Постановление №054/04/14.31-2271/2021 МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.31-2271/2021

о назначении административного наказания

24 декабря 2021 года                                                                                         г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев протокол № 054/04/14.31-2271/2021 от 23 ноября 2021 года и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (далее – МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство») (ИНН 5403103135, юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, проезд Северный, д. 10), в присутствии представителя МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» <…>, действующего по доверенности №85 от 25.01.2021.

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 06.10.2021 по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-1092/2021 от 02.06.2021 МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» признано:

- занимающим доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов IV-V класса опасности на территории Новосибирской области, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем навязывания невыгодных условий договора, прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами, путем включения в договор на оказание услуг по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами, от 20.01.2021 требования о предоставлении доступа к системе ГЛОНАСС транспортного средства (сайт, логин, пароль) (п. 3.1.1 договора).

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области из прокуратуры Новосибирской области поступили материалы обращения ИП Дмитриевского А.Е. в отношении МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (вх. № 1347э от 29.01.2021).

08.12.2020 ИП Дмитриевский А.Е. обратился в МУП «САХ» с заявкой на заключение договора на оказание услуг по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами (строительные отходы) на 2021 год.

Письмом от 11.01.2021 (вх. № 19 от 11.01.2021) ИП Дмитриевский А.Е. обратился в МУП «САХ» с просьбой изложить в письменной форме причину отказа от заключения договора на 2021 год.

Согласно письму исх. № 36 от 14.01.2021 МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» принято решение о включении в договоры положений об обязательном оснащении транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС). Так как заявленные ИП Дмитриевским А.Е. транспортные средства не оборудованы системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС) и не представлено объективных причин невозможности оснащения всех или части транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС), указанное является основанием для отказа от заключения договора оказания услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.

20.01.2021 между МУП «САХ» и ИП Дмитриевским А.Е. был заключен договор на размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным, №0284/ПН-21 и договор на размещение отходов строительства и ремонта, не относящихся к твердым коммунальным № 0285/ПС-21.

21.01.2021 ИП Дмитриевский А.Е. направил в адрес МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» возражения в отношении незаконных требований по обязательному предоставлению доступа к навигационному оборудованию, также данное письмо содержит повторную просьбу о заключении договора на оказание услуг на размещение отходов на 2021 год.

Таким образом, МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» отказало ИП Дмитриевскому А.Е. в заключении договора на оказание услуг по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами по причине невыполнения заявителем условия по оснащению транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС).

Статьей 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к транспортированию отходов.

Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

- наличие паспорта отходов;

- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Положения статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержат требования оснащения транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС).

Кроме того, Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно условиям договора № 0284/ПН-21 на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным от 20.01.2021, предметом данного договора является следующее: исполнитель обязуется принять и оказать услуги по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами, относящихся к IV-V классу опасности (далее – отходы), на основании лицензии № 054 00173/П от 10 мая 2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, на объект размещения отходов в объеме, определенном в настоящим Договоре за обусловленную Договором цену, а Заказчик оплачивает эти услуги в соответствии с условиями Договора.

Вместе с тем, ИП Дмитриевским А.Е. представлены документы (договор № 797/19 от 24.12.2019, договор имущественного найма с передачей оборудования № 262/21 от 14.01.2021, счета на оплату аренды оборудования), свидетельствующие о расходах на аренду оборудования для оснащения транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС): счет на оплату № 20 от 15.01.2021; счет на оплату № 119 от 29.01.2021; счет на оплату № 142 от 03.02.201; счет на оплату № 367 от 03.03.2021; счет на оплату № 438 от 16.03.2021.

Таким образом, оснащение транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС), как обязательного условия для заключения договора с МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», повлекло для ИП Дмитриевского А.Е. дополнительные затраты. При этом, данное требование для отходов IV-V класса опасности, не являющихся твердыми коммунальными отходами, не предусмотрено действующим законодательством. Следовательно, указанные действия МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» можно расценить, как навязывание невыгодных для заявителя условий договора, прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Новосибирским УФАС России были направлены запросы в адрес МУП «Спецавтохозяйство» г. Бердск, ООО «Прогресс», ФГБУ «Жилищно-коммунальное управление Новосибирского научного центра» о представлении информации включают ли указанные хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по размещению отходов IV-V классов опасности на территории Новосибирской области, в договоры на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, условия о необходимости оснащения  транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Согласно представленным ответам данные хозяйствующие субъекты требования о необходимости оснащения транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в договоры на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, не включают.

Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» статья 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» устанавливает полномочия антимонопольных органов по выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По смыслу взаимосвязанных положений частей 1 и 4 статьи 39.1, пункта 7 части 9 статьи 44 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» предупреждение должно содержать предварительную оценку действий (бездействия) лица на предмет наличия в них нарушения антимонопольного законодательства и представлять возможность лицу самостоятельно устранить допущенные нарушения, если таковые имели место в действительности.

ИП Дмитриевский А.Е. в своем обращении, поступившем в антимонопольный орган, просил обязать МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» исключить из договора на оказание услуг по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами, требование о предоставлении доступа к системе ГЛОНАСС транспортного средства (сайт, логин, пароль) (п. 3.1.1 договора).

Из представленной переписки следует, что МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» более месяца с момента заявки не заключало договор с ИП Дмитриевским А.Е., письмом № 36 от 14.01.2021 отказало заявителю в заключении договора по причине необорудования предпринимателем заявленных транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС), и не представления объективных причин невозможности оснащения всех или части транспортных средств системой спутниковой навигации (ГЛОНАСС). Таким образом, ИП Дмитриевский А.Е. был вынужден вступить в договорные отношения на указанных МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» условиях. После заключения договора МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» не исключило указанные условия, несмотря на соответствующее обращение заявителя. Данные действия МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» содержат признаки навязывания невыгодных условий договора, прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно Аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, установлены признаки наличия доминирующего положения МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» на рынке услуг по размещению отходов IV-V класса опасности на территории Новосибирской области.

Согласно частям 1, 2 статьи 39.1. Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Новосибирским УФАС России в адрес МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» 27.04.2021 было выдано предупреждение.

Заказным письмом от 27.04.2021 г. исх. № 02-5592 МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» было направлено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 27.04.2021 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем исключения из договора на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным, от 20.01.2021 условия, указанного в п. 3.1.1 договора, посредством направления в адрес ИП Дмитриевского А.Е. дополнительного  соглашения в срок до 20.05.2021г.

МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 27.04.2021 не исполнено, в установленный срок дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по размещению отходов, не относящихся к твердым коммунальным, от 20.01.2021 МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» в адрес ИП Дмитриевского А.Е. не направлено.

Таким образом, действия МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов IV-V класса опасности на территории  Новосибирской области, по навязыванию невыгодных условий договора, прямо не предусмотренных нормативно-правовыми актами, путем включения в договор на оказание услуг по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами, от 20.01.2021 требования о предоставлении доступа к системе ГЛОНАСС транспортного средства (сайт, логин, пароль) (п. 3.1.1 договора), нарушают п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность юридического лица за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» за нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения нарушения – 630088, г. Новосибирск, проезд Северный, д. 10.

Время совершения правонарушения – 14.01.2021 (письмо МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» исх. №36), 20.01.2021.

При составлении протокола об административном правонарушении представитель МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» пояснил следующее.

В настоящее время решение от 06.10.2021 по делу № 054/01/10-1092/2021 является предметом рассмотрения в Арбитражном суде Новосибирской области. На сегодняшний день указанное решение не вступило в законную силу. Иные пояснения будут даны в рамках рассмотрения настоящего дела.

На рассмотрении дела об административном правонарушении № 054/04/14.31-2271/2021 заявителем были представлены следующие пояснения.

Решением от 22.09.2021 Комиссией Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) рассмотрено дело № 054/01/10-1092/2021.

Согласно указанному решению МУП «САХ» признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов IV-V класса опасности на территории Новосибирской области.

Указанное решение на сегодняшний день не вступило в законную силу, является предметом рассмотрения Арбитражного суда Новосибирской области (дело № А45-29394/2021).

Согласно аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России (далее - Отчет), установлены признаки наличия доминирующего положения МУП «САХ» на рынке услуг по размещению отходов IV-V классов опасности на территории Новосибирской области.

Указанный отчет подготовлен на основании сведений, представленных Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области о количестве принимаемых для размещения на объекты размещения отходов (далее - ОРО) твердых коммунальных отходов (ТКО) в 2020 году.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее ФЗ № 89).

При этом в Отчете отсутствуют сведения об объемах каждого из хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по размещению отходов IV-V классов опасности о том, какой объем был принят на ОРО отходов, не относящихся к твердым коммунальным.

Согласно разъяснениям Росприроднадзора от 06.12.2017 №АА-10-04-36/26733, к ТКО относятся все виды отходов подтипа «Отходы коммунальные твердые» (код 731 000 00 00 0), а также другие отходы типа «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

При подготовке Отчета Комиссией не были запрошены, а также самостоятельно не собраны сведения об отходах, принимаемых к размещению каждым хозяйствующим субъектом, указанном в Отчете.

Как отмечено в Отчете, на территории Новосибирской области функционирует 21 объект размещения отходов IV-V классов опасности, из которых 2 находятся во владении МУП «САХ»:

1. Новосибирская обл., Новосибирский p-он, МО Верх-Тулинский с/с ул. Малыгина, 23/2 (полигон «Левобережный») на основании Приказа Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 10.02.2015 г. № 114-од

2. г. Новосибирск, ул. Профилактическая. 73 (полигон «Гусинобродский») на основании Государственного акта на право пользования землей от 23.03.1967.

Указанные ОРО находятся в непосредственной близости к г. Новосибирску и Новосибирскому району.

Согласно информации размещенной на сайте Правительства Новосибирской области, по состоянию на 01.01.2021 г. на территории Новосибирской области проживает 2 785 836 (два миллиона семьсот восемьдесят пять тысяч восемьсот тридцать шесть) человек, из которых в г. Новосибирске проживает - 1 620 162 (один миллион шестьсот двадцать тысяч сто шестьдесят два) человека, в Новосибирском районе - 147 850 (сто сорок семь тысяч восемьсот пятьдесят) человек, что составляет примерно 61 % от общей численности населения области.

Помимо полигона «Левобережный» и полигона «Гусинобродский» в непосредственной близости к Новосибирску и Новосибирскому району расположены ОРО принадлежащий ФГ'БУ «ЖКУ ННЦ», расположенный: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет. Географические координаты: 54.890933264187; 83.15491195786.

Указанный выше ОРО является наиболее удобным для размещения отходов, поступающих с территории Советского района г. Новосибирска, а также той части Новосибирского района, что находится близи указанного ОРО, в связи с мощностью, плотностью населения и хозяйствующих субъектов, на ОРО принадлежащий ФГБУ «ЖКУ ННЦ» приходится до 15% отходов, образующихся на территории г. Новосибирска и Новосибирского района.

В связи с фактическим отсутствием иных ОРО, на ОРО находящихся во владении МУП «САХ» приходится до 85% отходов, завозимых с территории г. Новосибирска и Новосибирского района.

При подготовке аналитического отчета специалистами отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России не было проведено полное и всестороннее исследование рынка размещения отходов IV-V классов опасности, в частности не учтена плотность населения, плотность хозяйствующих субъектов на той или иной территории Новосибирской области.

Следствием указанной ошибки явился тот факт, что МУП «САХ» признано занимающим доминирующее положение на рынке по размещению отходов IV-V классов опасности на территории Новосибирской области.

Деятельность по обращению с отходами IV-V классов опасности регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Согласно ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

- наличие паспорта отходов;

- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования отходов I-IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В силу п. 30 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке(выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Учитывая отсутствие законодательства, регулирующего отношения в части транспортирования отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в силу ст. 6 Гражданского кодекса РФ, применяется аналогия закона. Действующим законодательством не установлен запрет на применение указанных норм в отношении операторов по транспортированию отходов, не относящихся к твердым коммунальным.

Таким образом, ИП Дмитриевский А.Е., являясь оператором по транспортированию отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в целях исключения размещения отходов, не указанных в договоре, транспортирования одним транспортирным средством разного вида отходов (раздельный учет по видам отходов: ТКО и не ТКО) и во исполнение требований законодательства, обязан обеспечить доступ к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации, предоставлять копии маршрутных журналов Оператору по размещению отходов для осуществления соответствующего контроля со стороны владельца объекта размещения отходов (полигона).

Комиссией был направлен запрос в ООО «Сибирь» с целью представления сведений о заключенных договорах и расходах, которые несет ИП Дмитриевский А.Е. по указанным договорам.

Между ООО «Сибирь» и ИП Дмитриевским А.Е. на период 2020-2021 года заключены два договора, сроком действия каждого на один календарный год:

  1. Договор № 797/19 от 24.12.2019 г. (далее - Договор № 797/19) — действует до 31.12.2020;
  2. Договор имущественного найма с передачей оборудования № 262/21 от 14.01.2021 г. (далее - Договор № 262/21) - действует до 31.12.2021.

Согласно п. 1.1. Договора № 797/19, по настоящему договору поставщик обязуется передать, а также произвести установку оборудования. Наименование, цена и количество работ устанавливаемого оборудования отражаются в Спецификации (приложение № 1), которая является неотъемлемой частью настоящего договора.

Согласно п.2.2. Договора № 797/19, поставка товара и последующая установка осуществляется по ценам, указанным в Приложении № 1, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора. Стоимость оказанных по настоящему договору услуг рассчитывается исходя из стоимости аренды подвижной единицы и количества подвижных единиц автомобильного транспорта на которые было установлено Оборудование на момент расчета и указанных в приложениях к настоящему Договору.

Согласно п. 3.2. Договора № 797/19, поставщик обязуется поставить и установить оборудование в срок, указанный в настоящем Договоре.

Согласно п. 3.1. (дубль) Договора № 797/19, поставщик обязуется в срок от 5 до 10 дней, в зависимости от наличия на складе указанного в спецификации товара (продукции), произвести его поставку и установку на автомобили Покупателя.

Согласно п. 3.2. (дубль) Договора № 797/19, покупатель обязуется обеспечить сбор подвижных единиц для установки оборудования специалистами Поставщика, в заранее оговоренное время и место.

Согласно п 3.3. Договора № 797/19, установка оборудования осуществляется на территории Покупателя.

Согласно п. 3.4. Договора № 797/19, покупатель обязуется обеспечить активное участие ответственных специалистов для содействия установке и калибровке оборудования, устанавливаемых на транспортных средствах Покупателя.

Согласно п.3.5. Договора № 797/19, поставщик за свой счет, обязан обеспечить прибытие его специалиста на территорию Покупателя для установки оборудования.

Согласно Приложению 1 и Приложению 2 к Договору № 797/19, ООО «Сибирь» планировало передать ИП Дмитриевскому А.Е. оборудование в количестве 10 (десяти) единиц.

Согласно Акта № 1417 от 30.04.2020 ИП Дмитриевскому А.Е. ООО «Сибирь» оказаны услуги по предоставлению в пользование 60 (шестидесяти) единиц оборудования из которых 41 единица - по цене 600 руб./ед., что соответствует условиям Договора № 797/19, и 19 единиц - по цене 300 руб./ед.

Согласно п. 1.1. Договора № 262/21, «оборудование» - означает оборудование для спутниковых систем мониторинга и/или контроля дополнительных приборов, принадлежащее наймодателю и подлежащее Установке в рамках настоящего договора на основании Заявки.

Согласно п 4.2. Договора № 262/21, наймодатель обязан передать и установить Оборудование на Объект Абонента в течении трех рабочих дней с даты исполнения Абонентом обязательства, предусмотренного пп. 1 п. 3.2 и 3.3. договора. Оборудование считается переданным с момента подписания Сторонами Акта. В случае передачи Оборудования ранее оказания услуг по Установке, Оборудование считается переданным с момента его фактической передачи Абоненту.

Согласно Приложению № 1 к Договору № 262/21, ООО «Сибирь» планировало передать 30 (тридцать) единиц Оборудования, стоимость аренды устанавливается в размере 500 руб./ед.

Согласно имеющейся в материалах дела форме акта приема передачи и установки оборудования Стороны определили наименование и идентификационные номера Оборудования, а также абонентские номера SIM-карт, находящихся в каждой единице Оборудования.

В связи с наличием иных форм акта приема-передачи и установки оборудования, отсутствия актов приема-передачи оборудования, актов установки оборудования, демонтажа оборудования, следует, что стороны не пришли к соглашению о количестве передаваемого Оборудования, а сам договор не начал своего действия.

В материалах дела отсутствует надлежащим образом составленные акты приема- передачи оборудования, акты установки, акты демонтажа и/или переноса оборудования на иное транспортное средство.

Факты отсутствия подписанного акта приема-передачи оборудования, актов установки, демонтажа, оказания услуг по установке, калибровке оборудования дают все основания полагать, что заключенные между ИП Дмитриевским А.Е. и ООО «Сибирь» указанные выше договоры являются мнимой сделкой, а между сторонами имелись и/или имеются иные договоры, согласно которым происходят расчеты.

Представленные в адрес Новосибирского УФАС России копий платежных поручений, не имеют реквизитов договоров, по которым были произведены расчеты, имеются только ссылки на номера счетов, либо в наименовании платежа указано «оплата систем ГЛОНАСС», при этом под указанное наименование может попадать как аренда систем, их покупка, оплата задолженности за прошлые периоды, которые могут выходить за спорный период.

В рамках рассмотрения дела Комиссией МУП «САХ» были предоставлены копии договоров аренды транспортных средств, заключенных между ИП Дмитриевским А.Е. с иными контрагентами, в которых ИП Дмитриевский А.Е. выступал в качестве арендатора.

Каждый из представленных договоров аренды содержит обязанность арендодателя произвести оснащение каждого транспортного средства системой ГЛОНАСС.

Принимая во внимание изложенное, ИП Дмитриевский А.Е. фактически не несет затрат на обслуживание системы ГЛОНАСС.

Указанные доводы не могут быть приняты как обоснованные на основании следующего.

Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду (ч. 1 ст. 52 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»).

При этом, согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в случае принятия арбитражным судом заявления к производству приостанавливается только исполнение предписания антимонопольного органа до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу. Действие решение о нарушении антимонопольного законодательства в таком случае не приостанавливается, если арбитражным судом не удовлетворено заявление о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия решения.

Также в п. 10.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008 разъяснено, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу. С учетом этого следует исходить из того, что с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.12.2021г. по делу № А45-29394/2021 заявление МУП «САХ» принято к производству арбитражного суда. При этом обеспечительные меры в виде приостановления действия решения антимонопольного органа судом не принимались.

Следовательно, оснований для не рассмотрения дела об административном правонарушении у антимонопольного органа не имеется.

В отношении доводов о неправильном изучении товарного ранка следует отметить, что основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Перечень показателей, установленный п. 6.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок №220), является закрытым не подлежит расширительному толкованию. При этом, Порядком не установлены такие показатели, как плотность населения и плотность хозяйствующих субъектов на рынке.

На основании п.6.3 Порядка № 220 доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, следует, что вывод о наличии у участников товарного рынка доминирующего положения может быть сделан только по результатам установления долей хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. При этом доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Как следует из Аналитического отчета Новосибирского УФАС России, на запрос Новосибирского УФАС России о хозяйствующих субъектах, которые оказывали услуги по размещению отходов на территории Новосибирской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области представило сведения о годовой мощности принимаемых для размещения отходов (ТКО) и количестве отходов, размещенных за 2020 год (ТКО) (исх. №876-04-05-13/21 от 19.02.2021), которые отражены в таблице 2 Аналитического отчета.

Как следует из указанной таблицы, по показателям годовой мощности принимаемых для размещения отходов (ТКО) и количестве отходов, размещенных за 2020 год (ТКО), МУП «САХ» занимает долю более 50%.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке услуг по размещению отходов IV-V класса опасности будет сопоставима с долей на рынке услуг по размещению ТКО, так как указанные отходы размещаются на одних и тех же объектах размещения отходов, и ТКО также включают отходы IV-V класса опасности.

Хозяйствующие субъекты представили сведения об объемах продаж услуг по размещению отходов в натуральных показателях (тонн) за 2020 год и 1 полугодие 2021 года, которые отражены в таблице 3 Аналитического отчета.

Как следует из таблицы №3 количество размещенных отходов заявителем в 2020 году составило 72,42%, в первом полугодии- 67,25% по отношению к количеству, размещенному иными хозяйствующими субъектами.

Таким образом, по объему продаж услуг по размещения отходов МУП «САХ» занимает долю более 50%.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «г» пункта 6.2 Порядка № 220 объем рынка может определяться иным способом, не указанным в пункте 6.2 Порядка № 220.

Таким способом может являться определение объема рынка на основании баланса количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов Новосибирской области на период действия территориальной схемы, отраженного в разделе 11 Схемы.

Так, согласно разделу 11 Схемы количество размещенных на хранение и захоронение отходов составило в 2020 году 1063,2 тыс. тонн и 714,6 тыс. тонн соответственно. Следовательно, объем рассматриваемого товарного рынка, рассчитанный как сумма данных показателей, не превышает 1777,8 тыс. тонн.

МУП «САХ» сообщило, что количество отходов, размещенных за 2020 год этим предприятием, составило 855,7 тыс. тонн.

Следовательно, МУП «САХ» на рынке услуг по размещению отходов IV-V классов опасности занимает долю свыше 35%.

Таким образом, антимонопольным органом правомерно и обоснованно был сделан вывод о доминирующем положении заявителя в пределах установленных границ товарного рынка.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя, прихожу к выводам о наличии события и состава административного правонарушения. 

Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, является принятие Комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факт нарушения МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается решением комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 06.10.2021 по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-1092/2021 от 02.06.2021, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении № 054/04/14.31-2271/2021 от 23.11.2021.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с обеспечением добросовестной конкуренции.

Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо – МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство».

Применительно к субъективной стороне необходимо принимать во внимание, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

В связи с этим, в деянии МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» усматривается вина предусмотренная частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, поскольку у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Предприятием не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт нарушения подтверждается решением комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 06.10.2021 по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-1092/2021 от 02.06.2021 и материалами дела об административном правонарушении, протоколом № 054/04/14.31-2271/2021 от 23.11.2021 об административном правонарушении.

С учетом имеющихся в деле доказательств, наличие в действиях МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.

Таким образом, МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено. Оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ, за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации, составляет один год, и в настоящее время не истек.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, установленным пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, является добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Малозначительность совершенного МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» административного правонарушения не установлена. Оснований для применения положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 14.31, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и отсутствие смягчающих обстоятельств,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (ИНН 5403103135) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к МУП г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (ИНН 5403103135) меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300000 (триста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Банк получателя: Сибирское ГУ Банка России//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск.

Номер банковского счета 40102810445370000043.

Номер казначейского счета 03100643000000015100.

БИК 015004950.

ОКТМО 50701000.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России л/с: 04511127040), дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 21.01.1998, ИНН 5405116098/КПП 540501001, код БК 16111601141010031140, УИН 16100500000001240355.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.[1]

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Заместитель руководителя управления                                                       

 


[1] В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны