Решение №054/01/18.1-2281/2021 жалоба ООО «ТАТ-СтройГрупп» на действия заказчика АО «Новоси... от 24 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 054/01/18.1-2281/2021
24 ноября 2021г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
…
ООО «ТАТ-СтройГрупп» (вх. №20221 от 16.11.2021) на действия заказчика АО «Новосибирский приборостроительный завод» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку вертикально-фрезерных обрабатывающих центров с ЧПУ с системой смены паллет (№ в ЕИС 32110715466),
в присутствии …
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ООО «ТАТ-СтройГрупп» (вх. №20221 от 16.11.2021) на действия заказчика АО «Новосибирский приборостроительный завод» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку вертикально-фрезерных обрабатывающих центров с ЧПУ с системой смены паллет (№ в ЕИС 32110715466).
Заявитель сообщает следующее.
По состоянию на 01 ноября 2021 протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от № 32110715466-01 опубликован, подписан комиссией. В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 01.11.2021 № 32110715466-01 Заявка № 291618 ООО «ТАТ - Строй Групп» (далее - Участник) не допущена к участию в электронном аукционе. Обоснование принятого решения: заявка подлежит отклонению на основании п. 4.13.12 (3) документации о закупке в связи с несоблюдением требований, установленных в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки. В техническом предложении Участник не указал производителя (по каждой единице товара). Таким образом, предложение Участника невозможно оценить на соответствие технического задания.
- Закупка проводится среди участников, которыми могут являться только субъекты МСП, следовательно, для этих участников законодатель установил Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 01.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в статье 3.4. исчерпывающие права Заказчика по установлению обязанности представления информации и документов в заявке участника закупки.
Так, согласно части 19.1 ст. 3.4. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов, а именно: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Наименование производителя указывается в документах приемки и в Паспорте на изделие, который предоставляется вместе с товаром.
Следовательно, Заказчик не имеет права требовать информацию о производителе, находящуюся в этих документах.
- В соответствии с Единым положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", версия 13 от 20.08.2021, к которому Заказчик присоединён, установлено: «При проведении конкурентных закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, в документации о закупке заказчик устанавливает обязанность представления следующих информации и документов: «Предложение участника закупки в отношении предмета закупки (Предмет закупки должен быть описан в извещении, документации о закупке в соответствии со следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки)».
Данный перечень исчерпывающий и указаний о том, что можно требовать в составе первой части заявки наименования производителя, нет.
В свою очередь, обоснования почему в п. 13 информационной карты Заказчик установил требования к описанию продукции: «Подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара - по форме Технического предложения» не представлено.
Вместе с тем, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о производителе товара, предлагаемого к поставке, при заполнении заявки на участие в закупке. Кроме того, предлагаемый к поставке товар состоит из компонентов различных или неизвестных производителей, что не позволяет указать точное наименование производителя предлагаемого к поставке товара.
Также, отсутствие у поставляемого товара наименование производителя не свидетельствует о несоответствии товара функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным Заказчиком в Документации. В протоколе № 32110715466-01 комиссия несоответствий заявки участника предлагаемого к поставке товара не отразила.
Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Принцип недопустимости ограничения конкуренции, установленный частью 1 статьи 3 Закона о закупках, согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запретом при проведении торгов, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
- Так, вертикально-фрезерные обрабатывающие центры с ЧПУ с системой смены паллет, как объект проведенной закупки, имеют свои технические характеристики, которые определяются исходя из требований, которые указаны Заказчиком в техническом задании. Ссылка в протоколе комиссии Заказчика, что предложение участника закупки невозможно оценить на соответствие технического задания, не обоснована, так как участник закупки указал конкретные характеристики в заявке, которые соответствуют требованиям технического задания. Законом не предусмотрена оценка заявки участника закупки по данным завода изготовителя. Эти данные могут быть не достоверными в силу разных причин или не точно переведены на русский язык. К примеру, систему паллет изготавливают различные мировые производители, которые при этом имеют схожие технические характеристики. Таким образом, требование указать производителя в заявке, в отсутствие специфики составных частей такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участника закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. Этот вывод подтверждает количество участников закупки, допущенных к прошедшим торгам, всего два участника из шести и снижение один шаг одного участника.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование документации, противоречат пунктам 10.3.4 Положения о закупке Государственной корпорации "Ростех", пункту 2 части 1, части 6 статьи 3, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 и. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», следовательно отклонение заявки не основано на законе.
АО «Новосибирский приборостроительный завод» представило следующие возражения на жалобу ООО «ТАТ- СтройГрупп».
02.11.2021 размещен протокол в ЕИС с указанием причины отклонения первой части заявки участника № 291618 на основании п. 4.13.12 (3) документации о закупке в связи с несоблюдением требований, установленных в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки. В техническом предложении участник не указал производителя (по каждой единице товара).
Закупка проводится согласно статье 3.4 Закона о закупках среди участников, которыми могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее субъекты МСП). В части 19.1 статьи 3.4 указанного закона указано, что в документации о конкурентной закупке заказчик вправе устанавливать обязанность предоставления следующих информации и документов:
10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъекта МСП в отношении предмета такой закупки;
12) наименование страны происхождения поставляемого товара, документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства РФ, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках.
АО «НПЗ» (Далее - Заказчик) является заказчиком, закупочная деятельность которого попадает под действие Закона о закупках и является обязательным для применения, в том числе согласно пункту 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, в свою очередь Заказчик входит в Государственную корпорацию «Ростех» и присоединено к Единому положению о закупках ГК «Ростех» (далее - Положение).
Документация о закупке, согласно п. 12.3.3 Положения, составляется заказчиком на основе типовой формы в соответствии с п. 1.1.6 Положения, утвержденного Распоряжением ГК «Ростех» от 01.07.2015 №89.
Положение описывает в подразделе 12.12 Особенности проведения закупок, участниками которой могут быть только субъекты МСП, в том числе в п. 12.12.3 указано, что Процедуры закупок проводятся в порядке, установленном подразделом 12.1 - 12.11 Положения, с учетом особенностей, предусмотренных подразделом 12.12. Положения. Согласно п. 12.3.6 Документация о закупке должна содержать следующие сведения указанные в подпункте (8): требования к содержанию, форме и составу заявки, включая формы представления необходимых сведений и инструкций к составлению заявки и (9): требования к описанию участниками процедуры закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, что в свою очередь отражено в настоящей документации о закупке, размещенной в ЕИС под № 32110715466.
В процессе подготовки к проведению закупки, заказчик на основании п 10.2.3 Положения устанавливает требования, условия, и ограничения, необходимые для проведения закупки, которые включают в себя требования к описанию предлагаемой продукции и ее характеристики (подразд 10.6 Положения).
Описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями извещения, документации о закупке и может быть представлено согласно п. 12.6.2(2) Положения в виде подробного предложения участника процедуры закупки отношении продукции, включающего в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик, количественных качественных продукции, в случае, когда такой способ описания продукции требовался соответствии с извещением, документацией о закупке, что в свою очередь предусмотрено в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции в документации о закупке, размещенной в ЕИС под № 32110715466.
Заказчиком разработано техническое задание в рамках требования п. 10.3 Положения, которое включает в себя показатели, характеристики, свойства продукции, имеющие практическую ценность для заказчика в рамках удовлетворения существующей потребности, и могут включать в себя технические, функциональные (потребительские), качественные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики продукции, а также техническое задание соответствует Требованиям к продукции, установленным в п. 19.22.3 Положения и которым отвечают товары как минимум не менее 2 (двух) различных производителей согласно предоставленным технико-коммерческим предложениям ООО «Инженерный консалтинг», ООО «Верден» и ООО «КрасМК» при определении и обосновании начальной максимальной цены договора, путем размещения сообщения о заинтересованности на сайте https://rt-ci.ru/.
В п 4.13.12 (3) документации о закупке предусмотрено основание отклонения заявок участников процедуры закупки за несоблюдение требований, установленных в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и в форме подраздела 7.2 документации о закупке, к описанию продукции предлагаемой к поставке в составе заявки в соответствии с п. 12.8.11 (4) Положения.
Заявка участника должна быть подготовлена в соответствии с требованиями извещения документации. При проведении конкурентных закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, требования к содержанию, составу заявок, в том числе различных частей заявок при проведении конкурентной закупки на общих основаниях, заявка должна содержать предложение участника в отношении предмета закупки, подготовленное в соответствии с требованиями к описанию продукции, установленными в извещении, документации о закупке и иные предложения об условиях исполнения договора предложение о цене договора, о цене единицы продукции (в соответствии с требованиями извещения, документации о закупке) согласно в п. 16.6.16 (2) Положения.
Иные требования, не предусмотренные частью 19.1 и 19.2 Законом о закупках и Положением, заказчик не устанавливал.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с Законом о закупках, правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также положение о закупке.
Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. При этом положение о закупке, в силу ст. 2 Закона о закупках, является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. Исходя из вышеизложенного, закон обязывает заказчика самостоятельно установить в положении требования и порядок проведения закупки. Каких-либо ограничений в Законе о закупках относительно требований к такому порядку проведения закупки не установлено.
АО «НЗП» в своей закупочной деятельности руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол от 18 марта 2015 г. №2) в редакции от 05.08.2021 (далее – Положение о закупке).
Согласно пункту 10.6.2 Положения о закупке, описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями извещения, документации о закупке (подраздел 10.3 Положения) и может быть представлено в виде:
-
-
-
- согласия (декларации) участника процедуры закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в извещении, документации о закупке, без направления участником процедуры закупки собственных предложений в случае, когда такой способ описания продукции допускается извещением, документацией о закупке;
- подробного предложения участника процедуры закупки в отношении продукции, включающего в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик продукции (в том числе с предоставлением образцов продукции), в случае, когда такой способ описания продукции требовался в соответствии с извещением, документацией о закупке.
-
-
Конкретный способ предоставления описания продукции устанавливается в извещении, документации о закупке в соответствии с положениями 12 Положения (п. 10.6.3. Положения о закупке).
Нарушение участником процедуры закупки требований к описанию продукции, установленных извещением, документацией о закупке, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке (п. 10.6.5 Положения о закупке).
11.10.2021 АО «НПЗ» объявлено о проведении аукциона на право заключения договора на поставку вертикально-фрезерных обрабатывающих центров с ЧПУ с системой смены паллет (№ в ЕИС 32110715466), утверждена закупочная документация.
Согласно пункту 4.6.1 Закупочной документации описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями п. 13 информационной карты.
Пунктом 13 Информационной карты установлены следующие требования к описанию участниками продукции - подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара – по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.2.
Указанная форма технического предложения предусматривает указание участниками закупки производителя (по каждой единице товара).
Требования закупочной документации соответствуют Положению о закупке.
Формой заявки предусмотрено, что участник, подписывая заявку, подтверждает свое согласие участвовать в вышеуказанной закупке на условиях, установленных извещением, документацией о закупке, регламентом ЭТП и Положением о закупке.
Требование об указании участниками закупки производителя продукции обращено ко всем потенциальным участникам закупки, следовательно, ограничение конкуренции отсутствует.
Довод заявителя о том, что для получения информации о производителе товара участнику необходимо произвести или приобрести товар, не подтвержден. Информация о производителе продукции является общедоступной, любой участник имеет возможность получить ее в отношении предлагаемого им товара и представить в составе своего технического предложения. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Решение арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2021 по делу №А40-118432/20-154-844).
ООО «ТАТ-Строй Групп» в своей заявке не указало производителя продукции в соответствии с требованиями закупочной документации.
Таким образом, закупочная комиссия правомерно отклонила заявку ООО «ТАТ-Строй Групп» в связи с несоблюдение требований, установленных в подразделе 4.6, п. 13 информационной карты и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки.
Нарушения порядка организации и проведения торгов не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ТАТ-СтройГрупп» (вх. №20221 от 16.11.2021) на действия заказчика АО «Новосибирский приборостроительный завод» при проведении аукциона на право заключения договора на поставку вертикально-фрезерных обрабатывающих центров с ЧПУ с системой смены паллет (№ в ЕИС 32110715466) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.