Постановление №054/04/14.3-2643/2023 в отношении должностного лица АО «Банк Русский Стандарт» от 8 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.3-2643/2023

о назначении административного наказания

 

«08» февраля 2024г.                                                                                              г. Новосибирск

 

<...>, рассмотрев протокол №054/04/14.3-2643/2023 от «18» декабря 2023г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении <...> Департамента реализации целевых кампаний АО «Банк Русский Стандарт» (ОГРН: 1027739210630) <...>,

в отсутствие: <...> (уведомлен надлежаще),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх.№12802-эп/23от 14.07.2023г.) о нарушении требований ч.ч.1,2 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» при распространении 14.07.2023г. рекламной информации посредством сетей электросвязи.

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено дело №054/05/18-1811/2023 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при изучении обстоятельств которого установлено следующее.

Согласно детализации оказанных услуг связи, представленной заявителем, 14.07.2023г. в 12:02 (НСК) на абонентский номер <...> поступил звонок с абонентского номера <...>. Из содержания записи телефонного разговора следует, что звонок осуществлен АО «Банк Русский Стандарт»:

<начало записи> «Банк Русский стандарт. Мы приготовили для Вас предложение до пятисот тысяч рублей по льготной ставке без дополнительных комиссий и без обязательных справок. Возможно у Вас есть планы и Вы смогли бы найти применение этой сумме. давайте расскажу подробнее. Для этого нажмите 1. Если Вам неинтересно, нажмите 9» <окончание записи>.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу требований, установленных ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В силу требований ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Как сообщается заявителем, согласия, предусмотренного ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», им какому-либо лицу не давалось.

АО «Банк Русский стандарт» предоставил следующие пояснения по существу дела №054/05/18-1811/2023.

Абонентский номер <...> выделен Банку на основании договора об оказании услуг связи №5659/20 от 05.02.2020 между АО «Банк Русский Стандарт» и АО «Авантел».

14.07.2023г. Банк в целях доведения информации до своих клиентов, выразивших соответствующее согласие, о возможности оказания услуг, а также действующих банковских продуктах, самостоятельно проводил информационную кампанию путем ручного набора телефонных номеров работниками Банка.

При осуществлении телефонного звонка 14.07.2023 на абонентский номер, владельцем которого является клиент АО «Банк Русский Стандарт», работником Банка, осуществляющим телефонный набор номера, была допущена ошибка и как следствие - ошибочно произведен звонок на номер <...>.

Банк не имел цели звонить абоненту, который не является клиентом Банка и который соответствующего согласия не давал.

В настоящее время Банком не осуществляется и впредь не планируется осуществление направления какой-либо информации, в том числе и рекламной, на абонентский номер <...>.

Изучив обстоятельства дела №054/05/18-1811/2023, Новосибирское УФАС России приходит к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что на момент осуществления 14.07.2023г. в 12:02 (НСК) звонка на абонентский номер заявителя <...> с абонентского номера <...>, АО «Банк Русский стандарт» не имело надлежащего согласия абонента на получение рекламной информации.

Следовательно, действия АО «Банк Русский стандарт» содержат нарушение ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);

финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

АО «Банк Русский Стандарт» выдана Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2289 от 19.11.2014 г., Общество является финансовой организацией, оказывает финансовые услуги.

Согласно ст.54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

Ст. 96 ГК РФ закреплено требование наличия в фирменном наименовании акционерного общества его наименования и указания на то, что общество является акционерным.

В ст. 1473 ГК РФ указано, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В пункте 24 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что в соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Вместе с тем, рассматриваемая информация не содержит фирменного наименования лица, оказывающего финансовые услуги – Акционерное общество «Банк Русский Стандарт».

Таким образом, действия АО «Банк Русский Стандарт» содержат нарушения ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований ч.1 ст.18 несет рекламораспространитель, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - как рекламораспространитель, так и рекламодатель (ч. 7 ст.38 ФЗ «О рекламе»).

Согласно ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламораспространителем и рекламодателем является Акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (ИНН: 7707056547, ОГРН: 1027739210630, Дата присвоения ОГРН: 03.10.2002, адрес регистрации: ул.Ткацкая, 36, г.Москва, 105187).

Следовательно, именно в действиях данного лица содержится нарушение ч.1 ст.18, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по делу №054/05/18-1811/2023 от 26.10.2023г. реклама, распространенная 14.07.2023г. в 12:02 (НСК) посредством телефонного звонка на абонентский номер <...> с абонентского номера <...>, следующего содержания: «Банк Русский стандарт. Мы приготовили для Вас предложение до пятисот тысяч рублей по льготной ставке без дополнительных комиссий и без обязательных справок. Возможно у Вас есть планы и Вы смогли бы найти применение этой сумме. давайте расскажу подробнее. Для этого нажмите 1. Если Вам неинтересно, нажмите 9»,

признана ненадлежащей,

а АО «Банк Русский Стандарт»  (105187, город Москва, Ткацкая улица, д.36, ОГРН: 1027739210630, Дата присвоения ОГРН: 03.10.2002, ИНН: 7707056547, КПП: 771901001) нарушившим ч.1 ст.18, ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

При составлении протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ Банк просит Административный орган учесть следующие обстоятельства.

1.         У Банка отсутствовал умысел нарушать законодательство о рекламе. Клиентами Банка являются более 29 млн. человек. В целях доведения информации-до своих Клиентов, выразивших соответствующее согласие на получение от Банка рекламы, Банк проводил информационную кампанию путем ручного набора телефонных номеров таких клиентов. Учитывая, что набор номера производился вручную работником Банка, имела место техническая ошибка.

2.         Банк предпринимает меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о рекламе, а именно; с работниками постоянно проводятся совещания, на которых работники предупреждаются о необходимости соблюдать законодательство; увеличено время отдыха работников, осуществляющих взаимодействие с клиентом (в целях исключения ошибок при наборе номера); работники, показавшие наиболее высокие результаты в работе, поощряются работодателем.

3.         Банк признает факт совершения ошибочного звонка 14.07.2023г. абоненту <...>.

4.         В настоящее время Банком не осуществляется и впредь не планируется направление на абонентский номер <...> какой-либо информации, в том числе и рекламной.

5.         Ошибочное совершение Банком телефонного звонка 14.07.2023г. на номер <...> не привело к причинению абоненту имущественного вреда и не создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей.

Дата совершения административного правонарушения – 14.07.2023г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Нарушение ч.1 ст.18, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно абз.1 ст.2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, в случае выявления нарушений в деятельности организации, являющихся объективной стороной административного правонарушения, при привлечении к ответственности должностного лица организации подлежит выяснению конкретное лицо, его совершившее, то есть лицо, на которое в организации возложена соответствующая обязанность. При этом закон не определяет, что во всех случаях привлечения к ответственности должностного лица организации таким должностным лицом будет являться руководитель, напротив ст. 2.4 КоАП РФ называет должностными лицами и других работников организации.

В примечании к ст.2.4. КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Так, в соответствии с абз.2 п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 №19, к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Материалами дела установлено, что на момент осуществления звонка (14.07.2023 г.) должностным лицом, осуществляющим руководство процессом взаимодействия с Клиентами, а также определяющим список адресатов является <...>

В соответствии с п.п. 27,28,29 должностных обязанностей Должностной инструкции <...> обязан осуществлять:

- разработку стратегии по работе с клиентами, сегментацию клиентской базы в разрезе этапов жизненного цикла клиентов, формирование предложений по внедрению новых подходов к сегментации клиентов Банка, используемой при планировании маркетинговых кампаний,- разработка портфеля маркетинговых кампаний и информационных рассылок, направленных на увеличение доходности и лояльности клиента.

- организацию, проведение кампаний кросс-продаж, маркетинговых кампаний, а также проектов лидогенерации, направленных на привлечение физических лиц к услугам Банка.

- определение/контроль определения адресатов (абонентов) получения рекламы/информационных сообщений.

То есть, совершение звонка 14.07.2023 г. абоненту <...> находится в зоне ответственности <...>

Аналогичные пояснения предоставлены в Новосибирское УФАС России <...>

Таким образом, должностным лицом, в действиях которого содержится правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является <...>

Согласно пояснениям <...> (вх.№24295/23 от 21.12.2023г.), именно он является ответственным лицом за ошибочно совершенный звонок 14.07.2023г. абоненту <...>, так как им не в полной мере был проконтролирован процесс осуществления телефонного обзвона, и как следствие, работником банка, осуществляющим телефонный набор номера, ошибочно совершен звонок не клиенту банка.

В неумышленном нарушении требований законодательства РФ о рекламе <...> раскаивается.

Следовательно, именно <...> не были предприняты все зависящие от нее меры по недопущению совершения указанного правонарушения.

Таким образом, на момент совершения вменяемого административного правонарушения, должностным лицом, ответственным за совершение административного правонарушения, являлся <...>

Именно в действиях данного должностного лица содержится правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Новосибирское УФАС России приходит к выводу о том, что в материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия законного, обоснованного и мотивированного решения по делу.

С учетом имеющихся в деле доказательств, Новосибирское УФАС России считает доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения.

Факты нарушения удостоверяются: решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 26.10.2023г. по делу №054/05/18-1811/2023 о нарушении законодательства РФ о рекламе; материалами дела №054/05/18-1811/2023 о нарушении законодательства РФ о рекламе.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи РФ 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из диспозиции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного регулирования рекламы, распространяемой по сетям электросвязи.

Объективная сторона правонарушения выражена в нарушении рекламораспространителем запрета распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, в отсутствие предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Объективная сторона правонарушения, совершенного <...>, выражается в направлении SMS-сообщения абоненту-владельцу номера <...> без предварительного согласия абонента.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо – <...>

 Применительно к субъективной стороне необходимо принимать во внимание, что с учетом предусмотренных ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины предпринимателя, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от предпринимателя не зависящих.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, совершенного <...>, характеризуется умыслом.

В соответствии с ч.1 ст.2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Доказательств принятия <...> всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

В связи с этим, в деянии <...> усматривается вина, предусмотренная ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, поскольку у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вред в административных правонарушениях, составы которых являются формальными, презюмируется самим фактом совершения деяния.

С учетом имеющихся в деле доказательств, наличие состава вменяемого административного правонарушения в действиях <...> доказано.

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Отсутствие у <...> объективной невозможности для соблюдения требований законодательства и своевременного принятия мер по устранению нарушения материалами дела не установлено.

На рассмотрение дела об административном правонарушении <...> представил пояснения, в которых вину в допущенном нарушении законодательства о рекламе признает. Обязуется впредь не совершать нарушений законодательства РФ о рекламе.

Просит назначить штраф в минимальном размере, предусмотренном ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Новосибирское УФАС России отмечает, что согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП предпосылками для снижения административного штрафа выступают: исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, и если минимальный размер административного штрафа для должностного лица составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.

Доказательства трудного финансового положения <...> не представлены.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, позволяющих применить положения ч.2.2 ст.4.1 КоАП, в рамках производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Сведения, позволяющие признать назначение наказания в виде административного штрафа излишне карательным, отсутствуют.

Таким образом, данное правонарушение не подпадает под действие ч.2.2 ст.4.1 КоАП.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, установленных ст. ст.4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь ст.ст. 14.3, 23.48, 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

                                                                                                                

  1. Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2.         Применить к <...> Департамента реализации целевых кампаний АО «Банк Русский Стандарт» (ОГРН: 1027739210630) <...> меру административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Получатель: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России л/с: 04511127040), ИНН 5405116098, КПП 540501001, Банк получателя: Сибирское ГУ Банка России//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск, Номер счета ЕКС (ЕКС - единый казначейский счет) 40102810445370000043, Номер казначейского счета: 03100643000000015100, БИК 015004950, ОКТМО 50701000, КБК 16111601141010003140, УИН: 16100500000001872801, назначение платежа: Оплата штрафа по делу об административном правонарушении №054/04/14.3-2643/2023.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Частью 5 статьи 32.2 КоАП предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП.

 

 

 

Постановление о назначении административного наказания выдано «___» ________ 2024 г.

Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу «___» ___________ 2024 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны