Определение №054/01/15-1033/2019 в отношении мэрии г. Новосибирска от 22 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 054/01/15-1033/2019 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ
22 января 2020 года г. Новосибирск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Новосибирским УФАС России рассмотрено обращение Прокуратуры города Новосибирска (вх. № 1659 от 26.02.2019 года) указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (далее - МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги»).
При этом установлено следующее.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 09.06.2017 года № 2667 МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» представлены в постоянное (бессрочное) пользование на следующие земельные участки, занимаемые Заельцовским кладбищем, Гусинобродским кладбищем, Клещихинским кладбищем, Инским кладбищем, Южным кладбищем, Северным кладбищем:
- с кадастровым номером 54:35:000000:3 площадью 1567950 кв. м по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, Мочищенское шоссе, 1;
- с кадастровым номером 54:35:033720:296 площадью 7235 кв. м с местоположением: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, Мочищенское шоссе;
- с кадастровым номером 54:35:015085:7 площадью 608484 кв. м по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Биатлонная, 1;
- с кадастровым номером 54:35:063640:2 площадью 364750 кв. м по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Хилокская, (9а);
- с кадастровым номером 54:35:063645:84 площадью 20531 кв. м с местоположением: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Хилокская;
- с кадастровым номером 54:35:071755:9 площадью 5797 кв. м с местоположением: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, Гусинобродское шоссе;
- с кадастровым номером 54:35:071830:11 площадью 928283 кв. м по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, Гусинобродское шоссе, 110;
- с кадастровым номером 54:35:084605:2 площадью 343714 кв. м с местоположением: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск;
- с кадастровым номером 54:35:091277:1 площадью 41730 кв. м с местоположением: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск;
- с кадастровым номером 54:35:091285:3 площадью 145257 кв. м с местоположением: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск;
- с кадастровым номером 54:35:111020:1 площадью 212768 кв. м с местоположением: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск.
Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специальной службы Федеральным законом от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не предусмотрена.
Также нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» свидетельствуют о том, что гарантии, связанные с погребением умерших, в частности обязанности по осуществлению погребения умерших, возложенные на специализированные службы, не исключают возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
В этой связи предоставление МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» в пользование земель кладбищ обеспечивает ему преимущественные условия деятельности и создает угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 года № 17206/10, от 23.09.2008 года № 12027/07, Постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 года № 15АП-9732/2012, Постановлением Президиума Арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.2008 года № 12027/07, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2016 года № Ф04-3126/2016 по делу № А45-24000/2015.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом, исходя из положений пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, признается хозяйствующим субъектом.
МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» является хозяйствующим субъектом, что подтверждается Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.10.2018 года по делу
№ А45-23312/2017.
Таким образом, в действиях мэрии города Новосибирска по изданию Постановления от 09.06.2017 года № 2667 усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 03.06.2019 года Мэрии города Новосибирска было выдано Предупреждение № 054/01/15-1033/2019 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены Постановления от 09.06.2017 года № 2667 в срок до 28.06.2019 года. О выполнении предупреждения сообщить в Новосибирское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В связи с поступлением обращения Мэрии города Новосибирска о продлении срока исполнения Предупреждения № 054/01/15-1033/2019 от 03.06.2019 года (вх. № 4730э от 28.06.2019 года, № 6417 от 03.07.2019 года), срок исполнения указанного предупреждения был продлен до 01.01.2020 года.
Мэрия города Новосибирска не выполнила Предупреждение № 054/01/15-1033/2019 от 03.06.2019 года в установленный срок.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 10 от 21.01.2020 года о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 054/01/15-1033/2019, возбужденное в отношении Мэрии города Новосибирска (Красный проспект, д. 34, г. Новосибирск; ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846, КПП 540601001), к рассмотрению на 19 февраля 2020 года в 11.00 часов по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова 3, 9 этаж, кабинет 915.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Мэрию города Новосибирска (Красный проспект, д. 34, г. Новосибирск; ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846, КПП 540601001).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя Прокуратуру города Новосибирска (ул. Некрасова, д. 80, г. Новосибирск, 630005).
4. Ответчику по делу представить в срок до 14 февраля 2020 года объяснения по существу дела.
Явка представителей заявителя, ответчика с доверенностями на участие в рассмотрении дела и паспортами, обязательна. Регистрация участников рассмотрения дела производится за 15 минут до рассмотрения дела в кабинете 1016.