Решение б/н Решение по делу №41 в отношении администрации города Чулыма... от 7 февраля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2012г.

В полном объёме решение изготовлено 29 июня 2012г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н.П.

- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Лаптева Н.П.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 41 от 21.05.2012г., возбуждённое по результатам проведения проверки в отношении администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области по признакам нарушения администрацией города Чулыма Чулымского района Новосибирской области (ул. Трудовая, д. 1, г. Чулым, Чулымский район, Новосибирская область, 632551) и МУП «Чулым-Сервис» (ул. Мелиораторов, д. 14, г. Чулым, Чулымский район, Новосибирская область, 632551) ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии «…»., в отсутствие МУП «Чулым-Сервис», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Новосибирского УФАС России от 19.03.2012г. № 48 была проведена плановая проверка соблюдения антимонопольного законодательства администрацией города Чулыма Чулымского района Новосибирской области. По результатам проверки составлен акт от 23.04.2012г. № 05-05, в котором зафиксированы признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении соглашения от 19.07.2010 года № 3, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения.

Руководствуясь п. 5 ч. 2 ст. 39, п. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Новосибирским УФАС России в отношении администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области и   МУП «Чулым-Сервис» возбуждено дело № 41 (приказ от 21.05.2012г. № 124) по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В объяснении по существу дела администрация города Чулыма Чулымского района Новосибирской области (письмо от 07.06.2012г. № 282) сообщила следующее.

Администрация города Чулыма заключила с МУП «Чулым-Сервис» договор субсидирования № 3 от 19.07.2010г. Согласно п. 1 указанного договора администрация предоставляет предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе субсидию из бюджета города Чулыма в целях возмещения затрат, понесенных предприятием на осуществление мероприятий по подготовке к отопительному сезону: реконструкция теплосети от котельной ЦРБ, модернизация котельной ПЧ-10 и реконструкция теплосети, являющейся собственностью администрации города Чулыма. Субсидия составила 8 024 968 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1.            путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2.            без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления уполномочены создавать муниципальные предприятия и учреждения.

МУП «Чулым-Сервис», как юридическое лицо, образовано по решению учредителя-администрации города Чулыма в форме муниципального унитарного предприятия. Уставом предприятия, утвержденным администрацией горда Чулыма, закреплены коммерческая и социальная цели его создания, а также основные задачи, среди которых указано на осуществление деятельности, связанной с возможностью получения субсидий по подготовке к отопительному сезону и иные виды деятельности не запрещенные законом (п. 2.2. раздела 2 Устава).

Глава 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит общие положения о расходах бюджетов, в том числе и местных. В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляются субсидии юридическим лицам  (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Согласно п. 15 решения Совета депутатов города Чулыма от 15.12.2009г. «О бюджете муниципального образования города Чулыма на 2010 год» субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), предусмотренные настоящим решением, предоставляются в случаях, если их предоставление предусмотрено законодательством Российской Федерации, законодательством Новосибирской области и решением Совета депутатов города Чулыма. Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается администрацией города Чулыма.

В приложении № 3 «Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования города Чулыма на 2010 год» определены размеры предоставляемых субсидий. Решением сессии Совета депутатов города Чулыма от 27.05.2010г. № 15 и  от 15.07.2010г. № 30 внесены изменения по корректировке суммы предоставляемой субсидии. Постановлением главы города Чулыма от 06.11.2008г. № 313а с дополнением от 18.05.2009г. № 52 утвержден Порядок предоставления в 2010 году субсидий за счет средств бюджета города Чулыма.

В указанном Порядке на основании п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены:

1. категории юридических лиц-производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2. цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3. порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно ч. 2 Порядка субсидии из бюджета города Чулыма предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат при осуществлении деятельности, такой как строительство и (или) содержание, в том числе ремонт объектов водоснабжения и канализации, строительство и (или) содержание, в том числе ремонт объектов теплоснабжения, мероприятий по подготовке к отопительному сезону, мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно пп. 9. 10, 11 ст. 2 Порядка перечисление субсидии предприятиям осуществляется на основании договоров, заключенных с администрацией города Чулыма на текущий финансовый год на счета, открытые предприятиями. В ст. 4 Порядка закреплен порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Администрация г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области считает, что заключение договора от 19.07.2010г. № 3 в целях возмещения затрат предприятия, понесенных им в связи с осуществлением уставной деятельности по модернизации, реконструкции коммунальной инфраструктуры города Чулыма соответствует нормам действующего гражданского и бюджетного законодательства, а также принятым на территории города Чулыма муниципальным правовым актам. МУП «Чулым-сервис» был получателем субсидии из местного бюджета, а не участником размещения муниципального заказа. В силу ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации органу местного самоуправления предоставлено право на предоставление субсидий из местного бюджета на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления, что было сделано администрацией города Чулыма. Для заключения договора о субсидировании между администрацией города Чулыма и МУП «Чулым-сервис» не требовалось проведение конкурса в порядке, предусмотренном ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области подтвердили доводы, изложенные в письме от 07.06.2012г. № 282.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей ответчика, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

19.07.2010г. между администрацией города Чулыма Новосибирской области и МУП «Чулым-Сервис» заключено соглашение № 3 о предоставлении субсидии, согласно которому администрация города Чулыма Новосибирской области предоставляет МУП «Чулым-Сервис» субсидию из бюджета муниципального образования г. Чулыма в размере 8 024 968 рублей.

Согласно п. 1.2. субсидия предоставляется на проведение мероприятий по подготовке к отопительному сезону: реконструкция теплосети от котельной ЦРБ, модернизация котельной ПЧ-10 и реконструкция теплосети, являющейся собственностью г. Чулыма.

Перечисление субсидии подтверждается платежными поручениями: от 05.08.2010г. № 95, от 30.07.2010г. № 1.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ                            «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Таким образом, реконструкция и модернизация объектов системы теплоснабжения за счет бюджетных средств является муниципальными нуждами.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно ч. 1 ст. 10 вышеуказанного закона размещение муниципального заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

В нарушение ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» администрация города Чулыма решила произвести размещение заказов для муниципальных нужд без проведения торгов, путем заключения соглашения от 19.07.2010г. № 3 с МУП «Чулым-Сервис» и предоставления в соответствии с указанным соглашением субсидии указанному предприятию.

Размещение заказа для муниципальных нужд без проведения торгов приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, так как иные хозяйствующие субъекты, выполняющие подобные работы, не могли принять участие в размещении муниципального заказа.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия администрации города Чулыма (органа местного самоуправления) и МУП «Чулым-Сервис» (хозяйствующего субъекта), выразившиеся в заключении соглашения от 19.07.2010г. № 3, привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, поскольку иные хозяйствующие субъекты, выполняющие подобные работы, не могли принять участие в размещении муниципального заказа.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3   ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области и МУП «Чулым-Сервис» нарушившими ст. 16 Федерального закона   от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении соглашения от 19.07.2010 года № 3, что привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, поскольку иные хозяйствующие субъекты, выполняющие подобные работы, не могли принять участие в размещении муниципального заказа.

2. В связи с выполнением сторонами обязательств по соглашению от 19.07.2010г. № 3 предписание администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области и МУП «Чулым-Сервис» не выдавать.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

А.А. Ельчанинов

 

Н.П. Камнева

 

Н.П. Лаптева

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны