Решение №054/01/18.1-1836/2020 жалоба ООО «Чистая компания» (вх. № 16471э от 14.09.2020 год... от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 054/01/18.1-1836/2020

23 сентября 2020 года                                                                                            г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Чистая компания» (далее – ООО «Чистая компания») (вх. № 16471э от 14.09.2020 года) на действия заказчика Государственного автономного учреждения Новосибирской области «СШ ПО ВОЛЕЙБОЛУ» (далее – ГАУ НСО «СШ ПО ВОЛЕЙБОЛУ») при проведении конкурса в электронной форме на заключение договора на оказание услуги по уборке помещений и прилегающей территории (извещение № 32009378811 на сайте https://zakupki.gov.ru),

в отсутствие представителя ООО «Чистая компания», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

в присутствии представителя заказчика ГАУ НСО «СШ ПО ВОЛЕЙБОЛУ» – <...> (по доверенности от 18.09.2020 г.),

в присутствии представителя участника торгов ИП Юркьяна <...> – <...>(по доверенности № 1 от 26.02.2020 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ООО «Чистая компания» (вх. № 16471э от 14.09.2020 года) на действия заказчика ГАУ НСО «СШ ПО ВОЛЕЙБОЛУ» при проведении конкурса в электронной форме на заключение договора на оказание услуги по уборке помещений и прилегающей территории (извещение № 32009378811 на сайте https://zakupki.gov.ru).

 

Заявитель сообщает следующее.

Государственным автономным учреждением Новосибирской области «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО ВОЛЕЙБОЛУ» (ИНН 5407978402) 03.09.2020 г. был опубликован протокол подведения итогов конкурса (заявка в двух частях) № 32009378811.

В протоколе подведения итогов конкурса (заявка в двух частях) указанно, что победителем является ООО «СИТИКЛИНИНГ» ИНН 5407004248 с итоговым баллом             100 %.

ООО «Чистая компания», как участник закупки, полагает, что закупка проводилась с нарушениями требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и порядка осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке Заказчика. (ст. 3 п. 10 п.п. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

В п. 6.7.35. Положения о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу» указанно, что комиссия по осуществлению конкурентных закупок осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в конкурсе, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания конкурса несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе комиссия по осуществлению конкурентных закупок отклонила все такие заявки или только одна такая заявка и подавший ее участник соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией.

Критерии высокой степени посещаемости не установлены в Документации к закупке № 32009378811.

Согласно п. 17, п.2, п.п. 2.1 Документации к закупке № 3200937881 показатель: Сli «Опыт Участника закупки по успешному оказанию услуг по уборке помещений и прилегающей территории.

Оценивается опыт Участника закупки сопоставимого характера - опыт по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающей территории объектов, характеризующихся высокой степенью посещаемости (объекты спорта, культуры, медицины, образования и иные аналогичные объекты). Оценке подлежат данные за период с 01.01.2017 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки. Оценивается суммарный объем оказанных услуг, исчисляемый в рублях, без нарушения сроков и иных условий договора по вине Участника.

Порядок оценки по показателю:

Оценка в 0 баллов по показателю присваивается Участнику: не имеющему опыта оказания услуг сопоставимого характера, в том числе за требуемый период, либо в составе Заявки которого отсутствуют документы, подтверждающие опыт оказания услуг за требуемый период, либо копии договоров со всеми приложениями (с копиями актов оказанных услуг).

Максимальным признается предложение Участника, в Заявке которого представлены сведения об оказанных услугах сопоставимого характера с наибольшей суммарной стоимостью за период с 01.01.2017 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки. Подтверждается копиями договоров со всеми приложениями (с копиями актов оказанных услуг).

Оценке не подлежат контракты/договоры, услуги по которым продолжают исполняться (являются незавершенными).

Согласно, ст. 17 135-Ф3 «О защите конкуренции» антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, п. 1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещается действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции

ООО «Чистая компания» просит проверить, как Заказчик проводил оценку сведений о Квалификации участников закупки. При оценке квалификации ООО «Чистая компания» были допущены только 13 договоров на сумму 13 982 274,76 руб. из 30 договоров на сумму 95 873 712,49. ООО «Чистая компания» указывает, что все предоставленные ООО «Чистая компания» договоры характеризуются высокой степенью посещаемости и они исполнены, что подтверждено копиями актов оказанных услуг к договорам.

ООО «Чистая компания» просит обратить внимание на то, что на основании итогового протокола у ООО «СИТИКЛИНИНГ» ИНН 5407004248 суммарная стоимость таких контрактов (договоров) с 01.01.2017 г. составила 243 081 572,09 руб. ООО «Чистая компания» указывает, что у нее нет возможности проверить достоверность предоставленной информации в протоколе подведения итогов конкурса (заявка в двух частях) №           1840516/3, по участнику ООО «СИТИКЛИНИНГ» ИНН 540700424. В открытых источниках (www.rusprotile.ru) указанно, что организация ООО «СИТИКЛИНИНГ» ИНН 5407004248 являлась поставщиком в 7 государственных контрактах на сумму 4 212 822 руб.

 

Жалоба ООО «Чистая компания» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

ГАУ НСО «СШ по волейболу» представило следующие возражения по доводам жалобы.

ООО «Чистая компания» в жалобе ссылается на то, что критерии высокой степени посещаемости не установлены в Документации к закупке № 32009378811. Оценивается опыт Участника закупки сопоставимого характера – опыт по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающей территории объектов, характеризующихся высокой степенью посещаемости (объекты спорта, культуры, медицины, образования и иные аналогичные объекты).  

ГАУ НСО «СШ по волейболу» возражает относительно указанной выше жалобы ООО «Чистая компания», считает доводы жалобы необоснованными и несостоятельными  по изложенным ниже основаниям.

В нарушение пункта 4 части 6 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в жалобе не содержится указания на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также соответствующих доводов, подтверждающих наличие в действиях Заказчика обстоятельств, которые могли привести к ограничению конкуренции.

Кроме того, на момент подачи жалобы, договор с участником закупки, который был признан победителем, был подписан.

Заявитель жалобы просит провести проверку того, как Заказчик проводил оценку сведений о квалификации участников закупки. Согласно п. 6.7.42. Положения о закупках ГАУ НСО «СШ по волейболу» любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в единой информационной системе итогового протокола (протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе) вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса. В течение двух рабочих дней с даты поступления этого запроса заказчик обязан представить в письменной форме или в форме электронного документа участнику конкурса соответствующие разъяснения.

Заявитель в жалобе указывает, что при оценке его квалификации из 30 договоров на сумму 95 873 712,49 руб. к оценке были допущены 13 договоров на сумму 13 982 247,76 руб. Утверждение заявителя о том, что все предоставленные им договоры характеризуются высокой степенью посещаемости и они исполнены, что подтверждено копиями актов оказанных услуг, не соответствует действительности.

Так, к договору с ГАУ НСО «Дирекция спортивных мероприятий» на сумму 3 750 000 руб. приложены акты на сумму 3 636 260,34 руб., следовательно, договор не исполнен. К договору с ГБУЗ НСО «КРД № 6» на сумму 1 952 066,68 руб. приложены акты на сумму 1 952 066,68 руб., следовательно, договор не исполнен. Договор с МП НАС исполнен на сумму, большую чем установлено в договоре, дополнительных соглашений об увеличении стоимости не представлено. К договору с ГБУЗ НСО «ГНОКБ» 303/18 на сумму 8 087 359,41 руб. приложены акты на сумму 7 993 178,47 руб., следовательно договор не исполнен. К договорам с ГБУЗ НСО «ГНОКБ» 223/19, 27/18/223, 91/20 от 23 апр., акты не приложены.   К договору с МУП «Новосибирский метрополитен» 356 на сумму 2 246 940,00 руб. приложены акты на сумму 2 431 620,00 руб., следовательно, договор не исполнен. Договоры с МКУ Октябрьское заключены на уборку улично-дорожной сети, что не является оказанием услуг по уборке помещений и прилегающей территории аналогичных объектов. К договору с ООО «НСК Холди» на сумму 1 960 060 руб. (170 440 руб*11,5мес) приложены акты на сумму 1 809 508,25 руб., следовательно, договор не исполнен. Договоры с ООО «Хорватская пивница» заключены на комплексную уборку производственных помещений, что не является опытом оказания услуг сопоставимого характера. Договоры с ООО «Нива» заключены на уборку производственных помещений, что не является опытом оказания услуг сопоставимого характера.

Из протокола подведения итогов конкурса видно, что из представленных ООО «СИТИКЛИНИНГ» 11 договоров на сумму 465 309 523,74 руб., допущены 7, в 4 установлены следующие недостатки: Представлено 3 договора на услуги по уборке объектов, не характеризующихся высокой степенью посещаемости, 1 договор не представлен (представлены только акты).

В оценку принимались не только договоры и контакты, заключенные в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, следовательно в открытых источниках не может содержаться информация обо всех заключенных договорах.

ГАУ НСО «СШ ПО ВОЛЕЙБОЛУ» обращает внимание на то, что участником ООО «СИТИКЛИНИНГ» была предложена наиболее низкая цена, а заявителем жалобы – наиболее высокая.

На участие в обжалуемой закупке было подано 9 заявок, 5 из которых были допущены к оценке, следовательно, ограничения конкуренции в действиях Заказчика не имеется.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

05.08.2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Государственным автономным учреждением Новосибирской области «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО ВОЛЕЙБОЛУ» было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на заключение договора на оказание услуги по уборке помещений и прилегающей территории (извещение № 32009378811 на сайте https://zakupki.gov.ru).

ГАУ НСО «СШ ПО ВОЛЕЙБОЛУ» осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу» (утверждено Наблюдательным советом  Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу» (протокол заседания наблюдательного совета от «30»  июня 2020года)), Документации о проведении конкурса в электронной форме (утверждено Директором ГАУ НСО «СШ по волейболу» А.Е. Гавриловым).

Начальная (максимальная) цена договора – 8 308 214 рублей 17 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» целями регулирования настоящего Федерального закона, в частности, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к условиям оказания услуги, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

 

Согласно п. 6.7.35 Положения о закупках товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу» комиссия по осуществлению конкурентных закупок осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в конкурсе, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

Согласно ч. 16 Документации о проведении конкурса в электронной форме критериями оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются:

1) цена договора;

2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пп. 2.1 п. 2 ч. 17 Документации о проведении конкурса в электронной форме оценивается опыт Участника закупки сопоставимого характера -  опыт по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающей территории объектов, характеризующихся высокой степенью посещаемости (объекты спорта, культуры, медицины, образования и иные аналогичные объекты). 

При этом ни в Положении о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного учреждения Новосибирской области «Спортивная школа по волейболу», ни в Документации о проведении конкурса в электронной форме не определены понятия критериев «высокая посещаемость», «аналогичные объекты», «сопоставимый характер».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия новосибирского УФАС России указывает на тот факт, что отсутствие явных критериев оценки заявок может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, должно быть основано на объективной оценке фактических обстоятельств, а на субъективном мнении комиссии заказчика торгов.

Так, формулировка критерии оценки «аналогичный объект» может быть растолкована как в строгом соответствии с площадью здания (квадратные метры), так и с определенным интервалом допуска (этажность здания и т.д.).

Термин «высокая посещаемость» также не имеет четко определенной оценочной шкалы (человеко/час, плотность прохода и т.д.).

Указанное обстоятельство противоречит принципам развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, установленных в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Кроме того, отсутствие явных критериев оценки заявок может вести в заблуждение потенциальных участников закупки, что также неизбежно негативно влияет на состояние конкуренции при проведении закупки. 

Таким образом, в действиях заказчика ГАУ НСО «СШ ПО ВОЛЕЙБОЛУ» усматривается нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Чистая компания» (вх. № 16471э от 14.09.2020 года) на действия заказчика ГАУ НСО «СШ ПО ВОЛЕЙБОЛУ» при проведении конкурса в электронной форме на заключение договора на оказание услуги по уборке помещений и прилегающей территории (извещение № 32009378811 на сайте https://zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать заказчику торгов ГАУ НСО «СШ ПО ВОЛЕЙБОЛУ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса об обращении в арбитражный суд Новосибирской области.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО ВОЛЕЙБОЛУ"
ИНН 5407978402, ОГРН 1205400024477