Решение №20 Решение по делу № 20 в отношении «ИД «Сибирь-Пресс» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

           «16» июля 2009                                                                                             г. Новосибирск

 

           Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

           Т. В. Лопаткина - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

           Ю. В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии;

           К. А. Киселев – специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии;

           В. В. Смышляев – старший специалист 1 разряда отдела анализа и взаимодействия с органами государственной власти, член Комиссии

           рассмотрев дело №20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении Общества с ограниченной ответственность. «Издательский дом «Сибирь-Пресс» (далее – ООО «ИД «Сибирь-Пресс») (юридический адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д.5, корпус А, этаж 9; адрес местонахождения: 630132, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, д.50), по факту распространения информации, содержащей признаки нарушения:

           - ст.16 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», согласно которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

В присутствии:

           заявителя Закрытое акционерное общество «Коммерсантъ» в Новосибирске» – представители: Генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ» в Новосибирске» <…> (на основании Протокола  заседания Совета директоров ЗАО «Коммерсантъ» в Новосибирске»); представитель по доверенности <…>,

           представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона «О рекламе» ООО «ИД «Сибирь-Пресс», представитель <…>, действующая по Доверенности,

УСТАНОВИЛА

           В Новосибирское УФАС России поступило заявление (вх. №1717 от 23.03.2009г.) генерального директора ЗАО «Коммерсантъ» в Новосибирске» <…>и руководителя юридической службы ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» в отношении ООО «ИД «Сибирь-Пресс» по факту размещения в газете «Континент Сибирь» №8 от 06.03.2009г. статей «Сибирский банк Сбербанка России поддержит деловую активность женщин» и «Главная задача – обеспечить качество питьевой воды» с нарушением ст.16, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе).

           Новосибирским УФАС России проведена проверка, по результатам которой установлено следующее.

           В соответствии со ст.3 закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

           В соответствии с ч. 1 ст. 28 закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

           Из анализа содержания статьи «Сибирский банк Сбербанка России поддержит деловую активность женщин» следует, что в марте 2009г. в г. Новосибирске состоялось заседание Клуба женщин-предпринимателей города Новосибирска. Сибирский банк Сбербанка России фигурирует только как место проведения встречи. В статье не указаны конкретные продукты, предлагаемые Сбербанком потребителям, указаны только некоторые виды деятельности. Данная статья привлекает внимание именно к заседанию Клуба женщин-предпринимателей и носит информативный характер. Таким образом, реклама финансовых услуг в статье отсутствует, следовательно, нарушения ч.1 ст.28 закона о рекламе не имеется.

           Темой статьи «Главная задача – обеспечить качество питьевой воды» является Всероссийская конференция производителей бутилированной воды, прошедшая в г. Новосибирске. Местом проведения конференции был завод компании «Чистая вода». В данной статье содержится, в том числе, следующая информация:

- «…завод Компании Чистая вода, построенный по международным стандартам NSF…»;

- «…Директор компании Чистая вода <…>поддержала предложение по свободному обмену опытом: «Мы работаем и намерены работать в дальнейшем в полном соответствии с международными стандартами»…»;

- «…Компания Чистая вода работает на рынке бутилированной воды с 1998 года … «Политика нашей компании в области качества включает в себя «Хорошие производственные практики», систему управления безопасностью НАССР, схему контроля качества, программу отзыва продукции, программу безопасности, а также ряд других процедур и регламентов, прямо или косвенно влияющих на качество выпускаемой продукции…Мы внедрили его (стандарт «Хорошие производственные практики») у себя и готовы поделиться опытом, так как считаем, что это единственно возможный путь производства гарантированно качественного и безопасного продукта…»;

- «…В Компании Чистая вода «Хорошие производственные практики» разрабатывались на базе рекомендаций, полученных от российских и зарубежных компаний…»;

- «…Еще одним важным документом, регламентирующим работу предприятия, является разработанная в компании система управления безопасностью НАССР…»;

- «…Это совместный проект Компании Чистая вода и департамента здравоохранения администрации Новосибирской области. В ходе него в течение четырех месяцев несколько сотен учащихся двух новосибирских школ начали получать бутилированную воду, произведенную Компанией Чистая вода…».

           Кроме того, на той же полосе, рядом со статьей «Главная задача – обеспечить качество питьевой воды» располагается рубрика «Прямая речь». В данной рубрике приведены высказывания участников конференции:

- «…Завод Компании Чистая вода является одним из лучших в Европе. Крупнейшие производители собрались в Новосибирске, чтобы посмотреть, как работает данное предприятие… Новосибирское предприятие превосходит многие западные аналоги… Сегодня в нашей стране мы видим предприятие, которое можно показать зарубежным коллегам»;

- «Компания Чистая вода является одной из крупнейших компаний в России… Выбрана самая лучшая в мире машина, обеспечен многоуровневый контроль качества…»;

- «Завод Компании Чистая вода – один из лучших заводов… Однако в Компании Чистая вода уверены, что лучше перестраховаться, но в случае возникновения опасности бракованная продукция гарантированно не попадет в сеть…»;

- «Завод Компании Чистая вода великолепен, это одно из самых привлекательных предприятий страны в плане обмена опытом… Особенности Компании Чистая вода в том, что она не работает через посредников, осуществляя только прямую доставку. А так многие хотели бы брать именно эту воду для распространения…»;

- «…Фактически все, что мы здесь увидели (на заводе Компании Чистая вода) – новый стандарт производства…»;

- «…Попадая на завод Компании Чистая вода, чувствуешь глобальность подхода…Продемонстрировано идеальное европейское производство…Установленное на заводе оборудование – техника завтрашнего дня…»;

- «…Компания Чистая вода работает по международным стандартам…Вся эта работа направлена на обеспечение 100%-ной безопасности и качества продукции…».

           Таким образом, статья и размещенная рядом рубрика «Прямая речь» привлекают внимание именно к компании «Чистая вода», к результату деятельности компании, т.е. к питьевой воде, следовательно, способствуют продвижению на соответствующем сегменте рынка самой компании «Чистая вода» и продукции, производимой данной компанией, т.е. являются рекламой.

           Из материалов проверки следует, что газета «Континент Сибирь» зарегистрирована как информационная (деловая), реклама не более 40% (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-33972 от 07.11.2008г.).

           В соответствии со ст.16 закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

           При этом статья «Главная задача – обеспечить качество питьевой воды» и рубрика «Прямая речь» не содержит пометку «реклама» или «на правах рекламы», что указывает на признаки нарушения ст.16 закона о рекламе.

           Согласно свидетельству о регистрации СМИ, а также выходным данным газеты, учредителем и издателем газеты «Континент Сибирь» является Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Сибирь-Пресс».

           Ответственность за нарушение ст.16 закона о рекламе несет рекламораспространитель, т.е. ООО «Издательский дом «Сибирь – Пресс» (ч.7 ст.38 закона о рекламе).

           В отзыве на определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе ООО «Сибирь-Пресс» заявляет, что оценка фраз, в которых упоминается компания «Чистая вода», в отрыве от всего текста может привести к неверной оценке назначения и смысла материала. Для отнесения или не отнесения статьи к категории рекламы заключение должно быть отнесено ко всему тексту в целом, а не к отдельным его элементам – заголовку, предложениям и т.д.

           Данный довод не принят Комиссией, т.к. при принятии решения об отнесении данной статьи к рекламе, проводился анализ всего текста статьи и рубрики «Прямая речь» в совокупности по содержанию, а также по способу изложения информации. В частности, при том, что в конференции участвовали несколько компаний - производителей бутилированной воды, в статье освещается деятельность только компании «Чистая вода», также и в рубрике «Прямая речь» изложены преимущества компании «Чистая вода» перед другими производителями.

           Также ООО «ИД «Сибирь-Пресс» в своем отзыве утверждает, что в статье отсутствуют все признаки рекламы, следовательно, изложенную информацию нельзя признать рекламной.

           Данный довод также не принят Комиссией по основаниям, изложенным выше.

           Также в отзыве ООО «ИД «Сибирь-Пресс» говориться о том, что рассматриваемая информация посвящена внутреннему рынку производства бутилированных вод, одним из участников которого является компания «Чистая вода», и является информационной. Следовательно, в соответствии со ст.2 Закона «О рекламе», на нее не распространяются требования данного Закона.

           Данный довод не принят Комиссией по следующим основаниям. В соответствии со ст.2 Закона «О рекламе», настоящий Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. При этом, как доказано выше, рассматриваемая информация привлекает внимание к компании «Чистая вода», к результату деятельности компании, т.е. к питьевой воде, следовательно направлена на поддержание интереса к компании и продвижение ее и производимой компанией продукции на рынке.

           Кроме того, ООО «ИД «Сибирь-Пресс» указывает на то, что в разделе «Прямая речь» приведены мнения участников конференции, их оценка и отношение к результатам конференции. Право высказывать свое мнение гарантированно Конституцией РФ.

Данный довод также не принят Комиссией Новосибирского УФАС России по следующим основаниям.

           Закон «О рекламе» применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, следовательно, регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц. Закон «О рекламе» направлен на регулирование правовых отношений по производству, размещению и распространению рекламы. Эти отношения по своей природе являются гражданско - правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, и в соответствии со статьей 2 ГК Российской Федерации должны регулироваться гражданским законодательством. Следовательно, в рассматриваемом аспекте законодательство о рекламе призвано регулировать именно те отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, которые являются предметом гражданского законодательства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (ст.3 ГК РФ).

           Кроме того, гарантия свободы мысли и слова, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию закреплено в статье 29 Конституции Российской Федерации и относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых в силу статьи 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина, в том числе связанные с получением рекламной информации, могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, осуществление гарантированного Конституцией права высказывать свое мнение должно производиться с учетом иных федеральных законов, в данном случае Закона «О рекламе».

           Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признаётся ненадлежащей (п.4 ст.3 Закона «О рекламе»). Ненадлежащая реклама не допускается.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1  статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА

           1. Признать Общество с ограниченной ответственность. «Издательский дом «Сибирь-Пресс» (юридический адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д.5, корпус А, этаж 9; адрес местонахождения: 630132, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, д.50),   нарушившим:

- ст.16 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», согласно которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации,

а статью рекламного содержания «Главная задача – обеспечить качество питьевой воды» и рекламную информацию в рубрике «Прямая речь», распространявшуюся в газете «Континент Сибирь» №8 от 06.03.2009г., ненадлежащей рекламой.

           2. Выдать Обществу с ограниченной ответственность. «Издательский дом «Сибирь-Пресс», предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

           3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение изготовлено в полном объеме «17» июля 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

           Председатель Комиссии                                                         Т. В. Лопаткина

           Члены Комиссии                                                                     Ю. В. Виногорова

                                                                                                         К. А. Киселев

                                                                                                         В. В. Смышляев

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

           «16» июля 2009                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Т. В. Лопаткина - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

Ю. В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии;

К. А. Киселев – специалист-эксперт отдела рекламы, член Комиссии;

В. В. Смышляев – старший специалист 1 разряда отдела анализа и взаимодействия с органами государственной власти, член Комиссии;

на основании своего решения от 24 июня 2009 г. по делу № 20 в отношении Общества с ограниченной ответственность. «Издательский дом «Сибирь-Пресс» (далее – ООО «ИД «Сибирь-Пресс») (юридический адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д.5, корпус А, этаж 9; адрес местонахождения: 630132, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, д.50), о признании статьи рекламного содержания ««Главная задача – обеспечить качество питьевой воды» и рубрики «Прямая речь», распространявшейся газете «Континент Сибирь» №8 от 06.03.2009г.,  распространявшейся в газете «Континент Сибирь» №8 от 06.03.2009г., ненадлежащей рекламой,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. Обществу с ограниченной ответственностю «Издательский дом «Сибирь-Пресс», юридический адрес: 630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д.5, корпус А, этаж 9; адрес местонахождения: 630132, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, д.50, в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе», а именно, не допускать распространения рекламы с нарушением:

- ст.16 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», согласно которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы», в т.ч. вышеуказанной рекламы.

2. Обществу с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Сибирь-Пресс» представить в Новосибирское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 июля 2009 г.                  

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

           Председатель Комиссии                                                                            Т. В. Лопаткина

           Члены Комиссии                                                                                        Ю. В. Виногорова

                                                                                                                            К. А. Киселев

                                                                                                                            В. В. Смышляев

Связанные организации

Связанные организации не указаны