Решение №054/01/18.1-1959/2019 Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия заказчика О... от 14 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1959/2019

14 октября 2019 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Кузина А.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» при проведении запроса предложений на право заключения договора страхования имущества, системы дистанционного снятия показаний приборов учета АИИСКУЭ кабельных, воздушных линий 0,4 Кв-6(10,35) кВ, трансформаторных подстанций 6(10)/0,4кВ, распределенных пунктов 6(10)Кв-35/6(10)кВ, центральных распределительных пунктов, подстанций 6(10)/0,4кВ 35/6(10)кВ с оборудованием в Центральном, Куйбышевском, Заводском, Новоильинском, Кузнецком и Орджоникидзевском районах г. Новокузнецка, (передача электрической энергии) (№ извещения 31908312728 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

в отсутствие: заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу;

в отсутствие: заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу;

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия» (вх. № 10971э от 04.10.2019г.) на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» при проведении запроса предложений на право заключения договора страхования имущества, системы дистанционного снятия показаний приборов учета АИИСКУЭ кабельных, воздушных линий 0,4 Кв-6(10,35) кВ, трансформаторных подстанций 6(10)/0,4кВ, распределенных пунктов 6(10)Кв-35/6(10)кВ, центральных распределительных пунктов, подстанций 6(10)/0,4кВ 35/6(10)кВ с оборудованием в Центральном, Куйбышевском, Заводском, Новоильинском, Кузнецком и Орджоникидзевском районах г. Новокузнецка, (передача электрической энергии) (№ извещения 31908312728 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

 

Заявитель сообщает следующее.

В документации определены следующие критерии оценки заявок, их содержание и установленное максимальное (предельное) количество баллов (всего 100 баллов на все критерии):

п/п

Показатель оценки критерия

Порядок определения значимости показателя

1.

Уровень отказов, %

Оценка осуществляется на основе данных формы ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018г., рассчитанных по следующей формуле:

 

Рахдел 1, строка 130, столбец 8Раздел 1, строка 130, столбец 7*100

Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:

Значение показателя

Балл

<2,5%

40 баллов

>2,5% и <5%

20 баллов

>5%

0 баллов

 

Сведения подтверждаются копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018г.

 

2.

Доля имущества в общем портфеля, %

Оценка осуществляется на основе данных формы ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018г., рассчитанных по следующей формуле:

(раздел 1 строка 130 столбец 3/ строка 100 столбец 3) *100

Значение показателя

Балл

>60%

30 баллов

>30% и <60%

15 баллов

<30%

0 баллов

 

Сведения подтверждаются копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018г.

 

3.

Рентабельность собственного капитала, %

Оценивается по данным Формы 1 «Бухгалтерский баланс страховой организации» (код формы по ОКУД: 0420125) за 2018 года и Формы 2 «Отчёт о финансовых результатах страховой организации» (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018г. Расчет показателя производится по формуле:

= (Ф. ОКУД: 0420126 стр, 33)/(Ф. ОКУД: 0420125 стр. 51) *100

 

Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:

Значение показателя

Балл

<20%

0 баллов

>20% и <30%

15 баллов

>30%

30 баллов

 

Сведения подтверждаются копией Формы 1 «Бухгалтерский баланс страховой организации» (код формы по ОКУД: 0420125) за 2018 года и копией Формы 2 «Отчёт о финансовых результатах страховой организации» (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018г.

Ценовой критерий документацией не предусмотрен. Таким образом, определяющим является сумма баллов по неценовым критериям.

Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией исходя из содержания и значимости вышеперечисленных критериев. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер <...>

Как показывает информация по неценовым критериям, каждый показатель оценки основан на публичной информации - отчетности страховщиков, размещенной на сайте Банка России.

http://www.cbr.ru/finmarket/account/account_repor_insure/information_ssd/report_individual_ssd/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.DtType=1&UniDbQuery.ToYear=2018

Анализ данных показывает, что в данной закупке безальтернативно выигрывает ООО «СК «Согласие». Остальные потенциальные участники закупки не могут претендовать на победу даже с ценой в 0 рублей.

При таких обстоятельствах Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, поскольку сведения каждого страховщика по ключевым показателям вышеуказанных критериев являются публичными и общедоступными, и сумма баллов по показателям заранее известна, как и победитель закупки – ООО «СК «Согласие».

Установленный порядок оценки является формальным соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), Положения о закупке Заказчика в части необходимости установления показателей в рамках нестоимостных критериев, однако фактически не обеспечивает условия конкурентной борьбы ввиду очевидного факта возможности Заказчика достоверно определить присуждаемое количество баллов по оспариваемым показателям для каждого участника закупки без необходимости рассмотрения и оценки непосредственно документов в составе заявок.

ООО «СК «Согласие» является текущим страховщиком данных рисков.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При таких обстоятельствах и с учетом значимости неценовых показателей в 100 баллов из 100, по которым только ООО «СК «Согласие» может набрать максимальный балл, в действиях Заказчика имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Позиция заявителя подтверждается прилагаемой правоприменительной практикой.

 

Жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия»  подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

Общество с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» представило следующие возражения на жалобу.

ООО «Горэлектросеть» на 2019 год запланировало проведение закупки услуг по страхованию имущества организации. Приказ о проведении закупки и создании закупочной комиссии был издан 17.09.2019 г. Документация о проведении закупки была сформирована с целью выбора страховой организации, отвечающей требованиям по стабильности финансового состояния, и иным требованиям, существенным для страхователя. Нарушений каких-либо требований нормативных правовых актов данная документация не содержит.

Вместе с тем, в установленный документацией о проведении закупки срок (до 12 часов 00 минут местного времени 27 сентября 2019 года) заявок на участие в запросе предложений подано не было. Соответственно, закупка должна быть признана несостоявшейся. Общество разместило в ЕИС соответствующий протокол 07.04.2019 года в 15 часов 11 минут местного времени (распечатка из ЕИС прилагается). В связи с получением извещения УФАС по Новосибирской области, которым в соответствии с ч. 18 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Управление потребовало от Общества приостановить закупку, однако к моменту его получения по электронной почте 07.04.2019 года в 16 часов 40 минут местного времени (распечатка входящего письма прилагается).

Общество обращает внимание Управления, что СПАО «РЕСО-Гарантия» не обращалось с заявкой для участия в закупке в форме запроса предложений № 31908312728 (40).

В связи с указанными выше обстоятельствами, а также в связи с фактическим статусом закупки как несостоявшейся, Заказчик полагает, что интересы СПАО «РЕСО-Гарантия» не только не нарушены, но и не могли быть нарушены.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции «Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган

- лицами, подавшими заявки на участие в торгах,

  • а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов;

- акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель)».

Соответственно, в рамках данной процедуры (в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) в антимонопольный орган действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут обжаловаться лицами, не подававшими заявки на участие в торгах, но «права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов» исключительно по следующим основаниям: «если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах». Только такие лица относятся в рамках данной статьи к «заявителям».

В настоящем случае СПАО «РЕСО-Гарантия», не будучи лицом, подавшим заявку на участие в торгах, и направив жалобу не в связи с «нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах», не имело права на такое обжалование, и не имеет статуса «заявителя», а его обращение не может являться «жалобой» в том смысле, который установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Такое обращение не подлежит рассмотрению по существу (остается без рассмотрения), и в любом случае оно не может быть удовлетворено.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

18.09.2019 Заказчиком ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора страхования имущества, системы дистанционного снятия показаний приборов учета АИИСКУЭ кабельных, воздушных линий 0,4 Кв-6(10,35) кВ, трансформаторных подстанций 6(10)/0,4кВ, распределенных пунктов 6(10)Кв-35/6(10)кВ, центральных распределительных пунктов, подстанций 6(10)/0,4кВ 35/6(10)кВ с оборудованием в Центральном, Куйбышевском, Заводском, Новоильинском, Кузнецком и Орджоникидзевском районах г. Новокузнецка, (передача электрической энергии) (№ извещения 31908312728).

Начальная (максимальная) цена договора – 48 000 000,00 руб.

Запрос предложений проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Положением о  закупках ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ», утвержденным протоколом общего собрания участников ООО «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ»  № 25 от  «28» декабря   2018г (далее – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона является, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пп. 4.4.12. п. 4.4 Положения, документация процедуры закупки должна содержать: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с п. 3 Документации о закупке в форме запроса предложений №40, утвержденной генеральным директором ООО «УК «НовокузнецкЭнерго» на основании устава и договора о передаче полномочий единоличного исполнительно органа И.Ю. Карташевым (далее – Документация о закупке), установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений (уровень отказов, доля имущества в общем портфеле; рентабельность собственного капитала) и их значимость.

Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией исходя из содержания и значимости вышеперечисленных критериев.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, как это зафиксировано в «Журнале регистрации поступления заявок на участие в конкурсе».

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в конкурсе и которому присвоен первый номер.

Согласно п. 10 Документации о закупке, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, участников допущенных к проведению запроса предложений, осуществляется закупочной комиссией по лучшей совокупности условий исполнения договора в соответствии с критериями, установленными в настоящей документации.

 Таким образом, критерии оценки заявок, на которые указывает заявитель, не являются основанием для отклонения заявок, позволяют заказчику торгов оценить заявки и определить заявку, содержащую наилучшие условия.

Учитывая, что Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит перечня критериев, которые должны применяться при оценке заявок, Комиссией Новосибирского УФАС России не усматривается в действиях Заказчика нарушения действующего законодательства Российской Федерации при установлении данных критериев оценки.

Довод Заказчика об отсутствии у заявителя права на подачу жалобы в антимонопольный орган не принимаются по следующим основаниям. 

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующем случае: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Нарушений порядка организации и проведения запроса предложений в действиях Заказчика не установлено.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия заказчика Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ» при проведении запроса предложений на право заключения договора страхования имущества, системы дистанционного снятия показаний приборов учета АИИСКУЭ кабельных, воздушных линий 0,4 Кв-6(10,35) кВ, трансформаторных подстанций 6(10)/0,4кВ, распределенных пунктов 6(10)Кв-35/6(10)кВ, центральных распределительных пунктов, подстанций 6(10)/0,4кВ 35/6(10)кВ с оборудованием в Центральном, Куйбышевском, Заводском, Новоильинском, Кузнецком и Орджоникидзевском районах г. Новокузнецка, (передача электрической энергии) (№ извещения 31908312728 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны