Решение №054/01/18.1-244/2023 жалоба ООО «Единые Системы Сибири» на действия ОАО «РЖД» при... от 20 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№054/01/18.1-244/2023
20 февраля 2023 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...>
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Единые Системы Сибири» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №5364/ОАЭ-ЦДИ/22 на право заключения договора поставки канцелярских товаров,
в присутствии директора ООО «Единые Системы Сибири» <...>, представителей ОАО «РЖД» <...>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Единые Системы Сибири» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №5364/ОАЭ-ЦДИ/22 на право заключения договора поставки канцелярских товаров.
Заявитель сообщает следующее.
Заявитель считает неправомерным отклонение его заявки на участие в аукционе. Причина отклонения - не указаны в независимой банковской гарантии дополнительные требования согласно п. 3.16.10 аукционной документации.
Содержание пункта «3.16.10 аукционной документации: независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации, и содержать следующие дополнительные требования:
а) условия о следующих правах заказчика (бенефициара):
- предъявлять до окончания срока действия независимой гарантии при наступлении случаев, предусмотренных пунктом 3.16.4 аукционной документации, требование об уплате денежной суммы по такой независимой гарантии в размере обеспечения заявки на участие в закупке, установленном в извещении об осуществлении закупки;
- направлять требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (бенефициара);
- передавать право требования по независимой гарантии в случае перемены заказчика при осуществлении закупки, с предварительным извещением об этом гаранта;
б) условие об обязанности гаранта рассмотреть требование заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по независимой гарантии не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого требования и документов, предусмотренных перечнем, указанным в пункте 8 «Положения о независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397;
в) условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением гарантом денежных средств по независимой гарантии, несет гарант;
г) условие о том, что исключение банка (если независимая гарантия выдана банком) из перечня, предусмотренного частью 1.2 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), являющегося участником национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (если независимая гарантия выдана таким фондом), из перечня, предусмотренного частью 1.7 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не прекращает действия независимой гарантии и не освобождает гаранта от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ее условий;
д) условие о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде;
е) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (бенефициару), указанный заказчиком (бенефициаром) в требовании об уплате денежной суммы по независимой гарантии.»
Независимая банковская гарантия на обеспечении заявки по данному аукциону была подана ООО «Единые Системы Сибири» по стандартной форме ПАО Сбербанк и дополнительные требования, указанные в документации, в данной форме присутствуют в полном объеме. Данная независимая банковская гарантия используется как стандартная во многих аукционах, проводимых на территории Российской Федерации, и соответствует требованиям типовой формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397.
ОАО «РЖД» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «Единые Системы Сибири».
По итогам рассмотрения вторых частей заявок, заявка Участника № 3 (ООО «Единые Системы Сибири») отклонена, в связи с «предоставлением документа, предусмотренного пунктом 3.14.6.4 документации, несоответствующего требованиям приложения № 3.1 аукционной документации, а именно в представленной в составе заявки независимой гарантии отсутствует информация о предмете договора и не содержатся дополнительные условия (в соответствии с п. 3.16.10 Независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации, при этом типовой формой предусмотрено указание предмета договора и указание дополнительных условий)».
Основанием для отказа в принятии заказчиком независимой гарантии является несоответствие независимой гарантии условиям, изложенным в пункте 3.16 аукционной документации.
В разделе 3.16 аукционной документации установлены требования к независимой гарантии.
В соответствии с п. 3.16.10 независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации (далее Типовая форма).
Типовой формой предусмотрены требования, в том числе:
- Указание предмета договора (раздел «Информация о конкурентной закупке ...». В требовании по заполнению типовой формы указано «Указывается предмет договора в соответствии с извещением об осуществлении конкурентной закупки».
В представленной ООО «Единые Системы Сибири» независимой гарантии отсутствует предмет договора в соответствии с извещением.
- Указание дополнительных условий (п. 17 Типовой формы):
«17. Дополнительные условия:
- Сведения о принципале в объеме, определенном статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004г. №218-ФЗ «О кредитных историях» передаются гарантом в бюро кредитных историй.
- Настоящая независимая гарантия может быть изменена гарантом только с согласия бенефициара путем выпуска дополнения к настоящей независимой гарантии».
В представленной ООО «Единые Системы Сибири» независимой гарантии отсутствуют дополнительные условия, предусмотренные п. 17 Типовой формы.
Таким образом, ООО «Единые Системы Сибири» в своей жалобе некорректно указана причина отклонения его заявки: «не указаны в независимой банковской гарантии дополнительные требования согласно п.3.16.10 аукционной документации».
В формулировке причин отклонения, указанных в протоколе рассмотрения вторых частей заявок, отсутствует информация о том, что участником не указаны в независимой банковской гарантии дополнительные требования согласно п.3.16.10 аукционной документации.
Заявка отклонена в связи с предоставлением независимой гарантии, несоответствующей «требованиям приложения № 3.1 аукционной документации...», то есть в связи с несоответствием представленной гарантии типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации.
При этом в тексте протокола указано, в чем именно выражается несоответствие: отсутствует информация о предмете договора и не содержатся дополнительные условия.
Ссылка на пункт 3.16.10 в протоколе указана в контексте того, что Независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, представленной в документации.
Довод заявителя о том, что «Независимая банковская гарантия на обеспечении заявки по данному аукциону была подана ООО «Единые Системы Сибири» по стандартной форме ПАО «Сбербанк» несостоятелен, в связи с тем, что документацией о закупке не установлено требование о предоставлении независимой гарантии «по стандартной форме ПАО Сбербанк».
В соответствии с требованием пункта 3.16.6.1 независимая гарантия должна быть выдана гарантом, включенным в перечень, предусмотренный частью 1 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ПАО «Сбербанк» не является единственным банком, включенным в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с требованием пункта 3.16.10 независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении №3.1 аукционной документации.
Довод о том, что данная независимая банковская гарантия используется как стандартная во многих аукционах, проводимых на территории Российской Федерации, и соответствует требованиям типовой формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, несостоятелен.
Жалоба ООО «Единые Системы Сибири» подана в отношении конкретной закупки - открытого аукциона № 5364/ОАЭ-ЦДИ/22. Требования документации о закупке по открытому аукциону № 5364/ОАЭ-ЦДИ/22 установлены в соответствие с Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением от 12 июля 2018 г. N 1481/р (далее - Положение о закупке).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) Положение о закупке является основополагающим документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.
В соответствии с п. 169(2) Положения о закупке, а также п. 14.2 ст. 3.4 Закона о закупках несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, требованиям, предусмотренным настоящей статьей, является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.
Частью 32 ст. 3.4 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить:
1) типовую форму независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, типовую форму независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397 были утверждены положения о независимых гарантиях, а также утверждена типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
Типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, предусмотрено:
- Указание предмета договора - указывается в соответствии с извещением об осуществлении конкурентной закупки.
- Указание дополнительных условий (п. 17 Типовой формы) - указываются при наличии и не должны противоречить положениям извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке и Положения о закупке бенефициара, а также требованиям к условиям независимой гарантии, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
С учетом требований положений Закона о закупках и Положения о закупке документацией закупке по открытому аукциону № 5364/ОАЭ-ЦДИ/22 установлена Типовая форма Независимой гарантии (приложение №3.1 к аукционной документации), которая полностью соответствует типовой форме утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, в том числе, содержит требования об указании предмета договора в соответствии с извещением об осуществлении конкурентной закупки, а также требования об указании дополнительных условий.
Дополнительные условия, установленные в приложении №3.1 к аукционной документации не противоречат положениям извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке и Положения о закупке бенефициара, а также требованиям к условиям независимой гарантии, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. N 1397.
Факты отсутствия в представленной в составе заявки ООО «Единые Системы Сибири» независимой гарантии информации о предмете договора и дополнительных условий указывают на несоответствие форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397 и требованиям, установленным в аукционной документации.
Также необходимо отметить, что подавая заявку на участие в закупке, Заявитель ознакомился с условиями документации, возражений не имел и положения аукционной документации не обжаловал, следовательно, согласился со всеми условиями документации.
ОАО «РЖД» при проверке заявок участников руководствовалось исключительно установленными нормами Закона и Положения о закупке ОАО «РЖД», требованиями документации о закупке.
Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
ОАО «РЖД» объявлено о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 5364/ОАЭ-ЦДИ/22 на право заключения договора поставки канцелярских товаров.
Дата подачи заявок 12.12.2022.
Дата и время окончания подачи заявок 26.12.2022 06:00 (МСК).
На участие поступили 4 заявки.
Заявка участника №3 (ООО «Единые Системы Сибири») отклонена на основании пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с предоставлением документа предусмотренного пунктом 3.14.6.4 документации, несоответствующего требованиям приложения № 3.1 аукционной документации, а именно, в представленной в составе заявки независимой гарантии отсутствует информация о предмете договора и не содержатся дополнительные условия (в соответствии с п. 3.16.10 независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации, при этом типовой формой предусмотрено указание предмета договора и указание дополнительных условий).
Согласно п.п. 8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке.
Согласно п. 5 извещения о проведении аукциона обеспечение заявки может предоставляться в форме денежных средств или независимой гарантии.
Размер обеспечения заявки составляет 2,00% от начальной (максимальной) цены — 232 046,41 (Двести тридцать две тысячи сорок шесть) руб. 41 коп.
Требования к независимой гарантии, порядку и сроку ее предоставления, порядок перечисления денежных средств указаны в части 3 документации о закупке.
Согласно п. 3.16.6.1 аукционной документации независимая гарантия должна быть выдана гарантом, включенным в перечень, предусмотренный частью 1 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с п. 3.16.10 аукционной документации независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации. Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке предусматривает указание предмета договора, также содержит следующие дополнительные условия:
1) сведения о принципале в объеме, определенном статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004г. №218-ФЗ «О кредитных историях» передаются гарантом в бюро кредитных историй.
2) настоящая независимая гарантия может быть изменена гарантом только с согласия бенефициара путем выпуска дополнения к настоящей независимой гарантии.
Действующим законодательством не установлено запретов на установление дополнительных требований к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки.
ООО «Единые Системы Сибири» обжалует отклонение заявки на участие в торгах.
Основанием для отказа в принятии заказчиком независимой гарантии является несоответствие независимой гарантии условиям, изложенным в пункте 3.16 аукционной документации (п. 3.16.15 аукционной документации).
ООО «Единые Системы Сибири» представило в составе своей заявки банковскую гарантию ПАО «Сбербанк России», в которой отсутствует указание на предмет договора, дополнительные условия. Следовательно, представленная заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе банковская гарантия не соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, заказчик ОАО «РЖД» правомерно отклонил заявку ООО «Единые Системы Сибири». В его действиях отсутствует нарушение порядка организации и проведения торгов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Единые Системы Сибири» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №5364/ОАЭ-ЦДИ/22 на право заключения договора поставки канцелярских товаров необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...> Члены Комиссии <...>