Решение №054/01/18.1-2447/2019 Жалоба ООО «Микросан» на действия заказчика Акционерного общ... от 5 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-2447/2019

05 декабря 2019 года                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

<...> – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

<...> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Микросан» на действия заказчика Акционерного общества «Производственное Объединение «Север» при проведении закупки у единственного поставщика на поставку сильфонов (№ извещения 31908547159 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

в присутствии: представителя ООО «Микросан» <…> (по доверенности);

в присутствии:  АО «ПО «Север» - <…> (по доверенности), 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Микросан» (вх. № 14399э от 26.11.2019г.) на действия заказчика Акционерного общества «Производственное Объединение «Север» при проведении закупки у единственного поставщика на поставку сильфонов (№ извещения 31908547159 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

На сайте http://zakupki.gov.ru под номером извещения 31908458237 опубликована закупка на право заключения договора на Поставку сильфонов. Заказчиком является Акционерное общество "Производственное Объединение "Север".

Данная закупка была отменена в соответствии с положением о закупке ГК «РОСАТОМ», согласно которому, конкурентная закупка признается несостоявшейся, если не подано ни одной заявки (пп.1.1 часть б) ст.6.4 Положения).

Таким образом, закупка была проведена лишь один раз.

В силу пункт 6 ст.6.4 Положения о закупке ГК «РОСАТОМ»: В случае признания повторной конкурентной закупки несостоявшейся руководитель организации атомной отрасли вне зависимости от суммы такой закупки вправе принять решение о прямой закупке у единственного поставщика при условии, что единственный поставщик и его предложение соответствуют требованиям, установленным в закупочной документации несостоявшейся конкурентной закупки.

Вопреки вышеуказанному, Заказчик разместил на сайте http://zakupki.gov.ru неконкурентную закупку у единственного поставщика под номером извещения 31908547159, таким образом, нарушив Положение о закупке ГК «РОСТАТОМ» (далее - Положение) и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ст. 1.2. Положения, одними из основополагающих принципов закупочной деятельности является конкурентность: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки и обоснованность: соблюдение правовых норм, коллегиальность и документирование принимаемых решений, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу ст. 4.1 4. Положения: При включении прямой закупки у единственного поставщика в ГПЗ (план закупок) по основаниям, к проекту ГПЗ прилагается справка- обоснование, которая включает как минимум следующую информацию, полученную на основе проведенного анализа рынка:

а) обоснование невозможности провести закупку конкурентным способом;

б) обоснование плановой цены закупки с приложением необходимых расчетов, данных анализа рынка;

в) обоснование выбора конкретного поставщика.

Таким образом, в случае отсутствия повторного проведения закупки, и при изначальном желании Заказчика провести закупку у единственного поставщика, данная справка должна находиться в плане закупок на 2019г.

Помимо этого, у Заказчика должны иметься основания для проведения закупки у единственного Поставщика. Перечень оснований для закупки у единственного Поставщика перечислен в п.2,3 ст.4.2.2 Положения:

2. Основаниями для осуществления прямой закупки у единственного поставщика являются:

а) заключение договора на закупку продукции, относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», по регулируемым в соответствии с законодательством РФ гиенам (тарифам) у таких субъектов;

б) заключение договора на оказание услуг, связанных с использованием сетевой инфраструктуры, по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам): услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения у тех субъектов, для которых они установлены;

в) заключение договора энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком электрической энергии; заключение заказчиками-субъектами оптового рынка электроэнергии и мощности договора энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) при условии не превышения цен (тарифов) гарантирующего поставщика; заключение договора энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с производителем электрической энергии (мощности) оптового или розничного рынка в целях использования электроэнергии для объектов атомной энергии, обеспечивающих безопасный режим работы ядерных установок и радиационных источников, при условии не превышения цен (тарифов) гарантирующего поставщика;

г) заключение договора на оказание финансовых услуг, за исключением перечисленных в ст. 7.6;

д) закупка услуг по авторскому контролю за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования, авторскому надзору, авторскому сопровождению, авторскому контролю при эксплуатации объектов использования атомной энергии соответствующими авторами, у соответствующих авторов;

е) закупка работ или услуг, выполнение или оказание которых осуществляется исключительно органами исполнительной власти, Корпорацией в соответствии с га полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, организациями Корпорации и их дочерними обществами, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ, у таких органов власти, Корпорации или подведомственных им учреждений, предприятий, организаций Корпорации и их дочерних обществ;

ж)         закупка продукции, включенной в перечень специальных товаров, работ и услуг для нужд атомной отрасли в соответствии с приложением № 13 при наличии оснований, установленных в пункте 2.1.3 раздела 1 приложения 13 (Порядка по ведению Спецперечня);

з) закупка продукции, поставка которой осуществляется в счет государственного бронирования для выполнения государственного оборонного заказа по выпуску специальных изделий, а также при разработке, создании и производстве специальных изделий в соответствии с Перечнем электрорадиоизделий, разрешенных к применению при разработке (модернизации), производстве и эксплуатации аппаратуры, приборов, устройств и оборудования военного назначения (МОП 44) и Перечнем электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники (Перечень ЭКБ), у организаций, включенных в соответствующие перечни;

и)         заключение договора с УО (в т. ч. ЕОЗП), включенных в перечень юридических лиц, на которых возлагаются функции УО, установленные распорядительными документами генерального директора Корпорации (п.п. ж), з) ч. 1 ст. 3.2);

к) конкретная закупка (группа закупок), проведение которой данным способом разрешено приказом, распоряжением генерального директора Корпорации, протоколом совещания с участием генерального директора Корпорации, протоколом заседания Правления Корпорации, при этом в такт документах Корпорации указывается предмет закупки, срок поставки продукции, ее стоимость, либо лицо, ответственное за определение такой стоимости перед заключением договора, а также объем закупаемой продукции (если указание объема возможно);

л) конкретная закупка, проведение которой данным способом разрешено решением РО в пределах их полномочий;

м) заключение договора на оказание услуг по охране и физической защите объектов

атомной отрасли с организацией атомной отрасли в случае, если такая организация определена нормативным актом уполномоченного органа государственной власти;

н) исключен решением Наблюдательного совета (протокол от 07.12.2016 № 88);

о) заключение договора управления между хозяйственным обществом и управляющей организацией по передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа;

п) заключение договора с единственным поставщиком, определенным законодательством, нормативно-правовыми актами и решениями Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти РФ, оформленными в установленном порядке;

р) закупка продукции, относящейся к вмененным расходам на основании решения соответствующего коллегиального органа, определенного распорядительным документом Корпорации в соответствии с п. с) ч. 1 ст. 3.2.

3. При отсутствии возможности проведения конкурентной закупки (в т. ч. в связи с отсутствием времени на проведение конкурентных закупок) только при наличии экономической целесообразности для заказчика либо необходимости поддержания технического процесса производства, основаниями для проведения прямой закупки у единственного поставщика могут быть:

а) закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

б) закупка услуг, связанных с обеспечением визитов официальных делегаций и представителей (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

в) заключение (пролонгация) договора аренды недвижимого имущества с Корпорацией или организацией атомной отрасли;

г) заключение (пролонгация) договора аренды оборудования с Корпорацией или организацией атомной отрасли;

д) закупка продукции у ДЗО (а также коммерческих организаций, участниками которых являются ФГУП), специально созданных или приобретенных для производства данной продукции, в течение первых четырех лет существования такой организации при условии, что годовой объем закупок у такой организации в первый год не превышает 75% общей годовой потребности заказчика в данной продукции, во второй - 60%, в третий - 40%, в четвертый - 25%. Закупка продукции у ДЗО, специально созданных для производства данной продукции и расположенных в ЗАТО и моногородах, допускается в течение первых пяти лет существования такой организации в следующем порядке: годовой объем закупок у такой организации в первый год не должен превышать 90% общей годовой потребности заказчика в данной продукции, во второй - 75%, в третий - 60%, в четвертый - 40%, в пятый - 25%;

е) исключен решением Наблюдательного совета (протокол от 07.12.2016 № 88);

ж) дополнительная закупка, когда смена поставщика нецелесообразна в целях обеспечения непрерывного технологического процесса или по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика и ограниченный объем такой дополнительной закупки

по сравнению с первоначальными закупками (не более 30% первоначального объема, в сумме по совокупности всех дополнительных соглашений, с не превышением начальных цен за единицу продукции и не превышением при выполнении строительно-монтажных, проектных, изыскательских и пусконаладочных работ договорного коэффициента снижения стоимости, полученного в результате первоначальной закупки) и разумность цены; дополнительная закупка каждой позиции не должна превышать 30% от объема такой позиции в договоре; при проведении дополнительной закупки положения настоящего пункта распространяются только на виды продукции, указанные в первоначальном договоре;

з) при одновременном выполнении следующих условий:

- если вследствие чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается явная и/или значительная опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды либо остановки основного технологического процесса;

- для ликвидации последствий таких чрезвычайных обстоятельств либо их предотвращения необходима определенная продукция, а применение конкурентных закупок или мелкой закупки неприемлемо вследствие отсутствия времени на их проведение;

- заказчик не обладает аварийным запасом продукции, требуемой для устранения последствий чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы);

- ассортимент и объем закупаемой продукции должен быть не более необходимого для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (или предотвращения ее угрозы).

К чрезвычайным обстоятельствам относятся военные действия, забастовки, стихийные бедствия, аварии, катастрофы, закупки для целей, требующих незамедлительного исполнения решения органов государственной власти, иные непредвиденные обстоятельства, которые невозможно было спланировать заблаговременно, не зависящие от действий (бездействий) заказчика, создающие опасность остановки основного технологического процесса;

и) закупка работ по мобилизационной подготовке в РФ;

к) закупка продукции, находящейся в невостребованном торговом запасе, у организации атомной отрасли;

л) заключение договора на участие в выставке, семинаре, конференции с организатором мероприятия.

Ни одно из вышеуказанных оснований не подходит для проведения закупки у единственного поставщика в данном случае.

 

Жалоба ООО «Микросан» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

Акционерное общество «Производственное Объединение «Север» представило следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса.

В период с 30 октября 2019 года по 11 ноября 2019 года была проведена закупочная процедура открытый запрос предложений в электронной форме (МСП) на право заключения договора на «Поставку сильфонов» с начальной (максимальной) ценой договора 14 762 500 (Четырнадцать миллионов семьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек, включая НДС, 12 302 083 (Двенадцать миллионов триста две тысячи восемьдесят три) рубля 33 копейки, без учета НДС.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений на 10:00 (время московское) 11 ноября 2019 года на ЭТП АО «ЕЭТП» было подано 0 заявок.

В связи с тем, что после окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений не подано ни одной заявки, в соответствии с подпунктом б) пункта 1.1 части 1 статьи 6.4 Единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», (далее - ЕОСЗ) запрос предложений признан несостоявшимся. Соответственно данная закупка была не отменена, а завершена со статусом «не состоялась».

По результатам несостоявшейся конкурентной процедуры закупки Заказчиком было принято решение провести прямую закупку у единственного Поставщика в связи с необходимостью поддержания непрерывности процесса производства и отсутствием технологического времени на проведение повторной конкурентной закупки, что является основаниями, предусмотренными п. 1 ст. 3.4 ЕОСЗ.

Таким образом, Заказчиком было принято решение заключить договор с единственным Поставщиком, что подтверждает Распоряжение генерального директора № 13-11/191 от 12.11.2019г «Об утверждении единственного поставщика услуг» (Приложение 1) по п. б) ч. 5 ст. 6.4 ЕОСЗ, а именно:

 В случае если не подано ни одной заявки (с учетом отозванных участником заявок) либо принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки, подавшим заявки, либо аукцион/редукцион признан несостоявшимся по основаниям, указанным в п.п. а), в), г) ч. 2 настоящей статьи, заказчик выполняет одно из следующих действий:

а)        проводит повторную закупку. При этом для повторной закупки применяется тот же способ закупки либо: при несостоявшемся конкурсе - запрос предложений, при несостоявшемся аукционе/ редукционе - запрос котировок. При проведении повторной закупки заказчик проводит анализ причин, по которым закупка не состоялась и на основе данного анализа, при наличии возможности, корректирует условия закупки, а также вносит в зависимости от планируемой даты заключения договора соответствующие корректировки в ГПЗ текущего или следующего года (ч. 7 ст. 4.1);

б)        обращается за разрешением на проведение упрощенной закупки, прямой закупки у единственного поставщика в РО в соответствии с их полномочиями либо осуществляет закупку в соответствии с п.п. б), в) ч. 1 ст. 3.4;

в)        отказывается от проведения закупки.

Учитывая вышеуказанное, Заказчик принял решение провести прямую закупку у единственного поставщика по решению руководителя предприятия, а именно по п. в ч. 1 ст. 3.4:

Статья 3.4. Особые полномочия руководителей организаций атомной отрасли

  1. При плановой стоимости закупки (лота), стоимости дополнительного соглашения до 30 млн руб. с НДС (включительно), в исключительных случаях при наличии объективных обстоятельств, не противоречащих законодательству и распорядительным документам генерального директора Корпорации, руководитель организации атомной отрасли вправе принять решение о:

а)        проведении закупки любым открытым конкурентным способом, установленным Стандартом (при этом определенные Стандартом ценовые и иные ограничения по выбору способа закупки не учитываются);

б)        проведении упрощенной закупки;

в)        проведении прямой закупки у единственного поставщика;

При расчете начально-максимальной цены для проведения конкурентной закупки, предложение с наименьшей ценой было представлено контрагентом ПАО «Саранский приборостроительный завод», что подтверждает Обоснование начально-максимальной цены.

Договор с единственным поставщиком на «Поставку сильфонов» находится в процессе подписания с ПАО «Саранский приборостроительный завод» и содержит условия, соответствующие требованиям, установленным в закупочной документации несостоявшейся конкурентной закупки.

В настоящее время организацией процедура подписания вышеуказанного договора приостановлена на время рассмотрения жалобы.

Доводы, изложенные в жалобе от ООО «Микросан» Заказчик считает необоснованными. Кроме того, конкурентная процедура проводилась среди субъектов малого и среднего предпринимательства, что давало возможность Заявителю (ООО «Микросан») участвовать в данной закупке.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

21.11.2019г. Акционерное общество «Производственное Объединение «Север» (далее- Заказчик) на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 31908547159 о проведении закупки у единственного поставщика на поставку сильфонов.

Начальная (максимальная) цена договора –14 762 500,00 руб.

АО «ПО «Север» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.12.2012г. №37 (далее – Положение о закупке).

Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 31908458237 о проведении закупки на право заключения договора на поставку сильфонов.

11.11.2019г., Заказчик признал закупку 31908458237 несостоявшейся, на основании пп.б п.1.1 ч.1 ст.6.4 Положения о закупке, Конкурентная закупка признается несостоявшейся, если: не подано ни одной заявки (с учетом отозванных участником заявок).

В соответствии с  п.1 ст.3.4 Положения о закупке, при плановой стоимости закупки (лота), стоимости дополнительного соглашения до 30 млн руб. с НДС (включительно), в исключительных случаях при наличии объективных обстоятельств, не противоречащих законодательству и распорядительным документам генерального директора Корпорации, руководитель организации атомной отрасли вправе принять решение о:

  • проведении закупки любым открытым конкурентным способом, установленным Стандартом (при этом определенные Стандартом ценовые и иные ограничения по выбору способа закупки не учитываются);
  • проведении упрощенной закупки;
  • проведении прямой закупки у единственного поставщика;
  • заключении дополнительного соглашения по изменению цены договора,  в том числе в связи с изменением объема приобретаемой продукции;
  • заключении дополнительного соглашения по изменению неценовых условий договора в случае стоимости договора до 30 млн руб. с НДС (включительно);
  • заключении договора с участником закупки, занявшим следующее место в ранжировке, при уклонении победителя закупки от заключения договора либо при отстранении победителя закупки по основаниям, указанным в приложении № 12, в случае стоимости договора до 30 млн руб. с НДС (включительно);
  • перемене стороны по договору;
  • участии в конкурентной процедуре продавца;
  • проведении закупки с заключением рамочного договора (без учета ограничений, установленных ч. 4 ст. 7.14).

На основании распоряжения Генерального директора АО «ПО «Север» №13-11/191 от 12.11.2019г., принято решение о проведении прямой закупки на поставку сильфонов ГОСТ21482-76 у единственного поставщика – ПАО «Саранский приборостроительный завод».

Согласно ч. 5 ст. 6.4 Положения о закупке, в случае если не подано ни одной заявки (с учетом отозванных участником заявок) либо принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки, подавшим заявки, либо аукцион/редукцион признан несостоявшимся по основаниям, указанным в п.п. а), в), г) ч. 2 настоящей статьи, заказчик выполняет одно из следующих действий:

  • проводит повторную закупку. При этом для повторной закупки применяется тот же способ закупки либо: при несостоявшемся конкурсе – запрос предложений, при несостоявшемся аукционе/ редукционе – запрос котировок. При проведении повторной закупки заказчик проводит анализ причин, по которым закупка не состоялась и на основе данного анализа, при наличии возможности, корректирует условия закупки, а также вносит в зависимости от планируемой даты заключения договора соответствующие корректировки в ГПЗ текущего или следующего года (ч. 7 ст. 4.1);
  • обращается за разрешением на проведение упрощенной закупки, прямой закупки у единственного поставщика в РО в соответствии с их полномочиями либо осуществляет закупку в соответствии с п.п. б), в) ч. 1 ст. 3.4;
  • отказывается от проведения закупки.

 21.11.2019г. Заказчик объявил закупку у единственного поставщика № 31908547159 на поставку сильфонов, на сумму 14 762 500, 00 руб., в том числе с НДС 20%.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что Заказчик правомерно объявил закупку с единственным поставщиком на поставку сильфонов, в соответствии с указанными нормами Положения о закупке.

Таким образом, нарушений порядка организации и проведения торгов не установлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Микросан» на действия заказчика Акционерного общества «Производственное Объединение «Север» при проведении закупки у единственного поставщика на поставку сильфонов (№ извещения 31908547159 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны