Решение б/н Решение по делу №83 в отношении Совета депутатов р. п. Чисто... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2011 г.                             г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 22 декабря  2011г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Ельчанинов А. А. – заместитель руководителя управления,  председатель Комиссии;

Камнева Н. П. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Рисов А. В.  – ведущий специалист- эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии, 

в отсутствие представителя Совета депутатов р. п. Чистоозёрное  рассмотрев дело    № 83    от 29.11.2011г. по признакам нарушения Советом депутатов р. п. Чистоозёрное района  Новосибирской области (ул. Ленина, д. 8, р. п. Чистоозёрное, Чистоозёрного района Новосибирской области, 632720) части 1 статьи 15  Федерального закона № 135-ФЗ  от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», (в соответствии с частью 2 статьи 45 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» Совет депутатов р. п. Чистоозёрное  уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письмом от 15.12.2011г. № 513 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя), 

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Новосибирского УФАС России № 464 от 24.10.2011г. была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Советом депутатов р. п. Чистоозёрное Новосибирской области  (акт № 05-13 от 15.11.2011г.).

В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения.

Решением Совета депутатов р. п. Чистоозёрное от 31.07.2007г. утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования рабочего посёлка Чистоозёрное (далее Положение). В соответствии пунктом 2 Положения оказание ритуальных услуг может осуществляться юридическими лицами независимо от форм их собственности либо индивидуальными предпринимателями, кроме услуг по погребению согласно гарантированному перечню, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела. Погребение и оказание услуг по погребению на территории муниципального образования рабочего посёлка Чистоозёрное осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 4 Положения).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Предоставление исключительного права на оказание услуг согласно гарантированного перечня специализированной службе по вопросам похоронного дела  создаёт преимущественные условия деятельности специализированной службе, устраняет иные хозяйствующие субъекты от оказания данного вида услуг, исключает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении Совета депутатов р. п. Чистоозёрное по признакам нарушения части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

По существу дела Совет депутатов р. п. Чистоозёрное представил следующее объяснение.

Совет депутатов р. п. Чистоозёрное согласен с нарушениями антимонопольного законодательства, установленными в ходе проведения плановой проверки инспекцией Новосибирского УФАС России. На ближайшей сессии Совета депутатов будут внесены  изменения в Положение «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования рабочего посёлка Чистоозёрное», утверждённое решением Совета депутатов от 31.07.2007г., устраняющие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального от 06.10.2003г.  N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г.  N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон о погребении) закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

 Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимися услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Закон о погребении  предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних. Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Таким образом, системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления специализированной службе исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг. Органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе. Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета, что подтверждается, в том числе  Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12027/27    от 23.09.2008г.

На момент рассмотрения дела Комиссией Новосибирского УФАС России Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования рабочего посёлка Чистоозёрное не отменено Советом депутатов р. п. Чистоозёрное и является действующим нормативным правовым актом.

Применение данного муниципального нормативного правового акта создаёт  преимущественные условия деятельности специализированной службе, устраняет иные хозяйствующие субъекты от оказания данного вида услуг, исключает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг,  что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона   от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с изложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать  Совет депутатов р. п. Чистоозёрное Новосибирской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ   от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении решением Совета депутатов р. п. Чистоозёрное от 31.07.2007г.  Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования рабочего посёлка Чистоозёрное, которое предоставляет исключительное право на оказание услуг согласно гарантированного перечня специализированной службе по вопросам похоронного дела, создаёт преимущественные условия деятельности специализированной службе, устраняет иные хозяйствующие субъекты от оказания данного вида услуг, исключает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Совету депутатов  р. п. Чистоозёрное Новосибирской области  предписания об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство. С целью устранения нарушений антимонопольного законодательства Совету депутатов р. п. Чистоозёрное необходимо внести изменения в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования рабочего посёлка Чистоозёрное,  предусматривающие оказание комплекса ритуальных услуг согласно гарантированного перечня не только специализированной службой по вопросам похоронного дела, но и иными хозяйствующими субъектами, в том числе возможность осуществления погребения  родственниками умершего за счёт собственных средств.  

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                          А. А. Ельчанинов

Члены Комиссии:                                                                                                    Н. П. Камнева

                                                                                                                             А. В. Рисов

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 73

 

          22 декабря 2011 года                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А.А. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Камнева Н. П.  – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Рисов А. В. –  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 22.12.2011г. по делу № 83 от 29.11.2011г. о нарушении Советом депутатов              р. п. Чистоозёрное района Новосибирской области (ул. Ленина, д. 8, р. п. Чистоозёрное, Чистоозёрный район,  Новосибирская область,  632720) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ  от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Совету депутатов р. п. Чистоозёрное  района Новосибирской области в срок до   01.02.2012г.  устранить нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выразившиеся в утверждении решением Совета депутатов р. п. Чистоозёрное от 31.07.2007г.  Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования рабочего посёлка Чистоозёрное, которое  предоставляет исключительное право на оказание услуг согласно гарантированного перечня специализированной службе по вопросам похоронного дела, создаёт преимущественные условия деятельности специализированной службе, устраняет иные хозяйствующие субъекты от оказания данного вида услуг, исключает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг.

2. Совету депутатов р. п. Чистоозёрное района с целью устранения нарушений антимонопольного законодательства необходимо внести изменения в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования рабочего посёлка Чистоозёрное,  предусматривающие оказание комплекса ритуальных услуг согласно гарантированного перечня не только специализированной службой по вопросам похоронного дела, но и иными хозяйствующими субъектами, в том числе в том числе возможность осуществления погребения  родственниками умершего за счёт собственных средств.  

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 08.02.2012г. с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии:                                                                                                      Н. П. Камнева

 

                                                                                                                               А. В. Рисов

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны