Решение №054/01/18.1-244/2023 жалоба ООО «Единые Системы Сибири» на действия ОАО «РЖД» при... от 20 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-244/2023

20 февраля 2023 года                                 г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Единые Системы Сибири» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №5364/ОАЭ-ЦДИ/22 на право заключения договора поставки канцелярских товаров,

в присутствии директора ООО «Единые Системы Сибири» <...>, представителей ОАО «РЖД» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Единые Системы Сибири» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №5364/ОАЭ-ЦДИ/22 на право заключения договора поставки канцелярских товаров.

Заявитель сообщает следующее.

Заявитель считает неправомерным отклонение его заявки на участие в аукционе. Причина отклонения - не указаны в независимой банковской гарантии дополнительные требования согласно п. 3.16.10 аукционной документации.

Содержание пункта «3.16.10 аукционной документации: независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации, и содержать следующие дополнительные требования:

а)    условия о следующих правах заказчика (бенефициара):

- предъявлять до окончания срока действия независимой гарантии при наступлении случаев, предусмотренных пунктом 3.16.4 аукционной документации, требование об уплате денежной суммы по такой независимой гарантии в размере обеспечения заявки на участие в закупке, установленном в извещении об осуществлении закупки;

- направлять требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (бенефициара);

- передавать право требования по независимой гарантии в случае перемены заказчика при осуществлении закупки, с предварительным извещением об этом гаранта;

б)    условие об обязанности гаранта рассмотреть требование заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по независимой гарантии не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого требования и документов, предусмотренных перечнем, указанным в пункте 8 «Положения о независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397;

в)    условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением гарантом денежных средств по независимой гарантии, несет гарант;

г)    условие о том, что исключение банка (если независимая гарантия выдана банком) из перечня, предусмотренного частью 1.2 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), являющегося участником национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (если независимая гарантия выдана таким фондом), из перечня, предусмотренного частью 1.7 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не прекращает действия независимой гарантии и не освобождает гаранта от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ее условий;

д)     условие о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде;

е)     условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (бенефициару), указанный заказчиком (бенефициаром) в требовании об уплате денежной суммы по независимой гарантии.»

Независимая банковская гарантия на обеспечении заявки по данному аукциону была подана ООО «Единые Системы Сибири» по стандартной форме ПАО Сбербанк и дополнительные требования, указанные в документации, в данной форме присутствуют в полном объеме. Данная независимая банковская гарантия используется как стандартная во многих аукционах, проводимых на территории Российской Федерации, и соответствует требованиям типовой формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397.

 

ОАО «РЖД» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «Единые Системы Сибири».

По итогам рассмотрения вторых частей заявок, заявка Участника № 3 (ООО «Единые Системы Сибири») отклонена, в связи с «предоставлением документа, предусмотренного пунктом 3.14.6.4 документации, несоответствующего требованиям приложения № 3.1 аукционной документации, а именно в представленной в составе заявки независимой гарантии отсутствует информация о предмете договора и не содержатся дополнительные условия (в соответствии с п. 3.16.10 Независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации, при этом типовой формой предусмотрено указание предмета договора и указание дополнительных условий)».

Основанием для отказа в принятии заказчиком независимой гарантии является несоответствие независимой гарантии условиям, изложенным в пункте 3.16 аукционной документации.

В разделе 3.16 аукционной документации установлены требования к независимой гарантии.

В соответствии с п. 3.16.10 независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации (далее Типовая форма).

Типовой формой предусмотрены требования, в том числе:

  • Указание предмета договора (раздел «Информация о конкурентной закупке ...». В требовании по заполнению типовой формы указано «Указывается предмет договора в соответствии с извещением об осуществлении конкурентной закупки».

В представленной ООО «Единые Системы Сибири» независимой гарантии отсутствует предмет договора в соответствии с извещением.

  • Указание дополнительных условий (п. 17 Типовой формы):

«17. Дополнительные условия:

  1. Сведения о принципале в объеме, определенном статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004г. №218-ФЗ «О кредитных историях» передаются гарантом в бюро кредитных историй.
  2. Настоящая независимая гарантия может быть изменена гарантом только с согласия бенефициара путем выпуска дополнения к настоящей независимой гарантии».

В представленной ООО «Единые Системы Сибири» независимой гарантии отсутствуют дополнительные условия, предусмотренные п. 17 Типовой формы.

Таким образом, ООО «Единые Системы Сибири» в своей жалобе некорректно указана причина отклонения его заявки: «не указаны в независимой банковской гарантии дополнительные требования согласно п.3.16.10 аукционной документации».

В формулировке причин отклонения, указанных в протоколе рассмотрения вторых частей заявок, отсутствует информация о том, что участником не указаны в независимой банковской гарантии дополнительные требования согласно п.3.16.10 аукционной документации.

Заявка отклонена в связи с предоставлением независимой гарантии, несоответствующей «требованиям приложения № 3.1 аукционной документации...», то есть в связи с несоответствием представленной гарантии типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации.

При этом в тексте протокола указано, в чем именно выражается несоответствие: отсутствует информация о предмете договора и не содержатся дополнительные условия.

Ссылка на пункт 3.16.10 в протоколе указана в контексте того, что Независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, представленной в документации.

Довод заявителя о том, что «Независимая банковская гарантия на обеспечении заявки по данному аукциону была подана ООО «Единые Системы Сибири» по стандартной форме ПАО «Сбербанк» несостоятелен, в связи с тем, что документацией о закупке не установлено требование о предоставлении независимой гарантии «по стандартной форме ПАО Сбербанк».

В соответствии с требованием пункта 3.16.6.1 независимая гарантия должна быть выдана гарантом, включенным в перечень, предусмотренный частью 1 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ПАО «Сбербанк» не является единственным банком, включенным в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с требованием пункта 3.16.10 независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении №3.1 аукционной документации.

Довод о том, что данная независимая банковская гарантия используется как стандартная во многих аукционах, проводимых на территории Российской Федерации, и соответствует требованиям типовой формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, несостоятелен.

Жалоба ООО «Единые Системы Сибири» подана в отношении конкретной закупки - открытого аукциона № 5364/ОАЭ-ЦДИ/22. Требования документации о закупке по открытому аукциону № 5364/ОАЭ-ЦДИ/22 установлены в соответствие с Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением от 12 июля 2018 г. N 1481/р (далее - Положение о закупке).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) Положение о закупке является основополагающим документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В соответствии с п. 169(2) Положения о закупке, а также п. 14.2 ст. 3.4 Закона о закупках несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, требованиям, предусмотренным настоящей статьей, является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.

Частью 32 ст. 3.4 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить:

1) типовую форму независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, типовую форму независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397 были утверждены положения о независимых гарантиях, а также утверждена типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, предусмотрено:

  • Указание предмета договора - указывается в соответствии с извещением об осуществлении конкурентной закупки.
  • Указание дополнительных условий (п. 17 Типовой формы) - указываются при наличии и не должны противоречить положениям извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке и Положения о закупке бенефициара, а также требованиям к условиям независимой гарантии, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

С учетом требований положений Закона о закупках и Положения о закупке документацией закупке по открытому аукциону № 5364/ОАЭ-ЦДИ/22 установлена Типовая форма Независимой гарантии (приложение №3.1 к аукционной документации), которая полностью соответствует типовой форме утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, в том числе, содержит требования об указании предмета договора в соответствии с извещением об осуществлении конкурентной закупки, а также требования об указании дополнительных условий.

Дополнительные условия, установленные в приложении №3.1 к аукционной документации не противоречат положениям извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке и Положения о закупке бенефициара, а также требованиям к условиям независимой гарантии, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. N 1397.

Факты отсутствия в представленной в составе заявки ООО «Единые Системы Сибири» независимой гарантии информации о предмете договора и дополнительных условий указывают на несоответствие форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397 и требованиям, установленным в аукционной документации.

Также необходимо отметить, что подавая заявку на участие в закупке, Заявитель ознакомился с условиями документации, возражений не имел и положения аукционной документации не обжаловал, следовательно, согласился со всеми условиями документации.

ОАО «РЖД» при проверке заявок участников руководствовалось исключительно установленными нормами Закона и Положения о закупке ОАО «РЖД», требованиями документации о закупке.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

ОАО «РЖД» объявлено о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 5364/ОАЭ-ЦДИ/22 на право заключения договора поставки канцелярских товаров.

Дата подачи заявок 12.12.2022.

Дата и время окончания подачи заявок 26.12.2022 06:00 (МСК).

На участие поступили 4 заявки.

Заявка участника №3 (ООО «Единые Системы Сибири») отклонена на основании пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с предоставлением документа предусмотренного пунктом 3.14.6.4 документации, несоответствующего требованиям приложения № 3.1 аукционной документации, а именно, в представленной в составе заявки независимой гарантии отсутствует информация о предмете договора и не содержатся дополнительные условия (в соответствии с п. 3.16.10 независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации, при этом типовой формой предусмотрено указание предмета договора и указание дополнительных условий).

Согласно п.п. 8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке.

Согласно п. 5 извещения о проведении аукциона обеспечение заявки может предоставляться в форме денежных средств или независимой гарантии.

Размер обеспечения заявки составляет 2,00% от начальной (максимальной) цены — 232 046,41 (Двести тридцать две тысячи сорок шесть) руб. 41 коп.

Требования к независимой гарантии, порядку и сроку ее предоставления, порядок перечисления денежных средств указаны в части 3 документации о закупке.

Согласно п. 3.16.6.1 аукционной документации независимая гарантия должна быть выдана гарантом, включенным в перечень, предусмотренный частью 1 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 3.16.10 аукционной документации независимая гарантия должна быть составлена по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2022 г. № 1397, представленной в приложении № 3.1 аукционной документации. Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке предусматривает указание предмета договора, также содержит следующие дополнительные условия:

 1) сведения о принципале в объеме, определенном статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004г. №218-ФЗ «О кредитных историях» передаются гарантом в бюро кредитных историй.

2) настоящая независимая гарантия может быть изменена гарантом только с согласия бенефициара путем выпуска дополнения к настоящей независимой гарантии.

Действующим законодательством не установлено запретов на установление дополнительных требований к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки.

ООО «Единые Системы Сибири» обжалует отклонение заявки на участие в торгах.

Основанием для отказа в принятии заказчиком независимой гарантии является несоответствие независимой гарантии условиям, изложенным в пункте 3.16 аукционной документации (п. 3.16.15 аукционной документации).

ООО «Единые Системы Сибири» представило в составе своей заявки банковскую гарантию ПАО «Сбербанк России», в которой отсутствует указание на предмет договора, дополнительные условия. Следовательно, представленная заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе банковская гарантия не соответствует требованиям аукционной документации.

Таким образом, заказчик ОАО «РЖД» правомерно отклонил заявку ООО «Единые Системы Сибири». В его действиях отсутствует нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Единые Системы Сибири» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №5364/ОАЭ-ЦДИ/22 на право заключения договора поставки канцелярских товаров необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                              <...> Члены Комиссии          <...>                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны