Решение №054/06/66-1525/2019 Признать жалобу ООО «СОЮЗСТРОЙ» на действия заказчика – ФГБН... от 13 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/66-1525/2019

13 августа 2019 года                                                                                                                   г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Новосельцева А.В.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от заказчика – ФГБНУ «ФИЦ ФТМ»: <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности);

от подателя жалобы – ООО «СОЮЗСТРОЙ»: <…> (по доверенности),

в отсутствие представиетелй:

от подателя жалобы – ООО «РЕНОВАТОР»: не явились (уведомлено надлежащим образом);

рассмотрев жалобы ООО «СОЮЗСТРОЙ», ООО «РЕНОВАТОР» на действия заказчика – ФГБНУ «ФИЦ ФТМ» при проведении электронного аукциона № 0351100001219000096 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли, начальная (максимальная) цена контракта 16 181 349 руб. 60 коп.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «СОЮЗСТРОЙ», ООО «РЕНОВАТОР» с жалобами на действия заказчика – ФГБНУ «ФИЦ ФТМ» при проведении электронного аукциона № 0351100001219000096 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли.

Суть жалобы ООО «СОЮЗСТРОЙ» заключается в следующем.

1.           В соответствии с ч.12.2 ст.48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в ч.1 ст.8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В соответствии с п.4 ч.13 ст.48 ГрК РФ проектная документация должна включать раздел «смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ч.3.3 ст.49 ГрК РФ проектная документация подлежит государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации...» сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит проверке сметной стоимости.

Таким образом, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ при проведении капитального ремонта за счет бюджетных средств документация о закупке должна содержать в себе проектную документацию с разделом «смета на капитальный ремонт».

В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 ст.34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является, в том числе, проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1-3 настоящей части

В соответствии с ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом, электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

В соответствии с ч.3.1 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Между тем, заказчик включил в состав аукционной документации файл с требованиями к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам, тем самым нарушает требования п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Также заказчик установил сроки рассмотрения первой части заявок, однако в соответствии с ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе аукцион проводится через 4 часа после окончания подачи заявок и все участники закупки допускаются до участия в электронном аукционе.

2. В описании объекта закупки при устройстве мембранной кровли заложен ремонт с применением приклеиваемых рулонных материалов без указания количества слоев, при этом, армирующая мембрана заложена значительно меньше, чем общий объем ремонта, что не дает возможности выполнить работы по технологии строительных норм.

ФГБНУ «ФИЦ ФТМ» в возражениях на жалобу ООО «СОЮЗСТРОЙ» сообщило следующее.

1. При проведении закупки конкурентными способами смета, составленная заказчиком в соответствии с п.4 ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе, является обоснованием начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

В соответствии с ч.9.2 ст.22 Закона о контрактной системе определение начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого является капитальный ремонт объектов капитального строительства, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, исходя из сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со ст.8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Смета сформирована заказчиком на основании дефектной ведомости № 1 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли по адресу: ул. Тимакова, 2.

В соответствии с ч.2 ст.8.3 ГрК РФ сметная стоимость проведения капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе, на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Пункт 1(1) Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» устанавливает случаи проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства:

а)           замена и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

б)           замена и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;

в)           изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

Работы по капитальному ремонту кровли (извещение о проведении электронного аукциона № 0351100001219000096) не включают в себя работы, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, таким образом, в данном случае, сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства не подлежит проверке сметной стоимости.

В случае проведения капитального ремонта подготовка проектной документации в обязательном порядке не требуется - разрабатывается комплекс сведений, необходимых подрядчику для анализа объема и стоимости выполнения работ.

В случае обязательной подготовки проектной документации смета выступает как отдельный раздел, однако при отсутствии проектной документации смета является самостоятельным документом, формируемым в соответствии с целями и задачами, для решения которых она создается.

В соответствии с ч.15 ст.48 ГрК РФ локальная смета утверждается заказчиком. Локальный (сметный) расчет, входящий в состав аукционной документации, содержит все необходимые разделы, позволяющие определить участнику состав и количественные (качественные) характеристики предполагаемых работ.

Документация содержит техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту кровли, в котором заказчик наиболее полно изложил требования к выполнению работ; ведомость объема работ, позволяющую участнику ознакомиться с необходимыми видами работ и объемом таких работ.

2. Пункт 7 информационной карты документации содержит следующие требования к содержанию и составу первой части заявки. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:

1)           согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2)           конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

По мнению заказчика, установленные требования соответствуют нормам ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, так как исключительно согласие участником закупки представляется только в случае включения в документацию о закупке проектной документации в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Документация в данном случае не содержит в своем составе проектную документацию, следовательно, электронный аукцион не попадает под действие ч.3.1 ст.66 Закона о контрактной системе. Сроки проведения закупки сформированы с учетом требований ч.6 ст.68 Закона о контрактной системе.

3. Комплекс работ по ремонту кровель из мембраны ЭПДМ может выполняться по разным технологиям:

1)           Балластная система;

2)           Клеевая система (полностью приклеиваемая мембрана).

При выполнении работ с применением утеплителя, выполняется работа по технологии балластной системы, соответственно, применяется соответствующая расценка в локальной смете по пункту «устройство плоских однослойных кровель из мембран». При устройстве примыканий по технологии балластной системе или ремонте кровли по клеевой технологии применяется расценка «ремонт рулонных кровель с применением приклеиваемых рулонных материалов на основе этилен-пропиленовых каучуков». Ремонт рулонных кровель с применением приклеиваемых рулонных материалов на основе этилен-пропиленовых каучуков (мембран) выполняется в один слой, что видно из количества материала, указанного в расценке.

По технологии производства работ по монтажу мембраны ЭПДМ усиление армированной мембраной производится только в местах сопряжения горизонтальных и вертикальных поверхностей, ввиду чего объем необходимого к использованию материала значительно меньше общего объема выполняемых работ.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ч.12.2 ст.48 ГК РФ.

Согласно ч.12.2 ст.48 ГК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В соответствии с п.8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком.

Согласно Методическому пособию для определения сметной стоимости капитального и текущего ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения № МДС 81-6.2000 (рекомендовано к применению письмом Госстроя РФ от 12 ноября 1997 г. N ВБ-20-254/12), капитальный ремонт осуществляют только по утвержденным проектам и сметам. Если по характеру ремонтных работ не требуется изготовление рабочих чертежей (замена кровли, ремонт фасадов и др.), разрешается финансировать капитальный ремонт по утвержденным сметам или расцененным описям работ.

Таким образом, на основании вышеизложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли заказчик вправе самостоятельно установить необходимость разработки проектной документации, при этом, формирование технического задания и документации об электронном аукционе для выполнения указанного вида работ на основании сметы и дефектной ведомости не является нарушением действующего законодательства. Довод жалобы не подтвержден.

2. В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Вместе с тем, проектная документация в данную закупку не включена, следовательно, заказчиком правомерно установлено требование к составу первой части заявки в соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе. Довод жалобы не подтвержден.

3. В соответствии с ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом, электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

Вместе с тем, проектная документация в данную закупку не включена, следовательно, вторая часть вышеуказанной нормы не применяется. Довод жалобы также не подтвержден.

4. Ведомость объемов работ предусматривает, в том числе, следующие виды работ: устройство плоских однослойных кровель из мембран (со сваркой полотен) с укладкой разделительного слоя по утеплителю, несущее основание из: бетона (балласт +механика); усиление армированной мембраной: на клее в 1 слой.

Изучив локально сметный расчет и ведомость объемов работ, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что по указанным выше видам работ заказчиком установлены параметры, необходимые для определения объема используемого материала. Кроме того, заказчик в возражениях сообщил, что по технологии производства работ по монтажу мембраны ЭПДМ усиление армированной мембраной производится только в местах сопряжения горизонтальных и вертикальных поверхностей, ввиду чего объем необходимого к использованию материала значительно меньше общего объема выполняемых работ.

Суть жалобы ООО «РЕНОВАТОР» заключается в следующем.

По мнению подателя жалобы, заказчик установил в документации об электронном аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно, требование о необходимости представления документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, что является нарушением ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.

ФГБНУ «ФИЦ ФТМ» в возражениях на жалобу ООО «РЕНОВАТОР» сообщило, что с доводом жалобы согласно, признало, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ № 99, во второй части заявки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Частью 5 ст.66 Закона о контрактной системе определен перечень документов и информации, представляемых по второй части заявки на участие в электронном аукционе.

В соответствии с ч.8.2 ст.66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 ст.31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с ч.19 ст.68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с ч.13 ст.24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99.

Вместе с тем, согласно аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:

  • копию исполненного контракта (договора);
  • копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком неправомерно установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99, что является нарушением ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России также было установлено, что на участие в данном электронном аукционе была подана единственная заявка. Согласно информации, представленной представителями заказчика, заявка участника и участник соответствуют требованиям аукционной документации, при этом, документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99, были представлены заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств площадки. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанное нарушение заказчика не повлекло ущемления прав и законных интересов участников закупки и полагает возможным не выдавать заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СОЮЗСТРОЙ» на действия заказчика – ФГБНУ «ФИЦ ФТМ» при проведении электронного аукциона № 0351100001219000096 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «РЕНОВАТОР» на действия заказчика – ФГБНУ «ФИЦ ФТМ» при проведении электронного аукциона № 0351100001219000096 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли обоснованной.

3. Признать заказчика нарушившим ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны