Решение №054/06/31-481/2023 жалоба ООО «Глобус» на действия заказчика – ГБПОУ НСО «Новос... от 24 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-481/2023

«24» марта 2023 года                                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Глобус» на действия заказчика – ГБПОУ НСО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева» при проведении электронного аукциона № 0351100006323000019 на оказание услуг по санитарной обработке (дератизация, дезинсекция) помещений, начальная (максимальная) цена контракта 13 253,28 руб.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Глобус» с жалобой на действия заказчика – ГБПОУ НСО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева» при проведении электронного аукциона № 0351100006323000019 на оказание услуг по санитарной обработке (дератизация, дезинсекция) помещений.

Податель жалобы считает, что заказчиком в извещении о закупке неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки аттестата аккредитации с областью аккредитации, дающей право оказывать услуги по дератизации и дезинсекции (в соответствии с п.2133 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее – СанПиН 3.3686-21).

Податель жалобы считает, что из положений п.2133, п.2077 СанПиН 3.3686-21 следует, что аккредитация необходима медицинским работникам и лаборантам, занимающимся профилактикой листериоза, а также медицинским дезинфекторам, работающим исключительно в учреждениях Министерства здравоохранения.

ООО «Глобус» в своей жалобе указало, что дезинфекционная деятельность государственных и коммерческих организаций с сентября 2021 года регламентируется только Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), а также требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

Согласно положениям Постановления Правительства РФ N 852 от 01.06.2021 с сентября 2021 года дезинфекционная деятельность отсутствует в перечне видов медицинской деятельности.

Кроме того, в реестре на аккредитацию в национальной системе Росаккредитации отсутствует дезинфекционная деятельность. Кроме того, в перечне участников национальной системы аккредитации согласно Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации) отсутствуют лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью.

На основании изложенного, ООО «Глобус» считает, что заказчиком нарушены положения действующего законодательства, что ограничивает количество участников закупки.

ГБПОУ НСО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева» в своих возражениях на жалобу ООО «Глобус» сообщило следующее.

В описании объекта закупки указано, что услуги оказываются в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21.

Согласно п.2133 СанПиН 3.3686-21 установлено, что дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные профилактические мероприятия проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные для данного вида деятельности, а также граждане в помещениях, строениях и прилегающей к ним территории, находящихся в их собственности.

В соответствии с п.88 СанПиН 3.3686-21 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят, в том числе, обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими, а также контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.

Согласно п.1 требований к качеству услуг, в том числе технологии оказания услуг, методов оказания услуг, безопасности выполняемых работ (далее – требования к качеству услуг) дератизация предусматривает обследование объекта, объективную оценку, выбор тактики дератизации, контроль результатов проводимых мероприятий, формулировку предложений по защите объекта от проникновения грызунов в целях повышения эффективности дератизационных работ.

Согласно п.2 требований к качеству услуг дезинсекция включает предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью обнаружения насекомых, выявления мест их локализации и численности с применением провоцирующих средств, выбор метода и тактики борьбы с членистоногими, формулировку предложений по защите объекта от проникновения и размножения насекомых.

При этом, как следует из ч.1, ч.4 ст.42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Ссылка подателя жалобы на п.2077 СанПиН 3.3686-21 к закупке не относится, поскольку положения указанного пункта относятся к гигиеническому воспитанию и представлению населению подробной информации о сальмонеллезах, основных симптомах заболевания и мерах профилактики с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов бюллетеней, проведением индивидуальной беседы с пациентом и другие методы.

Приказом Росаккредитации от 11.02.2021 N 20 «О перечне направлений работ по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц, осуществляемых федеральным автономным учреждением «Национальный институт аккредитации» в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Приказ Росаккредитации от 11.02.2021 N 20) утвержден перечень направлений работ по добровольному подтверждению соответствия (сертификации). Вместе с тем, в рассматриваемой закупке аккредитация носит не добровольный, а обязательный характер.

Таким образом, заказчик считает довод жалобы необоснованным.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «Глобус», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчик устанавливает требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Объектом закупки является оказание услуг по санитарной обработке (дератизация, дезинсекция) помещений.

Как следует из п.1 описания объекта закупки, оказание должно осуществляться, в том числе, согласно требованиям Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также СанПиН 3.3686-21.

Согласно п.79 СанПиН 3.3686-21 дезинфекционная деятельность предусматривает организацию и осуществление работ и услуг, включающих борьбу с патогенными микроорганизмами, возбудителями инвазионных болезней, грызунами и их эктопаразитами, кровососущими членистоногими и другими насекомыми, имеющими медицинское значение, разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение, уничтожение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации, дезинсекции, дезинвазии, дератизации, отпугивания (далее - дезинфекционная деятельность), а также контроль за этими работами и услугами.

В соответствии с п.88 СанПиН 3.3686-21 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят, в том числе, обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими, а также контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.

Согласно п.1 требований к качеству услуг дератизация предусматривает, в том числе, обследование объекта, а именно, осмотр, сбор информации у персонала объекта о наличии грызунов или следов их пребывания (жилых нор, погрызов, помета) и контроль результатов проводимых мероприятий, формулировку предложений по защите объекта от проникновения грызунов в целях повышения эффективности дератизационных работ.

Согласно п.2 требований к качеству услуг дезинсекция предусматривает, в том числе, предварительное санитарно-эпидемиологическое обследование с целью обнаружения насекомых, выявления мест их локализации и численности с применением провоцирующих средств.

Согласно п.2132 СанПиН 3.3686-21 осуществление неспецифических профилактических мероприятий предусматривает своевременное проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий с обязательным контролем эффективности.

При этом, п.2133 СанПиН 3.3686-21 установлено, что дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные профилактические мероприятия проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные для данного вида деятельности, а также граждане в помещениях, строениях и прилегающей к ним территории, находящихся в их собственности.

В соответствии с ч.1 ст.42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке

Согласно ч.4 ст.42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона об аккредитации установлен перечень участников национальной системы аккредитации. Вместе с тем, в соответствии со ст.24.1 Закона об аккредитации при обращении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов по сертификации систем менеджмента, органов по сертификации персонала, органов инспекций, органов по сертификации продукции и (или) услуг, выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия, а также органов, выполняющих работы по оценке соответствия, проведению экспертиз, исследований (испытаний) и измерений в случаях, если законодательством Российской Федерации не установлено требование о наличии у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей аккредитации в национальной системе аккредитации, аккредитация таких лиц осуществляется на основании результатов проводимых подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением работ по оценке соответствия заявителей требованиям документов, на соответствие которым подается заявление об аккредитации. Заявление об аккредитации в национальной системе аккредитации в данном случае подается после получения заявителем заключения об оценке его соответствия указанным требованиям, выданного заявителю подведомственным национальному органу по аккредитации федеральным государственным учреждением.

Кроме того, Приказом Росаккредитации от 11.02.2021 N 20 утвержден перечень направлений работ по оценке соответствия заявителей, аккредитованных лиц, осуществляемых федеральным автономным учреждением «Национальный институт аккредитации» в соответствии со статьей 24.1 Закона об аккредитации по добровольному подтверждению соответствия (сертификации).

В соответствии с извещением об электронном аукционе, объектом закупки является оказание услуг по санитарной обработке (дератизация, дезинсекция) помещений. При этом, согласно положениям СанПиН 3.3686-21 дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные профилактические мероприятия проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные для данного вида деятельности, что предполагает, обязанность получения такими лицами аттестата аккредитации с областью аккредитации, дающей право оказывать услуги по дератизации и дезинсекции.

На основании вышеизложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, оказывать услуги, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, могут только лица, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, следовательно, установление в извещении о закупке требования о наличии у участников закупки аттестата аккредитации с областью аккредитации, дающей право оказывать услуги по дератизации и дезинсекции, не противоречит положениям действующего законодательства. Довод жалобы не нашел подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Глобус» на действия заказчика – ГБПОУ НСО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева» при проведении электронного аукциона № 0351100006323000019 на оказание услуг по санитарной обработке (дератизация, дезинсекция) помещений необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны