Решение №054/01/18.1-2225/2023 в отношении АО «РЭС» от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-2225/2023

07 ноября 2023 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>;

рассмотрев посредством ВКС жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТЕРРА» (далее – ООО «ТЕРРА») (вх. № 20034/23 от 26.10.2023 года) на действия заказчика Акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее - АО «РЭС») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку контроллера (извещение № 32312844712 на сайте <...>),

в отсутствие представителя ООО «ТЕРРА», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителя АО «РЭС» - <...> (представитель по доверенности № 299/21 от 09.09.2021 г.),  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «ТЕРРА» (вх. № 20034/23 от 26.10.2023 года) на действия заказчика АО «РЭС» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку контроллера (извещение № 32312844712 на сайте <...>).

Заявитель сообщает следующее.

20.10.2023 года в 09:06 заказчиком был размещен Протокол № 214167 рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32312844712, согласно которому заявка ООО ТЕРРА с порядковым номером 1162196 была допущена к конкурсу.

24.10.2023 года в 09:46 Заказчиком был размещен Протокол № 269224 рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32312844712, согласно которому заявка ООО ТЕРРА с порядковым номером 1162196 была не допущена к конкурсу, с основанием для решения (Не соответствует требованиям согласно п. 25.2 раздела 14 (Информационная карта) документации о закупке по пункту №2 приложения №10 к документам о закупке – наименование указанного пункта: «Отсутствие просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств перед АО «РЭС» и АО «РЭМиС», возникших по вине участника закупки, в том числе у коллективного участника»).

Заявитель просит обратить внимание на то, что претензия АО «РЭМиС» № 01-1948 от 19.10.2023 года, была направлена в адрес ООО «ТЕРРА» 23.10.2023 года почтой России (идентификатор 80080589187848) и была доставлена в адрес ООО «ТЕРРА» только 25.10.2023 года.

Согласно условиям заключенного договора № РС 0423/115 от 02.05.2023 года, срок удовлетворения претензии – 6 рабочих дней со дня получения, то есть в данном случае до 02.11.2023 года. В то время как протокол о недопуске заявки ООО «ТЕРРА», составлен 24.10.2023 года.

Заявитель считает, что присвоение заявке ООО «ТЕРРА» №1162196 статуса: «не соответствует требованиям п. 25.2 раздела 14 (Информационная карта) документации о закупке» - является неправомерным и ущемляющим права ООО «ТЕРРА» как потенциального победителя.

АО «РЭС» представило следующие возражения на жалобу.

АО «РЭС» считает жалобу ООО «ТЕРРА» необоснованной ввиду следующих обстоятельств.

Заявка ООО «Терра» была обоснованно отклонена согласно п. 25.2 раздела 14 (Информационная карта) документации о закупке ввиду несоответствия требованию п. 2 Приложения № 3 («Отсутствие просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств перед АО «РЭМиС», возникших по вине участника закупки»).

1. Указанное требование установлено в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «РЭС», согласно п. 9.2.5 которого обязательным требованием к участникам закупки является, в частности, отсутствие факта просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств в соответствии с документацией о закупке.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц – заказчиков в товарах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров (статья 1).

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 г. № 11017/10 по делу № А06-6611/2009; Определения ВС РФ от 31.07.2017 г. по делу № А40-3315/2016).

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств (п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 г.).

Включение в закупочную документацию требования о подтверждении отсутствия фактов ненадлежащего исполнения ранее заключенных договоров аналогичны механизму, предусмотренному частью 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ (реестр недобросовестных поставщиков), и позволяет заказчику избежать привлечения недобросовестных контрагентов, минимизирует его риски при исполнении обязательств в сфере электроэнергетики.

Необходимо отметить, что АО «РЭС» является территориальной сетевой организацией Новосибирской области с государственным участием, которая осуществляет техническое обслуживание электрических сетей, от нормального функционирования которых зависит качество, надежность и безопасность электроснабжения потребителей Новосибирской области.

АО «РЭМиС» является дочерним обществом АО «РЭС», осуществляет строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, ремонт и пусконаладку трансформаторных подстанций, кабельных и воздушных линий электропередачи. Часто АО «РЭМиС» выполняет перечисленные работы для АО «РЭС» на основании договоров подряда.

Установление АО «РЭС» как заказчиком требования об отсутствии просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств перед АО «РЭС» и АО «РЭМиС» объективно обусловлено потребностями заказчика и спецификой его производственной деятельности.

Общество, будучи заинтересованным в надлежащем исполнении договоров (направленном в итоге на качественное и надежное электроснабжение потребителей целого региона), проявляет требуемую гражданским законодательством и законодательством об электроэнергетике должную степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

В частности, предметом данной закупки является поставка двух контроллеров КМ ЭНТЕК E2R2(G)-1 – специализированных устройств для автоматизации реклоузеров TEL 15-35 кВ, ЭТАЛОН, ретрофита, предназначенных для высокоскоростного проводного и беспроводного подключения коммерческих и промышленных объектов к сети Интернет.

Предъявление рассматриваемого требования является для заказчика принципиально важным и необходимым для надлежащего, добросовестного исполнения контрагентом взятых на себя обязательств.

Законность и обоснованность предъявления указанного требования к участникам закупки АО «РЭС» подтверждается судебной практикой.

1. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.2022 г. по делу № А75-4714/2022:

Суды, принимая во внимание наличие у заказчика (сетевой компании, закупающей электротехнические материалы») разумных ожиданий надлежащего исполнения участниками закупки принятых на себя ранее договорных обязательств, сделали обоснованный вывод о том, что установленный обществом критерий "Деловая репутация участника", при определении которого учитывается наличие фактов ненадлежащего исполнения ранее заключенных договоров не только в отношении контрактов, заключенных участником с АО "Россети Тюмень", но и с другими юридическими лицами, являются правомерным и не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.

2. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.2022 г. по делу № А75-18341/2021:

Документации о закупке АО «Россети Тюмень», закупающего трансформаторные подстанции, установлен отборочный критерий "Деловая репутация", в соответствии с которым каждый участник закупки должен предоставить декларацию о своевременном и полном исполнении договоров, ранее заключенных с заказчиком (его филиалами, дочерними и взаимозависимыми обществами) или иными юридическими лицами.

Суды установили, что закупочная документация АО "Россети Тюмень" соответствует Закону N 223-ФЗ и Положению о закупках.

Включение в закупочную документацию требования о подтверждении отсутствия фактов ненадлежащего исполнения ранее заключенных договоров аналогичны механизму, предусмотренному частью 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ (реестр недобросовестных поставщиков), и позволяет заказчику избежать привлечения недобросовестных контрагентов, минимизирует его риски при исполнении обязательств в сфере электроэнергетики.

 

2. Понятие обязательства дано в ст. 307 ГК РФ – в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (ст. 309 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить период, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в любой момент в пределах такого периода.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

При этом из указанного следует, что обязательство по уплате неустойки возникает с момента нарушения условий исполнения обязательств (вне зависимости от предъявления требования кредитором).

В ходе рассмотрения заявок было установлено, что между АО «РЭМиС» (Покупатель) и ООО «ТЕРРА» (Поставщик) был заключен договор поставки № РС 0423/115 от 02.05.2023 г., в соответствии с которым последний обязался поставить продукцию (шкафы для автоматизированной системы управления технологическим процессом Подстанции регионального значения «Залив», стоимостью более 6 млн руб.) до 15.09.2023 г. Однако продукция была поставлена в полном объеме только 16.10.2023 г. (УПД № 945 от 16.10.2023 г.).

Таким образом, документально подтверждается, что ООО «ТЕРРА» ненадлежащим образом исполнило взятое на себя обязательство, допустив существенную просрочку поставки продукции (31 день).

При этом несвоевременная поставка продукции оказывает негативное влияние на производственную деятельность АО «РЭМиС», способствует возникновению ситуаций, угрожающих срывом выполнения производственной программы, приводит к нарушению сроков сдачи объектов.

АО «РЭМиС» направило в адрес ООО «ТЕРРА» претензию № 01-1948 от 19.10.2023 г. с указанием, что последнее ненадлежащим образом исполнило свое обязательство по поставке товара и что в связи с указанным последний имеет обязательство по уплате неустойки в размере 724 676,46 руб.

В ответ 24.10.2023 г. ООО «ТЕРРА» направило в адрес АО «РЭМиС» ответ № 0473-23 с признанием факта просрочки и просьбой отозвать претензию.

Ввиду изложенного, заявка ООО «ТЕРРА» была обоснованно отклонена (независимо от даты направления/получения претензии).

Законность и обоснованность поведения АО «РЭС» при проведении закупки подтверждается судебной практикой:

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2023 г. по делу № А40-256403/22:

Требование закупочной документации о подтверждении участником закупки своей деловой репутации (отсутствия негативного опыта взаимодействия с заказчиком, которое может подтверждаться, в том числе судебными актами и претензиями) соответствует нормальной деловой практике.

Суды правомерно отметили, что отсутствие у претендента перед обществом либо организациями системы "Транснефть" неисполненных просроченных договорных обязательств позволяет судить о его квалификации и способности выполнить в конкретные сроки объем работ, предусмотренный документацией о закупке. Установление такого требования целесообразно и оправданно для выявления среди участников недобросовестных исполнителей, а также лиц, участвующих в закупках только с целью получения неосновательного обогащения, в связи с чем использование спорного критерия допуска к участию в закупке является обоснованным.

О неисполненном или ненадлежащим образом исполненном обязательстве контрагент не может не знать.

Основополагающим значением для отклонения заявки участника является наличие перед обществом либо организациями системы "Транснефть" неисполненных просроченных договорных обязательств, а не сама претензия в связи с ненадлежащим исполнением участником закупки обязательства. Претензия является только подтверждающим нарушение документом, то есть служит лишь дополнительным доказательством наличия просроченного обязательства и гарантией объективности его существования.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

11.10.2023 АО «РЭС» разместило в ЕИС извещение № 32312844712 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку контроллера (извещение № 32312844712 на сайте <...>).

Дата начала срока подачи заявок - 11.10.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 19.10.2023 14:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 24.10.2023.

Дата начала срока подачи ценовых предложений - 25.10.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 27.10.2023.

Дата подведения итогов - 01.11.2023.

19.10.2023 г. ООО «ТЕРРА» подало заявку на участие в указанной закупке, присвоен номер 1162196.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре № 32312844712 от 20.10.2023 г., заявка под номером 1162196 была допущена до участия в закупке, состав документов заявителя признан соответствующим требованиям.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32312844712 от 24.10.2023 г., заявка под номером 1162196 была не допущена до участия в закупке по причине не соответствия требованиям согласно п. 25.2 раздела 14 (Информационная карта) документации о закупке.

Согласно протоколу № 4830 подведения итогов аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 24.10.2023 г., данный аукцион признан несостоявшимся.

Согласно п. 9.2.5 ст. 9.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «РЭС» обязательным требованием к участникам закупки является отсутствие факта уклонения от заключения договора по итогам проведенной закупочной процедуры, просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств в соответствии с документацией о закупке.

Согласно п. 25.2 Информационной карты закупочной документации к оценке не допускаются участники закупки, в том числе, в несоответствия заявки участника на участие в закупке требованиям, указанным в настоящей документации о закупке, в том числе и Приложениях к ней.

Согласно п. 9.2.5 ст. 9.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «РЭС» обязательным требованием к участникам закупки является отсутствие факта укло-нения от заключения договора по итогам проведенной закупочной процедуры, просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств в соответствии с документацией о закупке.

Согласно Приложению 3 – Требования к участникам закупки, являющемся приложением к закупочной документации, одним из требований к участникам закупки является требование об отсутствии просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств перед АО "РЭС" и АО "РЭМиС", возникших по вине участника закупки, в том числе у коллективного участника закупки.

Согласно представленной информации, между АО «РЭМиС» (Покупатель) и ООО «ТЕРРА» (Поставщик) был заключен договор поставки № РС 0423/115 от 02.05.2023 г., в соответствии с которым последний обязался поставить продукцию (шкафы для автоматизированной системы управления технологическим процессом Подстанции регионального значения «Залив», стоимостью более 6 млн руб.) до 15.09.2023 г. Однако продукция была поставлена в полном объеме только 16.10.2023 г. (УПД № 945 от 16.10.2023 г.). Таким образом, документально подтверждается, что со стороны ООО «ТЕРРА» имеется ненадлежащим образом исполненное обязательство в виде существенной просрочки поставки продукции (31 день). Согласно письму ООО «Прософт Системы» от 12.09.2023 № 2023-7265, письмам ООО «Терра» от 02.10.2023 № 0419-23, от 05.10.2023 № 0425-23, от 24.10.2023 № 0473, указанная просрочка товара была обусловлена вследствие того, что оборудование МОХА является заказным, поставляется на территорию Российской Федерации по параллельному импорту.

АО «РЭМиС» направило в адрес ООО «ТЕРРА» претензию № 01-1948 от 19.10.2023 г. с указанием, что последнее ненадлежащим образом исполнило свое обязательство по поставке товара и что в связи с указанным последний имеет обязательство по уплате неустойки в размере 724 676,46 руб.

В ответ 24.10.2023 г. ООО «ТЕРРА» направило в адрес АО «РЭМиС» ответ № 0473-23 с признанием факта просрочки и просьбой отозвать претензию.

Таким образом, ООО «ТЕРРА» было известно о наличии у него перед АО «РЭМиС» просроченных неисполненных или ненадлежащим образом исполненных обязательств.

Таким образом, заявка ООО «ТЕРРА» отклонена правомерно.

Таким образом, в действиях заказчика АО «РЭС» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку контроллера (извещение № 32312844712 на сайте https://zakupki.gov.ru/) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТЕРРА» (вх. № 20034/23 от 26.10.2023 года) на действия заказчика Акционерного общества «Региональ-ные электрические сети» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку контроллера (извещение № 32312844712 на сайте <...>) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны