие, Заявитель не усматривал признаков ограничения конкуренции и дал согласие участвовать в конкурентной борьбе на условиях конкурсной документации в соответствии с установленными критериями оценки заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с п. 50 Правил заявка на участие в конкурсе подается в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Подача заявки на участие в конкурсе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, можно предложить, что в случае если победителем торгов был бы объявлен податель жалобы, учитывая, отсутствие обращений за разъяснениями конкурсной документации и жалобы ООО «Новосибирскоблгаз» на несоответствие критериев доокончание срока подачи заявок, ООО «Новосибирскоблагз» считал все спорные критерии соответствующими требованиям Правил и ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, Организатор торгов полагает доводы, указанные в жалобе необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Полагаем необходимым дополнительно обратить внимание, что лучшие условия исполнения договора аренды муниципальных газопроводов, не могут рассматриваться в отрыве от безопасной эксплуатации. Необходимо учитывать важность вопроса и социальную значимость газораспределительных сетей.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Томск» предоставило следующие возражения по жалобе.

1.  Проведение торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предусмотренных данной нормой случаев.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 указанной статьи, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение ст. 17.1. Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России №67 от 10.02.2010 утверждены Правила проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, определяющие порядок организации и проведения конкурсов (далее - Правила №67).

Постановлением Администрации №489 от 11.11.2019 принято решение о проведении Конкурса и утверждении Конкурсной документации.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru 15.11.2019 размещено информационное сообщение (извещение) о проведении Конкурса (извещение №151119/0553723/01).

Предметом конкурса является право заключения договора аренды объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области, общей протяженностью 69 513,9м. Имущество передается в аренду одним лотом.

В п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

В силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обязательным условием для признания нарушения Закона о защите конкуренции является совершение действий, приводящих к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пп. 10 п. 40 Правил №67 конкурсная документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с п. 77, 77.1 настоящих Правил №67.

Согласно п. 81 Правил №67 не допускается использование иных, за исключением установленных п.77 Правил №67, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с п. 77 Правил №67 для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес- инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом указан перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора, которыми, в том числе могут быть технико-экономические показатели объекта договора, объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору.

Пункт 77 Правил №67 не содержит исчерпывающий перечень критериев, а допускает определение лучших условий исполнения договора по цене и иным критериям, указанным в конкурсной документации, по которым осуществляется оценка заявок в соответствии с порядком и правилами, установленными п. 82-88 Правил №67. Определяющим значением для критериев, предусмотренных в конкурсной документации должно являться их содержательное соответствие п. 77 Правил №67, а не их формальное совпадение, поскольку наличие тех или иных технико-экономических показателей зависит от специфики передаваемого в аренду имущества. Технико-экономические показатели используются для оценки состояния объекта аренды на предмет эффективности использования и является оценочной категорией, определяемой в каждом конкретном случае применительно к объекту аренды.

Разделом 8 Конкурсной документации установлены критерии конкурса используемые для оценки конкурсных предложений.

В качестве критерия конкурса устанавливаются:

1)  Цена на право заключения договора аренды объектами газоснабжения (критерий №1);

2)  Срок восстановления газоснабжения после технологических нарушений в работе газовых сетей (критерий №2);

3)  Обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на сетях газоснабжения (время прибытия АДС к месту проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварий на сетях газоснабжения) (критерий №3);

4)  Выполнение за счет собственных средств Арендатора работ по текущему ремонту арендуемого имущества (критерий №4);

5)  Бесперебойное предоставление услуги по транспортировке природного газа потребителям: допустимая продолжительность перерыва предоставления услуги по транспортировке в случае инцидента (время прибытия АДС Арендатора по Заявке) (критерий №5);

6)  Наличие собственной аварийно-спасательной службы или собственного аварийно-спасательного формирования (критерий №6);

7)  Опыт работы по эксплуатации газопроводов (период эксплуатации газопроводов участником торгов) (критерий №7);

8)  Опыт работы по эксплуатации газопроводов (протяженность эксплуатируемых сетей участником торгов на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе) (критерий №8);

9)  Размер инвестиционных вложений в развитие арендуемой системы газоснабжения соответствующего муниципального района (критерий №9);

10)       Размер инвестиционных вложений в развитие системы газоснабжения Новосибирской области по группе лиц (критерий №10).

В соответствии с п. 78 Правил №67 для каждого применяемого для оценки заявок на участие в конкурсе критерия конкурса в конкурсной документации устанавливаются начальное условие в виде числа (далее - начальное значение критерия конкурса), уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в заявке на участие в конкурсе, коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.

Содержащиеся в заявках на участие в конкурсе условия оцениваются конкурсной комиссией путем сравнения результатов суммирования итоговой величины (п. 84 Правил №67). Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора (п. 86 Правил №67).

Для каждого применяемого для оценки заявок на участие в конкурсе критерия конкурса в конкурсной документации установлены следующие параметры:

-    начальное условие в виде числа;

-    уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в заявке на участие в конкурсе;

-    коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.

Претенденты на участие в Конкурсе в составе своих заявок должны были предложить значения критериев Конкурса в размере не менее установленного в Конкурсной документации начального значения. Применяемый порядок расчета балов исключает субъективную оценку со стороны Организатора конкурса.

Критериями, не соответствующими, по мнения подателя жалобы, требования Правил №67, являются:

1.  Обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на сетях газоснабжения (время прибытия АДС к месту проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварий на сетях газоснабжения) позволяет определить возможно короткий срок прибытия аварийной бригады.

2.  Бесперебойное предоставление услуги по транспортировке природного газа потребителям: допустимая продолжительность перерыва предоставления услуги по транспортировке в случае инцидента (время прибытия АДС Арендатора по Заявке) (критерий №5).

3.  Опыт работы по эксплуатации газопроводов (период эксплуатации газопроводов участником торгов) (критерий №7).

4.  Опыт работы по эксплуатации газопроводов (протяженность эксплуатируемых сетей участником торгов на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе) (критерий №8).

5.  Размер инвестиционных вложений в развитие арендуемой системы газоснабжения соответствующего муниципального района (критерий №9).

6.  Размер инвестиционных вложений     в развитие системы газоснабжения Новосибирской области по группе лиц (критерий №10).

Между тем, по мнению Общества, учитывая специфику передаваемого в аренду имущества, данные критерии позволяют определить лучшие условия исполнения договора аренды и непосредственно относятся к технико-экономическим показателям объекта аренды, в том числе направленным на                 сохранение           передаваемого в аренду муниципального имущества.

В составе передаваемого имущества присутствуют объекты, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам.

Надлежащее техническое состояние, а также безопасная эксплуатация газораспределительной системы, является важнейшим фактором, имеющим социальную значимость и обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей. В связи с чем, Организатор конкурса при выборе                 критериев обязан руководствоваться требованиями антимонопольного законодательства, а также требованиями, предъявляемыми к безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, соответствующих требованиям антимонопольного законодательства.

2.  Считаем необходимым обратить внимание на следующее.

Как указывает Заявитель в своей жалобе аварийно-диспетчерская служба ООО «Новосибиркоблгаз» размещена по адресу: г. Каргат, Советская, 446.

Фактически по адресу: г. Каргат, Советская 446 расположено рабочее место только одного сотрудника Заявителя, который находится по указанному адресу исключительно в рабочее время (только в будни, не круглосуточно). Непосредственно производственно-техническая база с сотрудниками расположена в с. Убинское.

В связи с чем, логичным является указание подателя жалобы при предъявлении заявки на время прибытия аварийной бригады в 60 мин. 

Таким образом, очевидно, что готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на сетях газоснабжения (время прибытия АДС к месту проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварий на сетях газоснабжения) у победителя торгов (Общество) вне зависимости от конкретных обстоятельств инцидента, значительно ниже (по времени).

Учитывая, что начальное значение критерия соответствует максимально допустимым требованиям законодательства, рассматриваемый критерий не мог поставить кого-либо из участников конкурса в преимущественное положение, ограничив тем самым конкуренцию.

3.  Следует обратить внимание на следующее.

-    Заявитель выстраивает позицию таким образом, будто каждый из оспариваемых критериев является единственным. Однако, Организатором конкурса установлен не единственный критерий, используя который возможно определить результат торгов, а ряд критериев, влияющих на выявление лучших условий исполнения договора аренды газопроводов, включая опасные производственные объекты, и позволяющих участвовать большему числу Арендаторов.

-    Заявитель неоднократно ссылается в своей жалобе на то, что установленные критерии способствует предоставлению сто стороны Организатора конкурса в предоставлении дополнительных балов более крупным участником, очевидно намекая на победителя конкурса ООО «Газпром газораспределение Томск».

Между тем, во-первых, Заявитель в ряде критериев нисколько не уступает по показателям победителю торгов.

Во-вторых, при желании со стороны Организатора конкурса в заключении договора именно с ООО «Газпром газораспределение Томск», Организатор конкурса мог заключить данный договор на основании п.8 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения конкурса. Общество обращалось в адрес Администрации с письмом с соответствующим предложением (письмо от 01.10.2019 №3270, т.е. до объявления торгов).

Таким образом, доводы Заявителя о несоответствии критериев Правилам №67 и установлении критериев, способствующих ограничению конкуренции, не соответствует действительности.

ООО «Газпром газораспределение Томск» полагает, что конкурс организован и проведен в соответствии с утвержденной документацией с соблюдением принципа публичности и открытости, Организатором конкурса не допущены нарушения, выразившиеся в создании одним участникам преимуществ перед другими участниками конкурса, не допущены нарушения правил проведения торгов, установленных законом. Критерии, приведенные в конкурсной документации, соответствуют требованиям п. 77 Правил №67 и объективно показывают информацию о лучших предложениях участников торгов и позволяют выявить лучшие условия исполнения договора.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

15.11.2019 года Администрация города Каргата Новосибирской области на Официальном сайте Российской Федерации (https://torgi.gov.ru) опубликовало  извещение № 151119/0553723/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, а именно объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м.

Согласно Протоколу № 1  от 30.12.2019 года вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды имущества от 30.12.2019 года, на участие в конкурсе было подано две заявки (Общество с ограниченной ответственностью «Новосибоблгаз», Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Томск»).

Согласно Протоколу № 2 от 10.01.2020 года рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, Обе заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.

Согласно Протоколу № 3 от 15.01.2020 года оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды имущества, в соответствии с которым Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Томск» признано победителем конкурса.

В соответствии с п. 77 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ № 67) Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:

1) сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации, в том числе период с даты подписания договора до даты ввода объекта договора в эксплуатацию с характеристиками, соответствующими установленным договором технико-экономическим показателям;

2) технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;

3) объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;

4) период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;

5) цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;

6) качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса. Указанный критерий может быть использован только в случае если условием договора предусмотрено обязательство участника конкурса по подготовке проектной документации на реконструкцию объекта договора либо обязательство участника конкурса по созданию в рамках исполнения договора имущества, предназначенного для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поставка, выполнение, оказание которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору;

7) при предоставлении бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, используются в совокупности только следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

а) качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами (конкурентами);

б) качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства;

в) прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта малого предпринимательства;

г) срок окупаемости проекта.

В соответствии с п. 77.1. Приказа № 67 при проведении конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения критерии конкурса формируются в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона о теплоснабжении и статьей 41.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении. Параметры критериев конкурса, предусмотренные пунктом 78 настоящих Правил, не устанавливаются.

Согласно п. 82 Приказа № 67 не допускается использование иных, за исключением предусмотренных пунктами 77 и 77.1 настоящих Правил, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

Согласно п. 8 Конкурсной документации по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Критерий № 3: обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на сетях газоснабжения (время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады к месту проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварий на сетях газоснабжения).

Критерий № 5: бесперебойное предоставление услуги по транспортировке природного газа потребителям: допустимая продолжительность перерыва предоставления услуги по транспортировке в случае инцидента (время прибытия Аварийно-диспетчерской бригады Арендатора по заявке).

Критерий № 7: опыт работы по эксплуатации газопроводов (период деятельности организации).

Критерий № 8: опыт работы по эксплуатации газопроводов (протяженность эксплуатируемых сетей на 31 декабря года, предшествующего подаче заявки на участие в конкурсе).

Критерий № 9: «Размер инвестиционных вложений в развитие арендуемой системы газоснабжения соответствующего муниципального района».

Критерий № 10: «Размер инвестиционных вложений в развитие системы газоснабжения Новосибирской области по группе лиц (группе кампаний)».

В своих возражениях, Администрация города Каргата Новосибирской области утверждает, что указанные критерии относятся к технико-экономическим показателям объекта договора.

Однако, технико-экономические показатели объекта договоар - это система измерителей, абсолютных и относительных показателей, которая характеризует объект. При этом критерии, установленные администрацией г. Каргата характеризует не объект договора, а участника торгов.

Кроме того, объектом договора является определенный объект (имущество), в отношении которого совершаются действия. Иными словами, объект договора - это то, в отношении чего складываются регулируемые договором правоотношения. Таким образом, довод Администрации города Каргата Новосибирской области в части отнесения критериев к технико-экономическим показателям объекта договора, несостоятелен.

Из указанных критериев №3, №5, №7, №8, №9, №10 не усматривается, каких именно технико-экономических показателей следует достичь будущему арендатору имущества по истечении срока аренды, в связи с чем, этот критерий позволяет субъективно определять технико-экономические показатели объекта аренды. Условие необходимости увеличения инвестиционных вложений не означает однозначного улучшения технико-экономических показателей такого объекта в отсутствие указания на результат, который необходимо будет достичь посредством этих вложений. Указанная позиция подтверждается Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2012 по делу № А43-9867/2011.

Согласно п. 1 Правил, утвержденных Приказом ФАС № 67, данные правила устанавливают  порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила) в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Администрации города Каргата Новосибирской области нарушена процедура проведения торгов, а именно: пунктом 8 Конкурсной документации по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, использование которых не допускается в соответствии с п. 81 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» (далее – ООО «Новосибирскоблгаз») на действия организатора торгов Администрации города Каргата Новосибирской области при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, а именно объектов газораспределительной системы города Каргата Каргатского района Новосибирской области общей протяженностью 69513,9 м. (извещение №151119/0553723/01 на сайте https://torgi.gov.ru, лот №1) обоснованной
  2. Выдать организатору торгов Администрации города Каргата Новосибирской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны