Решение №054/01/18.1-1088/2023 жалоба ИП Давыдовой … (вх. № 9604-ЭП/23 от 29.05.2023) на де... от 7 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1088/2023

07 июня 2023 года                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобу Индивидуального предпринимателя Давыдовой <...> (вх. № 9604-ЭП/23 от 29.05.2023) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук (далее – ИЯФ СО РАН) при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексной уборке и уходу за поверхностями помещений зданий ИЯФ СО РАН (извещение №32312415614),

в присутствии представителя ИЯФ СО РАН –<...>

в отсутствие Индивидуального предпринимателя Давыдовой <...>, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Давыдовой <...> (вх. № 9604-ЭП/23 от 29.05.2023) на действия ИЯФ СО РАН при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексной уборке и уходу за поверхностями помещений зданий ИЯФ СО РАН (извещение №32312415614).

Заявитель сообщает следующее.

ИЯФ СО РАН на электронной площадке msp.roseltorg.ru было размещено Извещение № 32312415614 о проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предметом закупки Оказание услуг по комплексной уборке и уходу за поверхностями помещений зданий ИЯФ СО РАН.

Поскольку данная закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», помимо требований Федерального закона, к закупке применяется положение о закупках, утвержденное ИЯФ СО РАН.

Пунктом 8 Информационной карты предусмотрено, что требования к услугам, к квалификации участников закупки, объём услуг, изложены в Техническом задании (Приложении №1 к настоящей документации), проекте Договора (Приложение № 2 к настоящей документации).

Приложением № 3 к документации установлены критерии оценок заявок Участников конкурса.

По мнению Заявителя, установленные Заказчиком критерии оценок заявок Участников конкурса не соответствуют положению о закупке ИЯФ СО РАН, а также Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», тем самым нарушают права участников закупки в связи со следующим.

1.         Одним из критериев оценок заявок Участников является требование Заказчика к наличию опыта у Исполнителя по комплексной уборке и уходу за поверхностями, который подтверждается ксерокопиями заключенных договоров.

Согласно ч. 2 ст. 4.1  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ № 223) В течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Аналогичные требования относительно размещения информации об исполненных контрактах содержатся и в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44).

Отсутствие возможности подтвердить опыт участника закупки в оказании услуг, являющихся предметом данного конкурса, путем указания на номера и (или) ИКЗ исполненных контрактов, размещенных в ЕИС, препятствуют возможности представить доказательства о наличии у Участника закупки опыта, поскольку контракты, заключаемые по результатам электронной закупки, подписываются сторонами Контракта в электронном виде, в связи с чем, представление в обязательном порядке ксерокопий договоров, которые не составляются на бумажном носителе, является незаконным.

Именно в связи с вышеуказанным обстоятельством Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» при осуществлении закупок в рамках ФЗ № 44 предусмотрена возможность подтверждения участником закупки опыта путем указания на ИКЗ закупки в реестре исполненных контрактов, размещенном в ЕИС.

2.         Конкурсной документацией также установлен критерий оценки квалификации персонала Участника закупки, работающих в штате и по основному месту работы на постоянной основе у участника открытого конкурса не менее 1 года.

Между тем, по мнению Заявителя, данный критерий также необоснованно ограничивает круг потенциальных участников данной закупки, в связи со следующим.

Конкурсной документацией не установлено требование к числу лиц, привлеченных к оказанию услуг по Договору, кроме того, в договоре отсутствует запрет на привлечение подрядных организаций к исполнению договорных обязательств, в связи с чем наличие или отсутствие в штате Исполнителя работников, не подтверждает квалификацию персонала.

При этом, в случае привлечения сотрудников в рамках иных отношений, не связанных с заключением между сотрудником и Исполнителем трудового договора, данное обстоятельство не может указывать на неоказание услуг по Договору.

Пунктом 3.1.12 Договора предусмотрено, что допуск работников Исполнителя на Объект Заказчика осуществляется по спискам, предоставляемым за 2 суток до выхода персонала Исполнителя на объект. Для соблюдения пропускного режима персонал Исполнителя обязан иметь при себе при прохождении на объект документ удостоверяющий личность. При изменении состава работников подаётся новый список.

Исходя из пункта 3.1.12, которым предусмотрена возможность изменять количество сотрудников Исполнителя на объекте, к которым не предъявляется требование относительно дачи согласия к оказанию услуг, представляемое участником закупки при формировании заявки, Заявитель полагает, что данный критерий оценок заявок Участников закупки, не подтверждает квалификацию сотрудников Исполнителя, в связи с чем подлежит исключению в текущем виде.

Так предоставление копий трудовых договоров противоречит положению п. 4.2.2 проекта договора, где предусмотрено право Подрядчика привлечь иных лиц или организации к выполнению работ в качестве субподрядчиков, что влечет за собой невозможность представления копий данных документов Заказчику.

3.         Конкурсной документацией также установлено требование к наличию у участника офиса в пределах г. Новосибирска подтвержденное документально.

При этом, данное требование не относится к предмету контракта, в связи с чем является необоснованным и подлежащим исключению из критериев оценки заявки, поскольку оказание услуг производится на объекте Заказчика, и отсутствие у Исполнителя офиса в пределах г. Новосибирска не может каким-либо образом препятствовать оказанию услуг, а также осуществлению контроля за их надлежащим оказанием.

Таким образом, установление в конкурсной документации критериев оценки заявок участников, которые не соотносятся с необходимыми Заказчику услугами, по мнению Заявителя, подлежат исключению из конкурсной документации, в связи с необоснованным ограничением количества потенциальных участников проводимого конкурса.

ИЯФ СО РАН представил следующие возражения на жалобу.

1. При подготовке конкурсной документации Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института ядерной физики им. Г.И. Будкеpа Сибирского отделения Российской академии наук от 15.04.2022 г. (далее - Положение о закупке). Критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок установлен в Приложении № 2 к Положению о закупке.

Одним из подкритериев критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса» действительно является «опыт оказания участником открытого конкурса услуг по комплексной уборке и уходу за поверхностями помещений». Как указано в Приложении №3 к конкурсной документации (критерии и порядок оценки заявок), наличие такого опыта подтверждается копиями заключенных договоров.

Довод заявителя о том, что нет возможности подтвердить квалификацию списком реестровых номеров, считаем необоснованным, в связи с тем, что в документации нет указания на то, что принимаются только договоры (контракты), заключенные на бумажном носителе, и нет никаких затруднений в том, чтобы приложить копию договора(контракта) заключенного в электронной форме.

2. Что касается подкритерия оценки «Квалификация персонала», считаем его обоснованным, поскольку наличие в штате участника работников на момент подачи заявки на участие в конкурсе безусловно свидетельствует о его способности оказать услуги надлежащего качества и в установленные сроки. Тем более, что речь идет о большом объёме услуг на трех площадках Заказчика.

Запрет на привлечение третьих лиц Заказчиком в договоре не установлен сознательно. Привлечение третьих лиц возможно в процессе исполнения, но вышеуказанный подкритерий установлен для того, чтобы подтвердить квалификацию самого участника на момент подачи заявки.

Пункт 3.1.12 в договоре дословно звучит так: «Допуск работников Исполнителя на Объект Заказчика осуществляется по спискам, предоставляемым за 2 суток до выхода персонала Исполнителя на объект. Для соблюдения пропускного режима персонал Исполнителя обязан иметь при себе при прохождении на объект документ удостоверяющий личность. При изменении состава работников подаётся новый список.»

Совершенно не обязательно, что договор, который заключается на один год, будут исполнять именно те работники, которых участник укажет в квалификационной форме, поданной в составе заявки. Этот пункт касается исполнения, за период действия договора работники могут меняться по различным причинам (увольнение, болезнь, переход на другой объект). Данный пункт прописан в связи с тем, что на всех объектах заказчика пропускной режим и обязательное ознакомление с правилами охраны труда.

3. Касаемо подкритерия «Наличие у участника офиса в пределах г. Новосибирска», считаем его вполне обоснованным. Наличие офиса и закрепленного менеджера позволяет оперативно решать вопросы, возникающие при оказании услуг по договору, особенно если победителем конкурса станет иногородний участник.

За период подачи заявок не было подано ни одного запроса о даче разъяснений положений документации.

Конкурентная процедура на данный вид услуг Заказчиком проводилась несколько раз, именно такое сочетание критериев оценки позволяет выбрать наиболее квалифицированного Исполнителя.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

24.05.2023 ИЯФ СО РАН опубликовало в ЕИС извещение № 32312415614 о проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексной уборке и уходу за поверхностями помещений зданий ИЯФ СО РАН.

Относительно условия закупочной документации о подтверждении квалификации участника или его коллектива путем предоставления ксерокопий заключенных договоров установлено следующее.

Согласно пояснениям заказчика в документации нет указания на то, что принимаются только договоры (контракты), заключенные на бумажном носителе, следовательно, участник закупки мог приложить копию договора (контракта), заключенного в электронной форме.

Участник закупки вправе направить запрос относительно допустимости подтверждения квалификации участника или его коллектива путем направления запроса заказчику.

Относительно условия закупочной документации о подтверждении квалификации участника или его коллектива путем предоставления сведений о количестве работников, согласных оказывать услуги Заказчику, работающих в штате и по основному месту работы на постоянной основе у участника открытого конкурса не менее 1 года установлено следующее.

Согласно пояснениям заказчика, наличие в штате участника работников на момент подачи заявки на участие в конкурсе свидетельствует о его способности оказать услуги надлежащего качества и в установленные сроки, поскольку по договору предусмотрен большой объём услуг на трех площадках Заказчика. Не обязательно, что договор, который заключается на один год, будут исполнять именно те работники, которых участник укажет в квалификационной форме, поданной в составе заявки. Этот пункт касается исполнения, за период действия договора работники могут меняться по различным причинам (увольнение, болезнь, переход на другой объект). Данный пункт прописан в связи с тем, что на всех объектах заказчика пропускной режим и обязательное ознакомление с правилами охраны труда.

Запрет на привлечение третьих лиц Заказчиком в договоре не установлен. Привлечение третьих лиц возможно в процессе исполнения, но вышеуказанный подкритерий установлен для того, чтобы подтвердить квалификацию самого участника на момент подачи заявки.

Критерий о наличии у участника офиса в пределах г. Новосибирска обусловлен тем, что наличие офиса и закрепленного менеджера позволяет оперативно решать вопросы, возникающие при оказании услуг по договору, особенно если победителем конкурса станет иногородний участник.

Согласно пп. 2.10 п.23 конкурсной документации участник закупки может предоставить информацию и документы о соответствии критериям оценки согласно приложению № 3 и по соответствующим формам (Приложение №4). Сведения и документы учитываются при оценке Заявки на участие в Конкурсе по критерию «Качество работ/услуг и квалификация участника». Отсутствие сведений о квалификации Участника закупки не является основанием для отклонения Заявки Участника.

Нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не устанавливают однозначный запрет на сам факт установления таких требований.

Доказательств, подтверждающих нарушение прав заявителя указанными положениями Документации, а также ограничение конкуренции, заявителем Комиссии не представлено.

Подателем жалобы не представлено обоснований и объективных доказательств невозможности участия в данной закупке.

На участие в закупке, согласно пояснениям заказчика, на момент подачи жалобы было подано 11 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Таким образом, в действиях заказчика ИЯФ СО РАН при проведении торгов в фор-ме открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексной уборке и уходу за поверхно-стями помещений зданий ИЯФ СО РАН (извещение №32312415614) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Давыдовой <...> (вх. № 9604-ЭП/23 от 29.05.2023) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексной уборке и уходу за поверхностями помещений зданий ИЯФ СО РАН (извещение №32312415614) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии     <...>

Члены Комиссии      <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны