Решение №054/06/33-1904/2023 в отношении ГБУЗ НСО «ДГКБ № 3» от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1904/2023

«25» сентября 2023 года                                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ НСО «ДГКБ № 3»: - (по доверенности),

в присутствии представителя подателя жалобы – ИП Шлейко Л.Г.: - (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Шлейко Л.Г. на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ДГКБ № 3» при проведении электронного аукциона № 0351300034823000212 на поставку кондиционеров, начальная (максимальная) цена контракта 166 733,34 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилась ИП Шлейко Л.Г. с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ДГКБ № 3» при проведении электронного аукциона № 0351300034823000212 на поставку кондиционеров.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 11.09.2023 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 19.09.2023 г.;

3) на участие в аукционе подано 6 заявок;

4) в результате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 6 заявок были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;

5) победителем электронного аукциона признано ООО «АЛИОН» с предложением о цене контракта в размере 135 887,55 руб.

Суть жалобы ИП Шлейко Л.Г. заключается в следующем.

1) В описании объекта закупки заказчиком в таблице представлена графа «соответствие требованиям», в которой указано, что предлагаемый к поставке товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 26963-86.

Податель жалобы считает, что указанное значение не является параметром или показателем в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Кроме того, по мнению подателя жалобы, на рынке отсутствуют товары, соответствующие данному требованию описания объекта закупки, поскольку подтверждением соответствия требованиям ГОСТ 26963-86 является сертификат. Вместе с тем, податель жалобы сообщил, что сертификат соответствия по данному виду оборудования отсутствует, поскольку ГОСТ 26963-86 исключен из обязательной сертификации. Таким образом, по мнению подателя жалобы, ни один производитель указанного товара не осуществляет сертификацию на указанный товар, ввиду её необязательности.

Кроме того, согласно единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждённой постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее – Перечень) кондиционеры промышленные общего назначения исключены из данного Перечня.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что ни один товар различных производителей не будет соответствовать требованиям описания объекта закупки.

2) В описании объекта закупки заказчиком установлено требование к году выпуска товара – не ранее 2023 года.

Податель жалобы считает указанное требование необоснованным, поскольку оно противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, а также ограничивающим количество участников закупки.

3) По мнению подателя жалобы, заказчик, в нарушение положений постановления Правительства РФ от 31.12.2009 г. «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила или постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г.), не установил в извещении о проведении электронного аукциона требования к классу энергетической эффективности поставляемого товара.

ГБУЗ НСО «ДГКБ № 3» в возражениях на жалобу ИП Шлейко Л.Г. сообщило следующее.

1) Заказчик сообщил, что наличие сертификата о соответствии требованиям ГОСТ 26963-86 не требуется. В описании объекта закупки указано, что поставляемый товар должен соответствовать требованиям о соответствии товара действующему в настоящий момент на территории Российской Федерации государственному стандарту - ГОСТ 26963-86 «Кондиционеры бытовые автономные. Общие технические условия». Указанный стандарт распространяется на бытовые комнатные автономные кондиционеры с парокомпрессионной холодильной машиной и воздушным охлаждением конденсатора, предназначенные для создания благоприятных температурно-влажностных условий в жилых и служебных помещениях и изготавливаемые для нужд народного хозяйства и экспорта.

ГОСТ 26963-86 не является показателем для определения соответствия потребностям заказчика, а указывается на то, что на данный товар существует действующий государственный стандарт.

Описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Характеристики предлагаемых участниками закупок товаров должны соответствовать характеристикам, указанным в графе «Показатели для определения соответствия» описания объекта закупки и должны быть указаны в соответствии с п. 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению.

Товары, предлагаемые участниками закупки к поставке, должны соответствовать требованиям стандартов (технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации), указанных в графе «Соответствие требованиям» описания объекта закупки. При этом не важно, в соответствии с какими документами произведены сами товары: ГОСТ, ТУ, СТО, ТР ТС или другим эквивалентным/не противоречащим требованиям, указанным в описании объекта закупки, стандартов.

Кроме того, заказчик сообщил, что описанию объекта закупки соответствует несколько товаров представленных на рынке, в том числе такие как: сплит-система «Daicond Nord Wind» «DN-24NW/IDU/DN-24NW/ODU»; сплит-система «Loriot LAC-24TA» серии «NEON»; Кондиционер «Breeon» «BRC-24TPO».

2) По доводу подателя жалобы о том, что заказчик ограничивает количество участников закупки, устанавливая требования к году выпуска товара и о том, что указанное требование не представляет заказчику никаких преимуществ в отношении закупаемого им товара, заказчик сообщил, что помимо гарантийных обязательств, предусмотренных закупкой, необходимые к поставке товары обладают такой важной потребительской/эксплуатационной характеристикой как срок фактической службы, который кратно превышает срок гарантийных обязательств поставщика.

Поскольку срок фактического использования товара выходит за рамки гарантийных обязательств и не может быть указан в контракте, но, тем не менее, является объективно важным для заказчика, в закупке указан год выпуска товара исходя из целей приобретения современного и долговечного оборудования. Кроме того, заказчику не известны условия хранения товара более ранних годов выпуска, несоблюдение которых может привести к ухудшению производительности товара и сокращению его срока службы.

Кроме того, указание заказчиком требования к году выпуска обусловлено тем, что, Закон о контрактной системе не содержит запрета на указание в описании объекта закупки таких параметров.

На основании изложенного, заказчик считает, что требование о дате производства товара не ранее 2023 года не ограничивает количество участников закупки и не препятствует участникам закупки предлагать к поставке тот или иной товар.

3) При составлении описания объекта закупки заказчик руководствовался постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145).

В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Наиболее полно потребностям заказчика соответствовала позиция КТРУ «Кондиционер бытовой» (позиция 28.25.12.130-00000010).

Исходя из информации, содержащейся в данной позиции каталога, характеристики «Класс энергоэффективности (в режиме нагрева)» и «Класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)» не являются обязательными для применения, при этом, в отношении них справочно указано «Характеристика не является обязательной для применения и может быть не указана в описании объекта закупки товара, работы, услуги при планировании и осуществлении закупки».

На основании изложенного, заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом.

Согласно ч. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» регламентированы формы подтверждения соответствия товаров документам по стандартизации, в частности, подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается указанным Федеральным законом.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что Перечень, утверждённый постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, утратил силу с 01.09.2022 г., следовательно, довод подателя жалобы об отсутствии необходимости в обязательном порядке сертифицировать товары, включенные в указанный Перечень, не может быть принят.

На момент размещения извещения о проведении рассматриваемой закупки юридическую силу имеет Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», из которого не следует, что обязательная сертификация производства кондиционеров не обязательна или подлежит декларированию соответствия.

Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель подателя жалобы не указал норму законодательства, в которой по данной закупке кондиционеры подлежат обязательной сертификации.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что статья 33 Закона о контрактной системе допускает возможность установления в извещении о проведении электронного аукциона требований в соответствии с документами о стандартизации, которые, в свою очередь, отличны от технических регламентов.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе в требованиях к содержанию составу заявки на участие в закупке и инструкции по её заполнению, отсутствует указание на необходимость представления документов (сертификата соответствия) в составе заявки на участие в электронном аукционе.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком не было допущено нарушения законодательства о контрактной системе при включении в описание объекта закупки сведений о соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям ГОСТ 26963-86.

Из материалов дела следует, что совокупности характеристик товара, изложенных в описании объекта закупки, соответствуют товары нескольких различных производителей – сплит-система «Daicond Nord Wind» «DN-24NW/IDU/DN-24NW/ODU»; сплит-система «Loriot LAC-24TA» серии «NEON»; кондиционер «Breeon» «BRC-24TPO».

Кроме того, фактические результаты закупки подтверждают соответствие товаров двух различных производителей требованиям описания объекта закупки, в частности, на участие в закупке было подано 6 заявок с предложением товаров нескольких различных производителей, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.

Таким образом, довод жалобы не нашёл своего подтверждения.

2) В описании объекта закупки установлено требование о том, что год выпуска товара должен быть не ранее 2023 года.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требование к году выпуска товара может быть установлено в описании объекта закупки при наличии достаточного обоснования.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствует информация, подтверждающая объективную необходимость заказчика в приобретении товара произведенного не ранее 2023 г. Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика не смог обосновать указанное требование описания объекта закупки.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

На основании изложенного, довод жалобы нашёл своё подтверждение.

3) Согласно п. 1 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1221 (далее - Правила), данные Правила определяют порядок установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - требования энергетической эффективности), а также первоочередные требования энергетической эффективности.

Требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком.

Согласно п. 3 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении товаров, включенных в приложение к Правилам.

Установлено, что код ОКПД-2 28.25.12 включен в состав приложения к Правилам и является укрупненным, по отношению к коду 28.25.12.130 (на основании которого сформирована позиция КТРУ 28.25.12.130-00000010).

Согласно пп. «а» п. 7 Правил к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:

- для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (за исключением ламп электрических бытовых и телевизоров), - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов.

Положениями «ГОСТ Р 55012-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Энергетическая эффективность. Кондиционеры бытовые и аналогичные. Показатели энергетической эффективности и методы определения» (далее – ГОСТ № 55012-2012), область применения которого распространяется на бытовые кондиционеры, работающие от электрической сети системы электроснабжения общего назначения (далее - кондиционеры), утверждены классы энергетической эффективности и индексы экономичности энергопотребления в режиме охлаждения.

Таким образом, ввиду того, что требуемый к поставке товар входит в перечень, являющийся приложением к правилам, а также является бытовым энергопотребляющим устройством, в отношении которого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, Заказчику, на основании п. 7 Правил, положений ГОСТ № 55012-2012, следовало установить требования к наличию класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших. В свою очередь, позиция КТРУ позволяет установить такое требование.

На основании указанного, довод подателя жалобы нашёл своё подтверждение.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в том числе, с учётом дополнений подателя жалобы на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ИП Шлейко Л.Г. на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ДГКБ № 3» при проведении электронного аукциона № 0351300034823000212 на поставку кондиционеров, частично обоснованной.

2) Признать заказчика нарушившим ст. 23, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1221.

3) Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны