Решение №054/06/32-1173/2023 жалобу ООО «Лидер» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской... от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-1173/2023

«15» июня 2023 года                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Лидер» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003572 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Усть-Таркском районе Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 478 673 807,98 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Лидер» с жалобой на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003572 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Усть-Таркском районе Новосибирской области.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в ЕИС - 16.05.2023 г.;

2) дата окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме - 08.06.2023 г.;

3) на участие в открытом конкурсе в электронной форме подана 1 заявка от участника закупки;

4) дата рассмотрения и оценки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме - 13.06.2023 г.;

5) в результате рассмотрения и оценки заявки единственного участника закупки она была признана соответствующей требованиям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. Открытый конкурс в электронной форме в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), был признан несостоявшимся;

6) победителем открытого конкурса в электронной форме признано АО «Новосибирск АВТОДОР» с предложением о цене контракта в размере 478 500 000,00 руб.

Суть жалобы ООО «Лидер» заключается в следующем.

1) В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком установлены критерии оценки заявок участников открытого конкурса. Одним из критериев оценки заявок участников является наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, оценивается наибольшая цена исполненного участником закупки договора, сопоставимого с предметом контракта заключаемого по результатам определения исполнителя, а именно выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. Предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 144 000 000,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 478 000 000,00 руб.

Также заказчиком установлен детализирующий показатель «общее количество исполненных участником закупки договоров», по которому установлено предельное максимальное количество договоров - 5 (пять).

Податель жалобы считает, что положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение), не установлены требования к сопоставимому объему работ, выполняемых по контрактам, а также ограничения по цене принимаемых к оценке заявок контрактов.

Указанное подтверждается правовой практикой ФАС России (решение от 02.03.2022 № 22/44/93/22, решение от 22.02.2022 № 28/06/105-380/2022, решение от 16.02.2022 № 28/06/105-299/2022), судебной практикой (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 № 09АП-58637/2022 по делу № А40-81956/2022).

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения действующего законодательства.

2) Податель жалобы считает, что заказчиком в проекте контракта должен быть установлен раздел «Гарантии качества по оказанным услугам».

Кроме того, податель жалобы считает, что при проведении данной закупки имеются факты объединения субъектов или участков дорог с целью укрупнения лотов.

ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Лидер» сообщили следующее.

1. В соответствии с п.20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», рассчитывается по одной из формул, предусмотренных пп. «а» - «з» пункта 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 478 673 807,98 руб.

По детализирующему показателю п.2.1.2 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлены предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 144 000 000,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 478 000 000,00  руб.

Таким образом, вне зависимости от цены контракта, представленного к оценке по детализирующим показателям критерия, все контракты, цена которых составляет от предельного минимального значения и более предельного максимального значения будут оценены равнозначно - в 100 баллов, что не приведет к ограничению конкуренцию и обеспечит возможность выбора наилучшего предложения для заказчика.

При формировании порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком был проведен анализ рынка за 2020-2022 гг. Исходя из указанного анализа НМЦК закупок на выполнение строительно-монтажных работ на а/д Новосибирской области составляет от 75 000 000,00 руб. до 1 200 000 000,00 руб.

Заказчик считает, что данное обстоятельство подтверждает факт наличия широкого круга потенциальных участников, так как в качестве подтверждения опыта участники могут представлять контракты как на выполнение работ по содержанию, так и других видов работ (ремонт, строительство, реконструкция, капитальный ремонт).

По детализирующему показателю п.2.1.1 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлено предельное максимальное количество договоров – 5 (пять).

По мнению заказчика, общее количество исполненных участником закупки договоров – 5 является средним, установление большего количества договоров, принимаемых к оценке является нецелесообразным как с точки зрения рассмотрения поданных заявок, так и с точки зрения обеспечения конкуренции.

2) Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Таким образом, из содержания положений норм законодательства о контрактной системе, следует, что Законом о контрактной системе не установлена обязанность заказчика указания в контракте раздела с гарантийными сроками.

На основании изложенного, заказчик и уполномоченное учреждение считают, что отсутствие в проекте контракта данного раздела не нарушает положений Закона о контрактной системе.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1)           цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2)           расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)           качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4)           квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом, количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пп. «в» п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки «опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

В соответствии с п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 данного Положения, применяются детализирующие показатели.

Пунктом 28 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. «в» п. 24 данного Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. «а» данного пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 данного Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Так, согласно пп. «з» п.20 Положения предусмотрено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение (Xпредmax ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

БХi=Хi-Хminпред х 100Хmaxпред-Хminпред

 

Согласно пп. «е» п.20 Положения предусмотрено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение (Хminпред ) характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение (Хmaxпред ) характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

БХi=Хi-Хmin х 100Хmaxпредmin

 

Согласно извещению о закупке по показателю «наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта» заказчиком установлены следующие детализирующие показатели:

  • общее количество исполненных участником закупки договоров – лучшим является наибольшее значение по показателю оценки (оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя, предельное максимальное количество договоров - 5 (пять));
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров – лучшим является наибольшее значение по показателю оценки (оценивается наибольшая цена исполненного участником закупки договора, сопоставимого с предметом контракта заключаемого по результатам определения исполнителя, предельная минимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров – 144 000 000,00 руб., предельная максимальная цена одного из исполненных участником закупки договоров, установленная заказчиком – 478 000 000,00 руб.).

При этом, оценка детализирующих показателей производится по формулам, предусмотренным пп. «е», пп. «з» п.20 Положения.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что порядок оценки заявок участников, содержащийся в извещении о закупке не противоречит Положению. Установление предельного минимального, предельного максимального значений показателей в соответствии с Положением является правом заказчика, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УАФС России, заказчиком не были нарушены положения действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138, формулы оценки, предусмотренные п.20 Положения об оценке заявок на участие в закупке, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим, а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.

При этом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных п.20 Положения об оценке заявок на участие в закупке. Заказчик также вправе применить иной подход путем применения формул с установлением предельных значений, при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок.

Приведенные в жалобе ООО «Лидер» практика антимонопольного органа не может быть принята во внимание Комиссией Новосибирского УФАС России при рассмотрении данной жалобы, поскольку в указанных актах рассматривались конкретные обстоятельства иных дел.

На основании изложенного, а также принимая во внимание обоснование установления предельной максимальной и предельно минимальной цен одного из исполненных участником закупки договоров, установленных заказчиком, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

2) Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Таким образом, из содержания положений норм законодательства о контрактной системе, следует, что Законом о контрактной системе не установлена обязанность заказчика об установлении требований к гарантийным обязательствам.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что отсутствие в проекте контракта данного раздела не нарушает положений Закона о контрактной системе. Довод жалобы не нашёл подтверждения.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме ИА/35241/20 от 24.04.2020 «По вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе», в целях недопущения неправомерного формирования лота на выполнение работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог субъектов Российской Федерации заказчик должен руководствоваться следующими критериями:

1) Для I-III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей. (III - южные районы Сибири и часть Дальнего Востока (умеренная зона)).

Для субъекта Российской Федерации, численность населения, столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей.

2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что положения открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003572 соответствуют первому и второму критериям, указанным в письме ФАС России ИА/35241/20 от 24.04.2020, в связи с чем Комиссия Новосибирского УФАС России, не усматривает признаков объединения субъектов или участков дорог с целью укрупнения лота.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Лидер» на действия заказчика – ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000623003572 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Усть-Таркском районе Новосибирской области необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны