Решение №054/06/103-1104/2020 обращение, поступившее от УФК по Новосибирской области от 18 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/103-1104/2020

 

18 июня 2020 года                                                                                                           г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

 

   
   

рассмотрев обращение, поступившее от УФК по Новосибирской области, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» (НИИФКИ),

в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение УФК по Новосибирской области о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» (далее – ФГБНУ «НИИФКИ»).

Суть обращения УФК по Новосибирской области сводится к следующему.

В результате проведенной УФК по Новосибирской области проверки были установлены следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ФГБНУ «НИИФКИ».

1. В нарушение требований, установленных ч.22 ст.22 Закона о контрактной системе, пп.«а» п.3 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее - Приказ № 871н), учреждением в 2019 году при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) по закупкам с ИКЗ 191540601076054060100100540012120000, ИКЗ 191540601076054060100100210012120000 на общую сумму 16 760 625,00 рублей не был соблюден порядок обоснования НМЦК в части неприменения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Данное нарушение подпадает под административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Протокол о совершении административного правонарушения не был составлен в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

2. В нарушение требований, установленных ч.22 ст.22 Закона о контрактной системе, пп. «а» п.3 Приказа № 871н учреждением в 2019 году при обосновании НМЦК закупок с ИКЗ 1191540601076054060100103183182120000, ИКЗ 191540601076054060100100980012120000 на общую сумму 11 364 588,32 рублей не был соблюден порядок обоснования НМЦК, в части неприменения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с превышением суммы произведенных затрат на общую сумму 716 693,52 рублей.

Кроме того, учреждением в расчете применена референтная цена и «средневзвешенная цена по РФ», которая не была зарегистрирована в ЕИС на дату осуществления расчета, а также превышала предельную отпускную цену за вторичную упаковку 51 741,32 рублей (без ОН и НДС), зарегистрированную в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Соответственно, указанная цена была справочной и не могла применяться учреждением при обосновании НМЦК.

Данное нарушение подпадает под административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст.7.29.3 КоАП РФ. Протокол о совершении административного правонарушения по закупке № 191540601076054060100100980012120000 не был составлен в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

По закупке № 1191540601076054060100103183182120000 (включена в план-график на 2019 год версии от 03.06.2020 № 50) протокол о совершении административного правонарушения будет составлен.

3. В нарушение требований, установленных ч.22 ст.22 Закона о контрактной системе, пп. «а» п.3 Приказа № 871н учреждением в 2019 году при обосновании НМЦК закупки с ИКЗ 191540601076054060100100830012120000 (извещение № 0351100021919000065) с НМЦК 3 450 000,00 рублей не соблюден порядок обоснования НМЦК в части неприменения средневзвешенной цены с превышением суммы произведенных затрат на общую сумму 219 300,00 рублей. Так, средневзвешенная цена за ЛП «Плериксафор» учреждением не рассчитывалась.

Проверочной группой проведена проверка всех заключенных учреждением контрактов (гражданско-правовых договоров) за период, предшествующий расчету, для установления средневзвешенной цены единицы планируемого к закупке ЛП и установлено, что учреждением 02.04.2018 был заключен договор № 53 поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (ЛП Плериксафор). На основании товарной накладной от 05.04.2018 № 1700 учреждением 06.04.2018 принят ЛП «Плериксафор» и оплачен платежным поручением от 11.04.2018 № 756746.

Кроме того, Договор от 02.04.2018 № 53, заключенный с ЗАО «Экофарм», содержал более низкую цену за 1 мл., которая с НДС составляла 538 450,00 рублей, что меньше минимальной цены за 1 мл., рассчитанной учреждением - 575 000,00 рублей, на 36 550,00 рублей (575 000,00 - 538 450,00), а разница в цене за 6 мл. составила 219 300,00 рублей.

Данное нарушение подпадает под административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ. Протокол о совершении административного правонарушения по закупке № 191540601076054060100100830012120000 не был составлен в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

4. В нарушение требований, установленных частями 2-6 ст.22 Закона о контрактной системе, учреждением включен в план-график на 2019 год (версия от 06 июня 2019 г. № 53) объект закупки «Система автоматического FISH-анализа и кариотипирования» (закупка № 191540601076054060100103273270000000, НМЦК 24 653 885,00 рублей), в отношении которого обоснование НМЦК не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Так, учреждением при обосновании НМЦК по указанной выше закупке с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использовано только 1 коммерческое предложение. Кроме того, согласно отметке на бланке коммерческого предложения срок его действия до 12.05.2019, в то время как закупка осуществлена учреждением 17.06.2019.

Данное нарушение подпадает под административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ. Протокол о совершении административного правонарушения будет составлен.

5. Учреждение при обосновании НМЦК на поставку ЛП в расчетах сравнивались цены за разные единицы измерения. Так, по закупке с ИКЗ 191540601076054060100100980012120000 в расчеты брались цены за вторичную упаковку (2 шприца) и цена за первичную упаковку (1 шприц), также отсутствовали номера договоров, использованных для расчета средневзвешенной цены, не указывался размер, примененной ОН и НДС.

6. Выявлено несоответствие страны происхождения ЛП (МНН Плериксафор), торговое наименование «Мозобаил», раствор для подкожного введения 20мг/мл, установленной договором от 01.04.2019 № 68 (реестровый номер контракта 1540601076019000090) – США, стране происхождения, указанной в УПД от 16.09.2019 № 25 («Россия»).

Данное обстоятельство является технической ошибкой со стороны поставщика, фактически ЛП «Мозобаил» в России не производится.

7. ФГБНУ «НИИФКИ» не была создана контрактная служба (в соответствии с данными плана-графика на 2019 год совокупный годовой объем закупок учреждения составлял 328 757 845,63 рублей), а обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществляли инициаторы закупок (в частности, заведующий аптекой).

8. По закупке с ИКЗ 191540601076054060100100210012120000 учреждением не применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) при обосновании НМЦК на ЛП (МНН Иммуноглобулин человека нормальный) с торговым наименованием «Привиджен», включенный в реестр жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а использовалась предельная отпускная цена. Ориентировочное завышение составило 32-33% относительно обоснованной НМЦК по закупке.

9. ФГБНУ «НИИФКИ» не соблюдены требования, установленные п.6 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» (далее - Правила), Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 № 870н «Об утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее - Приказ № 870н) (Приложение № 1 «Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения»), в части изменения постоянной части типовой формы контракта на поставку лекарственных препаратов по 5 договорам, заключенным в 2019 году (изменение постоянной части типового контракта).

10. Установлены признаки несоблюдения учреждением требований, установленных ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила) (редакция до изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1011), в части неверного расчета размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе, гарантийного обязательства) предусмотренных контрактом, в виде фиксированной суммы по договору № 32 (извещение № 0351100021919000020).

В пункте 11.10 договора № 32 указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных договором № 32, поставщик выплачивает заказчику штраф в размере 258 050, 00 рублей.

Вместе с тем, фиксированная в контракте сумма штрафа в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе должна быть установлена в размере 1 процент цены контракта (цена контракта – 12 902 500,00 руб.) и должна была составлять 129 025,00 рублей.

Таким образом, ФГБНУ «НИИФКИ» нарушены положения ч.8 ст.34, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ), п.4 Правил (редакция до изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1011).

По данному факту усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2. ст.7.30 КоАП РФ (утверждение документации об электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок). Между тем, истек срок давности привлечения к административной ответственности (извещение об осуществлении закупки № 0351100021919000020 размещено в ЕИС 06.02.2020).

11. Установлены признаки несоблюдения требований, установленных п.13 ч.2 и ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе, в части неразмещения ФГБНУ «НИИФКИ» документов о приемке товара в реестре контрактов (товарные накладные от 16.07.2019 № 201907160057, 17.07.2019 № 201907170051, 22.07.2019 № 201907220027) по контракту № 270 от 16.07.2019 (реестровый номер контракта 1540601076019000304).

В ходе анализа, проведенного с использованием подсистемы «Мониторинг закупок» ЕИС, между учреждением и ООО «Биотехмед» (ИНН 7729634223) выявлены признаки устойчивых связей.

Изучив информацию, размещенную в единой информационной системе, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Проверка соответствия состава контрактной службы заказчика, определение начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с положениями ст.99 Закона о контрактной системе не относится к полномочиям антимонопольного органа. На основании изложенного, обстоятельства, изложенные в пунктах 1 - 8, не подлежат рассмотрению Комиссией Новосибирского УФАС России.

По пункту 9 Комиссии Новосибирского УФАС России не представляется возможным установить в отношении каких именно контрактов УФК по Новосибирской области были выявлены нарушения.

По пункту 10 Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с положениями ч.ч.2, 3 ст.103 Закона о контрактной системе, п.п.2, 11, 12 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней заказчиком вносятся сведения о заключении контракта, информация о его исполнении, об оплате и внесении изменений, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований по контракту № 270 от 16.07.2019 (реестровый номер контракта 1540601076019000304) товарные накладные от 16.07.2019 № 201907160057 (товар принят заказчиком 19.07.2019), 17.07.2019 № 201907170051 (товар принят заказчиком 19.07.2019), 22.07.2019 № 201907220027 (товар принят заказчиком 25.07.2019) размещены в ЕИС несвоевременно – 05.08.2019 (должны быть размещены 26.07.2019 и 01.08.2019, соответственно).

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что факт нарушения законодательства о контрактной системе, изложенный в п.11, нашел свое подтверждение.

Кроме того, п.11 акта проверки УФК по Новосибирской области содержит информацию о возможном сговоре ФГБНУ «НИИФКИ» и участника закупки (ООО «Биотехмед» (ИНН 7729634223)), в связи с чем материалы дела подлежат передаче в ОБК Новосибирского УФАС России для рассмотрения по существу.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком - ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» (НИИФКИ) не были соблюдены установленные законодательством Российской Федерации о контрактной системе требования, что является нарушением положений ч.8, ч.11 ст.34, ч.4 ст.64, ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать заказчика – ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии» (НИИФКИ) нарушившим ч.8, ч.11 ст.34, ч.4 ст.64, ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе.

2. Передать материалы дела в соответствующие структурные подразделения Новосибирского УФАС России для оценки соблюдения требований антимонопольного законодательства заказчиком – ФГБНУ «НИИФКИ».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны