Решение №054/01/18.1-1685/2023 в отношении АО «НПЗ» от 8 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№054/01/18.1-1685/2023

08.07.2024                                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Изотемп»   (вх. № 11762/24 от 26.06.2024 г.) на действия АО «НПЗ» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме, на право заключения договора выполнения работ по ремонту лестницы и площадок корпуса № 12 (№ ЕИС-240000109000073),

в присутствии представителей АО «НПЗ» <...>. (дов. № 226 от 29.12.2023 г.), <...> (дов. № 2 от 09.01.2024 г.), в отсутствие представителя ООО «Изотемп», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила общества с ограниченной ответственностью «Изотемп»   (вх. № 11762/24 от 26.06.2024 г.) на действия АО «НПЗ» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме, на право заключения договора выполнения работ по ремонту лестницы и площадок корпуса № 12 (№ ЕИС-240000109000073).

Заявитель сообщает следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Изотемп» была подана заявка на участие в Закрытом запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на Выполнение работ по ремонту лестницы и площадок корпуса №12.

По результатам рассмотрения заявок и в соответствии с протоколом № 240000109000073  от 17.06.2024 г. закупка была признана несостоявшейся, единственная заявка ООО «Изотемп» была отклонена комиссией Заказчика по следующей причине: «Заявка (раздел 7) по форме установленной в подразделе 7.2 извещения (форма 2) представлено с нарушением,  непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки.

А именно: Настоящая заявка имеет правовой статус оферты и действует вплоть до истечения срока, отведенного на заключение договора, но не менее, чем в течение 60 (шестидесяти) дней с даты окончания срока подачи заявок, установленной в извещении.

Из текста участником удалена часть фразы «.. но не менее, чем».

Согласно Подразделу 4.5 документации «Общие требования к заявке:

Участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разд. Ошибка! Источник ссылки не найден. настоящего извещения, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении №3 к информационной карте.

4.5.5 Заявка должна быть действительна в течение срока проведения процедуры закупки до истечения срока, отведенного на заключение договора, но в любом случае не менее, чем в течение 60 (шестидесяти) дней с даты окончания срока подачи заявок.

4.5.9 Нарушение участником процедуры закупки требований к составу, содержанию заявки, установленных п.п. 0 - Ошибка! Источник ссылки не найден., 0 - Ошибка! Источник ссылки не найден.\, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке».

Согласно п. 4.12.9 «При выполнении мероприятий, предусмотренных подп. Ошибка! Источник ссылки не найден. - Ошибка! Источник ссылки не найден., секретарь ЗК до принятия ЗК решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке направляет участникам процедуры закупки с использованием программно-аппаратных средств ЗЭТП дозапрос с соблюдением следующих требований:

Дозапрос направляется в отношении документов и сведений, предоставление которых предусмотрено п. Ошибка! Источник ссылки не найден., Ошибка! Источник ссылки не найден. (за исключением сведений, касающихся цены договора, предложения участника в отношении предмета закупки и иных условий исполнения договора), Ошибка! Источник ссылки не найден. - Ошибка! Источник ссылки не найден.,  Приложения № 3 к Информационной карте, включая документы, подтверждающие соответствие требованию, установленному в п. Ошибка! Источник ссылки не найден., Ошибка! Источник ссылки не найден., в случаях:

отсутствия в составе заявки требуемых документов и сведений;

предоставление требуемых документов и сведений не в полном объеме;

наличия неустранимых противоречий в представленных документах и сведениях;

нечитаемости представленных документов и сведений;

(3) дозапрос направляется всем участникам процедуры закупки, в отношении которых ЗК может быть принято решение об отказе в допуске к участию в закупке в связи с выявлением обстоятельств, указанных в подп.0»;

Согласно 4.12.13 «ЗК отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:

непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте; нарушение требований подраздела Ошибка! Источник ссылки не найден. к содержанию и составу заявки»;

Причина отклонения: Из текста формы заявки (форма 2) подраздела 7.2 участником удалена часть фразы «.. но не менее, чем».

Заявитель считает, что им в составе заявки на участие был представлен исчерпывающий перечень документов согласно требованиям документации к закрытом запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на Выполнение работ по ремонту лестницы и площадок корпуса №12, а формулировка о сроке действия заявки непосредственно в форме «Заявка» была указана точным значением в соответствии с требованиями пункта 4.5.5 с недопущением двоякого смысла, который создает фраза «не менее, чем».

Кроме Заявитель считает, что в закупочной документации отсутствуют конкретные инструкции по заполнению предлагаемых форм, отсутствует указание на то, что заполнению из текста форм подлежат только поля, выделенные заказчиком серым цветом и остальной текст изменению не подлежит.

ООО «Изотемп» является участником запросов котировок в электронной форме заказчика АО «НПЗ» с 2022 года. Вся документация, в том числе и форма заявки на участие, в подаваемых с 2022 года процедурах закупок была абсолютно идентична рассматриваемой.

Формы заявок на участие в указанных процедурах с 2022 года от ООО «Изотемп» содержали формулировку с уточненным сроком действия заявки, так же исключая фразу «.. но не менее, чем», как в рассматриваемом случае, и ни разу не были отклонены комиссией заказчика по указанной причине. Таким образом, комиссия заказчика с 2022 года не считала нарушением исключение из заявки на участие фразы «.. но не менее, чем». По данной причине, ООО «Изотемп» была подана заявка на участие в  закрытом запросе котировок в электронной форме № 240000109000073 аналогично предыдущим заявкам.

Заявитель считает, что заказчик пренебрег пунктом 4.12.9:

«При выполнении мероприятий, предусмотренных подп. 4.12.8(1) - 4.12.8(5), секретарь ЗК до принятия ЗК решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке направляет участникам процедуры закупки с использованием программно-аппаратных средств ЗЭТП дозапрос с соблюдением следующих требований:

Дозапрос направляется в отношении документов и сведений, предоставление которых предусмотрено п. 1), 2) (за исключением сведений, касающихся цены договора, предложения участника в отношении предмета закупки и иных условий исполнения договора), 4) - 8),  Приложения № 3 к Информационной карте, включая документы, подтверждающие соответствие требованию, установленному в п. 5.1.2, 5.1.3, в случаях:

а) отсутствия в составе заявки требуемых документов и сведений;

б) предоставление требуемых документов и сведений не в полном объеме;

в) наличия неустранимых противоречий в представленных документах и сведениях;

г) нечитаемости представленных документов и сведений;

(3) дозапрос направляется всем участникам процедуры закупки, в отношении которых ЗК может быть принято решение об отказе в допуске к участию в закупке в связи с выявлением обстоятельств, указанных в подп.4.12.9(1);

На основании п. 4.12.9 комиссия заказчика могла бы направить ООО «Изотемп» запрос на уточнение заявки на участие закрытом запросе котировок в электронной форме № 240000109000073.

АО «НПЗ» представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «Изотемп»;

В связи с тем, что АО «НПЗ» входит в состав холдинга АО «Швабе», который в свою очередь входит в Государственную Корпорацию «Ростех» (Далее - Ростех), при размещении документов о закупке и рассмотрении поступивших заявок АО «НПЗ» руководствуется Единым положении о закупке (Далее - ЕПОЗ), а также Распоряжением №89 от 01.07.2015 г. «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подготовки и проведения закупок в Государственной Корпорации «Ростех»» (Далее - Распоряжение).

ЕПОЗ содержит следующие требования к документации по закупкам:

п. п. 1.1.6. (4) В целях развития норм, закреплённых в Положении, а также урегулирования отношений, не подлежащих отражению в Положении в силу требований, установленных Законом 223-Ф3, правовыми актами Корпорации устанавливаются (при необходимости) в том числе: положение о порядке планирования закупочной деятельности.

п.п. 10.9.1 В документации о закупке требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки устанавливаются при проведении конкурентных процедур закупки.

п.п. 10.9.3 Заказчик (организатор закупки) устанавливает требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки с целью формирования исчерпывающего перечня требований, предъявляемых к заявке участника закупки, и расширения для поставщиков возможностей участия в процедуре закупки.

п.п. 10.12.5 Несоответствие участника процедуры закупки или поданной им заявки требованиям документации о закупке является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

В соответствии с п. п. 12.3.2. ЕПОЗ: «Неотъемлемыми частями документации о закупке являются извещение и проект договора» в связи с чем, Извещение об осуществлении закупки по закрытому запросу котировок на право заключения договора (Далее - Извещение), было размещено на электронной площадке в составе документации о закупке. В соответствии с Распоряжением указаны требования по оформлению документов и основания для отклонения в случае обнаружения несоответствий в представленной документации.

Исходя из п. п. 10.2.2. ЕПОЗ: «Подготовка извещения и документации о закупке осуществляется на основании настоящего Положения, запроса на закупку и соответствии с типовыми формами извещения и документации о закупке, если такие типовые формы установлены Корпорацией в соответствии с подп. 1.1.6. (11) Положения».

На основании п. п. 10.16.1. ЕПОЗ: «Подготовка извещения и документации о закупке осуществляется в соответствии с запросом на закупку, на основании типовых форм, если такие типовые формы установлены Корпорацией в соответствии с подп. 1.1.6. (11) Положения».

В соответствии с п. п. 12.3.3. ЕПОЗ: «Документация о закупке составляется на основе типовой формы если такая установлена Корпорацией в соответствии с подп. 1.1.6. (11) Положения».

Согласно п. п. 4.5.1. Извещения: «Участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами Форм, установленных в разд. 7 настоящего извещения...»

В соответствии с п. п. 4.5.9 Извещения: «Нарушения участником процедуры закупки требований к составу, содержанию заявки, установленных п.п. 4.5.1. - 4.5.3. 4.5.5 - 4.5.7, являются основанием для отказа в допуске к участию в закупке.»

Несмотря на тот факт, что Заявитель, ознакомившись со всей документацией, требованиями, условиями участия в закупке, самовольно и в одностороннем порядке изменил форму Заявки на участие в закупке.

Заявитель указывает, что намеренно исключил фразу: «... но не менее, чем...» из Заявки, так как считает её наличие в тексте создаёт двоякий смысл.

В контексте Заявки (по форме Заказчика) абзац с исключённой Заявителем фразой имеет следующий вид: «Настоящая заявка имеет правовой статус оферты и действует вплоть до истечения срока, отведённого на заключение договора, но не менее, чем в течение 60 (шестидесяти) дней с даты окончания срока подачи заявок, установленной в извещении.»

Таким образом буквальное толкование фразы имеет следующий смысл - Заявка имеет статус оферты сроком от 60 дней, то есть непосредственно все 60 дней (минимальный срок) с даты окончания срока подачи заявок и весь последующий срок, отведённый на заключение договора.

Заявитель представил Заявку с фразой в следующей форме: «Настоящая заявка имеет правовой статус оферты и действует вплоть до истечения срока, отведённого на заключение договора, в течении 60 (шестидесяти) дней с даты окончания срока подачи заявок, установленной в извещении.

АО «НПЗ» считает, что исключение части фразы - «но не менее, чем» полностью изменило смысл всего абзаца. Так буквальное толкование абзаца в редакции Заявителя означает, что представляемая заявка имеет статус оферты всего в течении 60 дней, то есть не более 60 дней с даты окончания срока подачи заявок. Из указанного следует, что Заявитель осознано ограничивает период действия оферты всего 60 днями с даты окончания срока подачи заявок, что позволяет ему в случае заключения договора в срок более 60 дней с даты окончания заявок менять в одностороннем порядке стоимость работ, оказываемых услуг или товара и требовать от Заказчика заключения договора на условиях, не соответствующих указанных изначально в представляемой Заявке.

Подобное изменение формулировки абзаца является значительным и кардинально меняет юридически значимые условия участия юридического лица в процедуре Закупки. Кроме того, в редакции Заявителя заявка не соответствует требованиям п. 4.5.5 Извещения (размещённого на электронной площадке в составе документации о закупке) в котором указано: «Заявка должна быть действительна в течение срока проведения процедуры закупки до истечения срока, отведённого на заключение договора, но в любом случае не менее, чем в течение 60 (шестидесяти) дней с даты окончания срока подачи заявок.

Из указанного следует, что Заявитель в одностороннем порядке и на своё усмотрение изменил условия участия в закупке, установленные Заказчиком под предлогом исключения «двоякого смысла». Из вышеуказанных пояснений следует, что факт двоякого толкования фразы отсутствовал и отсутствует, а указание Заявителя на обратное является необоснованным основанием для оправдания действий направленных на нарушение принципов равноправия и справедливости

Согласно п.п. 12.8.5. (1): «Закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям: непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки.»

Так как удаление Заявителем из формы Заявки части фразы коренным образом изменило сроки действия предложения о поставке предмета закупки и фактически изменило форму заявки, АО «НПЗ» приняло решение о несоответствии представленных документов.

2. Заказчик просит обратить внимание, Заявитель не оспаривал форму Заявки, размещённую Заказчиком до момента подачи документов по закрытому запросу котировок.

ООО «Изотемп» не обращалось с требованиями изменить форму, представить дополнительные разъяснения и не обращалось с жалобами в УФАС НСО на опубликованную Заказчиком форму заявки в извещении.

В обоснование своих действий Заявитель также приводит довод об отсутствие в закупочной документации конкретной инструкции по заполнению предлагаемых форм, и как следствие данный факт трактуется Заявителем как обоснование вносимых им изменений, в отсутствие запроса разъяснений.

В данном случае требуется всесторонне изучить и рассмотреть исходную форму Заявки, размещённую в Извещении. Документ содержит прочерки «(           )», указания более мелким шрифтом или выделения скобками пояснений для мест текста подлежащих заполнению участником закупки. У квалифицированных участников закупок не вызывает затруднения процедура заполнения формы Заявки, что подтверждается отсутствием жалоб от других юридических лиц по итогам участия в закупках, проводимых АО «НПЗ».

Тот факт, что Заявитель, удаляя часть фразы из середины монолитного абзаца ссылается на отсутствие понимания принципа заполнения форм документов может свидетельствовать о некомпетентности участника в вопросе подготовки документов в ходе процедуры закупки, так как удаление части целостной фразы, не содержащей каких-либо указаний на возможность её изменения или дополнения, может свидетельствовать о наличие умысла и намерениях в одностороннем порядке внести юридически значимые изменения в условия закупки..

Заявитель ошибочно считает, что в сложившейся ситуации Заказчик обязан был направить дозапрос на представление ненадлежащим образом оформленной Заявки.

АО «НПЗ» считает, что не обязано было совершать подобное действие. Так исходя из документации, размещённой на площадке направление дозапроса является правом Закзачика, а не его обязанностью.

В свою очередь Арбитражные суды и ФАС России придерживаются позиции о невозможности дозапроса документов в рамках закупки по 223 ФЗ

Согласно Определения ВС РФ от 20.02.2023 N 305-ЭС22-29198: Закон № 223-ФЗ не разрешает дозапрос сведений и документов у участников до подведения итогов.

В положении и документации закрепили право Заказчика запрашивать у участников разъяснения или дополнения, которые влияли на отклонение либо оценку их заявок. Его применяли, в частности, если сведения в них были неполными или имели разночтения.

Контролеры посчитали условие незаконным. Суды с ними согласились:

Закон № 223-Ф3 не разрешает направлять участникам дозапросы информации и документов до подведения итогов. Это создает риск необъективной оценки, нарушает принципы равноправия и справедливости;

при спорном условии участие в закупке зависит от воли заказчика. Его могут применять не в равной степени ко всем участникам. Порядок и пределы таких запросов не установили.

Ранее к сходным выводам приходила ФАС. В практике есть пример, когда такой дозапрос позволил участнику скорректировать заявку под техзадание и победить в закупке. Суды решили, что ему дали преимущество, поскольку объем запрашиваемых сведений был выше, чем у других.

В соответствии с Решением Пензенского УФАС России от 30.06.2020 N 058/07/3.2-468/2020 - Заявку участника отклонили: он не представил в первой части необходимые документы и сведения, а также нарушил требования к ее содержанию и составу. Участник с этим не согласился и пожаловался в антимонопольный орган.

По условиям закупки заявка должна быть подана по форме, определенной в извещении. В частности, в первом абзаце нужно указать: "Изучив извещение (включая все изменения и

разъяснения к ней), размещенные           [указывается дата официального размещения

извещения, а также его номер (при наличии)], и безоговорочно принимая установленные в них требования и условия участия в закупке, в том числе в отношении порядка формирования проекта договора, заключаемого по итогам закупки, установленного пп. 4.19.7, 4.19.9.".

Участник закупки допустил ошибку в одной цифре, отразив вместо "п. 4.19.9" другой пункт - "п. 4.19.12".

Контролеры поддержали заказчика. В извещении указано: все документы в заявке подаются строго по установленным образцам (среди них была и форма заявки). Корректировать их нельзя. В противном случае заявку отклонят.

Отметим, в антимонопольной практике встречаются случаи, когда незначительная ошибка (опечатка) в форме заявки приводила к аналогичным последствиям. Так, в первой части участник указал не ту закупочную процедуру: вместо "запрос предложений" - "аукцион". Кроме того, вместо слова "договор" он привел "контракт". Как определили, заявка была составлена не по форме.»

Из указанного следует вывод, дозапрос информации и документов, содержит риски необъективной оценки поданных заявок, что влечет нарушение установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Кроме того, право осуществления дозапроса информации и документов у участников закупки до подведения итогов Законом о закупках не предусмотрено.

4. При ознакомлении с жалобой АО «НПЗ» стало известно о предыдущих фактах самовольного и одностороннего изменения форм заявок Заявителем в проводимых ранее закупках. Со своей стороны, можем пояснить, что ранее сотрудники Заказчика осуществляли проверку документов, поступающих от участников закупки без использования компьютерных программ, таким образом мы допускаем тот факт, что проверяющие могли не обратить внимание на вносимые Заявителем изменения в формы заявок, что является человеческим фактором и не может расцениваться как изменение требований или предвзятое отношение к участнику закупки.

В настоящий момент представляемые участниками закупки документы проходят проверку через программу ABBYY Comparator, позволяющую проводить сверку текста исходной формы Заявки и формы представленной от участника закупки. В случае наличия изменений в представленной участником форме Заявки, программа выделает цветом несоответствия, что позволяет фиксировать даже малейшие отклонения от установленной Извещением формы документов.

Так при проверке Заявки поступившей от ООО «Изотемп», программа выделила цветом изменения в тексте абзаца, что в свою очередь, позволило сделать вывод о несоответствии формы Заявки представленной заявителем на основании чего заявка была отклонена.

На основании вышеизложенного считаем, что АО «НПЗ» не допускало нарушений при отклонении заявки ООО «Изотемп», напротив Заказчик действовал в строгом соответствии с нормами и регламентами.

Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

31.05.2024 организатором торгов ООО «НПЗ» на сайте «АСТ-ГОЗ» было размещено извещение № ЕИС- 240000109000073 о проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по ремонту лестницы и площадок корпуса № 12.

Дата и время начала подачи заявок – 31.05.2024.

Дата и рассмотрения заявки – 17.06.2024.

Согласно п.4.5.5 Извещения заявка должна содержать следующую формулировку: заявка должна быть действительна в течение срока проведения процедуры закупки до истечения срока, отведенного на заключение договора, но в любом случае не менее, чем в течение 60 (шестидесяти) дней с даты окончания срока подачи заявок.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что Заявитель представил Заявку с фразой в следующей форме: «Настоящая заявка имеет правовой статус оферты и действует вплоть до истечения срока, отведённого на заключение договора, в течении 60 (шестидесяти) дней с даты окончания срока подачи заявок, установленной в извещении.

Исключение части фразы - «но не менее, чем» полностью изменило смысл всего абзаца. Буквальное толкование абзаца в редакции Заявителя означает, что представляемая заявка имеет статус оферты всего в течении 60 дней, то есть не более 60 дней с даты окончания срока подачи заявок. Из указанного следует, что Заявитель осознано ограничивает период действия оферты всего 60 днями с даты окончания срока подачи заявок, что позволяет ему в случае заключения договора в срок более 60 дней с даты окончания заявок менять в одностороннем порядке стоимость работ, оказываемых услуг или товара и требовать от Заказчика заключения договора на условиях, не соответствующих указанных изначально в представляемой Заявке.

Помимо прочего данный факт нарушает п.п. 10.12.5 «Несоответствие участника процедуры закупки или поданной им заявки требованиям документации о закупке является основанием для отказа в допуске к участию в закупке».

Подобное изменение формулировки абзаца является значительным и кардинально меняет юридически значимые условия участия юридического лица в процедуре Закупки. Кроме того, в редакции Заявителя заявка не соответствует требованиям п. 4.5.5 Извещения (размещённого на электронной площадке в составе документации о закупке) в котором указано: «Заявка должна быть действительна в течение срока проведения процедуры закупки до истечения срока, отведённого на заключение договора, но в любом случае не менее, чем в течение 60 (шестидесяти) дней с даты окончания срока подачи заявок.

Согласно ст. 3 Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Та ситуация, при которой один участник закупки в свободной форме меняет установленные требования к подаче заявки не в полной мере отвечает принципам Закона № 223-ФЗ.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Изотемп» на действия АО «НПЗ» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме, на право заключения договора выполнения работ по ремонту лестницы и площадок корпуса № 12 (№ ЕИС-240000109000073) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны