Решение №054/01/18.1-1501/2022 жалоба ООО «СБК» (вх. №13602/22 от 05.09.2022) на действия Ф... от 14 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1501/2022

14 сентября 2022 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «СБК» (вх. №13602/22 от 05.09.2022) на действия ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – ФГП ВО ЖДТ России) при проведении закупки на оказание услуг по капитальному ремонту автомобилей с заменой запасных частей для нужд Новосибирского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге (№ 32211654162),

в присутствии представителя ООО «СБК» - <...> (представитель по доверенности от 12.05.2020 г.,

в присутствии представителей ФГП ВО ЖДТ России - <...> (представитель по доверенности № 5121-Ю от 18.05.2021 г.), <...> (представитель по доверенности № НОЮ-1/1 от 07.06.2021 г.),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «СБК» (вх. №13602/22 от 05.09.2022) на действия ФГП ВО ЖДТ России при проведении закупки на оказание услуг по капитальному ремонту автомобилей с заменой запасных частей для нужд Новосибирского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге (№ 32211654162).

Заявитель сообщает следующее.

30.08.2022 г. на сайте https://zakupki.gov.ru/ было опубликовано извещение о закупке № 32211654162 на оказание услуг по капитальному ремонту автомобилей с заменой запасных частей для нужд Новосибирского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге.

Условия проведения закупки установлены в Документации об аукционе «Оказание услуг по капитальному ремонту автомобилей с заменой запасных частей для нужд Новосибирского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России по Западно-Сибирской железной дороге».

Как следует из п. 8 раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА» Документации о закупке: «Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет:

361 000 (триста шестьдесят одна тысяча) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% -            60 166 (шестьдесят тысяч сто шестьдесят шесть) рублей 67 копеек,

Сопоставление ценовых предложений участников закупки осуществляется по цене без ставки НДС, ранжирование ценовых предложений осуществляется по цене без ставки НДС».

Пунктом 3 РАЗДЕЛА III. «ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ» Документации о закупке закреплено: «Начальная максимальная цена договора:

361 000 (триста шестьдесят одна тысяча) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% 60 166 (шестьдесят тысяч сто шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.

300 833 (триста тысяч восемьсот тридцать три) рубля 33 копейки - без учета НДС.

Установление со стороны организатора двух сумм начальной (максимальной) цены договора в зависимости от налогового режима (системы) налогообложения участника, ООО «СБК» расценивает как дискриминацию и считает, что данное действие нарушает пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупка, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Следовательно, при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена НДС.

При этом наличие в Документации о закупке нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениям Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

В свою очередь, Закон о закупках не содержит норм, указывающих на возможность, при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры, применения единого базиса оценки цены предложений участником без учета НДС.

Предпринимательская деятельность, в силу положений статьи 2 Гражданского кодекса РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленной законом порядке. Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении закупки.

В свою очередь, приведение Заказчиком ценовых предложений участников к единому налоговому базису фактически заставляет участников, находящихся на упрощенной системе налогообложения, занижать свои предложения.

Подведение итогов аукциона по цене без учета НДС приведет к ситуации, при которой заявка участника, не являющегося плательщиком НДС, и предложившего наиболее низкую цену по сравнению с ценой участника, являющегося плательщиком НДС, будет иметь более низкий ценовой рейтинг, а участник, предложивший наименьшую цену будет признан победителем.

Факт указания Заказчиком начальной (максимальной) цены с учетом НДС не свидетельствует о том, что у участника закупочной процедуры находящегося на упрощенной системе налогообложения, появляется обязанность по предоставлению ценового предложения, без НДС лишь потому, что он не является плательщиком названного налога.

Ни одна норма действующего законодательства РФ не наделяет участников торгов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, особым статусом, обязывающем их занижать ценовые предложение при участии в конкурентных процедурах на величину налога на добавленную стоимость лишь в силу того, что они не являются плательщиками налога.

Установление в Документации о закупке такого права не может свидетельствовать о правомерности проведения оспариваемой закупки, в том числе в связи с тем, что указанная норма предоставляет Заказчику право на установления соответствующих положений, но не предписывает соответствующую обязанность.

При этом при оценке ценовых предложений участников закупочной процедуры по стоимости без НДС лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, будут поставлены в заведомо невыгодные условия закупки поскольку, в отличие от лиц, применяющих общую систему налогообложения, будут обязаны уплатить налог на доходы (ст. ст. 346.11 и 346.14 Налогового кодекс Российской Федерации в размере 6% от суммы полученного дохода (часть 1 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, чистая прибыль лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, будет изначально ниже, нежели у лиц, находящихся на общей системе налогообложения, что ставит их в заведомо невыгодное положение в рамках рассматриваемой закупочной процедуры и способствует их отказу от участия закупочной в процедуре лишь на основании применения ими упрощенной системы налогообложения.

Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 22.08.2018г. № АД/66562/18 «По вопросу установления требований, к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС)», а также в Постановлении 9-ого ААС от 23.08.2021 по делу № А40- 67325/2021.

ООО «СБК» считает, что п. 8 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» и п. 3 Раздела III. «Описание предмета закупки» документации об аукционе в электронной форме на право заключения договора, утвержденной главным инженером филиала ФГП ВО ЖДТ России по ЗСЖД И.В. Кочкиным 30.08.2022г., размещенной на информационной площадке https://zakupki.gov.ru/ в редакции указанной выше, противоречит нормам действующего законодательства РФ.

Кроме того, ООО «СБК» просит учесть тот факт, что 02.02.2022 г. Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», в лице филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Западно-Сибирской железной дороге было привлечено УФАС по Новосибирской области к ответственности за аналогичное нарушение норм действующего законодательства РФ по извещению № 32211045699, размещенному на сайте https://zakupki.gov.ru/ 19.01.2022 г.

ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» представило следующие возражения на жалобу.

30.08.2022 года на сайте https:zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32211654162 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по капитальному ремонту автомобилей с заменой запасных частей для нужд Новосибирского отряда ФГП ВО ЖДТ России на ЗСЖД в соответствии с Законом о закупках, а также Положением «О порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», утвержденным Приказом ФГП ВО ЖДТ России от «29» июня 2021 г. № К-10/184.

В извещении о проведении закупки на электронной площадке «РТС-тендер» в разделе «Список лотов» отображены сведения о начальной (максимальной) цене договора с учетом НДС 20%.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора содержатся в документации об электронном аукционе: в п. 3 Раздела I «Общие положения», в п. 8 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона», а также в Разделе IV «Обоснование начальной (максимальной) цены Договора».

Согласно п. 9 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе сопоставление ценовых предложений участников закупки осуществляется по цене с учетом ставки НДС, в случае если Исполнитель не является плательщиком НДС (находится на специальном налоговом режиме) им предоставляются соответствующие подтверждающие документы, а в договоре ставка НДС не указывается.

Сопоставление ценовых предложений участников закупки осуществляется по цене без ставки НДС, ранжирование ценовых предложений осуществляется по цене без ставки НДС. В случае, если в отношении победителя закупочной процедуры применяется упрощенная система налогообложения, договор заключается по его ценовому предложению без ставки НДС.

В случае, если в отношении победителя закупочной процедуры применяется общая система налогообложения, договор заключается по ценовому предложению со ставкой НДС, в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В случае непредставления участником закупки документов, подтверждающих применение специального налогового режима, цена договора, заключаемого с таким победителем аукциона в электронной форме, будет включать НДС в размере, установленном настоящей документацией.

Оплата полной цены договора (в том числе НДС) осуществляется после выставления Исполнителем счета-фактуры (универсального передаточного документа) с выделенной в нем ставкой НДС в размере, установленном настоящей документацией (в случае, если исполнитель является плательщиком НДС). Данный абзац не применяется, в случае если реализация товара, работ, услуг НДС не облагается согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, либо поставщик (подрядчик, исполнитель) применяет упрощенную систему налогообложения.

Цена Договора является твердой и определяется на весь срок исполнения Договора и может изменяться только в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, данной документацией.

В соответствии со ст. 4 Закона о закупках и Документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В спорном аукционе данные нормы закона не были нарушены. Все требования закона соблюдены. Дискриминации со стороны Заказчика, как утверждает ООО «СБК», не предпринято и не приводит к неоднозначному толкованию и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

30.08.2022 г. на официальном интернет сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком ФГП ВО ЖДТ России было опубликовано извещение и закупочная документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по текущему ремонту автомобилей с заменой запасных частей для нужд Новосибирского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге в составе 1 лота (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 32211654162).

Дата рассмотрения первых частей заявок (по местному времени заказчика) – 09.09.2022.

Дата начала срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) –

12.09.2022.

Дата проведения сопоставления ценовых предложений (по местному времени заказчика) – 12.09.2022.

Дата рассмотрения вторых частей заявок (по местному времени заказчика) – 12.09.2022 (МСК).

Дата подведения итогов – 12.09.2022 (МСК).

Начальная (максимальная) цена договора: 361 000,00 руб.

Согласно п. 8 Раздела II «Информационная карта электронного аукциона» Документации об аукционе в электронной форме на право заключения договора «Оказание услуг по капитальному ремонту автомобилей с заменой запасных частей для нужд Новосибирского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной  дороге» (далее – Документация об аукционе), начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 361 000 (триста шестьдесят одна тысяча) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% - 60 166 (шестьдесят тысяч сто шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.

Сопоставление ценовых предложений участников закупки осуществляется по цене без ставки НДС, ранжирование ценовых предложений осуществляется по цене без ставки НДС.

Согласно п. 3 Раздела I «Общие положения» Документации об аукционе, начальная (максимальная) цена договора включает в себя все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по настоящему Договору в полном объеме и надлежащего качества, в том числе все подлежащие к уплате налоги, в том числе НДС (20%), сборы и другие обязательные платежи, а также иные расходы Исполнителя, необходимые для исполнения настоящего Договора.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком, то сумма, подлежащая уплате Исполнителю, уменьшается на размер таких налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой договора, заключаемого по результатам настоящей закупки.

При изменении (уменьшении) начальной (максимальной) цены договора в ходе аукциона, цена каждой единицы товара, работы, услуги уменьшается пропорционально уменьшению цены договора.

В случае если Исполнитель не является плательщиком НДС (находится на специальном налоговом режиме) им предоставляются соответствующие подтверждающие документы, а в договоре ставка НДС не указывается.

Сопоставление ценовых предложений участников закупки осуществляется по цене без ставки НДС, ранжирование ценовых предложений осуществляется по цене без ставки НДС.

В случае, если в отношении победителя закупочной процедуры применяется упрощенная система налогообложения, договор заключается по его ценовому предложению без ставки НДС.

В случае, если в отношении победителя закупочной процедуры применяется общая система налогообложения, договор заключается по ценовому предложению со ставкой НДС, в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно п. 3 Раздела III. «Описание предмета закупки» Документации об аукционе начальная максимальная цена договора:

- 361 000 (триста шестьдесят одна тысяча) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% 60 166 (шестьдесят тысяч сто шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.

- 300 833 (триста тысяч восемьсот тридцать три) рубля 33 копейки - без учета НДС.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и ос-новные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о ведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая ин-формацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

То есть, в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между суммами налога, полученного исходя из стоимости реализованных товаров (услуг), и суммами налога, уплаченного поставщику за данные товары (услуги).

Согласно пункту 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В силу положений пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Согласно статье 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с данным Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, при определении в извещении о закупке, документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом, содержит или нет установленная цена НДС.

Таким образом, при проведении закупки победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (если по остальным критериям предложения участников закупки совпадают).

При этом, цена договора, заключаемого по результатам закупки, устанавливается в соответствии с ценой, предложенной в заявке победителя (независимо от применяемой им системы налогообложения).

Применение порядка оценки ценового предложения участника закупки, допускающего уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть привести к созданию неравных условий, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Указанная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу А67-3010/2021, решением Арбитражного суда Омской области по делу № А46-6096/2019. Указанная позиция подтверждена Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, Определением Верховного Суда Российской Федерации № 304-ЭС20-17548.

Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах, принятых при рассмотрении дел со схожими обстоятельствами: определение Верховного суда Российской Федерации № 304-КГ16-17592 от 11.04.2017 по делу № А27-24989/2015, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2019 по делу № А75-10317/2018, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 по делу № А73-14973/2014.

Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Законом о закупках установлены принципы, устанавливающие равные условия для всех участников закупки. В свою очередь, ранжирование участников торгов по применяемой ими системе налогообложения является неправомерным, так как не находится в сфере гражданско-правовых отношений, а относится к публичной сфере деятельности.

Системное толкование приведенных положений законодательства о закупках позволяет прийти к выводу о том, что при формулировании условий конкурсной документации заказчиком должны быть сформулированы такие правила оценки  предложений, которые позволят обеспечить равенство участников гражданского оборота и единство подхода к оценке ценовых предложений.

Согласно Письму ФАС России от 22.08.2018 № АД/66562/18 «По вопросу установления требований, к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС)», заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.

В данном случае применение спорных положений закупочной документации о том, что в случае, если в отношении победителя закупочной процедуры применяется упрощенная система налогообложения, договор заключается по его ценовому предложению без ставки НДС, а в случае, если в отношении победителя закупочной процедуры применяется общая система налогообложения, договор заключается по ценовому предложению со ставкой НДС, в размере, установленном в извещении об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, фактически приводит к увеличению размера цены договора с участником закупки, использующими общую систему налогообложения. Указанное ставит участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, с которым договор будет заключен на сумму, увеличенную на сумму НДС.

Так, заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно п. 2 ст. 171 НК РФ заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.

Однако упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Таким образом, в действиях филиала ФГП ВО ЖДТ России на ЗСЖД при проведении торгов в форме аукциона на оказание услуг по текущему ремонту автомобилей с заменой запасных частей для нужд Новосибирского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге (извещение № 32211045699 на сайте https://zakupki.gov.ru/) усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СБК» (вх. №13602/22 от 05.09.2022) на действия ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» при проведении закупки в форме аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по капитальному ремонту автомобилей с заменой запасных частей для нужд Новосибирского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге (№ 32211654162) обоснованной.

2. Выдать филиалу ФГП ВО ЖДТ России на ЗСЖД предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны