Решение №054/06/32-1820/2020 жалоба ... на действия заказчика – ГУ - Новосибирского регио... от 15 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-1820/2020

 

15 сентября 2020 года                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу …. на действия заказчика – ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0251100003820000251 на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, начальная (максимальная) цена контракта 26 813 913 руб. 06 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратился …. с жалобой на действия заказчика – ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0251100003820000251 на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов.

Суть жалобы .. заключается в следующем.

1. В конкурсной документации по показателю «опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на пpaвe собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлено следующее требование: наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно, выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в количестве 228 шт.), исчисляемый в количестве поставленных протезов нижних конечностей (не менее 912 шт.) в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом, количество поставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 228 шт.

Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ.

Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Заказчиком установлено предельно необходимое максимальное значение показателя – 912 шт., что в четыре раза превышает количество необходимых к поставке протезов по условиям данной закупки. Данная характеристика является несопоставимым показателем к количеству протезов, требуемых заказчиком по данной закупке.

Положениями п.27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила), установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» могут быть показатели опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг только сопоставимого характера и объема.

2. В критериях оценки конкурсной документации по показателю «опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки» установлено следующее требование: наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ, а именно, выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для пострадавших на производстве и граждан льготной категории, исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.

При этом, объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 26 813 913,06 рублей, максимальное значение – 107 255 652,24 рублей, что в четыре раза превышает размер НМЦК по данной закупке.

Податель жалобы считает, что данная характеристика является несопоставимым показателем к суммарному объему выполненных работ, требуемых заказчиком в данной закупке.

Указанное требование нарушает положения п.27 Правил, согласно которому показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» могут быть показатели опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг только сопоставимого характера и объема.

Согласно письму ФАС России № 74020/20 от 27.08.2020 указанные критерии оценок заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, разработанные ФСС России (письмо № 02-09-05/07-03-3587 от 18.02.2020) для проведения открытых конкурсов в электронной форме на изготовление протезов верхних и нижних конечностей для инвалидов через региональные отделения ФСС России, ограничивают возможности отдельных участников закупок. В целях расширения круга потенциальных участников проводимых закупочных процедур и поддержания конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами на рынке по изготовлению протезов верхних и нижних конечностей для инвалидов ФАС России было направлено письмо в адрес заместителя председателя ФСС России для принятия соответствующих мер по обеспечению равного доступа к участию в торгах для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке по изготовлению протезов верхних и нижних конечностей для инвалидов.

ФСС России в письме № 02-09-05/07-03-3587 от 18.02.2020 рекомендовала устанавливать в документации о закупке всем региональным управлениям ФСС России завышенный по отношению к НМЦК предельный максимальный показатель оценки нестоимостного критерия по опыту изготовления протезов и предельной цене контракта в 3 - 5 раз, что, по мнению подателя жалобы, ограничивает количество участников закупок и противоречит п.27 Правил.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, действия заказчика в части установления предельно максимального значения по указанному показателю и суммарного объема оказанных услуг ограничивает количество участников закупки, противоречит положениям Закона о контрактной системе и п.27 Правил.

… считает, что вышеуказанное свидетельствует о том, что в открытом конкурсе в электронной форме может принять участие единственный исполнитель – ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда РФ.

ГУ - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в возражениях на жалобу …. сообщило следующее.

Согласно п.28 Правил оценка заявок по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п.10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым п.11 Правил.

Заказчиком в конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника закупки «квалификация участников конкурса в том числе, наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» со значимостью критерия - 40%. Данный критерий состоит из двух подкритериев:

1) Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема. Коэффициент значимости показателя - 0,4.

По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно, выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей), исчисляемый в количестве поставленных протезов нижних конечностей в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом, количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 228 штук.

Предельно необходимое максимальное значение показателя – 912 (девятьсот двенадцать) шт.

Таким образом, участником закупки могут быть представлены контракты, по каждому из которых были поставлены протезы в количестве от 228 штук и более. При этом, предельно максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 912 штуками.

2) Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема. Коэффициент значимости показателя - 0,6.

По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарная стоимость объема выполненных работ (а именно, выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом, объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 26 813 913,06 руб.

Предельно необходимое максимальное значение показателя – 107 255 652 (сто семь миллионов двести пятьдесят пять тысяч шестьсот пятьдесят два) руб. 24 коп.

Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа участникам закупки в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. В рассматриваемом случае закупка проводится способом – открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки заявок участников закупки, а не при подаче таких заявок.

По мнению заказчика, установленные критерии оценки не препятствуют участию подателя жалобы в конкурсе и не исключают возможности стать победителем данной закупки.

В письме ФАС России от 27.08.2020 исх. № АЦ/74020/20, на которое сослался податель жалобы, содержатся сведения о возможном ограничении участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, данный открытый конкурс в электронной форме проводится на общих условиях и не предполагает предоставления преимуществ субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, ГУ - Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации полагает, что конкурсная документация соответствует всем требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) стоимостные критерии оценки, в том числе, цена контракта;

б) нестоимостные критерии оценки:

- квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).

Конкурсная документация в разделе «Приложение 1 к информационной карте» содержит порядок и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Так, в соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе заказчиком в указанном разделе конкурсной документации установлены: стоимостной критерий оценки со значимостью – 60%, нестоимостной критерий оценки со значимостью – 40%.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчик в документации открытого конкурса в электронной форме установил такие критерии оценки заявок, как «цена контракта» и «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». По критерию «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком определены следующие показатели:

1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (оценивается объем выполненных работ, исчисляемый в количестве поставленных протезов нижних конечностей в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника).

При этом, количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 228 шт. Предельно необходимое максимальное значение показателя – 912 шт.

2. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (оценивается объем выполнения работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей, исчисляемый в рублях, по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника).

При этом, объем выполненных работ, исчисляемых в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 26 813 913,06 руб., количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 228 шт. Предельно необходимое максимальное значение показателя – 107 255 652, 24 руб.

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, указание предельно необходимого максимального значения данных показателей (количество протезов – 912 шт.; сумма цен представленных контрактов – 107 255 652, 24 руб.) не ограничивает количество участников закупки и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе, так как Правилами предусмотрено право заказчика устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение установленных характеристик, вместе с тем, указанные Правила не содержат каких-либо ограничений в части количественного выражения такой характеристики.

Более того, установление максимального значения характеристик не может приводить к ограничению количества участников закупки, так как по своему смыслу предполагает, что при подсчете баллов в качестве максимального значения будет приниматься 912 шт. вне зависимости от количества протезов по конкретному контракту, если количество протезов по такому контракту больше или равно 912 шт. Например, если каким-либо из участников закупки будет представлен контракт с количеством протезов 5 000 штук в «зачет» для подсчета баллов по показателю пойдут только 912 шт., что является более предпочтительным для мелких производителей, поскольку ограничивает возможные преимущества крупных производителей перед мелкими при подсчете баллов.

Аналогичная ситуация складывается по второму показателю данного критерия.

Таким образом, по мнению Новосибирского УФАС России, конкурсная документация в части установления данных подкритериев оценки заявок не противоречит действующему законодательству.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу … (вх. № 16193э от 08.09.2020) на действия заказчика – ГУ - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0251100003820000251 на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны